СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория и практика сочинений нетрадиционных жанров

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа  одобрена на кокурсе авторских проектов.Рекомендована для учащихся 9-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Теория и практика сочинений нетрадиционных жанров»

Разработка открытого урока на тему«Мужик везде есть, стоит только поискать его…»

(по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

ФИО учителя, шк., тел.

Зайтенова Куралай Дюсеновна 87015162349

Предмет/класс

Русский язык и литература, 10 класс

недели /№ урока


Название раздела

Значение труда в жизни человека и общества

Тема урока

«Мужик везде есть, стоит только поискать его…»

(по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Цели обучения

10.1.1 понимать детально содержание текстов, соотнося детали с основной мыслью текста;

10.3.2определять особенности текстов публицистического и научного стилей разных жанров (тезис, аннотация, аналитическая статья, пресс-релиз);

10.4.7. соблюдать пунктуационные нормы в трудных случаях (в СПП с несколькими придаточными, с союзом как)


Критерии оценивания

- понимают детально содержание текстов, соотнося детали с основной мыслью текста;

-определяют особенности текстов публицистического и научного стилей разных жанров (тезис, аннотация, аналитическая статья, пресс-релиз);

-соблюдают пунктуационные нормы в трудных случаях (в СПП с несколькими придаточными, с союзом как)


ХОД УРОКА:


этапы урока, время

Задания

дескрипторы

ресурсы

Актуализация темы и цели урока

(2-3 мин.)












































































3мин
















« Путешествие на остров».

 Здравствуйте, ребята:



Представьте, что вы сейчас , как Робинзон Крузо, попадете на необитаемый остров , вам можно взять всего лишь один предмет, который вам пригодится, выберите его из предложенных и аргументируйте, почему вы выбрали именно его.

Тема нашего урока :

«Мужик везде есть, стоит только поискать его…»

(по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слово учителя:

Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик, и сказки его тоже сатирические. Смех - основное оружие сатиры.  «Это оружие очень сильное, - говорил Щедрин, - ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех».

Цели урока:

понимать детально содержание текстов, соотнося детали с основной мыслью текста;

  • определять особенности текстов публицистического и научного стилей разных жанров (тезис, аннотация, аналитическая статья, пресс-релиз);

  • соблюдать пунктуационные нормы в трудных случаях (в СПП с несколькими придаточными, с союзом как)

Критерии к уроку

Понимает детально содержание текстов, соотнося детали с основной мыслью текста;

определяет особенности текстов публицистического и научного стилей разных жанров (тезис, аннотация, аналитическая статья, пресс-релиз);

Соблюдает пунктуационные нормы в трудных случаях (в СПП с несколькими придаточными, с союзом как)

Домашнее задание.

Вопросы.

  1. Какое учебное заведение, в котором он сам учился, Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»?
 2. Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков?
 3. Как удалось ему избежать каторги, в отличие Достоевского?
4. Какой период своего жизненного пути Салтыков-Щедрин считал «великой школой жизни»? 5. Историю какого вымышленного города написал Салтыков-Щедрин, указав точные даты его существования?

6. Какие журналы редактировал Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым?

7. Каким неологизмом назвал Щедрин продажных литераторов и вообще бездельников, присваивающих себе созданное другими?

8. Если гоголевский «смех сквозь слёзы», то как можно определить щедринский смех?
9. В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную ... и звание ... предпочитай всякому другому». Какие слова пропущены?

10. Сколько всего сказок написал М. Е. Салтыков-Щедрин?

ОТВЕТЫ.

1. Царскосельский лицей.
      2. Кружка М. В. Петрашевского.
      3. Арестован был за повести «Противоречия» и «Запутанное дело» в 1848 г. до разгрома кружка и сослан в Вятку.
      4. «Вятский плен» — почти 8 лет (1848—1855).
5. «История одного города» — Глупова, с 1731 по 1826 г.

6. «Современник» и «Отечественные записки».

7. Пенкосниматели.

8. Смех сквозь негодование.

9.  «...литературу», «...литератора».

10. 32 сказки.






Знакомится с темой и целями урока

















1 слайд






2 слайд












3 слайд










Усвоение нового материала

(5-6 мин.)


2-3 мин.





























Работа с текстом


Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, … очутились на необитаемом острове…

Оказавшись на необитаемом острове, генералы блуждают в поисках сторон света и еды. Но ничего не могут.

Мучения генералов заканчиваются, когда генерала (учителя каллиграфии) осеняет еще одна «гениальная» мысль. Какая?

                             (найти мужика)

А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика? …Мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

 - Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы.

- И зачал он перед ними действовать. Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли

- Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже

в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые,

белые.

…Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег…

- Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились.

- И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать

за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!

И выстроил он корабль…

-Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками.



Вывод: Мужик - редкий умелец, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не используя тех возможностей, которые предоставляют ему его физические и умственные данные. Генералы убеждены в том, что мужик есть везде, и он должен на них работать. Мужик только делает попытку «дать стречка» и тут же подчиняется. 

  • Высмеивая робкую покорность мужика, Щедрин испытывает чувство боли, мужик могуч, не пропадет в любой ситуации, обстановке, ловок, находчив (ловкость и находчивость автор, преувеличивает) и… безропотно покорный, поэтому смех писателя горький, смех сквозь слезы, смешанный с настоящей человеческой болью. Рабская покорность мужика вызывает протест у автора и читателя.)

  • Только огромная любовь к русскому народу и неограниченная возможность безнаказанно смеяться над пороками людей заставила Салтыкова-Щедрина стать писателем-сатириком и обратиться к жанру сказок. В них он обличает паразитическую сущность господ. В них звучит и обращение к народу, умному и талантливому, великому и могучему, сбросить иго покорности.




Знакомится с биографией Салтыкова -Щедрина














- прочитать отрывок из повести


4 слайд
















5 слайд
























6 слайд










7 слайд


Практическая часть

Задание 1

(5мин.)

Есть ли положительные герои в этой сказке?

Дескрипторы:

Солюдает структуру Эссе -1

Приводит 2-3 аргумента-1

Делает выводы-1 б


Эссе(аргументы и вывод)

8-9 слайд


Консультация

Задание 2












(2-3 мин.)


Задание: расставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! 

Дескрипторы:

  • расставляет знаки препинания в СПП с несколькими придаточными-1б

  • Находит грамматическую основу в предложении-3б

  • Определяет тип подчинения придаточных-1б

Выполнение:

И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! 

Это сложно-подчиненное предложение с двумя придаточными. Первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному

Показывает знаниеСПП с несколькими придаточными расстановку знаков препинания при них.


10 слайд











11 слайд


Задание 3

(4-5 мин.)


Консультация





Аннотация – это ….. Найдите в интернете продолжение определения

  • Напишите аннотацию к «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормить»

Выполнение.

Дескрипторы:

Пишет аннотацию в соответствии с требованиями :5 б




Умеют писать аннотацию


12 слайд






13 слайд



14 слайд

Подведение итогов 2






Рефлексия

Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина полны печали о том, что народ слишком забит, темен и терпелив. 















Учебное задание

(1 мин.)


  1. Прочитайте сказку «Дикий помещик»


-




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!