СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретическая часть исследовательского проекта по технологии: "Театр кукол своими руками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретическая часть исследовательского проекта по технологии: "Театр кукол своими руками"

Просмотр содержимого документа
«Теоретическая часть исследовательского проекта по технологии: "Театр кукол своими руками"»

[Введите текст]


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 19»









Театр кукол своими руками

исследовательский проект по технологии








Авторы: Добшикова Дарья, Филлипова Настя,

ученики 3 класса МАОУ «Гимназия № 19»

Научный руководитель: Собка Татьяна Викторовна,

учитель ИЗО и технологии МАОУ «Гимназия № 19»













Миасс, 2014


Содержание


Введение……………………………………………………………. 3

Глава 1. Роль мультфильмов и театра в воспитании ребенка ……4

Глава 2.Театр кукол……………………………………………......5-6

2.1. Театр кукол в России……………………………………………7

2.2. Виды кукол……………………………………………………… 8

2.3. Структура кукольного театра………………………...…………9

Глава 3. Исследование популярности мультипликационных фильмов и кукольных спектаклей среди учащихся ....................10

Практическая часть (создание спектакля )………. …………….11

Выводы……………………………………………………………...11

Литература…………………………………………………………12

Приложения…………………………………………………...........13























Введение

Актуальность проекта:

Считаем, что наша тема интересна и актуальна. В наше время все меньше людей ходит в театр, предпочитая телевидение и Интернет. Кукольный театр– это возможность реализовать свои творческие способности, расширить кругозор, привлечь внимание к искусству кукольного театра детей и родителей, обратить внимание российских детей на героев русских сказок.

Цель проекта:

  1. Изучить предпочтения учеников МАOУ «Гимназия № 19» в выборе мультипликационных фильмов.

  2. Популяризировать русские сказки.

  3. Создать кукольный театр с помощью изготовленных своими руками кукол и всех необходимых реквизитов для постановки кукольного спектакля.

  4. Заинтересовать учеников МАOУ «Гимназия № 19» театральным искусством и кукольными представлениями.

Задачи проекта:

  1. Выяснить роль мультипликационных фильмов в воспитании детей по результатам исследования специалистов;

  2. Сравнить популярность российских и зарубежных мультипликационных фильмов среди детей.

  3. Изучить историю кукольного театра.

  4. Научиться шить куклы и изготавливать реквизиты.

Гипотезы:

  1. Современные дети предпочитают мультипликационные фильмы зарубежных производителей.

  2. Возможно своей театральной постановкой заинтересовать учеников МАOУ «Гимназия№ 19» театральным искусством и кукольным представлением с героями русских сказок.

Предмет исследования:

  1. Предпочтения в выборе мультипликационных фильмов учеников МАOУ «Гимназия№ 19»

  2. Интерес к театральному искусству и кукольным представлениям.

Объекты исследования:

  1. Ученики МАOУ «Гимназия № 19»,

  2. История и структура кукольного театра.


Методы исследования:

В процессе работы мы изучали историю кукольного театра, познакомились с публикациями психологов о роли мультфильмов на воспитание детей. Основным методами получения информации стали результаты проведенного анкетирования среди учащихся 1,2,3-х классов, их анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование, фотографирование.

Глава 1. Роль мультфильмов и театра в воспитании ребенка


Тема нашего проекта «Театр кукол своими руками» перекликается с мультфильмами, как зрелищным искусством, с которыми дети встречаются почти ежедневно.

Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное средство. Герои с экранов активно воздействуют на детское воображение, демонстрируя, как следует себя вести в той или иной ситуации. Дети очень часто имитируют поведение и манеру речи мультяшных героев. Герои с экрана влияют на формирование личности ребенка. В средствах массовой информации в последнее время появилось много публикаций, в которых психологи и педагоги спорят о влиянии современных мультфильмов на детскую психику.

Родители, педагоги, психологи задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребёнка? Что выбрать для ребёнка: зарубежные или отечественные мультики?

Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

К сожалению, многие мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для ребёнка последствия. Перечислим несколько признаков «вредного мультика», от просмотра которого стоит оградить детей:

• Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнка в реальной жизни.

• Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. «Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов не заставит себя ждать.

• Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению психолога, доктора психологических наук В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков.

Большая часть заграничной продукции не безвредна, и многие чувствуют, что есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). По мнению детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой, за этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира.

