СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория языка В. фон Гумбольдта

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теория языка В. фон Гумбольдта»

Изучение языка - это последовательный и сложный процесс, основанный на детальном изучении исторических процессов, повлиявших на определённые языковые явления, влияние других языков, культуру и жизнь носителей того или иного языка. Невозможно изучать язык на основе анализа его текущего состояния в языковой картине мира. Необходимо учитывать опыт исследований предыдущих поколений учёных-лингвистов.     Вильгельм фон Гу́мбольдт (1767-1835 гг.) Немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Выполнили студентки 5 курса: Бокша М.В., Монякина О.М.

Изучение языка - это последовательный и сложный процесс, основанный на детальном изучении исторических процессов, повлиявших на определённые языковые явления, влияние других языков, культуру и жизнь носителей того или иного языка. Невозможно изучать язык на основе анализа его текущего состояния в языковой картине мира. Необходимо учитывать опыт исследований предыдущих поколений учёных-лингвистов.  

Вильгельм фон Гу́мбольдт

(1767-1835 гг.)

Немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат.

Выполнили студентки 5 курса: Бокша М.В., Монякина О.М.

Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835 гг.) был одним из величайших лингвистов-теоретиков мировой науки. Одной из самых ранних работ был его доклад «О сравнительном изучении языков применительно к разным эпохам их развития». Чуть позже появился его труд «О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей». В последние годы жизни ученый занимался работой «О языке кави на острове Ява», которую ему так и не удалось завершить.  Сравнительное изучение языков было необходимо Вильгельму фон Гумбольдту не для выяснения лингвистического родства, но и не только для выявления общего и различного в языковых структурах.   Для него было необходимо выявить общие закономерности исторического развития языков мира.   Гумбольдт считал, что язык функционирует как обозначение объектов и как средство коммуникации, и что антиномии характеризуют сущность языка. 

Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835 гг.) был одним из величайших лингвистов-теоретиков мировой науки.

Одной из самых ранних работ был его доклад «О сравнительном изучении языков применительно к разным эпохам их развития». Чуть позже появился его труд «О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей». В последние годы жизни ученый занимался работой «О языке кави на острове Ява», которую ему так и не удалось завершить. 

Сравнительное изучение языков было необходимо Вильгельму фон Гумбольдту не для выяснения лингвистического родства, но и не только для выявления общего и различного в языковых структурах.

  Для него было необходимо выявить общие закономерности исторического развития языков мира. 

Гумбольдт считал, что язык функционирует как обозначение объектов и как средство коммуникации, и что антиномии характеризуют сущность языка. 

Назовём наиболее важные антиномии, обозначенные Гумбольдтом:      

  • Антин о́ мия неразрывного единства и внутреннего противоречия языка и мышления. Согласно Гумбольдту, язык и мышление не существуют отдельно, но составляют единство лингвистического мышления.    
  • Антиномия устойчивости и движения. Языки, как говорит Гумбольдт, являются творениями народов; и в то же время они остаются творением индивидов, потому что язык воспроизводится и живёт только в устах индивидов. 
  • Антиномия языка и речи. Гумбольдт приходит к мысли о необходимости различать язык и речь и впервые в лингвистике теоретически обосновывает их различие как объекты научного исследования. Установление антиномии языка и речи сыграло огромную роль в лингвистике.     
  • Антиномия речи и понимания. Речь и понимание, согласно Гумбольдту, - это разные формы языковой деятельности, две стороны речевой способности. Особенность общения, по Гумбольдту, состоит в том, что говорящий и слушающий воспринимают один и тот же объект с разных сторон и вкладывают в одно и то же слово разное, индивидуальное содержание.   
5. Антиномия объективного и субъективного в языке. Субъективная деятельность создает объект в мышлении. Всё это может происходить только посредством языка. С его помощью духовное устремление проникает через уста во внешний мир, а затем в результате этого стремления, воплощенного в слове, слово возвращается в ухо говорящего.   «Язык как деятельность» Язык не продукт деятельности (Ergon), а деятельности (Epergeia). Гумбольдт считал язык спонтанным и самодвижущимся целым - энергией. В этом самодвижении в равной степени задействованы три компонента: дух народа, внешняя форма языка и внутренняя форма языка. Единство языка и мышления - это неразрывное диалектическое единство речи и мышления, поскольку язык как общее коллективное свойство влияет на человека, и чем лучше человек владеет языком, тем сильнее язык влияет на его мышление . Он поставил вопрос о соотношении языка и национального духа, национального самосознания, поскольку национальный характер языков заключается в особом сочетании мысли со звуком.          

