СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретическая часть исследовательский проекта: "Рыцарская культура средневековья в рисунках"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Рыцарская культура средневековья в рисунках" - это исследовательский проект по искусству.

Просмотр содержимого документа
«Теоретическая часть исследовательский проекта: "Рыцарская культура средневековья в рисунках"»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 19»







Рыцарская культура средневековья в рисунках

исследовательский проект по истории







Автор: Пястолов Арсений, ученик 4 класса

МАОУ «Гимназия № 19»

Научный руководитель: Собка Татьяна Викторовна,

учитель изобразительного искусства

МАОУ «Гимназия № 19»







Миасс

2014



Содержание



Введение…………………………………………………………3

Глава 1: Рыцарская культура ……………………………………………..4

    1. Общая характеристика Средневековой эпохи……………………….4

    2. Понятие «рыцарская культура»……………………………................4

1.3 Архитектура Средневековья……….....................................................11

Глава 2: Методика изучения истории……………………………………12

Глава 3: Мои методы изучения исторической темы…………………….15

Выводы…………………………………………………………..18

Литература ……………………………………………………...20

Приложение (иллюстрации)

















Введение

Актуальность темы:

Исторические события прошлого всегда были интересны людям, живущим столетиями позже. Эпоха рыцарей вызывает большой интерес у современных людей. Реконструкция деталей эпохи, настоящие доспехи и бои в полный контакт – все это создают увлеченные люди. Мне тоже очень интересна эта тема!

Гипотеза: Изучать культуру средневековья можно разными методами.

Объект исследования: культура средневековья.

Предмет исследования: методы изучения исторических тем, культура средних веков.

Цель проекта: показать способы и методы углубленного самостоятельного изучения темы «Рыцарская культура средневековья»

Задачи проекта:

  1. Систематизировать свои методы изучения исторических эпох и событий.

  2. Выявить основные особенности рыцарской культуры средневековья.

  3. Выполнить серию иллюстраций по теме: «Рыцарская культура средневековья»

Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, моделирование, фотографирование.





Глава 1: Понятие «рыцарская культура»

    1. Общая характеристика средневековой эпохи

Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.

Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это:

- Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до Х—XI веков);

- Высокое (Классическое) Средневековье. От X—XI веков до примерно XIV века;

-Позднее Средневековье, XIV и XV века.

1.2. Понятие «рыцарская культура»

«Рыцарь» в переводе с немецкого означает «всадник». Строго говоря, немецкое слово Ritter стало широко использоваться для обозначения рыцарства ближе к концу Средневековья. Поначалу же рыцарь именовался на латинский манер miles (воин). Этот термин означал либо просто военного, либо, в более широком смысле, практически любого человека, находящегося на королевской службе.

Карл Мартелл, первый военный реформатор из династии Каролингов, придал этому термину дополнительный смысл. В его правление словом miles стали называть в первую очередь военную элиту, тех, кто мог позволить себе приобрести боевого коня и соответствующее вооружение. Карл при этом не особенно интересовался происхождением воина. При нем любой свободный человек, достаточно обеспеченный, чтобы служить в элитных частях каролингской армии — в кавалерии, — именовался «рыцарем», или «конным всадником» (caballarius). Латинское слово miles перешло в разряд титулов несколько позже, уже в эпоху Карла Великого, когда во Франкской империи вновь про¬снулся интерес к латинской культуре.

Рыцарь и его вооружение

Выше уже приводилась формулировка понятия «рыцарь» в терминах средневековых юристов — «свободный человек, два поколенияпредков которого носили оружие». Ограничения, которые накладывало это определение, были условными: к рыцарскому сословию мог присоединиться и несвободный-министериал, и свободный человек практически из любого социального слоя. Упомянутый чуть выше «образ жизни» — вот, пожалуй, единственный до конца надежный (при всей своей расплывчатости) критерий принадлежности к рыцарству.

