СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория для подготовки к ВПР по русскому языку для обучающихся 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теория для подготовки к ВПР по русскому языку для обучающихся 5 класса»







Теоретический материал для подготовки к ВПР

по русскому языку

5 класс













Составитель: Тихоглаз Т.О.

учитель русского языка и литературы

































2020 г.



Задание 2

Задание содержит все варианты языкового разбора: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический разборы.


Фонетический разбор (звуки-буквы)

Итак,

  1. Выписываем слово

  2. Разделили на слоги

  3. Написали транскрипцию слова

  4. Выписываем буквы-звуки и характеризуем: гласные: ударные/безударные; согласные: звонкие/глухие/сонорные, парные/непарные, твердые/мягкие

  5. Определяем количество букв и звуков

Сложные моменты:

  1. Не забываем, что есть СОНОРНЫЕ согл. (р,л,м,н,й)

  2. Я,Ю,Е,Ё – НЕТ таких звуков, это буквы!!

  3. Я,Ю,Е,Ё – могут означать ДВА звука.

Я,Ю,Е,Ё обозначают…

Один звук

1.Если буквы яюеё стоят ПОСЛЕ СОГЛ.

Мяч – м[а]ч

Два звука

1.В начале слова

Юла – [йу]ла

2.Если перед еёюя стоит глас.зв.

Маяк – ма[йа]к

3.Если перед еёюя есть Ь или Ъ

Семья – семь[йа]

+ и - [йи] (после согл+Ь)

Воробьиный – воробь[йи]ный


Гласные буквы

Гласные звуки!!! (то, что пишем в транскрипции)

а

[А]

У

[У]

О

[О] [а]

И

[И] [йи]

Э

[Э]

Ы

[Ы]

Я

[А] [йа] [йи]

Ю

[У] [йу]

Е

[Э] [и] [йэ]

Ё

[О] [йо]


Согласные звуки (первая хар-ка)

Глухие

Звонкие

Сонорные

к п с т ф х ц ч ш щ

-Степка, хочешь щец?

-Фу!

б в г д ж з

р л м н й


Согласные звуки (вторая хар-ка)

Парные

Непарные

б в д ж з п ф к т ш с

л м н р й х ц ч щ




Согласные звуки (третья хар-ка)

Могут быть и тв/и мягк

Всегда тв

Всегда мягк

б в г д з к л м н п р с т ф х

ж ц ш

й ч щ


Согласные звуки

Характеристика звука

Б

Согл, тв/мягк, зв

В

Согл, тв/мягк, зв

Г

Согл, тв/мягк, зв

Д

Согл, тв/мягк, зв

Ж

Согл, тв, зв

З

Согл, тв/мягк, зв

Й

Согл, мягк, сонор

К

Согл, тв/мягк, глух

Л

Согл, тв/мягк, сонор

М

Согл, тв/мягк, сонор

Н

Согл, тв/мягк, сонор

П

Согл, тв/мягк, глух

Р

Согл, тв/мягк, сонор

С

Согл, тв/мягк, глух

Т

Согл, тв/мягк, глух

Ф

Согл, тв/мягк, глух

Х

Согл, тв/мягк, глух

Ц

Согл, тв, глух

Ч

Согл, мягк, глух

Ш

Согл, тв, глух

Щ

Согл, мягк, глух

Ь, Ъ

НЕТ ЗВУКА


Морфемный разбор – состав слова.

  1. Выписываем слово

  2. Выделяем окончание и основу. Для определения окончания слово изменяют, например, по падежам

  3. Выделяем корень, приставку, суффикс. Для этого слово сопоставляется с однокоренными словами

Приставки русские

Иноязычные приставки

без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-), со-, кчерез- (черес-), чрез-

а-, анти-, архи-, интер-, контр- и т.д.

а-моральный, архи-важный и т.д.


