ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 2021/2022.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.
9-11 КЛАССЫ.
Инструкция по выполнению задания.
Уважаемый участник! Вам предлагается 25 вопросов, соответствующих требованиям школьной программы по предмету «Физическая культура».
Практические задания провести с учетом материально-технической базы школы. Учителям физической культуры по необходимости заменить задание на аналогичное задание.
При выполнении гимнастики учесть подготовленность обучающихся.
I. Задания с выбором одного правильного ответа. При выполнении этих заданий необходимо выбрать единственно правильный вариант из предложенных. Среди вариантов могут встретиться частично правильные, не подходящие в качестве ответа. Правильным является только один ответ – тот, который наиболее полно соответствует смыслу утверждения. Выбранный вариант отмечается зачёркиванием соответствующего квадрата в бланке ответов: «а», «б», «в» или «г».
Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Пропускайте задания, ответы на которые вызывают затруднение. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии Вы сможете вернуться к пропущенному заданию.
Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл.
II. Задания, в которых необходимо отметить все позиции. При выполнении этих заданий необходимо отметить все правильные ответы.
Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 0,5 балла.
III. Задания на установление соответствия между понятиями. Каждое верно установленное соответствие этой группы оценивается в 0,5 балл.
IV. Заданий на перечисление.
Правильно установленная последовательность оценивается в 0,5 балл.
V. Задание-задача.
Правильное решение с записью ответа оценивается в 5 баллов.
При верном решении, но ошибке в подсчетах, ответ оценивается в 2 балла.
Запись только ответа оценивается в 0 баллов.
Максимальная оценка за ответ – 5 баллов
Максимальное количество баллов по теоретической части – 40.
Контролируйте время выполнения задания.
Полноценное выполнение третьей и четвертой групп заданий может потребовать больше времени.
Время выполнения всех заданий – 45 минут.
Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.
Желаем успеха!
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
I. Задания с выбором одного правильного ответа |
В Древней Греции принцип соревновательности имел особый смысл и всю тысячелетнюю историю, каждые четыре года в Олимпии проходили Игры олимпиады. Сколько раз Игры из Олимпии переносились на другое место проведения? |
а) игры не переносились; | в) переносились в 80 г. до н.э. в Рим; |
| |
б) переносились в 455 г. до н.э. на Сицилию; | г) переносились в 40 г. до н.э. на остров Кипр. |
| |
2. Какая дисциплина отсутствовала в программе Олимпийских игр в Древней Греции?: |
а) кулачный бой; | в) панкратион; |
| |
б) бег на один стадий; | г) марафон. |
| |
3. В каком году МОК принял и утвердил последнюю редакцию олимпийской хартии? |
а) 1894 год; | в) 2017 год; |
| |
б) 1980 год; | г) 2019. |
| |
4. Какой возраст относится к наиболее благоприятному периоду для развития гибкости?. |
а) 8-10 лет; | в) 14-16 лет; |
| |
б) 11-13 лет; | г) 17-19 лет. |
| |
5. Восьмикратный олимпийский чемпион, установивший восемь мировых рекордов, «самый быстрый человек на земле». |
а) Валерий Борзов; | в) Карл Льюис; |
| |
б) Усэйн Болт; | г) Джесси Оуэнс.. |
| |
6. Какие физические упражнения преимущественно используют при воспитании ловкости? |
а) прыжки через препятствия; | в) приседания; |
| |
б) бег на короткие дистанции; | г) челночный бег. |
| |
7. Какое из упражнений является статическим? |
а) махи ногами; | в) подтягивание на перекладине; |
| |
б) бег; | г) стойка на лопатках. |
8. В каком случае организатор спортивного мероприятия в командных видах спорта должен наложить соответствующую санкцию на команду (например, снятие заработанных очков, дисквалификация со спортивных соревнований или спортивного мероприятия)… |
а) если один член команды нарушил антидопинговые правила; | в) если три члена команды нарушили антидопинговые правила; |
| |
