СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретико-методологические предпосылки патриотического воспитания

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теоретико-методологические предпосылки патриотического воспитания»

18


Теоретико-методологические предпосылки патриотического воспитания обучающихся в общеобразовательной организации 1.1. Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики

Смена приоритетов в социально-экономической, политической и других сферах общественной жизни требуют переосмысления подходов в определении понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» и влияния этих трансформаций на педагогическую технику и результативность ее применения.

Как видим, тема нашего исследования находится в плоскости оперативного реагирования на социальный заказ и инновационные изменения в воспитательной практике образовательной организации по формированию у обучающихся патриотизма и гражданской идентичности.

«Сущность этой деятельности детерминируется, с одной стороны, интересами и требованиями общества, а также социальных и государственных институтов к личности, с другой – интересами самой личности, её отношением к проблемам, встающим перед социумом и государством» [7, с.165].

Необходимость оптимизации способов педагогического воздействия и продуктивного влияния на формирование соответствующих компетенций у обучающихся ставит задачу их пересмотра на теоретико-методологическом уровне.

При организации воспитательной работы в общеобразовательных организациях педагоги пользуются следующими нормативными правовыми документами:

  • Конституция Донецкой Народной Республики (с изменениями, внесенными Законами от 27.02.2015 года № 17-ІНС от 29.06.2015 года № 63-ІНС от 11.09.2015 года № 92-ІНС);

  • Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (постановление Народного Совета от 19.06.2015, N 55-ШС; с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-1НС);

  • Закон Донецкой Народной Республики «О воинской обязанности и военной службе» (постановление Народного Совета от 13.06.2015, N 55-ШС; с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-1НС);

  • Закон «О гражданской обороне» принят Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 г. с изменениями, внесенными Законами: от 14.08.2015 г. № 74-ІНС, от 30.04.2016 г. №127-ІНС (статья 1, статья 4. п.4, статья 13, статья 14, статья 21, статья 23, статья 25);

  • Закон «О противодействии терроризму» принят постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 15 мая 2015 г. № 46-IHC, действующая редакция по состоянию на 10.06.2015 г. (статья 2, статья 24, статья 25, статья 26);

  • Закон «О физической культуре и спорте», принят постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 24 апреля 2015 года № I-143П-НС, действующая редакция по состоянию на 20.05.2015 г. (статья 4, статья 24, статья 25, статья 26, статья 31, статья 32, статья 34, статья 39, статья 40, статья 42, статья 46, статья 47, статья 50, статья 51, статья 53, статья 54, статья 67, статья 76, статья 82);

  • Государственные образовательные стандарты начального общего образования Донецкой Народной Республики (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25. 07. 2018 № 665);

  • Государственные образовательные стандарты основного общего образования Донецкой Народной Республики (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30. 07. 2018 № 678);

  • Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года);

  • Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17. 07. 2015 № 317);

  • Концепция развития дополнительного образования детей (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04. 04. 2016 № 310);

  • Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815);

  • Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16. 08. 2017 № 832);

  • Концепция исторического развития Донбасса (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11. 04. 2018 № 317);

  • Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики «Об утверждении нормативных правовых актов, направленных на внедрение и реализацию государственного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики» от 17.12.2016 г. № 13-32;

  • Программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи Донецкой Народной Республики» (распоряжение Главы Донецкой Народной Республики от 09. 08. 2017 № 832);

  • Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса. 1-4 кл.» (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15. 08. 2019 № 1133);

  • Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса. 5-9 кл.» (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15. 08. 2019 № 1133);

  • Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса. 10-11 кл.» (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15. 08. 2019 № 113)

  • Указ Главы Донецкой Народной Республики «О Государственном физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» Донецкой Народной Республики» от 16.09.2016 г. № 304.

1.2. Теоретическое обоснование понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание»

Патриотическое воспитание обучающихся в современной педагогической теории и практике занимает на постсоветском пространстве одну из ведущих позиций. Геополитические реалии, идеологический вакуум, сложные социально-экономические и межконфессиональные отношения, этноидентификация, территориально-правовые отношения, военные действия в Донбассе – спектр проблем, указывающий на необходимость государственного подхода в обеспечении системности и непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование патриотического сознания у всех социальных слоёв и возрастных групп граждан, при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи [17].