Суффиксы существительного

Суффиксы прилагательного

Суффиксы глагола

—еньк—

—онк—

—онок—

—енок—

—ик—

—ек—

—чик—

—щик—

—ичк—

—ечк—

—ышк—

—ушк—

—ак—

—ачк—

—алк—

—ац—

—к—

—ник—

—н—

—ок—

—очк—

—ив—

—ев—

—оньк—

—еньк—

—чив—

—лив—

—оват—

—ов—

—овит—

—еват—

—к—

—ч—

—ц—

—ск—

—ист—

—чат—


—ив—

—ев—

—оньк—

—еньк—

—чив—

—лив—

—оват—

—ов—

—овит—

—еват—

—к—

—ч—

—ц—

—ск—

—ист—

—чат—







Морфологический разбор – разбор части речи.

Имя существительное

  1. Выписываем слово (сущ/сущ с предлогом), вопрос, обозначает…

  2. Выявляем начальную форму (И.п.ед.ч.)

  3. Постоянные признаки: одуш/неодуш, собственное/нарицательное, род, скл

  4. Непостоянные признаки: падеж, число

  5. Характеризуем роль в предложении

Имя существительное

Одушевленное/ неодушевленное

У одушевленных: мн.ч.В.п.=Р.п. (покормил кроликов – нет кроликов)

У неодушевленных: мн.ч.В.п.=И.п. (столы стоят – вытри столы)

Неодушевленные существительные являются названиями неживых объектов: предметов, явлений действительности, растений, совокупностей живых существ, небесных светил. Неодушевленные существительные отвечают на вопрос – что? Например: торшер, лодка, море, ясень, ромашка, Марс, Юпитер, восторг, грусть, молодежь, человечество.

Собственное/нарицательное

Собственное – названия книг, журналов, кинофильмов и т.п.; имена, фамилии, клички животных, названия городов, рек и т.п.

Род

Ж.р., м.р., ср.р.

Склонение

1 скл – ж.р., м.р. с окончанием -а (мама, папа)

2 скл – ср.р., м.р. с окончанием -о, -е; с нулевым окончанием

3 скл – ж.р. с нулевым окончанием (на конце Ь)

Падеж

И.п. (есть) кто что

Р.п. (нет) кого чего

Д.п. (дать) кому чему

В.п. (вижу) кого что

Т.п. (творю) кем чем

П.п. (думаю) о ком о чем

Число

Ед.ч. – один предмет (дом)

Мн.ч. – множество предметов (дома)

ТОЛЬКО ед.ч. – слово существует только в форме ед.ч. (молодежь, детвора, человечество, молоко и т.д.)

ТОЛЬКО мн.ч. – слова, которые имеют форму мн.ч. (брюки, ворота, каникулы, очки и т.д.)











Имя прилагательное

  1. Выписываем слово (прил с сущ), вопрос, обозначает…

  2. Начальная форма (ед.ч.И.п.м.р.)

  3. Падеж, число, род

  4. Характеризуем роль в предложении

(характеризуем по СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ, к которому относится прилагательное)

Глагол

  1. Выписываем слово, вопрос, обозначает…

  2. Начальная форма (что делать? Что сделать?)

  3. Признаки: вид (совершенный/несовершенный), спряжение (1/2), число (ед/мн), лицо (1/2/3), время (наст/прош/буд)

  4. Характеризуем роль в предложении


Глагол

Начальная форма

Н.ф. глагола или инфинитив. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Например: (что делать?) играть, гулять.

Вид

Есть два вида: совершенный вид и несовершенный вид.

Различить просто

1.Действие уже совершенно, вопрос – ЧТО СДЕЛАЛ?, то вид СОВЕРШЕННЫЙ. Он написал книгу. Он (что Сделал?) написал – совершенный вид

2.Если действие незакончено и глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?, то вид – НЕСОВЕРШЕННЫЙ. Он пишет книгу. Он (что Делает?) пишет – несовершенный вид.

