СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теории молодёжной девиантности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девиантное (или отклоняющееся) поведение молодежи — это деятельность молодого человека (группы молодежи), не соответствующая сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным ожиданиям.

При рассмотрении отклоняющегося поведения различают, во-первых, поведение собственно девиантное и, во-вторых, делинквентное (преступное, криминальное) поведение. Существует множество теорий природы отклоняющегося поведения.

Просмотр содержимого документа
«Теории молодёжной девиантности»

Теории молодёжной девиантности

Теории молодёжной девиантности

Введение; Понятие социальной нормы и девиации; Теории девиатного поведения; Выводы; Список использованной литературы. План:

Введение;

Понятие социальной нормы и девиации;

Теории девиатного поведения;

Выводы;

Список использованной литературы.

План:

Введение Девиантное (или отклоняющееся) поведение молодежи — это деятельность молодого человека (группы молодежи), не соответствующая сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным ожиданиям. При рассмотрении отклоняющегося поведения различают, во-первых, поведение собственно девиантное и, во-вторых, делинквентное (преступное, криминальное) поведение. Существует множество теорий природы отклоняющегося поведения .

Введение

Девиантное (или отклоняющееся) поведение молодежи — это деятельность молодого человека (группы молодежи), не соответствующая сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным ожиданиям.

При рассмотрении отклоняющегося поведения различают, во-первых, поведение собственно девиантное и, во-вторых, делинквентное (преступное, криминальное) поведение. Существует множество теорий природы отклоняющегося поведения .

Девиантное поведение (от англ. deviation- отклонение) - социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя. Девиантное поведение - это совершение поступков, которые противоречат правовым или нравственным нормам поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция
  • Девиантное поведение (от англ. deviation- отклонение) - социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе.
  • Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя. Девиантное поведение - это совершение поступков, которые противоречат правовым или нравственным нормам поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция
Социальные нормы Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.

Социальные нормы

Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.

обычаи и традиции политические нормы религиозные  нормы нормы этикета Социальные нормы моральные нормы эстетические нормы корпоративные нормы правовые нормы

обычаи и традиции

политические нормы

религиозные нормы

нормы этикета

Социальные нормы

моральные нормы

эстетические нормы

корпоративные нормы

правовые нормы

Девиантное поведение Поведение, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое; поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм. Любая девиация относительна. Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей.

Девиантное поведение

Поведение, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое; поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм.

Любая девиация относительна.

Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей.

Виды отклоняющегося поведения Отклоняющееся поведение Девиантное Делинквентное

Виды отклоняющегося поведения

Отклоняющееся поведение

Девиантное

Делинквентное

Социальная система всегда пребывает в динамическом равновесии между сохранением и изменением существующих норм. Девиация сдвигает это равновесия в сторону, за которой происходит разрушение общества как целого. Различные виды отклонений от социальной нормы были рассмотрены представителями разных отраслей знаний: философами и юристами, медиками и педагогами, психологами и социологами. Основными научными концепциями и теориями девиации являются биологическая, Психологическая, социологическая и кльторологическая теории.

Социальная система всегда пребывает в динамическом равновесии между сохранением и изменением существующих норм. Девиация сдвигает это равновесия в сторону, за которой происходит разрушение общества как целого. Различные виды отклонений от социальной нормы были рассмотрены представителями разных отраслей знаний: философами и юристами, медиками и педагогами, психологами и социологами.

Основными научными концепциями и теориями девиации являются биологическая,

Психологическая, социологическая и кльторологическая теории.

Теории девиации Психологические Причины девиантного поведения связаны с различными психическими отклонениями, вызванными психологическими конфликтами, проблемами, психическими травмами. Биологические Причины отклонения поведения индивида от принятых в обществе социальных норм в его биологическом складе.  Социологические Причины девиации в его социальных и культурных факторах Культурологические Сторонники культурологических теорий делают акцент на анализе культурных ценностей

Теории девиации

Психологические

Причины девиантного поведения связаны с различными психическими отклонениями, вызванными психологическими конфликтами, проблемами, психическими травмами.

Биологические

Причины отклонения поведения индивида от принятых в обществе социальных норм в его биологическом складе. 

Социологические

Причины девиации в его социальных и культурных факторах

Культурологические

Сторонники культурологических теорий делают акцент на анализе культурных ценностей

Биологические теории  Итальянский врач Ч. Ломброзо установил, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике.  Криминальный тип - результат деградации к более ранним стадиям развития человека. Его отличительные черты: скошенный лоб, выступающая нижняя челюсть, удлиненные мочки ушей, редкая борода, чрезмерная волосистость головы, крупные клыки, приплюснутый нос, пониженная чувствительность. Ч. Ломброзо

Биологические теории

Итальянский врач Ч. Ломброзо установил, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике.