б) если два члена команды нарушили антидопинговые правила; | г) если четыре члена команды нарушили антидопинговые правила. |
| |
9. Какой из продуктов питания в своем составе имеет преимущественно углеводы? |
а) мясо; | в) макароны; |
| |
б) рыба; | г) сливочное масло. |
| |
10. Когда проводятся паралимпийские игры? |
а) одновременно с олимпийскими играми; | в) через один год после Олимпийских игр; |
| |
б) через 12 дней после Олимпийских игр; | г) за один год до Олимпийских игр. |
| |
11. К объективным критериям самоконтроля можно отнести… |
а) самочувствие, аппетит, работоспособность; | в) нарушение режима, наличие болевых ощущений; |
| |
б) частоту дыхания, жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ), антропометрию; | г) частоту сердечных сокращений (ЧСС), усталость, аппетит. |
| |
12. Одной из образовательных задач системы физического воспитания школьников является...: |
а) формирование осознанного отношения к собственному физическому совершенствованию; | в) формирование свойств личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность; |
| |
б) овладение системой знаний, двигательными умениями и навыками; | г) многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности. |
| |
13 Ритм как комплексная характеристика техники двигательных действий проявляется… |
а) в чередовании акцентированных и пассивных фаз; | в) в соотношении внутренних и внешних сил; |
| |
б) в частоте движений в единицу времени; | г) в точности и конечном результате действия. |
| |
14. Занятия на свежем воздухе в основном обеспечивают… |
а) закаливание организма; | в) повышение возможностей организма; |
| |
б) улучшение развития организма; | г) улучшение настроения. |
| |
15. Индекс Эрисмана является показателем… |
а) типа телосложения; | в) развития степени ожирения; |
| |
б) развития пропорциональности грудной клетки; | г) пропорциональности развития. |
| |
II. Задания, в которых необходимо отметить все позиции |
16. Что является нарушением антидопинговых правил? а) сотрудничество спортсмена в профессиональном качестве, с любым персоналом спортсмена, который отбывает срок дисквалификации; б) отказ от сдачи пробы или не предоставление пробы без уважительной причины после получения официального уведомления; в) выбор комплекта для хранения пробы; г) хранение, распространение и попытка распространения запрещенных субстанций или оборудования для применения запрещенных методов. |
17. В спринтерском беге с низкого старта существует несколько вариантов расстановки стартовых колодок. |
а) обычный; | в) растянутый; |
| |
б) стандартный; | г) сближенный. |
|
18. В лыжных гонках, переход с одновременных на попеременные ходы осуществляется… |
а) накатом; | в) прокатом; |
| |
б) перешагиванием; | г) прямым переходом. |
|
III. Задания на установление соответствия между понятиями |
19. Установите соответствие между названиями фигур с рисунком |
| | А | Слон |
| | Б | Конь |
| | В | Пешка |
| | Г | Король |
| | Д | Ладья |
| |
20. Установите соответствие между спортсменом и видом спорта. |
| Алия Мустафина | А | Дзюдо |
| Юлия Ефимова | Б | Конькобежный спорт |
| Светлана Ишмуратова | В | Плавание |
| Юрий Стёпкин | Г | Спортивная гимнастика |
| Светлана Бажанова | Д | Биатлон |
| |
21. Подберите слова в пары, составляющие устойчивые выражения. |
| Восстановительный | А | цикл |
| Двойное | Б | прыжок |
| Классический | В | ход |
| Нападающий | Г | шаг |
| Олимпийский | Д | катание |
| Парное | Е | удар |
| Скользящий | Ж | период |
| Тройной | З | ведение |
|
IV. Задания на перечисление |
|
22. Перечислите фазы прыжка в высоту: |
|
23. Перечислите параметры (характеристики) по которым дозируются физические упражнения? |
24. Перечислите известные Вам способы метания гранаты из школьной программы. |
|
V. Задание-задача |
|
25. Спортсмен выполняет жим лежа со штангой весом 65 кг. Каков личный рекорд у этого спортсмена в жиме штанги лежа, если относительная интенсивность в этом упражнении составляет 67% от максимального веса штанги? Ответ округлите до целых величин, решение и ответ запишите в бланке ответов. |
Вы выполнили задание!