Итак,

ЧТО СДЕЛАЛ (сделать)=СОВЕРШЕННЫЙ ВИД

ЧТО ДЕЛАЕТ (делать)=НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД

Спряжение

Спряжение глаголов – изменение глагола по лица, числам, временам.

1 спр: Все глаголы на –еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и т.д.+ Брить, стелить

2 спр: Все глаголы на –ить (кроме брить, стелить)+ Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть

Лицо

1л я-мы

2л ты-вы

3л он она оно-они

Время

Наст.вр. (что делает?) читает

Пр.вр. (что делал? что сделал?) читал, смотрел

Буд.вр. (что будет делать?) будет рисовать, посмотрит













Местоимение

  1. Выписываем слово, вопрос,

  2. Выявляем начальную форму

  3. Постоянные признаки: личное, лицо

  4. Непостоянные признаки: падеж, число

  5. Характеризуем роль в предложении

Местоимение

Начальная форма

Форма в И.п.

Я (меня, мне, обо мне, мной)

Ты (тебе, тобой, тебя)

Он (его, ему, им, о нем)

Она (ее, ей, о ней)

Оно (его, ему, им, о нем)

Они (их, ими, им)

Мы (нас, нам, нами)

Вы (вас, вам, вами)

Они (их, им, ими)

Лицо

1л я-мы

2л ты-вы

3л он она оно-они

































Синтаксический разбор – разбор предложения или словосочетания.


Предложение

Простое предл-е

Сложное предл-е

Одна грамматическая основа

Опустел сад зимой.

1.Состоит из двух или нескольких простых предложений

2.Две или более грамматические основы

3.Бывают: союзные/бессоюзные

Опустел сад, осыпались листья (сложное, бессоюзное);

Опустел сад, и осыпались листья (сложное, союзное)


Синтаксический разбор

Простое предложение

Сложное предложение

  1. Списать предложение

  2. Подчеркнуть члены предложения

  3. Подписать части речи

  4. В скобочках описать предложение:

а) По цели высказывания (повествовательное/вопросительное/побудительное)

б) По эмоциональной окраске (восклицательное/невосклицательное)

в) простое

г) По наличию второстепенных членов (распространенное/нераспространенное)

д) Осложнено ли: однородными членами, обращением

  1. Списать предложение

  2. Подчеркнуть члены предложения

  3. Отметить границы простых предложений

  4. Подписать части речи

  5. В скобочках описать предложение:

а) По цели высказывания (повествовательное/вопросительное/побудительное)

б) По эмоциональной окраске (восклицательное/невосклицательное)

в) сложное

г) По наличию союза (союзное/бессоюзное)



Члены предложения

То, что подчеркиваем

Дополнение (пунктир) – отвечает на вопросы косвенных падежей (Р.п. – П.п.)

Определение (волнистая) – отвечает на вопросы какой? какая? какие?

Обстоятельство (пунктир-точка) – обозначает место, причину, время и т.п.: где? как? зачем? почему? по какой причине?

Части речи

То, что подписываем над словом

Существительное – книга, дом

Прилагательное – красивый, умная

Глагол – пришел, расскажу

Местоимение – я, ты, меня, вас

Наречие – вправо

Числительное – семь

Предлог – в, на

Союз – и, но

Частица – не, ни

Междометие – ох, ах

По цели высказывания

Повествовательное – рассказать о чем-либо. Я пришла домой, сделала домашнее задание.

Вопросительное – задается вопрос. Ты пришел домой?

Побудительное – побуждает к действию. Открой дверь!

По эмоциональной окраске

Восклицательное – если в конце предложения стоит «!» Какая прекрасная погода!

Невосклицательное – если «!» нет.

По наличию второстепенных членов

Нераспространенное – в предложении есть ТОЛЬКО подлежащее и сказуемое.

Распространенное – в предложении есть второстепенные члены предложения, например, обстоятельство и т.д.