В связи с этим наличие нормативно-правового обеспечения патриотического воспитания в Донецкой Народной Республике открывает широкие возможности для активизации системной и целенаправленной деятельности в контексте рассматриваемого вопроса.

На концептуальном уровне осмысление феномена патриотизма, его общественной и личностной значимости в содержании образования тезаурус понятий имеет такие значения:

  • «Патриотизм – это любовь к Родине, преданность к своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите, вплоть до самопожертвования» [8, с. 1].

  • «Патриотическое воспитание – деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого гражданского сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению общественного долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины».[8, с. 2]

Методологию изучения сущности рассматриваемых явлений составили научно-исследовательские разработки, раскрывающие:

  • роль педагогического процесса культурно-историческом контексте (М. В. Богуславский, Л. Л. Редько, В. В. Макаев);

  • характер этно-педагогических процессов, явлений в развитии образовательных систем (Г.Н. Волков, И.А. Арабов, Е.Е. Хатаев, А. Э. Ширванян, И.А. Шоров);

  • социально-педагогические основы формирования гражданственности, патриотизма учащейся молодёжи (А.В. Беляев, А.Н. Вырщиков, А.С. Гаязов);

  • особенности социализации, воспитания личности в поликультурной среде (Е.В. Бондаревская, В.Н. Гуров, З.А. Малькова, А.В. Мудрик, Л.Л. Супрунова)

  • деятельность общеобразовательной школы по патриотическому воспитанию

( Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Е.Н. Степанов, Н.М. Таланчук и др.).

Педагогический анализ некоторых современных исследовательских определений патриотизма выявил неоднозначность подходов (их всего три: эмоционально-ценностный, информационно-познавательный, деятельностно-результативный), аналитический разнобой трактовки термина – детализация, упрощенность, сжатость или пространственный характер и проблему опоры на нормативно-правовую базу.

«Патриотизм – основа жизненных ориентаций, – отмечают А.Н.Вырщиков и М.Б.Кусмарцев, – определяющая стратегию развития личности, общества, государства, смысл и самоценность жизни гражданина России» [4, с.34].

Л.В.Байбородова считает, что патриотизм – это «... одно из наиболее глубоких человеческих чувств, интегративное социально значимое качество, важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения и связанная с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе» [1, с.9]

С точки зрения М.Ю. Корниловой и А.Н.Томилина, «…патриотизм – это личностное качество гражданина, которое формируется социальной средой и

целенаправленным воспитательным процессом».

А.П. Федоров и С. Н. Томилина определяют патриотизм как «…основное личностное чувство, интегративное социально значимое качество и устойчивую характеристику гражданина, базирующиеся на любви к Отечеству, Родине и своему народу, верности и преданности им, широком патриотическом мировоззрении и патриотических убеждениях, выражающихся в твердой, непоколебимой патриотической позиции, реализуемой в результативной деятельности, патриотическом поведении и подступах готовности к защите Отечества и его интересов в мирное и военное время, вплоть до самопожертвования в бою» [22, с. 50].

Ёмкость трактовки и точность аналитики отличает определение, данное В.И.Лутовиновым: «Патриотизм – одна из наиболее значимых ценностей, – пишет исследователь, – присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным качеством личности, характеризующая высший уровень её развития и проявляющаяся в активной деятельности и самореализации личности на благо Родины» [15, с. 32].

Как видим, феномен патриотизма большинством исследователей рассматривается как сложное и многогранное явление, которое является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству.

В этом контексте абсолютной константой сегодня следует признать ряд положений «Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики» (2015 г.) [8, c.1]:

  1. «Патриотизм – основа существования и развития государственности».

  2. «Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным».

  3. «На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая

характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения».

Некоторые исследователи (И.А. Чемерилова, Н.В. Ипполитова и др.), характеризуя патриотизм как качество личности, отмечают триединство его составляющих:

  • патриотические чувства (любовь к своей Родине, предполагающая и ответственность за её судьбу, и личное участие; чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества, обычаям и традициям своего народа, сопричастности к истории и культуре страны);

  • патриотическое сознание (сформированность понятий «патриотизм», «Родина», «Отечество», «доблесть и честь», «гражданский долг», убежденность в силе духа и мужественности своего народа; вера в лучшее будущее для него; понимание необходимости созидательного труда на благо своей страны, народа, всей планеты и человечества, осознание необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества);

  • патриотическое поведение (активная жизненная позиция, преданность своей стране, стремление к созиданию, укреплению ее мощи, готовность защищать Родину и Отечество, служить им, подчиняя свои и групповые интересы интересам страны и народа) [6].

