СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретико-методическое задание всероссийская олимпиада школьников по физической культуре 2021/2022 школьный этап 9-11 классы

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкция по выполнению задания

 

Уважаемый участник! Вам предлагается 20 вопросов, соответствующих требованиям школьной программы по предмету «Физическая культура».

Задания состоят из теоретической и практической части.

Практические задания провести с учетом материально-технической базы школы. Учителям физической культуры по необходимости заменить задание на аналогичное задание.

При выполнении гимнастики учесть подготовленность обучающихся.

 

I. Задания с выбором одного правильного ответа. При выполнении этих заданий необходимо выбрать единственно правильный вариант из предложенных. Среди вариантов могут встретиться частично правильные, не подходящие в качестве ответа. Правильным является только один ответ – тот, который наиболее полно соответствует смыслу утверждения. Выбранный вариант отмечается зачёркиванием соответствующего квадрата в бланке ответов: «а», «б», «в» или «г».

Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Пропускайте задания, ответы на которые вызывают затруднение. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии Вы сможете вернуться к пропущенному заданию.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл.

 

II. Задания, в которых необходимо завершить высказывание или ответить на вопрос. При выполнении этих заданий необходимо самостоятельно подобрать недостающие слова, чтобы получилось верное утверждение. Подобранные слова вписывайте в соответствующую графу бланка ответов.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 2 балла.

 

III. Задания на установление соответствия между понятиями. Каждое верно установленное соответствие этой группы оценивается в 1 балл.

Полноценное выполнение третьей группы заданий может потребовать больше времени.

Максимальное количество баллов по теоретической части– 31.

Контролируйте время выполнения задания.

Время выполнения всех заданий – 45 минут.

Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

Желаем успеха!

Просмотр содержимого документа
«Теоретико-методическое задание всероссийская олимпиада школьников по физической культуре 2021/2022 школьный этап 9-11 классы»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 2021/2022.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

9-11 КЛАССЫ.


Инструкция по выполнению задания.


Уважаемый участник! Вам предлагается 25 вопросов, соответствующих требованиям школьной программы по предмету «Физическая культура».

Практические задания провести с учетом материально-технической базы школы. Учителям физической культуры по необходимости заменить задание на аналогичное задание.

При выполнении гимнастики учесть подготовленность обучающихся.


I. Задания с выбором одного правильного ответа. При выполнении этих заданий необходимо выбрать единственно правильный вариант из предложенных. Среди вариантов могут встретиться частично правильные, не подходящие в качестве ответа. Правильным является только один ответ – тот, который наиболее полно соответствует смыслу утверждения. Выбранный вариант отмечается зачёркиванием соответствующего квадрата в бланке ответов: «а», «б», «в» или «г».

Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Пропускайте задания, ответы на которые вызывают затруднение. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии Вы сможете вернуться к пропущенному заданию.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл.

II. Задания, в которых необходимо отметить все позиции. При выполнении этих заданий необходимо отметить все правильные ответы.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 0,5 балла.

III. Задания на установление соответствия между понятиями. Каждое верно установленное соответствие этой группы оценивается в 0,5 балл.

IV. Заданий на перечисление.

Правильно установленная последовательность оценивается в 0,5 балл.

V. Задание-задача.

Правильное решение с записью ответа оценивается в 5 баллов.

При верном решении, но ошибке в подсчетах, ответ оценивается в 2 балла.

Запись только ответа оценивается в 0 баллов.

Максимальная оценка за ответ – 5 баллов


Максимальное количество баллов по теоретической части – 40.

Контролируйте время выполнения задания.

Полноценное выполнение третьей и четвертой групп заданий может потребовать больше времени.

Время выполнения всех заданий – 45 минут.

Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

Желаем успеха!

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ


I. Задания с выбором одного правильного ответа


  1. В Древней Греции принцип соревновательности имел особый смысл и всю тысячелетнюю историю, каждые четыре года в Олимпии проходили Игры олимпиады. Сколько раз Игры из Олимпии переносились на другое место проведения?

а) игры не переносились;

в) переносились в 80 г. до н.э. в Рим;



б) переносились в 455 г. до н.э. на Сицилию;

г) переносились в 40 г. до н.э. на остров Кипр.