По наличию союза

Сложное предложение может быть

-Союзным – части соединяются с помощью союза (Опустел сад, и осыпались листья (сложное, союзное));

-Бессоюзным – между частями нет союза (Опустел сад, осыпались листья (сложное, бессоюзное);



Задание 3

Задание звучит так: оставьте знак ударения в следующих словах.

Внимательно прочитайте слова вслух.

Все слова со сложным ударением выписаны у вас НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ. Смотрите, учите!



























Задание 4

Задание звучит так: над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении


Для того, чтобы выполнить это задание: ВЫУЧИТЬ ЧАСТИ РЕЧИ! Только и всего :)


Части речи

Вопросы, примеры

Самостоятельные

1.Имя существительное


Кто? Что?

Обозначает предмет

Дом, дерево, собака, мама и т.д.

2.Имя прилагательное

Какой? Какая? Какие? Чей? Чья?

Обозначает признак предмета

Красный, квадратный, бабушкин и т.д.

3.Глагол


Что делать? Что сделать?

Обозначает действие предмета

Прыгать, бежал, будет читать

4.Местоимение

Кто? Что?

Указывает на предмет, не называя его

Он, меня, себе, вы, ты, я и т.д.

5.Числительное


Сколько? Который?

Обозначает число, количество и порядок предметов

Четверка, восьмому, три

6.Наречие

Где? Когда? Откуда? Зачем? Как? Почему?

Читать (как?) по-английски, (как?) медленно, договориться (когда?) сегодня

Служебные

1.Союз

И, а, но, что, чтобы, если, тоже, когда, потому что и т.д.

2.Предлог

Под, в, на, за, над, с, у, до, по, около, без, о, об и т.д.

3.Частица


Не, ни, ли, то и т.д.

+Междометие

Ах! Ох! Бам! Ай! и т.д.


Союзы, предлоги, частицы – названы основные!

















Задание 5

В задании необходимо выписать предложения с ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ, РАССТАВИТЬ ЗНАКИ и СОСТАВИТЬ СХЕМЫ

  1. Читаем внимательно все предложения!

  2. Ищем предложение, в котором есть СЛОВА АВТОРА! и ПРЯМАЯ РЕЧЬ ГОВОРЯЩЕГО!

Знаки, когда прямая речь после слов автора + СХЕМА

Знаки надо ставить так: слова автора, двоеточие, в кавычках прямая речь, далее .!?

СХЕМА: А: «П».или!или?

Директор школы торжественно объявил: «Катя Михайлова стала победителем олимпиады». (А: «П».)

Знаки, когда прямая речь перед словами автора + СХЕМА

Знаки надо ставить так: в кавычках прямая речь, знак ! или , или ?, тире, точка

СХЕМА: «П»!или,или? – а.

«Катя стала победителем олимпиады», - объявил директор. («П», - а.)

Еще примеры:

Мама сказала: «Завтра мы едем в магазин». А: «П».

«Какая прекрасная погода!» - воскликнула Оля. «П!» - а.

Выписали предложение, расставили знаки, рядом написали схему.


Задание 6

Задание такое: выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

В этом задании проверяется ваше умение находить в тексте ОБРАЩЕНИЕ.

Обращением называется слово или слова (их может быть несколько), которые называют того, к кому обращаются с речью. Например, в предложении «Ребята, сегодня у нас в гостях писатель» (обращением является слово «ребята»).

Обращение не является членом предложения; к нему нельзя поставить вопрос от других слов в предложении.

Обращение стоит в начале предложения

Запятая ПОСЛЕ обращения

«Петя, покушай-ка горяченького супчика!»

Обращение стоит в середине предложения

ДВЕ запятые ДО и ПОСЛЕ обращения

«Покушай-ка, Петя, горяченького супчика!»

Обращение стоит в конце предложения

Запятая ПЕРЕД обращением

«Покушай-ка горяченького супчика, Петя!»