Качественные характеристики каждого из составляющих имеют определенный воспитательный потенциал и предусматривают переход от ценностных ориентиров к самостоятельной и ценностно-мотивированной деятельности. В контексте деятельностного начала и развития потенциала личности в процессе самосовершенствования ожидаемый результат – сформированность мировоззрения и достижения на его основе функционального идеала – «ПАТРИОТ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА» [17] (см. Рисунок 1.)

Мировоззрение в таком случае – «… субъектное состояние личности, проявляющееся в её мыслях, чувствах, воле, деятельности. В мировоззрении – единство сознания, взглядов, убеждений и деятельности». [20, с. 210]













Рисунок 1 – Достижение функционального идеала


В Программе «Патриотическое воспитание детей и молодежи Донецкой Народной Республики» (2017 г.) отмечается, что патриотическое воспитание «…должно стать основной целью создаваемой в Республике государственной идеологии как части идеологии Русского мира» [17, с. 2].

Следовательно, проблема патриотизма на современном этапе требует:

  1. воплощения в жизнь государственного заказа – глубокой и всесторонней разработки модели «Я-концепции» патриота своего Отечества – Донецкой Народной Республики;

  2. решения задач организационного и научно-методического обеспечения патриотического воспитания путем обновления научных трактовок тезауруса, инноваций в области применения педагогических технологий и воспитательных систем на основе использования положительного опыта применяемых российскими коллегами практик патриотического воспитания.

Как отмечалось выше, идентификация личностью своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине, способность к созиданию на благо Отечества, выполнению долга, готовность к его защите и самопожертвованию может осуществляться только в рамках общественно-полезной деятельности. Это определяет специфику педагогической деятельности направления по патриотическому воспитанию и ее методологию.

ГОС ООО (2018 г.): « … воспитание гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему народа Донецкой Народной Республики; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей Республики; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» рассматриваются как основные показатели уровня достижений личностных результатов во всех предметных областях выпускником общеобразовательной организации.

«Общая цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы формировать и развивать у граждан Донецкой Народной Республики патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности; обеспечивать рост уровня значимости патриотизма у всех слоев общества, достичь поворота в общественном, национальном и индивидуальном сознании в сторону понимания и осмысления зависимости настоящего и будущего республики, народа, личности от того, в какой мере люди будут руководствоваться в своей практической деятельности патриотическими началами, насколько высоко будет их стремление сохранить и приумножить духовные, культурные, материальные богатства своего народа и своего Отечества, а также развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества» [8, с. 2].

Общественный характер, ментальность отводят патриотизму в российском обществе национальной идеи, духовный рост, успешная социализация и инкультурация личности способствуют моделированию образа, функционального идеала – патриота Республики,

Сущность данного процесса состоит в освоении обучающимися прогрессивного патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к Родине и Отечеству.

В.А. Сухомлинский писал: «… сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, на сколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота» [20, с. 224].

Сегодня это находит отражение в выборе качественно новых ориентиров и педагогических техник в контексте гуманистического подхода, полностью нивелирующих стремление некоторых сторонников

1.3. Современные модели патриотического воспитания

В исследованиях Л.Н. Буйловой и Е.Е. Курвинен [2] со ссылкой на методические рекомендации Е. А. Бондаренко обнародована классификация современных моделей патриотического воспитания:

предметно-тематическая, основанная на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, уроки гражданственности и духовности Донбасса, истории;

  • межпредметная, которая включает совокупность воспитательных приемов иметодов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной работы;

  • институциональная, представляющая собой доминирование в жизни образовательной организации общественного самоуправления, придающего ему статус центра общественных и культурных связей;

  • проектная, связанная с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности;

  • диссеминационная, представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию патриотической позиции обучающихся.

По решению педагогического коллектива, родительской общественности, с учётом интересов детей в общеобразовательной организации могут реализовываться различные модели воспитательной работы по патриотическому направлению:

• модель плана с преобладанием учебно-познавательной, общеразвивающей деятельности;

• модель плана с преобладанием общественной самоорганизации обучающихся;

• модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся;

• модель плана с преобладанием работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной организации;

• модель плана с преобладанием воспитательных мероприятий.