Рыцарская культура средневекового Запада начала формироваться в X—XIII веках. Основной идеей этой культуры стал образ рыцаря как защитника: сначала — просто защитника слабых и беспомощных от вполне реального внешнего врага, а затем — как защитника христианского мира в целом. Враги, угрожавшие христианскому миру, в изобилии находились во все века — от арабов на юго-востоке континента и на Ближнем Востоке до венгров на востоке владений христианского мира рубежа тысячелетий. Пожалуй, можно с большой долей уверенности утверждать: рыцарство стало рыцарством в полной мере лишь тогда, когда осознало себя духовным братством, связанным невидимыми узами и обязанностью защищать братьев по вере.

Обедневший рыцарь, не нашедший себе места при войске, мог наняться, к примеру, охранять купеческий караван. И поскольку он и здесь выступал в роли защитника других людей, никто не мог оспорить его право называться рыцарем. Точно так же, на основе немногочисленных формальных требований, рыцарями смело называли себя участники многочисленных полу разбойничьих групп, скитавшихся по дорогам христианского мира.

Почти каждый знатный человек в эпоху Раннего Средневековья был военным. В эпоху смут и междоусобиц, окончания которой в Европе не предвиделось, военные услуги были главным, чего требовал сеньор от своего вассала, давая тому феод «на прокормление». Во всей Западной Европе, государства которой возникли из Франкской империи, основу войска составляла тяжелая конница, созданная еще франкскими королями.

Рыцарь должен был явиться на службу к своему сеньору полностью экипированным и на собственном боевом коне. Основу рыцарского вооружения составляло холодное оружие. В первую очередь, это был меч — знак принадлежности его обладателя к военной знати. Длинный железный меч вошел в обиход европейского рыцарства как наследие древних германцев, в свое время убедительно доказавших превосходство длинного колюще-рубящего оружия над короткими бронзовыми гладями римлян. Меч вручался рыцарю в момент посвящения, в ходе особой торжественной церемонии. Кроме меча, рыцарь должен был владеть навыками обращения с копьем, палицей и боевой секирой. Секиры и палицы, впрочем, довольно быстро вышли из употребления. Тяжелая конница средневековой армии называется «тяжелой» с полным основанием. Примерно к X—XI векам по всей Европе распространилась железная броня, вытеснившая кожаные латы. Тело рыцаря прикрывала кольчуга или металлический панцирь с изогнутыми пластинами, позволявшими направить в сторону удар вражеского копья. Большой деревянный щит с набитыми на него металлическими плашками также был неотъемлемой частью рыцарской амуниции. На щите, как правило, изображались знаки или гербы, призванные обозначить имя рыцаря, его принадлежность к определенному знатному семейству. Иногда вассал помещал на щите герб своего сеньора. С течением времени рыцари полностью оделись в металлическую броню: голову защищал шлем с решетчатым забралом, на руках были кольчужные перчатки, на ногах — чулки из металлических колец, позволяющих сгибать колени.

Подобная экипировка требовала недюжинной физической силы и выносливости. Ведь во время боя требовалось не только таскать на себе тяжелые доспехи, но и сражаться с противником. Рыцарь обязан был владеть навыками и конного боя, и пешей схватки. Поэтому юноши из знатных семей начинали обучаться военному делу с самого детства. Основу обучения составляли физическая подготовка и основные навыки обращения с оружием. По достижении юношеского возраста отпрыск знатного семейства отправлялся в услужение к кому-нибудь из рыцарей в качестве оруженосца и приобщался к тайнам воинского искусства. Юношу-оруженосца, который хорошо зарекомендовал себя в течение нескольких лет службы, посвящали в рыцари. Ему вручали меч, с которым он не должен был отныне расставаться.

Главным достоянием рыцаря был конь. Хорошо обученный боевой конь сам по себе представлял грозную силу. Рыцарские жеребцы подвергались, как и их хозяева, огромным физическим нагрузкам. Чтобы защитить коня во время боя, была создана броня и для животного. В разных странах в разное время это была либо сравнительно дешевая кольчужная сетка, покрывавшая спину и грудь коня, либо массивная броня из металлических пластин, закрывавшая от возможных ударов практически все тело животного. Рыцарские кони ушли в небытие вместе с рыцарским войском, и нам сегодня остается только предполагать, что это были мощные животные, предки современных коней тяжеловозов.