Надо сделать: выписать предложение, поставить запятую/запятые и написать: «поставил запятую/запятые, так как в предложении есть обращение»











Задание 7

Задание такое: выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

В этом задании проверяется умение находить СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Сложное предложение – то, которое состоит из двух или более простых предложений. Они могут соединяться между собой с помощью союзов, таких как а, но, и, а могут быть объединены только интонацией, что на письме выражается с помощью знаков препинания.

ДВЕ (и более) ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ДВА (и более) «ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦА».

В сложном предложении мы ставим запятую между грамматическими основами

Пришла весна, снег растаял. – ДВЕ основы. Что – «весна», что - «снег», два ПОДЛЕЖАЩИХ, значит надо ставить запятую

Примеры:

«Трещали кузнечики, и где-то рядом кричала перепела» – это СЛОЖНОЕ предложение, так как есть два действующих лица: «кузнечики», «перепела» (птички такие). Есть подлежащие и сказуемое «кузнечики трещали» и «перепела кричала», если ДВЕ ГРАМ.ОСНОВЫ, то надо ставить запятую.

«Мама пришла домой, когда я готовила ужин» (мама пришла, я готовила – две основы)

«Солнце светило с самого утра, лучи грели весь мир, птички весело подпевали мне» (солнце светило, лучи грели, птички подпевали – три основы).


На впр отвечать надо так: списать сложное предложение, поставить запятую/запятые, объяснить так: «запятая стоит, т.к. предложение сложное».


Задание 8

Задание: определите и запишите основную мысль текста.




«Букварь помогает первокласснику быстро выучить буквы. Читая букварь, ребята узнают много нового и интересного. После букваря школьники начинают хорошо читать другие книги».

ТЕМА (о чем?) – автор говорит про букварь;

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ (что хотел сказать автор? к чему подводил?) - Букварь – важная и нужная книга.









Задание 10

Задание: определить ТИП речи.

Дан отрезок из текста, обычно 3-4 предложения, надо определить тип речи. ОТВЕТ ОДИН. ИЛИ рассуждение, ИЛИ повествование, ИЛИ описание.

Рассуждение

это тип текста, в котором при помощи аргументов доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий.

Повествование

это тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.

Описание

это тип текста, в котором называются, описываются признаки чего-либо или кого-либо: предметов, природы, мест, людей, животных. 


Задание 12

Синоним

это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. Например, меткий-точный, хороший-замечательный, верить-доверять

Антоним

это слова одной части речи, которые имеют противоположные значения. Например, добрый-злой, вверх-вниз, горячо-холодно

Омоним

это слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но абсолютно различные по смыслу. Например, слово «ключ»: ключ – ручей; ключ – от замка



































Запоминаем

облегчи́ть,

цеме́нт,

кварта́л.

ворОта,

алфавИт,

вЫздоровею,

сОздал

докумЕнт,

руководИть,

каучУк

нАчали,

повторИм,

углубИть

столЯр,

нАчал

магазИн,

повторИт,

досУг,

молодЁжь,

звонИшь,

сантимЕтр,

началсЯ,

вЫздоровеешь

начАться,

расположИть,

алфавИтный,

квартАлы,

понялА,

докумЕнты

фарфОр,

создалА,

щавЕль

не былА,

углубИт,

понялА,

тОрты

упростИт,

началАсь,

портфЕль,

павильОн,

жюрИ,

гадАние.

блажЕнный,

пухОвый,

типАж,

Искоса.

дОпуск,

блЮдце,

скосИть,

учреждЕние.

хаотИчный,

заготОвить,

гарпУн,

похвалА.

парте́р,

совреме́нный,

ба́нты,

краси́вее,

катало́г

повтори́шь,

свёкла,

киломе́тр

жа́воронки,

ша́рфы

инструме́нты,

катало́г,

облегчи́т

(будьте) добры́,

диало́г,

на́чали.

ждала́,

инжене́ров,

позвоня́т,

дефи́с,

звони́т,

инструме́нт

дала́,

досу́г,

сре́дство

воро́та,

звоня́т,

арбу́з,

положи́ла






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!