Поздравляем!
РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1.
Гимнастика (девочки):
№ | Акробатические элементы | баллы |
| И.п. – основная стойка | |
1 | Шагом вперед равновесие на правый (левой), руки в стороны, держать | 1,0 |
2 | Шагом вперед выпад – кувырок вперед в сед с наклоном вперед, держать | 1,0 |
3 | Перекат назад с прямыми ногами в стойку на лопатах без помощи рук, держать | 1,0 |
4 | Перекат вперед в сед в группировке – сед углом руки в стороны, держать | 1,0 |
5 | Лечь на спину руки вверх – согнуть руки и ноги «мост», держать – поворот кругом в упор присев | 1,0 |
6 | Кувырок назад в упор присев – встать в стойку руки вверх | 1,0 |
7 | Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») и, приставляя ногу, повернуться направо (налево) лицом в направлении движения – упор присев | 1,5 |
8 | Кувырок вперед прыжком | 1,5 |
9 | Прыжок вверх с поворотом на 1800 | 1,0 |
| ИТОГО | 10,0 |
Гимнастика (мальчики):
№ | Акробатические элементы | баллы |
| И.п. – основная стойка | |
1 | Шагом вперед равновесие на правой (левой), руки в стороны, держать | 1,0 |
2 | Кувырок назад | 1,0 |
3 | Кувырок назад согнувшись в стойку ноги врозь – наклон прогнувшись, руки в стороны, обозначить | 1,5 |
4 | Силой, сгибая ноги, стойка на голове и руках, держать | 1,0 |
5 | Опуститься силой в упор лежа – упор присев – встать, руки вверх | 1,0 |
6 | Махом одной, толчком другой переворот в сторону (колесо) и, приставляя ногу, повернуться направо (налево) лицом в направлении движения поворот спиной к направлению движения – упор присев | 1,5 |
7 | Кувырок вперед | 1,0 |
8 | Кувырок вперед прыжком | 1,0 |
9 | Прыжок с поворотом на 3600 | 1,0 |
| ИТОГО | 10,0 |
Задание 2. По легкой атлетике.
Конкурсное испытание заключается в преодолении дистанции:
Девушки – бег 1000 м
Юноши – бег 1500 м
Фиксируется время преодоления дистанции
Задание 3. Полоса препятствий с элементами спортивных игр
Девочки и мальчики
Задания выполняются поточно в представленной ниже последовательности и схеме (таблицы 1– 2, рисунки 1 и 2).
Старт участника в испытании производится по сигналу (команде) судьи.
Руководство испытаниями
Руководство для проведения испытаний состоит из:
– главного судьи;
– судьи.
Спортивная форма
2.1. Участники должны быть одеты в спортивные трусы, футболку и кроссовки.
2.2. Во время испытания использование ювелирных украшений не допускается.
Порядок выступления
3.1. Для проведения испытаний участники распределяются по соответствию со стартовым номером.
3.2. Перед началом испытаний должны быть названы: фамилия, имя или стартовый номер каждого участника. После вызова у участника есть 20 с, чтобы начать выполнение упражнения.
3.3. Оценка действий участника начинается с момента принятия исходного положения. Сигналом готовности участника к началу выступления служит поднятая вверх рука. После этого дается сигнал к началу выполнения испытания.
3.4. Все участники одной смены должны находиться в специально отведенном для них месте. Их поведение не должно мешать другим участникам.
3.5. За нарушения дисциплины или неспортивное поведение главный судья имеет право отстранить участника от участия в испытании.
4. Повторное выступление
4.1. Выступление участника не может быть начато повторно за исключением случаев, вызванных непредвиденными обстоятельствами, к которым относятся: поломка оборудования, произошедшая в процессе выступления; неполадки в работе общего оборудования – освещение, задымление помещения и т. п.