2. Какая дисциплина отсутствовала в программе Олимпийских игр в Древней Греции?:

а) кулачный бой;

в) панкратион;



б) бег на один стадий;

г) марафон.



3. В каком году МОК принял и утвердил последнюю редакцию олимпийской хартии?

а) 1894 год;

в) 2017 год;



б) 1980 год;

г) 2019.



4. Какой возраст относится к наиболее благоприятному периоду для развития гибкости?.

а) 8-10 лет;

в) 14-16 лет;



б) 11-13 лет;

г) 17-19 лет.



5. Восьмикратный олимпийский чемпион, установивший восемь мировых рекордов, «самый быстрый человек на земле».

а) Валерий Борзов;

в) Карл Льюис;



б) Усэйн Болт;

г) Джесси Оуэнс..



6. Какие физические упражнения преимущественно используют при воспитании ловкости?

а) прыжки через препятствия;

в) приседания;



б) бег на короткие дистанции;

г) челночный бег.



7. Какое из упражнений является статическим?

а) махи ногами;

в) подтягивание на перекладине;



б) бег;

г) стойка на лопатках.

8. В каком случае организатор спортивного мероприятия в командных видах спорта должен наложить соответствующую санкцию на команду (например, снятие заработанных очков, дисквалификация со спортивных соревнований или спортивного мероприятия)…


а) если один член команды нарушил антидопинговые правила;

в) если три члена команды нарушили антидопинговые правила;



б) если два члена команды нарушили антидопинговые правила;

г) если четыре члена команды нарушили антидопинговые правила.



9. Какой из продуктов питания в своем составе имеет преимущественно углеводы?


а) мясо;

в) макароны;



б) рыба;

г) сливочное масло.



10. Когда проводятся паралимпийские игры?


а) одновременно с олимпийскими играми;

в) через один год после Олимпийских игр;



б) через 12 дней после Олимпийских игр;

г) за один год до Олимпийских игр.



11. К объективным критериям самоконтроля можно отнести…


а) самочувствие, аппетит, работоспособность;

в) нарушение режима, наличие болевых ощущений;



б) частоту дыхания, жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ), антропометрию;

г) частоту сердечных сокращений (ЧСС), усталость, аппетит.



12. Одной из образовательных задач системы физического воспитания школьников является...:


а) формирование осознанного отношения к собственному физическому совершенствованию;

в) формирование свойств личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность;



б) овладение системой знаний, двигательными умениями и навыками;

г) многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.



13 Ритм как комплексная характеристика техники двигательных действий проявляется…


а) в чередовании акцентированных и пассивных фаз;

в) в соотношении внутренних и внешних сил;



б) в частоте движений в единицу времени;

г) в точности и конечном результате действия.



14. Занятия на свежем воздухе в основном обеспечивают…


а) закаливание организма;

в) повышение возможностей организма;



б) улучшение развития организма;

г) улучшение настроения.



15. Индекс Эрисмана является показателем…


а) типа телосложения;

в) развития степени ожирения;



б) развития пропорциональности грудной клетки;

г) пропорциональности развития.



II. Задания, в которых необходимо отметить все позиции


16. Что является нарушением антидопинговых правил?

а) сотрудничество спортсмена в профессиональном качестве, с любым персоналом спортсмена, который отбывает срок дисквалификации;

б) отказ от сдачи пробы или не предоставление пробы без уважительной причины после получения официального уведомления;

в) выбор комплекта для хранения пробы;

г) хранение, распространение и попытка распространения запрещенных субстанций или оборудования для применения запрещенных методов.


17. В спринтерском беге с низкого старта существует несколько вариантов расстановки стартовых колодок.

а) обычный;

в) растянутый;



б) стандартный;

г) сближенный.


18. В лыжных гонках, переход с одновременных на попеременные ходы осуществляется

а) накатом;

в) прокатом;



б) перешагиванием;

г) прямым переходом.



III. Задания на установление соответствия между понятиями


19. Установите соответствие между названиями фигур с рисунком

А

Слон

Б

Конь

В

Пешка

Г

Король

Д

Ладья



20. Установите соответствие между спортсменом и видом спорта.