Хороший конь ценился еще и потому, что его дрессировали специально для боя. Он был приучен забивать копытами пеших воинов, а также ранить длинными шипами на металлических удилах, действовавшими не хуже кинжалов. Рыцарь в полном вооружении на коне был практически неодолимым противником для пешего легковооруженного воина, и рыцарская конница обычно с легкостью подавляла сопротивление крестьянского войска во времена постоянных восстаний и междоусобных войн. Рыцарь (от нем. Ritter, букв. всадник) В феодальной Европе - лицо, принадлежавшее к военно-дворянскому сословию (истор.)

Главными участниками сражений были рыцари – специально обученные воины, на собственные деньги покупавшие оружие, доспехи, лошадей. Все они приносили клятву верности королю или феодалу, знатному землевладельцу.

В истории Западной Европы время с 11 по 16 в. можно назвать эпохой рыцарей. Войны были обычным явлением: враждовали друг с другом и соседи, владельцы поместий, и целые государства. Иногда военные действия продолжались десятки лет, например война между Англией и Францией вошла в историю как столетняя война.

Главными участниками сражений были рыцари – специально обученные воины, на собственные деньги покупавшие оружие, доспехи, лошадей. Все они приносили клятву верности королю или феодалу, знатному землевладельцу. В редких случаях простой пехотинец в награду за проявленную храбрость мог быть посвящен в рыцари . Однако обычно рыцарями становились юноши из знатных семей. Когда мальчику исполнялось 7 лет, его посылали служить пажом в замок богатого землевладельца. Прислуживая за столом и повсюду сопровождая своего господина, паж учился вести себя в благородном обществе. В 14 лет паж получал повышение и становился оруженосцем.

Теперь его главными обязанностями было помогать рыцарю надевать и снимать доспехи и содержать их в отличном состоянии. Кроме того, он учился владеть оружием и поступать в соответствии с кодексом рыцарской чести. Согласно этому неписаному своду правил, рыцарь всегда должен быть смелым, верным своему феодалу, защищать слабых, особенно женщин и детей.

Вооружение рыцарей

Главным оружием рыцаря был обоюдоострый меч. Он мог пробить кирасу или нанести рану, попав в зазор между частями доспеха. Рыцари также использовали шестопер – булаву, к которой приваривали лезвия-перь,- и смертоносный кистень – тяжелый шар с шипами на цепи. Раскрутив его, можно было выбить противника из седла. Иногда рыцари вооружались чеканом, похожим на заостренный молот, и боевым топором

РЫЦАРЬ (от нем. Ritter, букв. всадник) В феодальной Европе – лицо, принадлежавшее к военно-дворянскому сословию (истор.) В эпоху рыцарей войны были обычным явлением. Главными участниками сражений были рыцари – специально обученные воины, на собственные деньги покупавшие оружие, доспехи, лошадей. Все они приносили клятву верности королю или феодалу, знатному землевладельцу. Рыцарская культура – очень интересная страница мировой истории и культуры. Эпоха рыцарей – это также время замков, служивших одновременно и домом для крупных землевладельцев, и убежищем от врагов. Замки обычно строили на возвышении, чтобы было хорошо видно на многие километры вокруг, рядом с крупными дорогами или на берегах рек и морей. Они могли быть небольшими и состоять всего лишь из одной башни, окруженной высокими стенами, либо огромными, с несколькими внутренними дворами, многочисленными башнями и хозяйственными постройками. Замок мог выдержать штурм и длительную осаду.





