СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория множеств на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование пространственной организации жизни общества стимулировали появление в географической литературе таких терминов, как «антропогенный ландшафт» и «культурный ландшафт». Необходимо отметить, что ландшафты, образованные в результате воздействия антропогенного фактора, называются антропогенными, техногенными или искусственными.

Просмотр содержимого документа
«Теория множеств на уроках географии»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ В ИЗУЧЕНИИ ТЕРМИНА «КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ»


Исследование пространственной организации жизни общества стимулировали появление в географической литературе таких терминов, как «антропогенный ландшафт» и «культурный ландшафт». Необходимо отметить, что ландшафты, образованные в результате воздействия антропогенного фактора, называются антропогенными, техногенными или искусственными.

Что же касается «культурного ландшафта», то можно сказать следующее:

культурный ландшафт – это множество природных элементов географической оболочки Земли и культурный сферы, образованное в результате сочетания (пересечения) целенаправленных взаимодействий систем «человек-общество-природа».

Вопросами трактовки термина «культурный ландшафт» занимались такие ученые, как Д.В.Богданов, Ю.Г.Саушкин, Ф.Н.Мильков, Л.С.Берг и др.

Например, Л.С.Берг писал о «культурном ландшафте» так: «Другими словами, конечную цель географии составляет изучение и описание ландшафтов как природных, так и культурных. Природными ландшафтами мы называем такие, в создании которых человек не принимал участия, в отличие от культурных, в которых человек и произведения его культуры играют важную роль. Город или деревня, по нашей терминологии, суть составные части культурного ландшафта» [1; цит. по: 2, с.133].

Из вышесказанного видно, что Л.С.Берг уделял большое внимание деятельности человека и произведениям его культуры как фактору образования «культурного ландшафта». В настоящее время «культурный ландшафт» в научной литературе имеет три трактовки. Это классический или ландшафтно-географический, этнолого-географический и информационно-аксиологический подходы, научное обоснование можно увидеть в данной таблице.

Классификация подходов изучения термина «Культурный ландшафт» [С.У.]

Название подхода

Сущность трактовки

Основные представители

1

Классический или ландшафтно-географический

Культурный ландшафт - это частный случай антропогенного ландшафта, то есть комфортный, исторически адаптированный к природным условиям, целенаправленно и целесообразно сформированный антропогенный ландшафт.

В.А. Низовцев,

А.Н. Иванов,

В.А. Николаев,

Г.А. Исаченко

2

Этнолого-географический

Культурный ландшафт - это сумма, взаимодействующих подсистем, а именно природного ландшафта, систем расселения, хозяйства, сообщества языка, духовной культуры (фольклора).

В.Н.Калуцков

3

Информационно-аксиологический подходы

Культурный ландшафт- это совместные произведения человека и природы, представляющие собой сложную систему материальных и духовных ценностей, обладающие высокой степенью экологической, исторической и культурологической информативности.

Ю.А.Веден,

М.Е.Кулешов,

Р.Ф.Туровский

Следующий шаг нашей работы – это использование математического языка для выражения вышесказанных подходов в понимании термина «культурный ландшафт».

Kl∈Аl (1)*

где Kl –культурный ландшафт, Аl- антропогенный ландшафт

*формула разработана по классическому, то есть ландшафтно-географическому подходу.

Kl=ПЛ+СР+Х+СЯ+ДК (2)*

или Kl=, где Kl –культурный ландшафт, ПЛ-природный ландшафт, СР-система расселения, Х- хозяйство, СЯ- сообщество языка и ДК- духовная культура.

*формула разработана по этнолого-географическому подходу.

Kl=ПЧ∩ПП (3)*

где Kl –культурный ландшафт, ПЧ-произведения человека, ПП-произведения природы.

*формула разработана по информационно-аксиологическому подходу.

Из вышесказанного видно, что сторонники классического подхода рассматривают «культурный ландшафт» как одну из разновидностей антропогенного ландшафта. В свою очередь, антропогенный ландшафт – это видоизмененный под воздействием антропогенного фактора природно-территориальный комплекс. В настоящее время проблемным вопросом остаётся классификация антропогенных ландшафтов. Антропогенные ландшафты можно классифицировать по степени изменения, по виду человеческой деятельности и так далее. Необходимо отметить, что А.Г.Исаченко классифицировал все ландшафты по степени их изменения.

Классификация ландшафтов по степени их изменения

(Источник: А.Г.Исаченко, 1965)

Виды ландшафтов

Примеры

1

Неизмененные

Ледники, нетронутые участки тропических пустынь, заповедники.

2

Слабо измененные

Естественные луга и пастбища, водоемы.

3

Нарушенные нерациональным использованием ландшафты

Вторичные обедненные леса, маквис.

4

Сильно нарушенные и превращенные в бедленд ландшафты

Эродированные, вторично засоленные, вторично заболоченные земли, горные выработки.

5

Преобразованные или (культурные)

Поля, сады, плантации, парки.

6

Искусственные

Города, села, дороги, плотины.


По виду человеческой деятельности выделяются следующие типы ландшафтов:

  • сельскохозяйственные ландшафты, которые в свою очередь подразделяются на полевые, лугово-пастбищные, садовые и смешанные;

  • промышленные ландшафты;

  • линейно-дорожные ландшафты;

  • лесные ландшафты;

  • водные ландшафты;

  • рекреационные ландшафты;

  • селитебные ландшафты;

  • беллигеративные (военные) ландшафты.

Под воздействием изменений образуются культурные и акультурные ландшафты. Искусственно созданные устойчивые ландшафты называются культурными ландшафтами. В них структура рационально изменена на научной основе и в интересах общества. Они характеризуются высокой производительностью и экономической эффективностью, что является оптимальной средой для жизни человека.

