СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: 

дать учащимся представление о  характеристике системы образования, указать особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах, познакомить с основными факторами развития системы образования, проанализировать.  Развивать навыки работы с книгой. Воспитывать интерес к учебной литературе.

Просмотр содержимого документа
«Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.»

10 класс Обществознание Урок 48

Тема: Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

Цель урока:

дать учащимся представление о характеристике системы образования, указать особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах, познакомить с основными факторами развития системы образования, проанализировать. Развивать навыки работы с книгой. Воспитывать интерес к учебной литературе.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы обучения: индивидуальная.

Литература: Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, А.В. Белявский и др.] ; под. ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Термины: природа, общество, общественные отношения, культура, материальная культура, духовная культура, культурные универсалии, деятельность, обществоведческие науки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

2.1. Понятие о системе образования

Подго­товка подрастающих поколений к жизни и осуществление тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области воспитания, не­мыслимы без создания соответствующей сети образовательно-вос­питательных учреждений. Вот почему по мере развития производ­ства и усложнения социально-экономических отношений в общест­ве происходит непрерывный рост численности и специализации образовательно-воспитательных учреждений, а также возрастание их ступенчатости.

Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов.

Система образования представляет совокупность образовательных программ и ГОСТов разного уровня и направленности, сети образовательных учреждений разных организационно-правовых форм (государственные, негосударственные, муниципальные, общественные, религиозные), типов, видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Дошкольное

Общеобразовательное

Начальное, среднее, высшее профессиональное и послевузовское

Дополнительное образование взрослых

Специальные для обучающихся с отклонениями в развитии.

Дополнительного образования

Для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительного образования детей.

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс

Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими, заключать между собой соглашения, объединяться в комплексы и научно-учебные объединения. Образование можно получать очно, заочно, очно-заочно, в форме домашнего образования и экстерната. Деятельность ОУ строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, уставах ОУ.

Дошкольное

1. Детский сад,

2. Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей,

3. Детский сад компенсирующего вида с коррекцией отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников,

4. Детский сад присмотра и оздоровления с осуществлением санитарно-гигиенический, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур,

5. Детский сад комбинированного вида.

6. Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей,

7. Ясли,

8. Детский сад – начальная школа.

Общеобразовательное

  1. Средние общеобразовательные школы.

  2. Школы с углубленным изучением отдельных предметов.

  3. Гимназии.

  4. Лицеи.

  5. Вечерние школы.

  6. Интернаты.

  7. Специальные школы для детей с отклонениями в физ. и псих. развитии.

Начальное, среднее, высшее профессиональное и послевузовское

  1. Профессионально-техническое училище.

  2. Училище.

  3. Колледж.

  4. Университет.

  5. Академия.

  6. Институт.

  7. Консерватория.

  8. Высшая профессиональная школа.

Дополнительное образование взрослых

  1. Институт подготовки и переподготовки кадров.

  2. Курсы повышения квалификации.

  3. Аспирантура.

  4. Ординатура.

  5. Адьюнктура.

Специальные для обучающихся с отклонениями в развитии

1.Специализированные учреждения, группы детей с нарушениями здоровья (слуха, зрения, ЗПР, ОПД, туберкулезной интоксикацией).

Дополнительного образования

1.Создание в ОУ дополнительных образовательных услуг (обучение иностранных языков, хореография, ритмика, игра на музыкальных инструментах).

Для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

1.Дома ребенка (до 3 лет).

2. Детские дома.

3. Интернаты.

4. Приюты.

5. Патронажные семьи.

6. Семейный детский дом.

Дополнительного образования детей

  1. Детские музыкальные, художественные, спортивные школы и т.д.

  2. Хоровые и хореографические студии.

  3. Фольклорные ансамбли.

  4. Детско-юношеские спортивные школы.

  5. Школы искусств.

  6. Станции юных техников (юннатов, туристов и т.д.).

  7. Центры досуга.

  8. Агрошколы-интернаты.

  9. Школа народных ремесел.

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс

  1. Частные ОУ (ДОУ, школа, ВУЗ).

  2. Нетрадиционные ОУ (специфика целей и содержания образования).

  3. Альтернативные ОУ (вальдофские школы, школа Марии Монтессори, христианские школы).

3. Тенденции развития образования в современном мире

Напомним: «тенденция» - синоним слов «направление развития». «склонность». «стремление». Главная, постоянно действующая тенденция гениально сформулирована пушкинской строкой «В просвещении быть с веком наравне». Для того чтобы стать достойным XXI в. образование должно (как сказано в Законе «Об образовании») быть адекватно мировому уровню общей и профессиональной культуры общества. Вместе с тем появляются теоретические и практические ростки тенденции «работать на опережение», готовить людей, особенно молодежь, к производственным и общественным инновациям, которыми, несомненно, будет отмечено наступившее столетие.

В основу целей образования в ряде стран (в том числе в Европейском союзе) положены четыре базовых принципа, изложенные в документах Международной комиссии по образованию для XXI в. Они характеризуют и тенденции развития образования. Эти тенденции учитывают мировой опыт, опираются на анализ действительности, отвечают современным и перспективным запросам изменяющегося общества. сегодняшним и завтрашним потребностям, интересам человека.

Первый принцип - научиться познавать, приобретать знания, умение учиться. Рост мировой научной информации, удваивающейся каждые 10 - 15 лет, ее быстрое частичное устаревание, общественное развитие, открывающее новые возможности экономической, политической, социальной деятельности, требуют сочетания широких общекультурных знаний с глубоким постижением непрерывно развивающихся наук, освоением способов самостоятельного добывания знаний.