«Мой дом — моя крепость»

Военное ремесло рыцаря накладывало отпечаток на всю его жизнь. Уже с конца IX века по всей Европе знатные люди начали строить хорошо укрепленные дома-замки. Первые рыцарские замки были, как правило, деревянными двухэтажными постройками. Но по мере того, как на окраинах Европы становилось все беспокойнее (с юга наступали сарацины, с севера — норманны, на востоке возобновились вторжения мадьяр), да и внутренние раздоры набирали силу, замки стали возводить из камня и всячески укреплять.

Место для строительства замка выбиралось с учетом рельефа местности — на высоком берегу или на холме, чтобы увеличить обзор и затруднить нападающим подступ к стенам. Главным строением оставалась башня в несколько этажей — донжон, где жил хозяин замка со своей семьей. Вокруг донжона располагались хозяйственные и жилые пристройки. Двор замка обносили толстыми каменными стенами, иногда в два-три ряда. Важным элементом оборонительной системы замка был глубокий ров с водой вокруг наружных стен.

Хорошо укрепленный замок вполне мог противостоять серьезной осаде. Рвы с водой затрудняли использование осадных машин, и в большинстве случаев врагам владельца замка оставалось избрать тактику осады. В этом случае все зависело от предусмотрительности хозяина дома. Если в замке было достаточно припасов и питьевой воды, то обитатели могли выдерживать осаду долгое время. Нередко в подземелье донжона устраивали подземный ход, открывавшийся в укромном месте в отдалении от замка. Через этот ход рыцарь имел возможность либо отправить гонца с просьбой о помощи, либо спастись бегством, если замок брали приступом.





    1. Архитектура Средневековья

Готическая архитектура — период развития западно- и центрально европейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью (с конца XII по начало XVI века). Готическая архитектура cменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения. Романская и готическая архитектура были невозможны без архитектурного опыта предшественников и накопленных ими математических знаний. Метод геометрических пропорций преобладал благодаря авторитету учёных арабской Испании и античных математиков, произведения которых активно переводили в средневековой Франции. Геометрия поражала воображение средневековых художников как универсальное средство познания и моделирования вселенной.



Для возведения величественного готического собора требовались разведанные залежи камня, песка, извести, лес (древесина), а также наличие свинца, пластинами которого покрывали протяжённые готические крыши. Все эти условия удачно совпали во Франции, Испании, Великобритании, Чехии, Италии.



Дерево не годилось для исполинских сооружений, да и частые пожары ограничивали использование этого материала. Камень предпочитали при создании сакральных сооружений, замков феодалов и крепостей. Источниками белого камня служили во Франции карьеры вблизи Турне, откуда камень и обтесанные детали везли в Пикардию, Артуа, Шампань и даже в Англию.



Сам термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима.

Средневековье – период с V по XV век. Особенности готической архитектуры: стремление вверх и легкость, отсутствие куполов, арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад и многоцветные витражные стрельчатые окна.



Глава 2: Методика изучения истории

Теория и методика преподавания истории рассматривали многие педагоги, в том числе Вяземский Е.Е. Отечественную и зарубежную историографию рассматривали в своих работах Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби. История - это наука о человеке и его деятельности во времени и пространстве; она помогает каждому человеку понять прошлое и настоящее, лучше осознать себя и свою роль в обществе. История как наука основывается на точно установленных фактах. Эти факты извлекаются из исторических источников.

Исторические источники - это свидетельства о прошлом, остатки прошлой жизни. Классификация исторических источников: письменные, вещественные, устные, этнографические, лингвистические, фото кинодокументы.

Главная цель обучения истории - формирование развитой социально активной личности, приобщившиеся к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры, личности творческой и самостоятельной. Изучение истории формирует у учащихся методические знания, важные для изучения других предметов. Тем самым создается важная предпосылка для целостного восприятия мира в его единстве и многообразии.

В задачу обучения истории входит формирование понимания не только разносторонности исторического процесса, но и его закономерностей, раскрывающих сущность исторических фактов и связей между ними.

Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления - исторические факты, способ получения из фактов новых знаний. В изучении истории применяются следующие методы:

метод наглядного обучения основам наук, метод устного обучения основам наук, метод печатно - словесного обучения, метод практического обучения основам наук, методы и источники изучения истории.

К конкретным методам относятся: общенаучные, исторические, специальные - заимствованные из других наук. Общими методами для всех гуманитарных наук служат логический, исторический.

Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии их развития. Именно в этот момент они приобретают наиболее зрелую форму, и только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.

Исторический метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общие закономерности. Эти методы дополняют друг друга, так как если исчерпаны все познавательные возможности исторического метода, то можно сделать соответствующие выводы и обобщения с помощью логического метода.

Для изучения и исследования истории обычно используют такие методы:

1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - состоит в изложении явлений в строго хронологическом порядке;

2. ХРОНОЛОГИЧЕСКО-ПРОБЛЕМНЫЙ - заключается в изучении и исследовании истории по периодам (эпохам), внутри периодов - по проблемам;

3. ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - исследует какую-то одну сторону жизни и деятельности государства в её постепенном развитии;

4. СИНХРОНИЧЕСКИЙ - применяется реже; с его помощью можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за её пределами.

Выделяют также и другие методы для изучения и исследования истории:

- метод периодизации;

-сравнительно-исторический;

- ретроспективный;

- системно-структурный;

- статистический;

- метод социологических исследований, который взят из социологии и используется для изучения и исследования современных проблем.

Задача формирования высококультурной, интеллектуальной, социально активной личности молодого гражданина России всегда стояла перед учителями. Проблема эта многогранна. Одной из ее существенных сторон является недостаточно широкое распространение и применение современных интерактивных технологий, которые обеспечивали бы формирование в молодежной среде более глубокого интереса к историческому и культурному наследию страны и реализацию творческих возможностей подрастающего поколения в деятельностной форме, формирующей позитивный жизненный опыт.

Глава 3: Мои методы изучения исторической темы

Я изучаю интересующую меня эпоху не только по учебнику, методом устного обучения основам наук. Думаю, что можно подойти к изучению темы творческим методом, используя современные интерактивные технологии.

1. Просмотр кинофильмов

Я заинтересовался эпохой Средних веков после просмотра фильма «Властелин колец»

«Властели́н коле́ц» — известная кинотрилогия режиссёра Питера Джексона по одноимённому роману Дж. Р. Р. Толкина. «Властелин колец: Братство кольца» Робин Гуд (США) В роли Робина Гуда: Дуглас Фербенкс.

«Робин Гуд: Принц воров» Prince of Thieves (США). В главной роли: Кевин Костнер.

«Дочь Робина Гуда: Принцесса воров» / Princess of thieves (США, 2001). История дочери Робина Гуда. В главной роли: Кира Найтли.

  1. Компьютерные игры

Компьютерные игры Robin Hood: The Legend of Sherwood (2002 год)

В редакторе миссий стратегии Age of Empires II есть юниты Робин Гуд, Тук и Шериф Ноттингемский. Также в нём есть карты «Шервудский лес» и «Герои Шервуда». Из компьютерных игр на исторические темы я узнал про крупные битвы и крестовые походы, тактику и стратегию боя.

  1. Конструирование из ЛЕГО

Затем я начал воссоздавать сцены из фильма из конструктора ЛЕГО (фото прилагаются)

Чтение книг про Средневековье и рыцарей позволило мне познакомиться с различными видами средневекового оружия: арбалет, мезикордия, онагр, гонелл, баллиста, требюше. Научился делать модели оружия из конструктора ЛЕГО.

  1. Чтение художественной и исторической литературы.

Летом прошлого года меня увлекли исторические романы. Я прочитал «Ричард Львиное Сердце», «Айвенго» Вальтера Скотта, «Крестоносцы» Генриха Сенкевича, «Квентин Дорвард» Скотт Вальтер - повесть из времен войны Алой и Белой розы.

В них ярко описана жизнь, культура, быт рыцарей.



  1. Просмотр телевизионных передач.