Алия Мустафина

А

Дзюдо

Юлия Ефимова

Б

Конькобежный спорт

Светлана Ишмуратова

В

Плавание

Юрий Стёпкин

Г

Спортивная гимнастика

Светлана Бажанова

Д

Биатлон



21. Подберите слова в пары, составляющие устойчивые выражения.

Восстановительный

А

цикл

Двойное

Б

прыжок

Классический

В

ход

Нападающий

Г

шаг

Олимпийский

Д

катание

Парное

Е

удар

Скользящий

Ж

период

Тройной

З

ведение


IV. Задания на перечисление


22. Перечислите фазы прыжка в высоту:


23. Перечислите параметры (характеристики) по которым дозируются физические упражнения?


24. Перечислите известные Вам способы метания гранаты из школьной программы.


V. Задание-задача


25. Спортсмен выполняет жим лежа со штангой весом 65 кг. Каков личный рекорд у этого спортсмена в жиме штанги лежа, если относительная интенсивность в этом упражнении составляет 67% от максимального веса штанги? Ответ округлите до целых величин, решение и ответ запишите в бланке ответов.







Вы выполнили задание!

Поздравляем!



РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


Задание 1.


Гимнастика (девочки):

Акробатические элементы

баллы


И.п. – основная стойка


1

Шагом вперед равновесие на правый (левой), руки в стороны, держать

1,0

2

Шагом вперед выпад – кувырок вперед в сед с наклоном вперед, держать

1,0

3

Перекат назад с прямыми ногами в стойку на лопатах без помощи рук, держать

1,0

4

Перекат вперед в сед в группировке – сед углом руки в стороны, держать

1,0

5

Лечь на спину руки вверх – согнуть руки и ноги «мост», держать – поворот кругом в упор присев

1,0

6

Кувырок назад в упор присев – встать в стойку руки вверх

1,0

7

Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») и, приставляя ногу, повернуться направо (налево) лицом в направлении движения – упор присев

1,5

8

Кувырок вперед прыжком

1,5

9

Прыжок вверх с поворотом на 1800

1,0


ИТОГО

10,0


Гимнастика (мальчики):

Акробатические элементы

баллы


И.п. – основная стойка


1

Шагом вперед равновесие на правой (левой), руки в стороны, держать

1,0

2

Кувырок назад

1,0

3

Кувырок назад согнувшись в стойку ноги врозь – наклон прогнувшись, руки в стороны, обозначить

1,5

4

Силой, сгибая ноги, стойка на голове и руках, держать

1,0

5

Опуститься силой в упор лежа – упор присев – встать, руки вверх

1,0

6

Махом одной, толчком другой переворот в сторону (колесо) и, приставляя ногу, повернуться направо (налево) лицом в направлении движения поворот спиной к направлению движения – упор присев

1,5

7

Кувырок вперед

1,0

8

Кувырок вперед прыжком

1,0

9

Прыжок с поворотом на 3600

1,0


ИТОГО

10,0



Задание 2. По легкой атлетике.



Конкурсное испытание заключается в преодолении дистанции:

Девушки – бег 1000 м

Юноши – бег 1500 м

Фиксируется время преодоления дистанции


Задание 3. Полоса препятствий с элементами спортивных игр


Девочки и мальчики


Задания выполняются поточно в представленной ниже последовательности и схеме (таблицы 1– 2, рисунки 1 и 2).

Старт участника в испытании производится по сигналу (команде) судьи.


  1. Руководство испытаниями

Руководство для проведения испытаний состоит из:

– главного судьи;

– судьи.

  1. Спортивная форма

2.1. Участники должны быть одеты в спортивные трусы, футболку и кроссовки.

2.2. Во время испытания использование ювелирных украшений не допускается.

  1. Порядок выступления

3.1. Для проведения испытаний участники распределяются по соответствию со стартовым номером.

3.2. Перед началом испытаний должны быть названы: фамилия, имя или стартовый номер каждого участника. После вызова у участника есть 20 с, чтобы начать выполнение упражнения.

3.3. Оценка действий участника начинается с момента принятия исходного положения. Сигналом готовности участника к началу выступления служит поднятая вверх рука. После этого дается сигнал к началу выполнения испытания.

3.4. Все участники одной смены должны находиться в специально отведенном для них месте. Их поведение не должно мешать другим участникам.

