СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория "Горе от ума" Грибоедов. ОГЭ и ЕГЭ по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теория "Горе от ума" Грибоедов. ОГЭ и ЕГЭ по литературе»

Особенности жанра

Произведение относится к жанру комедии. Присутствуют черты классицистической комедии, например говорящие фамилии.

Однако есть и нововведения: 

  • В «Горе от ума» отсутствует традиционная для классицистической комедии экспозиция. Произведение состоит из четырёх актов, в третьем — кульминация, в четвёртом — развязка. 

  • Принцип единства места и времени соблюдается, однако нарушено единство действия — два конфликта, личный и общественный, вместо одного, принятого в комедии классицизма.

Таким образом, Грибоедов отступает от строгих канонов классицизма, а пьеса вбирает в себя черты реализма и романтизма. 

Черты реализма: 

  • нет счастливого финала, добродетель не торжествует, порок не наказан; 

  • представлены типичные характеры в типичных обстоятельствах;

  • историзм в изображении действительности; 

  • комедия написана вольным ямбом (ямб с чередующимися стихами разной длины), передающим живую разговорную речь. Герои говорят присущим только им языком, что позволяет составить для каждого персонажа индивидуальный портрет. Язык пьесы подготовил переход русской драматургии к прозаическому реалистическому языку Гоголя, Пушкина.

Черты романтизма:

  • романтический характер конфликта: герой выступает против всего общества; 

  • уникальный, исключительный герой; 

  • наличие трагического пафоса;

  • мотив одиночества, изгнания главного героя; 

  • путешествие как спасение. 

Содержание и форма произведения были решены Грибоедовым в новаторском ключе, что позволяет назвать «Горе от ума» первой русской реалистической комедией. 

Композиция и хронотоп

Экспозицией становятся все явления первого действия до приезда Чацкого. Завязка — появление Чацкого в 7-м явлении первого действия. Параллельно развиваются любовный и социальный конфликты. Кульминация социального конфликта происходит в 3-м действии, на балу. Кульминация любовного конфликта, когда Софья узнаёт об истинных чувствах Молчалина, а Чацкий — о чувствах Софьи, находится в 4-м действии. Развязка обоих конфликтов происходит в 4-м действии и отображена в заключительном монологе главного героя.

 

Композиция пьесы строится по классическому канону: единство места — дом Фамусова, времени — описаны события одних суток. Однако, приближаясь к реализму, Грибоедов отступает от строгих правил: 

  • нарушается принцип единства действия, в комедии два полноправных конфликта вместо одного — любовного; 

  • нет 5-го действия, а значит, и дидактического начала, где обличается порок, а добродетель торжествует; 

  • финал остаётся открытым. 

Герои и их характеры

Как это свойственно классицистической комедии, почти все герои обладают говорящими фамилиями, отражающими главные черты их характеров.  

Фамусов (от лат. fama — молва) — московский дворянин, управляющий в казённом месте, по-своему добрый и хлебосольный барин. К службе относится равнодушно, воспитанием дочери практически не занимается, главное для него — создавать о себе положительное впечатление, руководить слухами. 

Софья (от греч. мудрость) — «девушка сама не глупая», как характеризует её Грибоедов. Она неплохо образованна, разносторонне одарена, действует независимо от других, полагаясь на свои убеждения. Искренне влюблена в Молчалина, не замечая, что он использует её. 

Лиза — горничная, поверенная своей госпожи, умна и сообразительна, привлекательна внешне. Через взаимодействие с ней раскрывается истинный образ Молчалина как лжеца и образ Фамусова как старого волокиты. 

Молчалин — секретарь Фамусова, разумный и опытный приспособленец, готов лгать даже о своих чувствах, чтобы получить выгодное место. Его имя стало нарицательным, обозначающим лицемеров и льстецов, прислуживающих начальству, не смеющих «своё суждение иметь». 

Чацкий — молодой дворянин, сын покойного друга Фамусова, возвращается после трёх лет, проведённых за границей, чтобы встретиться с возлюбленной — Софьей. Герой оказывается отверженным не только ей, но и московским обществом. Как Софья предпочитает Чацкому человека мелкого, лживого, так и московское общество предпочитает жить, опираясь на старые убеждения, игнорируя свои заблуждения. Чацкий становится «лишним человеком» — он образован, одарён незаурядным умом, честен, стремится к справедливости, в то же время лишён возможности реализовать потенциал.

Скалозуб (зубоскалить — смеяться над кем-то) — полковник, карьерист, противник образования и просвещения, предстаёт человеком прямолинейным и ограниченным, одна из потенциальных удачных партий для Софьи в глазах Фамусова.