4.2. При возникновении указанных выше ситуаций участник должен немедленно прекратить выступление. Если выступление будет завершено, оно будет оценено.
4.3. Только главный судья имеет право разрешить повторное выполнение упражнения. В этом случае участник выполняет свое упражнение сначала, после выступления всех участников.
5. Разминка
Перед началом выступлений участникам предоставляется разминка из расчета не более 1 минуты на одного участника.
6. Судьи
Главный судья определяет состав судейской бригады, оценивающей выступление участников.
Методические указания к выполнению полосы препятствий
1. Линия старта каждого из заданий отмечена специальной разметкой (конусами) и расположена на расстоянии не менее 1 м от стены зала.
2. Все участники одного потока должны находиться в специально отведенном для них месте, их поведение, не должно мешать другим участникам.
3. Места выполнения заданий располагаются последовательно, по периметру спортивного зала (24 × 12 метров), на безопасном расстоянии от стены.
4. Прохождение испытания оценивается судейской бригадой не менее чем из 3 (трех) человек. Один из судей на задании располагается в зоне старта/финиша, даёт команду «Марш!»/свисток» и фиксирует общее время прохождения полосы препятствий. Другие судьи располагаются в зоне прохождения испытаний и оценивают качество их выполнения. Рекомендуется, чтобы один из судей (или помощник) находился на лицевой линии площадки и следил за безопасностью участников в зоне выполнения испытаний.
5. Основой для разметки комплексного испытания является разметка баскетбольной площадки.
Методика оценки испытаний
1. Результатом выполнения испытания является время (в секундах, с точностью до десятых долей секунды), включая «штрафные» секунды.
Секундомер включается по команде («Марш!»/свисток).
2. Чем меньше времени затрачено на выполнение испытаний, тем выше итоговый результат.
3. Невыполнение одного из заданий – штраф «плюс 15 секунд» к итоговому результату.
4. Если участник уходит с площадки, не окончив испытание (по неуважительной причине), – он снимается с конкурсного испытания.
Инвентарь и оборудование
Баскетбольная площадка со специальной разметкой и оборудованием для выполнения конкурсных испытаний (согласно примерной схеме).
Вокруг площадки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 м, полностью свободная от посторонних предметов.
Оборудование:
– конусы – 21 шт.;
– высокие стойки (конусы) – 5 шт.;
– секундомер – 2 шт.;
– свисток – 1 шт.;
– 3 баскетбольных мяча (размер 6 для девушек, размер 7 для юношей);
– 1 волейбольный мяч;
– 1 футбольный мяч;
– измерительная рулетка;
– баскетбольный щит с кольцом;
– футбольные ворота 2 × 3 метра;
– 3 теннисных мяча;
– гимнастические обручи (d = 90 см) – 5 шт.
Технология оценки качества выполнения заданий
Максимально возможное количество зачетных баллов за испытание «Спортивные игры» – 40 баллов.
Расчет зачетных баллов участника в испытании производится по формуле
Xi = K х M/Ni,
где Х i –зачетный балл i-го участника;
К –максимально возможный зачетный балл в конкретном задании(по регламенту);
Ni–результат i-го участника в конкретном задании;
М – максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.
Расчет зачетных баллов участника за испытание «спортивные игры» производится по формуле, так как лучший результат в этих испытаниях в абсолютном значении меньше результата любого другого участника. Например, при Ni = 53,75 с (личный результат участника), М = 42,39 с (наилучший результат из показанных в испытании) и К = 40 (установлен предметной комиссией) получаем
40 ∙ 42,39 : 53,75 ≈ 31,5 балла.
Зачетные баллы округляются с точностью до десятых долей.