Телевизионные передачи, посвященные культуре средневековья:

29 января 2014 по 1 каналу центрального телевидения рассказывалось о турнире, который прошел в Израиле. «Вместо бойцовских перчаток - мечи, вместо пояса - тяжелые доспехи. Впервые на профессиональный ринг в Израиле вышли рыцари. Там состоялся международный чемпионат по средневековому бою. Главное отличие от привычных спортивных соревнований - костюмы участников, где каждая деталь точная копия исторического прототипа. Ну а сами поединки не оставляют равнодушными ни спортивных болельщиков, ни ценителей исторических романов. Все по-настоящему, объясняют судья, только мечи не заточены и нельзя колоть.

  1. Международные фестивали исторической реконструкции средневековья.

Пятый юбилейный чемпионат мира по историческому средневековому бою «Битва Наций» — 2014 пройдет в Хорватии, в городе Трогир. В 2014 году турнир расположится на побережье Адриатики. «Битва Наций» самое масштабное и концептуальное событие мира средневековой реконструкции и исторического фехтования, аналогов которому нет во всем мире. «Битву наций» по праву можно считать фестивалем нового поколения. Грандиозное по своему масштабу мероприятие, где в полно контактных боях сходятся национальные сборные по средневековому боевому фехтованию.

Основой программы фестиваля являются бои. На специально построенном ристалище, в окружении трибун и тысяч зрителей в течение трех дней проходят бои между национальными сборными за звание лучшей сборной мира. Национальные боевые сборные каждый год встречаются на ристалище в зачетных боях в номинациях 1 на 1, 5 на 5 и 21 на 21.

  1. Сайты о рыцарях и средневековье.

На сайтах размещена информация о рыцарях, о жизни рыцаря, о вооружении, о фестивалях рыцарских боев и др.

  1. Произведения художников.

Альбрехт Дюрер был мастером гравюры. Дюрер стал первым немецким художником, кто работал одновременно в обоих видах гравюры — на дереве и на меди. В конце 1490-х годов Дюрер создал ряд ксилографий, в том числе один из своих шедевров.

Одна из 15 гравюр Дюрера называется «Рыцарь, смерть и дьявол». Суровый, немолодой воин, движущийся к неведомой цели на фоне дикого скалистого пейзажа, невзирая на угрозы Смерти и следующего по его пятам Дьявола, навеян трактатом Эразма Роттердамского “Руководство христианского воина” и олицетворяет нравственную готовность идти по избранному пути.

Ян Матейко «Грюнвальдская битва»

Грюнвальдская битва была одной из крупнейших битв средневековой Европы и является одной из важнейших побед в истории Польши и Литвы. Битву окружали романтические легенды и националистическая пропаганда, превратившие её в символ борьбы против захватчиков и источник национальной гордости.



















Выводы:

Изучать самостоятельно исторические эпохи можно разными способами и методами, используя современные технологии и «погружаясь в эпоху».

  1. Просмотр кинофильмов.

  2. Компьютерные игры.

  3. Конструирование из ЛЕГО.

  4. Чтение художественной и исторической литературы.

  5. Международные фестивали исторической реконструкции средневековья.

  6. Сайты о рыцарях и средневековье.

  7. Произведения художников.

  8. Произведения поэтов о рыцарях.

Все это помогло мне в изучении темы и создать серию графических рисунков, которые могут использоваться на уроках изобразительного искусства и истории как наглядные пособия.

Гипотеза подтвердилась: изучив культуру средневековья разными методами, можно создать серию иллюстраций по теме.

Рыцарская культура – очень интересная страница мировой истории и культуры.

Я буду и дальше изучать эту эпоху.











Используемая литература:

  1. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка/ гл. ред. А.Ю. Кузнецов. - М.: Мир, 2002 г. – 358 с.

  2. Малов В. Тайны средневековых рыцарей М.: Оникс, 2010 г

  3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие. - М.: 2012 г. – 243 с. .





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!