Насилие и жестокость на экране могут вызвать у ребенка два вида реакции: либо страх, ночные кошмары и нервозность, либо равнодушное отношение к страданиям других людей. Но это вовсе не значит, что все зарубежные мультфильмы вредны детям. Просто мультфильмы бывают очень разными и необходимо выбирать подходящие фильмы с учетом принятых в семье правил и ценностей, а также – интересов и увлечений ребенка, а главное, с учетом возрастной психологии.

Доктор медицинских наук Е. Глушкова считает, что чем больше дети смотрят телепередачи, тем больше устают, а чем больше устают, тем больше тянет их к телевизору. Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира.

Кукольный театр может сыграть большую роль в жизни любого человека. Он доставляет много радости, привлекает своей образностью, яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он начинает привлекать внимание детей с самого раннего возраста и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных персонажей. А. В. Запорожец, М. М. Кольцова, Л. К. Семенова, Д. Н. Крылов получили большое количество данных, показывающих, что дошкольные годы - время интенсивного физического и духовного развития способностей человека и это время нужно использовать для их всестороннего развития.


Глава 2.Театр кукол

Искусство оживления кукол очень древнее, история его огромна, география очень широка.

Театр кукол, вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо.

Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста. Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с др. видами искусства (графикой, народной игрушкой, скульптурой, театром масок, кино).

Истоки театра кукол - в языческих обрядах, играх богов, олицетворявших непознанные силы природы. Представления Театр кукол в большинстве стран складывались из религиозно-мистериальных зрелищ.

В Древнем Египте (16 в. до н. э.) — это мистерия об Осирисе и Исиде, в Древней Индии и Китае — культовые представления. Упоминание о театральных куклах встречается у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др. С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем их стала дева Мария. Название Марион (марионет) осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы, в славянских языках — куклы на нитках.

Представления Театр кукол всё более насыщались злободневным, «земным» содержанием, что вызывало преследования со стороны средневековой церкви.

Изгнанный из внутренних помещений церкви на паперть, театр кукол обосновался затем на площадях и ярмарках, подвергаясь преследованиям инквизиции. Несмотря на запреты, в его представлениях усиливался антицерковный, антифеодальный элемент.

К концу 16 в. в Италии окончательно сформировался народно-сатирический Театр кукол с главным героем Пульчинеллой. В 17 в. Театр кукол утвердился во Франции (главный герой — Полишинель), Англии (Панч), Германии (Гансвурст, впоследствии — Кашперле), Голландии Пикельгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк), Румынии (Василаке), Чехословакии (Кашпарек), в России (Петрушка).

У народов Азии и Ближнего Востока Театр кукол развивался особым путём. Здесь с глубокой древности существовали его традиционные национальные формы. Предположительно, прародителем Пульчинеллы, Петрушки и др. был комедийный герой классического индийского театра, большеголовый горбатый шут-озорник Видушака (ему близок турецкий Карагёз).

В индийском Театр кукол куклу ведут два кукловода (один за ширмой, другой перед ширмой).

Возникновение Театр кукол в Китае относится к 1 в. до н. э.

В японском Театр кукол (известен с 11 в.) используют большие куклы в человеческого роста, которыми управляют одновременно видимые зрителям 4—5 кукловодов в чёрных одеждах (на лице чёрная маска — чулок). Он, как и китайский Театр кукол, связан с классическим театром.

Вплоть до 19 в. в европейских Театр кукол разыгрывались традиционные, часто сатирические, пьесы-обозрения о власть имущих, чиновниках, церкви.

В 19 в. делаются попытки создать профессиональный Театр кукол Для него писали Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман (Германия), Жорж Санд, А. Франс (Франция), М. Метерлинк (Бельгия), Б. Шоу (Великобритания) и др.

В 20 в. многие известные театральные деятели обращались к созданию Театр кукол как самого совершенного вида театрального зрелища (режиссёр Г. Крэг в статье «Актёр и сверх марионетка» пропагандировал идею отказа от актёра).


2.1. Театр кукол в России.

Русский профессиональный Театр кукол начал формироваться после Октябрьской революции 1917. Е. С. Деммени, художники Н.Я. и И.С. Ефимовы и др. привлекали крупнейших писателей, художников, композиторов к созданию Театр кукол для детей, который ставил бы широкие общественно-педагогические задачи, пропагандировал новые социалистические формы отношений между людьми.

Советский Театр кукол отражает яркие, характерные черты и психологию человека в их наиболее общем проявлении, стремится к типичности, доведённой до образной нарицательности.

Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова — выразитель этих идей. Его спектакли «По щучьему велению» Тарковской (1936), «Волшебная лампа Аладдина» Гернет (1940), «Король-Олень» Сперанского по Гоцци (1943), «Необыкновенный концерт» (1946) и многие др. заложили основу режиссёрского метода и системы работы актёров-кукловодов над сценическими образами, что позволяет создавать эволюционно-сложную, психологически обоснованную партитуру роли, правдиво показать судьбу, характер, особенности сценического образа.

Театры кукол обращаются к языку сценической пантомимы («Рука с пятью пальцами» — румынский театр «Цэндэрикэ»), ставят музыкальные произведения («Петя и Волк» Прокофьева — Центральный Театр кукол Болгарии; «Петрушка» Стравинского, «Деревянный принц» Бартока — Центральный Театр кукол Венгрии; «История солдата» Стравинского — Центральный Театр кукол Болгарии и Рижский Театр кукол; «Жар-птица» Стравинского, «Ученик чародея» Дюка — Минский Театр кукол).Образность спектаклей достигается использованием всего разнообразия сценических приёмов (в действие вовлекаются живой актёр, обыгрываемый предмет, радио запись и световые эффекты). Стремление к постановке социальных, нравственно-этических проблем, к искусству яркой и броской театральности формирует новый тип Театр кукол («Часовщик», «Крали Марко» Теофилова в Центральном Театр кукол Болгарии, «Дон Кристобаль» Гарсиа Лорки и «Маленький принц» Сент-Экзюпери в Театр кукол «Цэндэрикэ», «Похождения бравого солдата Швейка» по Чапеку в Ленинградском Большом театре кукол и др.).

С 1958 в рамках Международного союза кукольников (УНИМА, основан в 1929) регулярно устраиваются международные фестивали, конкурсы, что способствует обмену опытом деятелей Театр кукол В 1976 в Москве состоялся 12-й конгресс УНИМА (президентом избран С. В. Образцов).В СССР в 1975 работало свыше 100 Театр кукол, ставивших спектакли на 25 языках народов СССР. Подготовка творческих кадров ведётся на специальном отделении Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского (режиссёры и художники), училище им. Гнесиных и в студиях при Театр кукол. Собирает и систематизирует Музей театральной куклы при центральном театре кукол (основан в 1937).

Кукольные театры в России:

  1. Санкт-Петербургский Большой театр кукол

  2. Государственный Академический Центральный театр кукол

им. С. В. Образцова

  1. Московский сказочный театр

  2. Московский театр кукол

  3. Нижегородский государственный академический театр кукол

  4. Рязанский государственный областной театр кукол

  5. Ярославский театр кукол

  6. Челябинский Государственный Областной Театр Кукол

им. Вольховского

  1. Театр-студия "Карлссон Хаус (Санкт-Петербург)

  2. Кировский театр кукол им. А.Н. Афанасьева


    1. Виды кукол


Наиболее известные виды кукол: перчаточные (разновидность - пальчиковые); тростевые; марионетки; плоские (используются в теневом театре); автоматы (механические). В современном кукольном театре широко распространен и т.н. «живой план», когда актер управляет куклой открыто, на глазах у зрителей, порой - вступая во взаимодействие с ней.

В таком театре особенно распространен прием, когда в качестве куклы выступает любой предмет - от бытовой вещи до специально изготовленного объекта - который изображает одушевленный персонаж и управляется актером.

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка.

Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности.

2.3.Структура кукольного театра:

Сцена, зрительный зал. На сцене размещены декорации, ширма для постановки спектакля.

Особенности театрального искусства - театр использует и объединяет другие виды искусства – литературу, живопись, музыку, хореографию. Но главное в кукольном театре – это кукла. В. И. Немировича – Данченко: «Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, и все же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актера, постелят коврик и начнут играть пьеску даже без грима и обстановки – и театр уже есть. Ибо актер – царь сцены».

Театральное искусство коллективное, так как создается усилиями всех участников творческого процесса, и, в отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново, в присутствии и при поддержки зрителей.


Глава 3. Исследование популярности мультипликационных героев среди учащихся начальной школы


В ходе работы над темой нами был проведен опрос среди учащихся начальной школы (120 чел.)

Цель опроса – выяснить популярность мультипликационных героев среди учащихся начальной школы.

Ученикам начальной школы предложили ответить на вопросы:

  1. Любите ли вы смотреть мультфильмы?

  2. Какие мультфильмы вы любите смотреть?

  3. Каких героев вы запомнили?