Криминальный тип - результат деградации к более ранним стадиям развития человека. Его отличительные черты: скошенный лоб, выступающая нижняя челюсть, удлиненные мочки ушей, редкая борода, чрезмерная волосистость головы, крупные клыки, приплюснутый нос, пониженная чувствительность.

Ч. Ломброзо

Криминальные типы по Ч. Ломброзо  Прирожденный преступник. Имеет врожденные анатомические, физиологические, психологические и социальные признаки. Совершает преступления осознанно. Раскаяние, угрызения совести отсутствуют. Циничен, жесток, мстителен, ленив. Склонен к предательству, оргиям, азартным играм. Душевнобольной преступник. Нарушает закон бессознательно, в силу психического заболевания. Преступник по страсти. Имеет неуравновешенный характер и нарушает закон в состоянии аффекта. Случайный преступник. Нарушает закон в силу стечения обстоятельств, действует необдуманно, ситуативно.

Криминальные типы по Ч. Ломброзо

Прирожденный преступник. Имеет врожденные анатомические, физиологические, психологические и социальные признаки. Совершает преступления осознанно. Раскаяние, угрызения совести отсутствуют. Циничен, жесток, мстителен, ленив. Склонен к предательству, оргиям, азартным играм.

Душевнобольной преступник. Нарушает закон бессознательно, в силу психического заболевания.

Преступник по страсти. Имеет неуравновешенный характер и нарушает закон в состоянии аффекта.

Случайный преступник. Нарушает закон в силу стечения обстоятельств, действует необдуманно, ситуативно.

Американский врач-психолог У. Шелдон, работая в центре реабилитации для малолетних преступников, сопоставил виды физической конституции, темпераменты и виды совершенных преступлений и пришел к выводу, что черты характера и склонность к девиации определяет конституция тела человека. Х. Шелдон Эктоморф (греч. экто — вне, снаружи). Имеет тонкое, хрупкое тело, чрезвычайно чувствителен, нервозен, склонен к самоанализу. К нарушению закона не склонен. Эндоморф (греч. эндо — внутри). Имеет умеренно полное, округлое тело, общителен потворствует своим желаниям. Преступником может стать случайно. Мезоморф (греч. мезо — средний, промежуточный). Имеет сильное, мускулистое тело, порог чувствительности снижен, активен, беспокоен. Этот тип наиболее склонен к преступлениям.

Американский врач-психолог У. Шелдон, работая в центре реабилитации для малолетних преступников, сопоставил виды физической конституции, темпераменты и виды совершенных преступлений и пришел к выводу, что черты характера и склонность к девиации определяет конституция тела человека.

Х. Шелдон

Эктоморф (греч. экто — вне, снаружи). Имеет тонкое, хрупкое тело, чрезвычайно чувствителен, нервозен, склонен к самоанализу. К нарушению закона не склонен.

Эндоморф (греч. эндо — внутри). Имеет умеренно полное, округлое тело, общителен потворствует своим желаниям. Преступником может стать случайно.

Мезоморф (греч. мезо — средний, промежуточный). Имеет сильное, мускулистое тело, порог чувствительности снижен, активен, беспокоен. Этот тип наиболее склонен к преступлениям.

Психологические теории  Сторонники этого подхода объясняют девиантное поведение исходя из психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой.  В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта. Так, З. Фрейд большую роль отводил семье и условиям детства преступника. Нормальные условия воспитания дают баланс трех подструктур личности: «Оно», «Я», «супер-“Я”». З. Фрейд

Психологические теории

Сторонники этого подхода объясняют девиантное поведение исходя из психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой.

В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта. Так, З. Фрейд большую роль отводил семье и условиям детства преступника. Нормальные условия воспитания дают баланс трех подструктур личности: «Оно», «Я», «супер-“Я”».

З. Фрейд

 Психические травмы в детстве нарушают этот баланс и способствуют выходу агрессивных и антисоциальных импульсов. Неправильное воспитание, не позволившее развиться «супер-“Я”», ведет к преобладанию «Оно», которое постоянно требует немедленного удовлетворения своих желаний.  Современные социальные психологи, объясняя девиантное поведение, уделяют внимание таким проблемам, как ролевая диффузия (дисбаланс обретенного чувства «Я» и неспособность в полной мере играть соответствующую роль в обществе), а также кризис идентичности (оценка внутренних ценностей и переоценка своей роли).

Психические травмы в детстве нарушают этот баланс и способствуют выходу агрессивных и антисоциальных импульсов. Неправильное воспитание, не позволившее развиться «супер-“Я”», ведет к преобладанию «Оно», которое постоянно требует немедленного удовлетворения своих желаний.