Для углубленного изучения культурных ландшафтов постараемся объединить классификации ландшафтов по виду человеческой деятельности и по степени изменения ландшафтов, используя теорию множеств.

a,b,c,d,e,f, g, h ∈ Al, (4)

где, a- сельскохозяйственные ландшафты, которые, в свою очередь подразделяются на полевые, лугово-пастбищные, садовые и смешанные;

b- промышленные ландшафты;

с- линейно-дорожные ландшафты;

d- лесные ландшафты;

e- водные ландшафты;

f- рекреационные ландшафты;

g- селитебные ландшафты;

h- беллигеративные (военные) ландшафты.

Допустим, что существует Al1-ландшафт, который в свою очередь обладает следующими свойствами:

  • слабо измененный;

  • нарушенный нерациональным использованием;

  • сильно нарушенный и превращенный в бедленд;

  • преобразованный или (культурный);

  • искусственный.

Далее введем следующее допущение, например антропогенный ландшафт, может быть следующим:

Аl1={а│1}; Аl1={ d│1} ; Аl1={ d│1}; Аl1={e │1}; Аl1={f│1}; Аl1={ a│1}; Аl1={ a│2} ; Аl1={d│2}; Аl1={ e│2}; Аl1={f│2}; Аl1={ a│3}; Аl1={ b│3}; Аl1={ d│3}; Аl1={ e│3}; Аl1={ f│3}; Аl1={ a│4}; Аl1={ b│4}; Аl1={ d│4}; Аl1={ f│4}; Аl1={ b│5}; Аl1={ c│5}; Аl1={ e│5}; Аl1={ g│5}; Аl1={ h│5}.

Культурный ландшафт является частью антропогенного ландшафта, раскрываемого в классификации ландшафтов по их степени изменения. Тогда культурными могут быть только ландшафты категории искусственных, то есть города, села, дороги, плотины и так далее. Объединяя, две классификации мы расширили круг культурных ландшафтов.

В противовес представителям культурно-географического подхода, сторонники этнолога-географического подхода рассматривают культурный ландшафт как сумму взаимодействующих подсистем, а именно естественного (природного) ландшафта, систем расселения, хозяйства, сообщества, языка, духовной культуры.

Далее воспользуемся элементарными знаниями математики и обозначим вышесказанное на языке символов, например:

КЛ=ПЛ+СР+СХ+С+Я+ДК,

где КЛ- культурный ландшафт, ПЛ – природный ландшафт, СР- система расселения, СХ система хозяйства С- сообщество, Я- язык ДК- духовная культура.

К выше составленной формуле хотелось бы добавить еще фактор истории (И), философии и материальной культуры (ФМК).

КЛ=ПЛ+СР+СХ+С+Я+ДК+И+ФМК,

К вышеизложенному хотелось бы отметить особое значение роли ландшафтного дизайна, архитектуры, эстетики, литературы, искусства в развитии культурных ландшафтов.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Таблица составлена автором на основе данных статьи Ю.В.Ведина, М.Е. Кулешова, Культурный ландшафт как объект наследия, [в:] Культурный ландшафт как объект наследия, под ред. Ю.А.Ведина, М.Е.Кулешовой, Москва-Санкт-Петербург 2004, с.13-36.

  2. Hagget P. Geographie. Eine globale Synthese. Verlag Eugen Ulmer Stuttgart, 2004.

  3. Ведин Ю.В., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект наследия. В сб. «Культурный ландшафт как объект наследия» / Под ред. Ю.А. Ведина, М.Е.Кулешовой. – Москва-Санкт-Петербург, 2004.

  4. Гвоздецкий Н.А. Основные проблемы физической географии. – М., 1979.

  5. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. Управление статистики Ташкентской области. – Т., 2016.

  6. Екеева Э.В. Методы географических исследований. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010.

  7. Зыков А. А. Основы теории графов / А. А. Зыков. – М.: Вузовская книга, 2004.

  8. Исаченко, А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование / А.Г. Исаченко. – М.: Высш. шк., 1991.

  9. Исаченко, А.Г. Методы прикладных ландшафтных исследований / А.Г. Исаченко. – Л.: Наука, 1980.

  10. Калинина В. Н. Математическая статистика: учебник. 4-е изд., испр. / В .Н .Калинина, В. Ф. Панкин. – М.: Дрофа, 2002.

  11. Калесник, С.В. Краткий курс общего землеведения/ С.В. Калесник. – М.: Географиздат, 1957.

  12. Колеснев В.И. Экономико-математические методы и моделирование в землеустройстве. Практикум: учеб. пособие / В. И. Колеснев, И.В. Шафранская. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.

  13. Косыгин, Ю.И. Человек. Земля. Вселенная / Ю.И. Косыгин. – М.: Наука, 1995.

  14. Мильков, Ф.Н. Ландшафтная сфера Земли / Ф.Н. Мильков. – М.: Мысль, 1970.

  15. Николаев, В.А. Ландшафтоведение / В.А. Николаев. – М.: МГУ, 2000.

  16. Перельман, А.И. Геохимия ландшафта / А.И. Перельман. – М.: Высш. шк., 1975.

  17. Рафиков А., Вахабов Х. и др. Прикладная география. Учебник для учащихся академических лицеев и профессиональных колледжей.– Т.: «Шарк», 2008.

  18. Чертко Н. К. Математические методы в физической географии: учеб. пособие для геогр. спец. вузов / Н. К. Чертко. – Минск: Изд–во «Университетское», 1987.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!