Таким образом, создание соответствующего пространства для реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение:

1. Личностных результатов освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования, которые отражают:

1) воспитание гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и будущему многонационального народа Донецкой Народной Республики; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов Донецкой Народной Республики и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального общества Донецкой Народной Республики; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной образовательной траектории на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Донецкой Народной Республики и мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом муниципальных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Донецкой Народной Республики и мира, творческой деятельности эстетического характера;

2. Метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования, отражающих:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и общеразвивающей деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

3. Предметных результатов освоения основной образовательной программы начального, основного, среднего образования с учётом общих требований Государственных образовательных стандартов и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей.

Согласно Государственным образовательным стандартам начального, основного, среднего и общего образования Донецкой Народной Республики организация работы по патриотическому воспитанию является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации.

Таким образом, в теории и в практике образовательных организаций модели патриотического воспитания встречаются как в чистом, так и в смешанном виде.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Байбородова, Л.В. Концептуальные основы патриотического воспитания будущих педагогов / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова,В. В. Белкина // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 6. – С. 8-14.

  2. Буйлова, Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. – 2017. – № 5. – С. 405-412.

  3. Быков, А. К. Современные модели гражданско-патриотического воспитания учащихся / А. К. Быков// СОТИС – социальные технологии, исследования. – 2017. – № 2 (70). – С. 101-116.

  4. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография. / А.Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев М.Б. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2016. – 172 с.

  5. Данцевич, Н.Ю. Организация среды патриотического воспитания в современной школе/ Н.Ю. Данцевич // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2017. – № 7. – С. 116-117.

  6. Ипполитова, Н.В.Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях/ Н. В. Ипполитова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2016. Т. 8. – № 4. – С. 9-15.

  7. Концептуальная модель патриотического воспитания учащейся молодежи как условие формирования гражданской идентичности в поликультурной образовательной среде/ Л. Р. Храпаль, Г. Х. Ахметшина, З. И. Замалетдинова, Х. И. Халиков // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 1 (50). – С. 164-168.

  8. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17. 07. 2015 г. – 21 с.

  9. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16. 08.2017 г. № 832–18 с.

  10. Котруца, Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы /Л. Н. Котруца // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. –2017. – № 3.– С. 176-183.

  11. Корнилова, М. Ю. Патриотическое воспитание учащихся морского вуза в условиях города-героя: монография / М. Ю. Корнилова М. Ю., А. Н. Томилин. – Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2017. – 138 с.

  12. Кузьмина, И.Е. Петербургская модель культуро-творческого уклада школьной жизни как условие патриотического воспитания / И. Е. Кузьмина// Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2016. –№ 3 (33). – С. 50-60.

  13. Кузьмина, И.Е. Теоретические основы диагностики ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания участников образовательного процесса/ И. Е. Кузьмина // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – № 1 (9). – С. 153-174.

  14. Курвинен, Е. Е. Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда») / Е.Е. Курвинен // Молодой ученый. – 2016. – № 6, 4. – С. 91-95.

  15. Лутовинов, В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно-методическое пособие / Под общ.ред. С.В. Смульского. – М.: Изд-во РАГС, 2017. – 170 с.

  16. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие./ В.Е. Мусина. – Белгород: ИД «Белгород»: НИУ «БелГУ», 2018. –156 с.

  17. Программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи Донецкой Народной Республики», утверждённаяраспоряжением Главы Донецкой Народной Республики от 09. 08. 2017. № 832.

  18. Сиволобова, Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодёжи: опыт и инновации: монография. / Ставрополь: Изд-во СГПИ, Дизайн-студия Б.– 2017. – 136 с.

  19. Склярова, Т.В. Модель гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях совершенствования воспитательной системы образовательного учреждения /Т. В. Склярова // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 1 (50). – С. 119-121.

  20. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский – М.: Политиздат, 1973. – 272 с.:

  21. Томилина, С. Н. К вопросу о стратегиях воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью / С.Н. Томилина // Человек и образование. – 2018. – № 3. – С. 73-78.

  22. Федоров, А. П.Методологические подходы организации процесса формирования патриотизма у современной молодёжи /А. П. Федоров, С.Н. Томилина // Человек и образование. – 2018. – № 4. – С. 49-53.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!