Последовательность выполнения полосы препятствий
№ п/п | Содержание упражнений | Требования к выполнению | Оборудование и инвентарь | Примечания |
| Перевод баскетбольного мяча с руки на руку под ногой | Участник находится на линии старта. По сигналу судьи участник берёт в руки баскетбольный мяч, лежащий на стартовой линии, и выполняет перевод с руки на руку под ногой. После выполнения упражнения участник с ведением мяча отправляется к следующему заданию и без остановки начинает его выполнение. Юноши и девушки – 10 повторений. | Ограничительная зона –трехсекундная зона площадки. Линия старта задания №1 – линия штрафного броска. Баскетбольный мяч лежит на линии старта. | Добавляется 3 секунды за: – каждый заступ/выход за ограничительную зону во время выполнения переводов мяча; - каждую задержку мяча вследствие непродолжительного его захвата кистью снизу. – каждое нарушение правил (пробежку, перемещение с мячом в руках, двойное ведение мяча) |
| Бросок баскетбольного мяча в кольцо | Участник последовательно выполняет три штрафных броска. После выполнения задания участник без остановки переходит к выполнению следующего задания. | После первого и второго броска участник самостоятельно подбирает мяч и перемещается с ведением для выполнения последующих бросков, после третьего броска мяч подбирает судья. Техника ведения баскетбольного мяча между бросками оценивается судьями. | Добавляется 3 секунды за: – непопадание в кольцо; − заступ за штрафную линию во время выполнения штрафного броска; – каждое нарушение правил (пробежку, перемещение с мячом в руках, двойное ведение мяч |
| Ведение футбольного мяча и удар по футбольным воротам | Закончив выполнение предыдущего задания, участник перемещается к линии старта задания № 3 и начинает ведение футбольного мяча «змейкой» между конусами, установленными на равном (2–3 метра) расстоянии друг от друга (без учёта техники ведения – любой стороной стопы, носком). После обводки последнего конуса участник выполняет удар мячом любой ногой по воротам с расстояния 7 метров от линии удара, обозначенной 2 конусами, и перемещается к линии старта задания № 4. Засчитывается любое попадание мячом в ворота (верхом, низом). | Старт задания обозначен конусами на расстоянии не менее 2 метров от боковой линии. Футбольный мяч расположен на линии старта. Размер футбольных ворот 2 × 3 метра. Допускается имитация ворот соответствующего размера на стене спортивного зала. Мяч после удара подбирает судья. | Добавляется 3 секунды за: − каждое перешагивание через конус, – нахождение мяча и участника с разных сторон от конуса, – непопадание мячом в ворота. |
| Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд | Участник, подбегает к конусам, обозначающим старт задания № 4, и выполняет прыжки вперёд на двух ногах по дорожке из обручей, выложенных в линию на полу друг за другом, выполняя внутри каждого обруча два прыжка с разворотом на 180 градусов по часовой и против часовой стрелки. После завершения задания участник бежит к линии задания № 5. | Четыре конуса, обозначающие линии старта и финиша, пять гимнастических обручей (диаметр 90 см.) Допускается замена обручей разметкой на полу соответствующего размера. | Добавляется 3 секунды за: – приземление за пределами обруча; – начало выполнения прыжка (отталкивание) с одной ноги; – каждый невыполненный прыжок; – каждый подскок или шаг вперёд перед прыжком. |
| Передачи волейбольного мяча двумя руками снизу над собой | Участник берёт волейбольный мяч, лежащий на стартовой линии обозначенной конусами зоны, представляющей собой квадрат, и выполняет 10 передач мяча двумя руками снизу. Высота передачи мяча – не менее 1,0– 1,5 м. После выполнения задания участник ловит мяч и фиксирует его на полу на финишной линии. | 4 конуса, обозначающие ограничительную зону (квадрат 3 × 3 метра), измерительная рулетка, мел. Во время выполнения задания участник может перемещаться в обозначенной зоне, не выходя за её пределы. Если участник во время выполнения задания уронил мяч, он должен его поднять и продолжить выполнение упражнения. Судья вслух считает удачные попытки. Секундомер выключается в момент фиксации мяча на линии. | Добавляется 3 секунды за: – каждую потерю мяча (в том числе при ловле после окончания выполнения передач); – каждый выход из обозначенной зоны; – каждую передачу менее 1 метра высотой. |