По результатам проведенного опроса в начальной школе мы выяснили, что 100% учащихся любят смотреть мультипликационные фильмы.

Из них 50% предпочитают смотреть как российские, так и зарубежные мультипликационные фильмы. Но 76% ребят смотрят только зарубежные, а 24 % только российские.

Самые популярные мультфильмы у учащихся начальной школы:

«Маша и медведь», «Ну, Погоди!», «Винкс», «Университет монстров», «Турбо», «Рататуй», «Злые птички», «Губка Боб квадратные штаны», «Симпсоны», «Винни Пух и его друзья».

Но самые популярные герои мультипликационных фильмов оказались зарубежного производства: Рататуй, Губка Боб, Барт Симпсон и Микки Маус, Человек Паук, Турбо, Винни Пух и Пятачок. Данные представлены в приложении.


Практическая часть

Так как одним из любимых героев мультфильмов оказались Маша и медведь, мы решили создать свою версию этой сказки на свой лад. Для этого нам понадобилось:

  1. Придумать сюжет.

  2. Продумать героев постановки.

  3. Продумать декорации.

  4. Разработать эскиз изделия:

  1. разработать выкройки,

  2. подобрать материалы,

  3. сметать, стачать, наполнить, соединить детали,

  4. декоративно оформить изделия.

5.Нарисовать афишу к спектаклю.

6. Репетиция постановки.





Выводы:

По результатам проведенного исследования, в котором приняло участие 120 человека, можно сделать следующие выводы:

1. Практически все учащиеся разных возрастных категорий любят смотреть мультипликационные фильмы.

2. Все ребята смотрят и российские и зарубежные мультипликационные фильмы, но отдают предпочтения продукции зарубежных производителей.

3. В рейтинге любимых мультипликационных героев на первые места вышли: Рататуй, Губка Боб, Шрек, Барт Симпсон, Микки Маус, Человек Паук, Винни Пух и Пятачок, Кот Матроскин, Маша и Медведь, Волк и Заяц. Как мы видим в списке в большем количестве представлены герои зарубежных мультфильмов.

Наша гипотеза №1 о том, что современные школьники предпочитают мультфильмы зарубежных производителей, подтвердилась в результате проведенного исследования.

Результат исследования нас не радует …

Мощная реклама зарубежных мультфильмов практически по всем каналам российского телевидения отразилась на предпочтениях современных российских школьников.

Мы считаем, что российские школьники должны больше интересоваться русскими героями, знать героев русских сказок. Тем более, что на экране уже появились новые мультфильмы:

«Иван Царевич и Серый Волк», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Три богатыря на дальних берегах», «Маша и медведь», «Гора самоцветов» и другие…

После показа в нескольких классах (1, 2, 3) нашего спектакля мы провели опрос № 2

1. Бывали ли вы на представлениях кукольного спектакля?

2. Какие спектакли вам запомнились?

3. Понравилось наше представление?

4. Хотелось бы вам снова сходить на кукольный спектакль?


На 1 вопрос ответили положительно только 50% их опрошенных, на 2 вопрос смогли назвать по 2-3 спектакля, ответы на вопросы 3 и 4 составили 82% от числа опрошенных. Результат 2 опроса говорит о том, что в театр ребята ходят мало, и спектаклей запомнили немного, но наша кукольная постановка им очень понравилась и они хотели бы попасть на кукольное представление вновь.

Гипотеза № 2

Возможно своей театральной постановкой заинтересовать учеников МАOУ «Гимназия №19» театральным искусством и кукольным представлением с участием героев русских сказок полностью подтвердилась и мы этому очень рады!

Литература



  1. Кукольный театр[Текст]// Ростов - на - Дону: ”Феникс”, 1999 г.

  2. История развития кукольного театра. /под ред.Т.В.Мосунова, М.; Издательство: Нева, 2000 г. – 234 с.

  3. Эстетическое воспитание младших школьников. И.В.Цветкова. – М.: Аванта+, 2003. -228 с.

  4. Психологическое здоровье ребенка/ Гл ред. Е.П.Чеснокова, вед. ред. Т.М. Недвецкая, - М.; Издательство: Речь, 2014 г.

  5. Психология: учебник / под ред. И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, -М.: Академия, 2011г.- 230 с.




































Приложение 1



Предпочтения учеников
МАOУ «Гимназия № 19»
в выборе мультипликационных фильмов


Популярность мультфильмов среди учеников начальной школы

Популярность героев мультфильмов среди учеников начальной школы














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!