3.5. За нарушения дисциплины или неспортивное поведение главный судья имеет право отстранить участника от участия в испытании.

4. Повторное выступление

4.1. Выступление участника не может быть начато повторно за исключением случаев, вызванных непредвиденными обстоятельствами, к которым относятся: поломка оборудования, произошедшая в процессе выступления; неполадки в работе общего оборудования – освещение, задымление помещения и т. п.

4.2. При возникновении указанных выше ситуаций участник должен немедленно прекратить выступление. Если выступление будет завершено, оно будет оценено.

4.3. Только главный судья имеет право разрешить повторное выполнение упражнения. В этом случае участник выполняет свое упражнение сначала, после выступления всех участников.

5. Разминка

Перед началом выступлений участникам предоставляется разминка из расчета не более 1 минуты на одного участника.

6. Судьи

Главный судья определяет состав судейской бригады, оценивающей выступление участников.


Методические указания к выполнению полосы препятствий


1. Линия старта каждого из заданий отмечена специальной разметкой (конусами) и расположена на расстоянии не менее 1 м от стены зала.

2. Все участники одного потока должны находиться в специально отведенном для них месте, их поведение, не должно мешать другим участникам.

3. Места выполнения заданий располагаются последовательно, по периметру спортивного зала (24 × 12 метров), на безопасном расстоянии от стены.

4. Прохождение испытания оценивается судейской бригадой не менее чем из 3 (трех) человек. Один из судей на задании располагается в зоне старта/финиша, даёт команду «Марш!»/свисток» и фиксирует общее время прохождения полосы препятствий. Другие судьи располагаются в зоне прохождения испытаний и оценивают качество их выполнения. Рекомендуется, чтобы один из судей (или помощник) находился на лицевой линии площадки и следил за безопасностью участников в зоне выполнения испытаний.

5. Основой для разметки комплексного испытания является разметка баскетбольной площадки.


Методика оценки испытаний

1. Результатом выполнения испытания является время (в секундах, с точностью до десятых долей секунды), включая «штрафные» секунды.

Секундомер включается по команде («Марш!»/свисток).

2. Чем меньше времени затрачено на выполнение испытаний, тем выше итоговый результат.

3. Невыполнение одного из заданий – штраф «плюс 15 секунд» к итоговому результату.

4. Если участник уходит с площадки, не окончив испытание (по неуважительной причине), – он снимается с конкурсного испытания.

Инвентарь и оборудование

Баскетбольная площадка со специальной разметкой и оборудованием для выполнения конкурсных испытаний (согласно примерной схеме).

Вокруг площадки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 м, полностью свободная от посторонних предметов.

Оборудование:

– конусы – 21 шт.;

– высокие стойки (конусы) – 5 шт.;

– секундомер – 2 шт.;

– свисток – 1 шт.;

– 3 баскетбольных мяча (размер 6 для девушек, размер 7 для юношей);

– 1 волейбольный мяч;

– 1 футбольный мяч;

– измерительная рулетка;

– баскетбольный щит с кольцом;

– футбольные ворота 2 × 3 метра;

– 3 теннисных мяча;

– гимнастические обручи (d = 90 см) – 5 шт.


Технология оценки качества выполнения заданий

Максимально возможное количество зачетных баллов за испытание «Спортивные игры» – 40 баллов.

Расчет зачетных баллов участника в испытании производится по формуле

Xi = K х M/Ni,


где Х i –зачетный балл i-го участника;

К –максимально возможный зачетный балл в конкретном задании(по регламенту);

Ni–результат i-го участника в конкретном задании;

М – максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.

Расчет зачетных баллов участника за испытание «спортивные игры» производится по формуле, так как лучший результат в этих испытаниях в абсолютном значении меньше результата любого другого участника. Например, при Ni = 53,75 с (личный результат участника), М = 42,39 с (наилучший результат из показанных в испытании) и К = 40 (установлен предметной комиссией) получаем

40 ∙ 42,39 : 53,75 ≈ 31,5 балла.

Зачетные баллы округляются с точностью до десятых долей.