Второстепенные персонажи

Гóричи (ассоциации с горем, горечью) — старые знакомые Чацкого, взаимоотношения которых представляют собой идеал московского брака, где муж полностью подчиняется жене. 

 

Князь Тугоуховский и княгиня. Князь действительно плохо слышит или притворяется глухим, чтобы его не беспокоили, произносит только невнятные восклицания, покоряется своей жене, которая руководит всеми его поступками.

Хрюмины. Графиня-бабушка глуха и больна, тем не менее приезжает на бал ради внучки, старой девы, для которой ищет женихов.

Загорецкий — светский человек, известен как мошенник и плут, сплетник, именно он распускает слух о сумасшествии Чацкого.

Хлёстова — свояченица Фамусова, занимает видное положение в обществе, чтит свои дворянские привилегии, главное её занятие — сплетни.

Репетилов (от франц. répéter — повторять) — поверхностный, болтливый, готов повторять любые идеи: из-за этого складывается впечатление, что он будто бы близок Чацкому по взглядам. В образе Репетилова пародийно отражена судьба и поведение главного героя: «пишет, переводит», «с министрами в связи», внезапное появление и исчезновение со сцены.

Внесценические персонажи

Особую роль играют внесценические персонажи — они не появляются на сцене, но расширяют пространственные и временны́е границы пьесы, позволяют раскрыть взгляды фамусовского общества на карьеру, службу, образ жизни. 

 «Где? укажите нам, отечества отцы, // Которых мы должны принять за образцы?» — спрашивает Чацкий и приводит в пример «Нестора негодяев знатных», который выменял своих преданных слуг на борзых собак, помещика-театрала, который сначала собрал крепостной театр, согнав «от матерей, отцов отторженных детей», а затем распродал их из-за долгов. Так, с помощью внесцеческих персонажей показаны ужасы крепостничества, непомерная власть помещиков. 

Фамусов приводит в качестве образца поведения Максима Петровича, который ради карьеры нарочно трижды упал при дворе, словно шут, но зато после этого был везде приглашён, стал влиятельным человеком. Фамусовское общество — это приспособленцы, льстецы, лизоблюды, находящие путь наверх с помощью кумовства и протекции: Чацкому, например, советуют съездить за покровительством к знаменитой Татьяне Юрьевне. Отец Молчалина, тоже внесценический персонаж, даёт наставление сыну «угождать всем людям без изъятья», ведь именно так можно добиться успеха. 

Среди внесценических персонажей встречаются и те, кто вызывает симпатию со стороны автора и читателей: профессорá Педагогического института, двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу ради образования, племянник Тугоуховской, увлекающийся наукой и избегающий общества женщин. Все эти герои встречают полное отторжение со стороны фамусовского общества, лишь подчёркивая ограниченность последнего. 

Речевые особенности персонажей, диалоги и их значение

В комедии «Горе от ума» Грибоедову удалось запечатлеть живой, разговорный язык. Из произведения свыше 60 выражений «ушли в народ», стали крылатыми, что лишь подчёркивает мастерство Грибоедова. 

Каждый персонаж наделён особым языком, характерным для его положения и образа жизни, что делает героев реалистичными. Речь Фамусова напоминает речь старомосковского дворянства, герой склонен к острым замечаниям и поучениям. Хлёстова, как и Фамусов, использует народные выражения. Речь Скалозуба — примитивная, грубая, насыщена военной терминологией, употребляемой не к месту. Речь Молчалина соответствует его характеру — самоуничижительные интонации, подобострастный тон, преувеличенная любезность. Он бывает искренним лишь с Лизой, чей язык живой, смешивающий в себе элементы разговорного и высокого стиля. Так подчёркивается, с одной стороны, её происхождение, с другой — приближённость к господам. Выделяется речь Репетилова — пёстрая, колоритная, она сопровождается нелепыми клятвами и признаниями, он то и дело выдаёт факты своей личной жизни, упоминает имена членов тайного общества. Правильным литературным языком говорит Софья, что свидетельствует о её образованности и начитанности. Она, как и отец, склонна философствовать и отвлечённо рассуждать.

Манера разговора Чацкого отличается от манеры других персонажей. Это книжная речь с ораторскими приёмами, то эмоционально-лирическая, то сатирически-обличительная. Он говорит будто бы со сцены. В его речи много иронии и сарказма, с которыми он обрушивается на сложившиеся порядки. В то же время герой не проявляет должного уважения, разговаривая с Фамусовым, у которого находится в гостях. 

Таким образом, в комедии развиваются два важных мотива: мотив слухов и мотив глухоты. Именно благодаря слухам распространяется идея о сумасшествии Чацкого. Становится понятно, что в фамусовском обществе гораздо важнее, что о человеке говорят, чем то, что есть на самом деле. Эта мысль подчёркивается самыми последними словами Фамусова: «Ах боже мой! Что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!» Для него оказывается безразлично разбитое сердце дочери, он печётся лишь о репутации. 