5. Антиномия объективного и субъективного в языке. Субъективная деятельность создает объект в мышлении.

Всё это может происходить только посредством языка. С его помощью духовное устремление проникает через уста во внешний мир, а затем в результате этого стремления, воплощенного в слове, слово возвращается в ухо говорящего.  

«Язык как деятельность»

Язык не продукт деятельности (Ergon), а деятельности (Epergeia). Гумбольдт считал язык спонтанным и самодвижущимся целым - энергией. В этом самодвижении в равной степени задействованы три компонента: дух народа, внешняя форма языка и внутренняя форма языка. Единство языка и мышления - это неразрывное диалектическое единство речи и мышления, поскольку язык как общее коллективное свойство влияет на человека, и чем лучше человек владеет языком, тем сильнее язык влияет на его мышление . Он поставил вопрос о соотношении языка и национального духа, национального самосознания, поскольку национальный характер языков заключается в особом сочетании мысли со звуком.          

«ЯЗЫК - ДУХ НАРОДА» Гумбольдт подчёркивал, что язык всегда развивается в сообществе людей.  Но он представлял социальную природу языка как национальную природу, как идеал, который находится в умах и душах людей.  Гумбольдтовская концепция национального духа народа включает в себя многое: ментальный состав людей, их образ мышления, философию, науку, искусство и литературу. Он считал, что дух народа и его язык настолько тесно связаны друг с другом, что если один существует, то другой может быть получен из него. В. фон Гумбольдт писал: «Язык есть как бы внешнее проявление духа народов: язык народа - его дух, а дух народа - его язык».

«ЯЗЫК - ДУХ НАРОДА»

Гумбольдт подчёркивал, что язык всегда развивается в сообществе людей. 

Но он представлял социальную природу языка как национальную природу, как идеал, который находится в умах и душах людей. 

Гумбольдтовская концепция национального духа народа включает в себя многое: ментальный состав людей, их образ мышления, философию, науку, искусство и литературу. Он считал, что дух народа и его язык настолько тесно связаны друг с другом, что если один существует, то другой может быть получен из него. В. фон Гумбольдт писал: «Язык есть как бы внешнее проявление духа народов: язык народа - его дух, а дух народа - его язык».

«Форма языка» Гумбольдт уделял особое внимание вопросу о форме в языке. Он определил следующие свойства формы языка:  Форма языка постоянна и единообразна в этой деятельности духа, поднимая артикулируемый звук до уровня выражения мысли, взятой во всей совокупности ее связей и согласованности. Форма языка проявляется в том, что язык - это не совокупность слов, а система, поскольку каждый отдельный элемент существует только благодаря другому элементу. Форма языка - это единство двух формальных планов - материального и идеального, то есть внутренней и внешней форм. По самой своей природе форма языка представляет собой синтез отдельных, в отличие от нее, рассматриваемых как материю, элементов языка в их духовном единстве. Мы находим такое единство в каждом языке, и через это единство люди изучают язык, который он унаследовал. 

«Форма языка»

Гумбольдт уделял особое внимание вопросу о форме в языке. Он определил следующие свойства формы языка: 

  • Форма языка постоянна и единообразна в этой деятельности духа, поднимая артикулируемый звук до уровня выражения мысли, взятой во всей совокупности ее связей и согласованности.
  • Форма языка проявляется в том, что язык - это не совокупность слов, а система, поскольку каждый отдельный элемент существует только благодаря другому элементу.
  • Форма языка - это единство двух формальных планов - материального и идеального, то есть внутренней и внешней форм. По самой своей природе форма языка представляет собой синтез отдельных, в отличие от нее, рассматриваемых как материю, элементов языка в их духовном единстве. Мы находим такое единство в каждом языке, и через это единство люди изучают язык, который он унаследовал. 
«Этапы языкового развития» Гумбольдт выделил три этапа в развитии языков   Первый этап - это период зарождения языков.   «Язык не может возникнуть иначе, как немедленно и внезапно, или, точнее, язык в каждый момент своего существования должен иметь всё, благодаря чему он становится единым целым». В. фон Гумбольдт Второй этап характеризуется формированием структуры языков.  Третий этап языка начинается с момента достижения предела полноты организации. Язык в своих основных чертах дальше не развивается. 