Последовательность выполнения полосы препятствий


№ п/п

Содержание упражнений

Требования к выполнению

Оборудование и инвентарь

Примечания

Перевод баскетбольного мяча с руки на руку под ногой

Участник находится на линии старта. По сигналу судьи участник берёт в руки баскетбольный мяч, лежащий на стартовой линии, и выполняет перевод с руки на руку под ногой.

После выполнения упражнения участник с ведением мяча отправляется к следующему заданию и без остановки начинает его выполнение.

Юноши и девушки – 10 повторений.


Ограничительная зона –трехсекундная зона площадки.

Линия старта задания №1 – линия штрафного броска.

Баскетбольный мяч лежит на линии старта.

Добавляется 3 секунды за:

– каждый заступ/выход за ограничительную зону во время выполнения переводов мяча;

- каждую задержку мяча вследствие непродолжительного его захвата кистью снизу.

– каждое нарушение правил (пробежку, перемещение с мячом в руках, двойное ведение мяча)

Бросок баскетбольного мяча в кольцо

Участник последовательно выполняет три штрафных броска.

После выполнения задания участник без остановки переходит к выполнению следующего задания.

После первого и второго броска участник самостоятельно подбирает мяч и перемещается с ведением для выполнения последующих бросков, после третьего броска мяч подбирает судья.

Техника ведения баскетбольного мяча между бросками оценивается судьями.


Добавляется 3 секунды за:

– непопадание в кольцо;

− заступ за штрафную линию во время выполнения штрафного броска;

– каждое нарушение правил (пробежку, перемещение с мячом в руках, двойное ведение мяч

Ведение футбольного мяча и удар по футбольным воротам

Закончив выполнение предыдущего задания, участник перемещается к линии старта задания № 3 и начинает ведение футбольного мяча «змейкой» между конусами, установленными на равном (2–3 метра) расстоянии друг от друга (без учёта техники ведения – любой стороной стопы, носком). После обводки последнего конуса участник выполняет удар мячом любой ногой по воротам с расстояния 7 метров от линии удара, обозначенной 2 конусами, и перемещается к линии старта задания № 4. Засчитывается любое попадание мячом в ворота (верхом, низом).


Старт задания обозначен конусами на расстоянии не менее 2 метров от боковой линии.

Футбольный мяч расположен на линии старта.

Размер футбольных ворот 2 × 3 метра.

Допускается имитация ворот соответствующего размера на стене спортивного зала.

Мяч после удара подбирает судья.

Добавляется 3 секунды за:

− каждое перешагивание через конус,

– нахождение мяча и участника с разных сторон от конуса,

– непопадание мячом в ворота.

Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд

Участник, подбегает к конусам, обозначающим старт задания № 4, и выполняет прыжки вперёд на двух ногах по дорожке из обручей, выложенных в линию на полу друг за другом, выполняя внутри каждого обруча два прыжка с разворотом на 180 градусов по часовой и против часовой стрелки.

После завершения задания участник бежит к линии задания № 5.


Четыре конуса, обозначающие линии старта и финиша, пять гимнастических обручей (диаметр 90 см.)

Допускается замена обручей разметкой на полу

соответствующего размера.

Добавляется 3 секунды за:

– приземление за пределами обруча;

– начало выполнения прыжка (отталкивание) с одной ноги;

– каждый невыполненный прыжок;

– каждый подскок или шаг вперёд перед прыжком.

Передачи волейбольного мяча двумя руками снизу над собой

Участник берёт волейбольный мяч, лежащий на стартовой линии обозначенной конусами зоны, представляющей собой квадрат, и выполняет 10 передач мяча двумя руками снизу. Высота передачи мяча – не менее 1,0– 1,5 м.

После выполнения задания участник ловит мяч и фиксирует его на полу на финишной линии.

4 конуса, обозначающие ограничительную зону (квадрат 3 × 3 метра), измерительная рулетка, мел. Во время выполнения задания участник может перемещаться в обозначенной зоне, не выходя за её пределы.

Если участник во время выполнения задания уронил мяч, он должен его поднять и продолжить выполнение упражнения.

Судья вслух считает удачные попытки.

Секундомер выключается в момент фиксации мяча на линии.

Добавляется 3 секунды за:

– каждую потерю мяча (в том числе при ловле после окончания выполнения передач);

– каждый выход из обозначенной зоны;

– каждую передачу менее 1 метра высотой.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!