Тема урока Теорема Пифагора
Цели урока :
Образовательная:
установить связь между сторонами прямоугольного треугольника (теорема Пифагора). Развивающая:
развивать мыслительные процессы, способствующие нахождению правильного решения;
развивать практические навыки применения данной теоремы;
Воспитательная:
воспитание ответственного отношения к учебному труду, научить преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле; формировать навыки сотрудничества, показать исторические истоки теоремы, воспитывать познавательный интерес к изучению геометрии
Задачи урока:
Установить зависимость между сторонами прямоугольного треугольника.
Научиться доказывать теорему Пифагора.
Научиться применять теорему Пифагора для решения задач.
Актуализация новых понятий.
Ч то называется косинусом острого угла прямоугольного треугольника.
Выразите различными способами cos A и cos B.
К полученным пропорциям примените основное свойство и запишите получившиеся равенства.
Задача. Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса
д олжен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?
Чтобы ответить на вопрос этой задачи нужно решить следующую :
В прямоугольном треугольнике катеты равны 5 и 12 см. Найти гипотенузу.
Р ешение
Проведём СD⊥АВ. Из Δ АВС , из Δ АСD . Аналогично из Δ АВС и Δ ВСD . Отсюда , АС2 = АВ · АD, ВС2 = АВ · ВD. Заметим, что АВ = АD + ВD. Поэтому найдём сумму равенств
АС2 = АВ · АD
ВС2 = АВ · ВD
АС2 +ВС2 = АВ · (АD+ ВD)
АС2 +ВС2 = АВ2, АВ = .
Ответ: АВ = 13см.
Длина одного троса 13 м. Так хватит ли 50м троса?
Формирование новых понятий.
Итак, мы подошли к теме нашего урока:
Теорема Пифагора. В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы, равен сумме квадратов катетов.
Р ешив задачу, мы по сути дела, доказали эту теорему. Запишем план доказательства.
СD⊥АВ
, АС2 = АВ · АD
, ВС2 = АВ · ВD
АС2 +ВС2 = АВ · (АD+ ВD) = АВ2
Е щё используется такая форма записи теоремы c2 = a2 + b2 ,где c – гипотенуза, a и b катеты.
Физминутка
Во времена Пифагора формулировка теоремы звучала так: «Квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах».
Теорема Пифагора – одна из самых главных теорем геометрии. Из нее или с ее помощью можно вывести большинство теорем. Кроме того, теорема Пифагора имеет огромное практическое значение: она применяется в геометрии буквально на каждом шагу. Сейчас мы проведём небольшую самостоятельную работу.
Работа в группах.
с²=а²+b²
Решение:
с²=а²+b² | с²=а²+b² |
13²=12²+b² | а²= |
= | а²= |
b² = | а= |
b = | |
Вывод:
Итак, вы полнив работу, вы пришли к определённым выводам. Каким? (формулы для вычисления сторон прямоугольного треугольника)
А теперь, используя полученные формулы давайте решим задачу из учебника Леонтия Магницкого:
Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать .
Историческая справка
Теорема, носящая имя Пифагора, была известна задолго до него. Теорема Пифагора в виде простейших угломерных приспособлений, частных и общих математических задач и чертежей обнаружена в памятниках культуры древних египтян, вавилонян, китайцев и индийцев задолго до Пифагора. Но среди этих памятников нет ни одного, за исключением китайского математического трактата, в котором имелись бы хотя бы указания на доказательство теоремы
Как утверждают все античные авторы, Пифагор первый дал полноценное доказательство теоремы, носящей его имя. К сожалению, мы не знаем, в чем оно состояло, потому что древние математики и писатели об этом умалчивают, а от самого Пифагора и ранних пифагорейцев до нас не дошло ни одного письменного документа.
В настоящее время существует более сотни доказательств этой теоремы.
Рефлексия
«Сегодня на уроке я повторил…»
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке я научился…»
Подведение итогов урока
Домашнее задание
п. 63
«5» - задача №6
«4» - задача №7
«3» -задача №2(в),3(в).
Творческое задание: Наглядные способы доказательства теоремы Пифагора. Почему теорема Пифагора называлась теоремой