Современные социальные психологи, объясняя девиантное поведение, уделяют внимание таким проблемам, как ролевая диффузия (дисбаланс обретенного чувства «Я» и неспособность в полной мере играть соответствующую роль в обществе), а также кризис идентичности (оценка внутренних ценностей и переоценка своей роли).

Социологические теории  Согласно концепции Э.Дюркгейма, аномия – состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми.  В состоянии аномии возникает противоречие между провозглашенными целями индивидуального развития и невозможностью их реализации для большинства.  Люди перестают понимать, что ждет от них общество, испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами.  Именно аномия является причиной девиации, так как она нарушает стабильность, порождает нарушения общественного порядка, результатом чего и становится появление девиаций. Э.Дюркгейм

Социологические теории

Согласно концепции Э.Дюркгейма, аномия – состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми.

В состоянии аномии возникает противоречие между провозглашенными целями индивидуального развития и невозможностью их реализации для большинства.

Люди перестают понимать, что ждет от них общество, испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами.

Именно аномия является причиной девиации, так как она нарушает стабильность, порождает нарушения общественного порядка, результатом чего и становится появление девиаций.

Э.Дюркгейм

Главная причина девиации по Р.Мертону – разрыв между целями индивидуального развития, на которых акцентирует внимание общество (материальное благополучие), и практическими средствами их достижения, которыми располагают индивиды. Не все средства признаются обществом приемлемыми, дозволенными.

Р. Мертон

Р. Мертон выделил 5 форм приспособления индивида к социальной структуре:

1) конформизм – добропорядочное поведение человека, ориентированное на достижение жизненного успеха с помощью социально одобряемых средств; это не девиация;

2) инновация – достижение жизненного успеха за счет нарушения социально одобряемых норм поведения и введения новых норм, сопряженных с девиацией;

3) ритуализм – отказ индивида от целей жизненного успеха или существенное снижение притязаний; не девиация;

4) ретритизм – отказ как от общественно одобряемых целей, так и от общественно одобряемых норм поведения; поведение вне приличий;

5) мятеж, бунт – отказ от целей, одобряемых обществом, предложение новых целей и норм, а также борьба за их утверждение; разрушение социальной системой и установление новой.

 Р. Линтон для объяснения девиации выделил 2 типа личности:  нормативная – личность, черты которой наиболее полно отражают культуру определенного общества; идеал личности данной культуры;  модальная – статистически более распространенный тип личности, отклоняющийся от социального идеала.  Чем более нестабильным является общество, тем больше в нем людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. В стабильных обществах, наоборот, культурное давление на личность таково, что люди с своих взглядах и поведении не отрывается от навязанных идеальных стереотипов. Р. Линтон

Р. Линтон для объяснения девиации выделил 2 типа личности:

нормативная – личность, черты которой наиболее полно отражают культуру определенного общества; идеал личности данной культуры;

модальная – статистически более распространенный тип личности, отклоняющийся от социального идеала.

Чем более нестабильным является общество, тем больше в нем людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. В стабильных обществах, наоборот, культурное давление на личность таково, что люди с своих взглядах и поведении не отрывается от навязанных идеальных стереотипов.

Р. Линтон

Культурологическая теория Селин, Миллер, Сутер-Ленд считали, что корни девиации следует искать в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе. С точки зрения этих теорий, девиация имеет место тогда, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Д. Миллер

Культурологическая теория

Селин, Миллер, Сутер-Ленд считали, что корни девиации следует искать в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе. С точки зрения этих теорий, девиация имеет место тогда, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.

Д. Миллер

Среди других теорий, объясняющих происхождение девиаций, можно выделить: Теория подражания  Основоположник – Г. Тард, утверждавший, что в человеческом поведении значимую роль играет повторение.  Преступники, как и обычные люди, имитируют поведение тех, с кем они встречались в жизни, которых они знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан, они имитируют поведение преступников.  Молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются с теми подростками, у которых криминальные модели поведения уже укоренились. Г. Тард

Среди других теорий, объясняющих происхождение девиаций, можно выделить:

Теория подражания

Основоположник – Г. Тард, утверждавший, что в человеческом поведении значимую роль играет повторение.

Преступники, как и обычные люди, имитируют поведение тех, с кем они встречались в жизни, которых они знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан, они имитируют поведение преступников.

Молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются с теми подростками, у которых криминальные модели поведения уже укоренились.