«Этапы языкового развития»

Гумбольдт выделил три этапа в развитии языков  

Первый этап - это период зарождения языков.  

«Язык не может возникнуть иначе, как немедленно и внезапно, или, точнее, язык в каждый момент своего существования должен иметь всё, благодаря чему он становится единым целым».

В. фон Гумбольдт

Второй этап характеризуется формированием структуры языков. 

Третий этап языка начинается с момента достижения предела полноты организации. Язык в своих основных чертах дальше не развивается. 

«Типы языков» Тип языка, согласно В. фон Гумбольдту, устанавливается путём обнаружения общего в структуре его слов и предложений. Он выделяет четыре стадии (стадии) в развитии языков , которые соответствуют четырём основным типам языков: включающий, изолирующий, агглютинативный, флективный.  При этом языки флективной системы находятся на высшем уровне. Следует отметить, что изолирующий, агглютинативный и флективный типы языков уже были определены братьями Шлегель.  Гумбольдт описал четвёртый тип - объединяющий.  Особенность этого типа языка в том, что предложение построено как сложное слово. Позднее внимание к этому типу языка было потеряно.     Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта оказала огромное влияние на развитие лингвистической теории. Он присутствует в учениях Г. Штейналя, А. А. Потебни, И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. де Соссюра, Э. Сапира, Н. Хомского, И. И. Мещанинова, Дж. Гринберга.     

«Типы языков»

Тип языка, согласно В. фон Гумбольдту, устанавливается путём обнаружения общего в структуре его слов и предложений.

Он выделяет четыре стадии (стадии) в развитии языков , которые соответствуют четырём основным типам языков: включающий, изолирующий, агглютинативный, флективный. 

При этом языки флективной системы находятся на высшем уровне. Следует отметить, что изолирующий, агглютинативный и флективный типы языков уже были определены братьями Шлегель.  Гумбольдт описал четвёртый тип - объединяющий.  Особенность этого типа языка в том, что предложение построено как сложное слово. Позднее внимание к этому типу языка было потеряно.    

Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта оказала огромное влияние на развитие лингвистической теории. Он присутствует в учениях Г. Штейналя, А. А. Потебни, И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. де Соссюра, Э. Сапира, Н. Хомского, И. И. Мещанинова, Дж. Гринберга.     

Значение работ Гумбольдта для науки о языке состоит в том, что он показал, что в лингвистике должна быть своя философия - лингвистическая теория , основанная на обобщении всего фактического материала различных языков. С древних времён проблема изучения языка волновала учёных и мыслителей. Вопросы возникновения языка, его развития и распространения изучаются давно, и этот процесс продолжается по сей день. Язык принимает непосредственное участие во всех сферах жизни человека, и поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества, в познании явлений неизбежно приводит к широким связям лингвистики с другими науками. Язык, как и любое другое явление или предмет человеческой жизни, должен изучаться как синхронно (изучение фактов языка, относящихся к одному и тому же времени), так и рассматриваться в диахрони́и (изучение фактов языка в их развитие).    Таким образом, современная лингвистика предстаёт перед нами как разветвлённая многомерная лингвистика, имеющая широкие связи практически со всеми областями современного знания.

Значение работ Гумбольдта для науки о языке состоит в том, что он показал, что в лингвистике должна быть своя философия - лингвистическая теория , основанная на обобщении всего фактического материала различных языков.

С древних времён проблема изучения языка волновала учёных и мыслителей. Вопросы возникновения языка, его развития и распространения изучаются давно, и этот процесс продолжается по сей день. Язык принимает непосредственное участие во всех сферах жизни человека, и поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества, в познании явлений неизбежно приводит к широким связям лингвистики с другими науками. Язык, как и любое другое явление или предмет человеческой жизни, должен изучаться как синхронно (изучение фактов языка, относящихся к одному и тому же времени), так и рассматриваться в диахрони́и (изучение фактов языка в их развитие).   

Таким образом, современная лингвистика предстаёт перед нами как разветвлённая многомерная лингвистика, имеющая широкие связи практически со всеми областями современного знания.

Спасибо !

Спасибо !


Скачать

© 2023, 446 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!