Мотив глухоты, не только физической, но и духовной, сопровождает весь текст произведения. Фамусов глух к шалостям дочери, Софья не слушает предостережений Лизы, Чацкий не слышит Софью, когда та говорит о своей любви к Молчалину, Фамусов буквально затыкает уши, когда слышит «революционные» речи Чацкого. Нежеланием слышать друга друга наделены все герои, иногда даже на физическом уровне (князь Тугоуховский).

Конфликт и способы его разрешения

В пьесе представлен классический любовный треугольник. Грибоедов прибегает к новаторству, дополняя треугольник Чацкий — Софья — Молчалин Лизой и, в некотором смысле, Скалозубом. Важным является и то, что главная героиня выбирает не добродетельного героя, а подлеца. Дело в её воспитании: увлекаясь любовными французскими романами (даже сон, который она придумывает, основан на них), Софья видит в скромности и немногословности Молчалина черты романтического героя. Но чувства Софьи искренни: она хочет возвысить Молчалина, ввести его в семью. В то же время здесь читается стремление быть покровительницей, руководить будущим мужем, как это делают другие дамы московского общества, так сказывается влияние окружения на её выбор. 

Образ Софьи связывает два конфликта произведения: любовный и социальный. Ей принадлежат слова «вот нехотя с ума свела» о Чацком. Уязвлённая его грубым отношением к Молчалину, именно она пускает слух о сумасшествии. Этот слух позволяет вывести общественный конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим». 

 Главным выразителем идей «века минувшего» является Фамусов, а также его гости и приближённые. Противостоит этим взглядам Чацкий, являясь выразителем идей «века нынешнего». Взгляды героев расходятся по множеству пунктов:

 Отношение к службе и чинам 

Чацкий ратует за независимость от всякого рода карьеризма, он уважает тех, «кто служит делу, а не лицам». Он равнодушен к военной службе, если эта служба посвящена лишь попыткам повысить статус. Для Фамусова, напротив, именно это имеет значение: реальные заслуги не важны. Он восхищается тем, как Скалозубу удалось быстро продвинуться по карьерной лестнице, не прилагая особых усилий.

Отношение к кумовству

Для Чацкого глубоко отвратительны попытки использовать чужое расположение в своих интересах. Для Фамусова же протекция — главный инструмент. По его мнению, очень важно быть в сношениях с влиятельными людьми, огромное значение в делах продвижения имеют родственные связи: «Ну как не порадеть родному человечку!..» 

Отношение к образованию 

Для Фамусова образование — основная причина сумасшествия Чацкого и ему подобных: «ученье — вот чума, учёность — вот причина». Фамусов прямо призывает сжигать книги, фамусовское общество боится образованных людей, видя в них революционеров, раскольников. Для Чацкого образованный человек — это идеал, «в науки он вперит ум, алчущий познаний». 

Отношение к крепостному праву 

Чацкий гневно обрушивается на тех, кто злоупотребляет властью, приводит в пример ужасающие привычки дворян, которые относятся к крепостным людям как к предметам. Для Фамусова и его гостей такое отношение в порядке вещей, он даже готов отправить слуг «в работу, на поселенье» за невнимательность. 

Отношение к иностранному 

Чацкому кажется нелепым слепое следование иностранным образцам, он считает важным сохранять самобытность: «Хоть у китайцев бы нам несколько занять // Премудрого у них незнанья иноземцев». Фамусовское общество вообще не заботится о внутренней составляющей иностранного, главное, что это модно и выглядит престижно в глазах общества. 

Отношение к свободе суждений 

Молчалин как выразитель идей «века минувшего» считает: «В мои лета не должно сметь // Своё суждение иметь». Это соответствует заповедям Фамусова: «учились бы, на старших глядя». Для Чацкого же во всём важна независимость и свобода, возможность ориентироваться на самого себя, быть искренним. Искренность — ещё одно качество, недоступное «веку минувшему», что выражается в реплике Лизы: «Грех не беда, молва не хороша».

Точка зрения автора и нравственный смысл

Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» обнажает привычки и уклад грибоедовской Москвы. Московский свет дорожит своим дворянством, охраняет крепостнические порядки, стремится приспосабливаться и паразитировать, «награжденья брать и весело пожить», ненавидит просвещение, независимость. Ум и высокие душевные качества в глазах фамусовского общества становятся источниками «горя». Неслучайно первоначальное название пьесы «Горе уму» — горе человеку образованному и передовому среди такого общества. Чацкий с его стремлением судить о человеке, ориентируясь на его нравственные качества, изгнан и одинок. 

  



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!