Г. Тард

Теория дифференциальной ассоциации  Основоположник – Э.Сазерленд – подчеркивает роль социального взаимодействия в процессе формирования взглядов и поступков людей.  Индивиды становятся правонарушителями в той степени, в которой они принадлежат окружению, следующему девиантным идеям и методам.  Чем раньше начнутся контакты индивида с криминогенным окружением, чем чаще, интенсивнее и длительнее они будут, тем выше вероятность того, что такой индивид также станет правонарушителем. Э.Сазерленд

Теория дифференциальной ассоциации

Основоположник – Э.Сазерленд – подчеркивает роль социального взаимодействия в процессе формирования взглядов и поступков людей.

Индивиды становятся правонарушителями в той степени, в которой они принадлежат окружению, следующему девиантным идеям и методам.

Чем раньше начнутся контакты индивида с криминогенным окружением, чем чаще, интенсивнее и длительнее они будут, тем выше вероятность того, что такой индивид также станет правонарушителем.

Э.Сазерленд

Теория стигматизации Основоположник – Г.Беккер – утверждает, что ни один поступок не является сам по себе криминальным. Отрицательность поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как его оценивают окружающие и как на него реагируют.  Девиация обусловлена способностью влиятельных групп общества навязывать другим определенные стандарты поведения, нарушение которых считается девиацией. На тех, кто не соблюдает эти правила, навешиваются ярлыки девиантов. Г. Беккер  Для большинства людей свойственны девиации. Пока окружающие не обращают на это внимания, человек не считает себя девиантом.  Первичная девиация – поведение, нарушающее социальные нормы, но ускользающее от внимания влиятельных лиц.  Если влиятельные лица узнают об этих поступках, и навешивают на человека ярлык девианта, это может привести к вторичной девиации.  Вторичная девиация – девиантное поведение, вырабатывающееся у индивида в ответ на санкции других.

Теория стигматизации

Основоположник – Г.Беккер – утверждает, что ни один поступок не является сам по себе криминальным. Отрицательность поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как его оценивают окружающие и как на него реагируют.

Девиация обусловлена способностью влиятельных групп общества навязывать другим определенные стандарты поведения, нарушение которых считается девиацией. На тех, кто не соблюдает эти правила, навешиваются ярлыки девиантов.

Г. Беккер

Для большинства людей свойственны девиации. Пока окружающие не обращают на это внимания, человек не считает себя девиантом.

Первичная девиация – поведение, нарушающее социальные нормы, но ускользающее от внимания влиятельных лиц.

Если влиятельные лица узнают об этих поступках, и навешивают на человека ярлык девианта, это может привести к вторичной девиации.

Вторичная девиация – девиантное поведение, вырабатывающееся у индивида в ответ на санкции других.

Выводы Таким образом, для того чтобы человечество не отходило от норм поведения, необходимо вовремя доносить до молодежи отрицательные стороны жизни. Ведь именно в молодости закладывается основа поведения. Многое зависит от таких факторов, как воспитание, образование, социальное положение в обществе, обстановка в семье. Поэтому главной целью должно быть чтобы молодежь была образована, воспитана, культурна и умела себя вести в обществе.

Выводы

Таким образом, для того чтобы человечество не отходило от норм поведения, необходимо вовремя доносить до молодежи отрицательные стороны жизни. Ведь именно в молодости закладывается основа поведения. Многое зависит от таких факторов, как воспитание, образование, социальное положение в обществе, обстановка в семье. Поэтому главной целью должно быть чтобы молодежь была образована, воспитана, культурна и умела себя вести в обществе.

Список использованной литературы 1. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы/ Учеб. пособие/Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. - СПб: Питер, 2010. - 352 с. 2. Кошарная Г.Б. Основные подходы к изучению девиантного поведения / Г. Б.Кошарная, Л.Н. Мордишева // Известия высших учебных заведений. – Поволжский регион:Общественные науки. – 2010. - №1(13). – 70 – 81 с. 3. Л.Г. Матвеенкова, Е.Н. Ивлева Основы социологии учебное пособие. - Караганда: Изд-во КарГТУ, 2013г. 94с. 4.Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. 5.http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnyy-kontrol-v-obshchestve.html.

Список использованной литературы

1. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы/ Учеб. пособие/Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. - СПб: Питер, 2010. - 352 с.

2. Кошарная Г.Б. Основные подходы к изучению девиантного поведения / Г. Б.Кошарная, Л.Н. Мордишева // Известия высших учебных заведений. – Поволжский регион:Общественные науки. – 2010. - №1(13). – 70 – 81 с.

3. Л.Г. Матвеенкова, Е.Н. Ивлева Основы социологии учебное пособие. - Караганда: Изд-во КарГТУ, 2013г. 94с.

4.Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.

5.http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnyy-kontrol-v-obshchestve.html.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!