В условиях перехода к постиндустриальному, информационному обществу этот принцип воплощается в двух тенденциях: выдвижении в образовательном процессе на первый план не только формирования знаний, но и овладения способами самостоятельного труда по их приобретению; возрастающем значении общекультурного аспекта образования, соединении фундаментальной профессиональной подготовки и овладения гуманитарными знаниями.

Второй принцип - научиться делать, научиться работать, приобретать не только профессиональную квалификацию, но и компетентность, являющуюся основой конкурентоспособности выпускника образовательных учреждений.

Напомним: термин «компетентность» имеет несколько значений. В общей форме компетенция определяется как знания, опыт в той или иной области деятельности. Профессиональная компетентность - круг связанных с профессией проблем, в которых индивид обладает познаниями, жизненным и учебным опытом, достаточным для решения практических и теоретических задач.

В законодательных актах об образовании, в практике учебных заведений, особенно профессиональных, значительна тенденция к усилению практической направленности образования, к достижению выпускниками профессиональной компетенции. Именно она является основой конкурентоспособности работника, организатора производства. Заметим, что главной причиной многочисленных производственных неудач, аварий, катастроф чаще всего является недостаточная компетентность работников и руководителей разного ранга.

Третий принцип - научиться жить вместе, научиться сосуществовать, воспитывать понимание других людей, народов; развивать знания об их истории, традициях, образе мышления, уважать их ценности. Надо осознать зависимость людей друг от друга; это поможет преодолевать возможные катаклизмы на путях развития цивилизации.

Люди должны научиться совместно проектировать свои личные и коллективные действия для разумного и мирного решения возникающих конфликтов. Так определяется тенденция возрастания роли образования в формировании гражданских качеств личности, одно из которых - сознание необходимости установления лояльных отношений между социальными группам и, народами, государствами.

В международных и национальных документах по образованию больше, чем прежде, внимания уделяется выработке норм социального поведения, критического и творческого мышления, необходимых для функционирования демократического общества, для сотрудничества в продуктивном решении внутригосударственных, межгосударственных, глобальных проблем современности. Рассматриваемая тенденция проявляется, в частности, в усилении значимости воспитания толерантности как качества культуры (нравственной, правовой, политической).

Четвертый принцип как бы суммирует образовательно- воспитательную направленность трех предыдущих. Принцип формулируется так: научиться жить с тем, чтобы содействовать развитию собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Речь идет о тенденции повышения роли образования в раскрытии творческого потенциала личности, в овладенииею способами самостоятельного жизнетворчества, формирования жизненных позиций и перспектив.

Одной из ключевых тенденций является переход к практике непрерывного образования. Идея непрерывного образования как процесса, охватывающего всю жизнь человека, восходит к возникшим в древности учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека, его воспитании как члена общества и государства.

Развивая эти взгляды, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670) в своих трудах представил целостную картину воспитания и самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни.

В ХХ в. непрерывное образование стало рассматриваться не только как идея, но и как часть образовательной практики, направленная на непрекращающееся освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев образовательной системы.

Развитие непрерывного образования стало общемировой тенденцией со второй половины ХХ в., а на пороге XXI в. приобрело, как говорится в документах ЮНЕСКО, ключевое значение. Это связано с научно-технической революцией, переходом к постиндустриальному обществу, когда наука, техника, технология, культура стал и обновляться с небывалой быстротой, появилось много новых профессий.

Процессы глобализации, возрастающая значимость межгосударственных производственно-технических, культурных связей потребовали от значительной части населения расширения культурного кругозора, овладения иностранными языками. Непрерывное образование начало выполнять задачи не только профессионального совершенствования работников, но и повышения их общекультурного уровня.

Об изменении подходов к образованию свидетельствует замена прежней формулировки «образование на всю жизнь», утверждавшей, что полученного образования достаточно для всей жизни, на новую - «образование через всю жизны, утверждающую необходимость пожизненного образования. Так сегодня подтвердилась народная мудрость: «Век живи, век учись». Замечательный театральный деятель и педагог К. С. Станиславский ( 1863-1938) подчеркивал: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знаний, считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

Для значительной части российского населения (особенно молодежи) важнейшим этапом непрерывного образования является высшее профессиональное образование. В России количество студентов на 100 тыс. населения превышает 500 человек.

Развитие непрерывного образования усиливает тенденцию совершенствования общего образования. Именно общее образование помогает людям лучше понимать друг друга, координировать свои действия, дает индивиду целостную картину мира, включая основы культуры, понимания места и роли личности в этом мире, в культуре.

Общеобразовательные проблемы стали занимать подобающее им место в вузах, лекториях, в СМИ. Повышению уровня общего образования способствует посещение музеев, выставок, туризм.

Серьезным подспорьем общего образования (как и других форм образования) становятся информационные технологии, компьютеризация учебных заведений, внедрение дистанционного обучения.

Среди функций непрерывного образования выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).

Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность; приобретение систематических знаний в какой-либо области наук и, техник и, культур ы, политической жизни.

4. Основные факторы развития системы образования

На разви­тие системы образования оказывает влияние целый ряд факторов. Рассмотрим основные из них.

а) Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ. В более развитых в техническом отношении странах быстрее развивается сеть различных школ, раньше возникают и создаются новые типы учебно-воспитательных заведений. Так, начальное образование в Англии стало обязатель­ным уже в середине XIX в. В настоящее время под влиянием науч­но-технического прогресса во всех странах мира значительно повы­шается роль среднего специального и высшего, особенно универси­тетского, образования, интенсивно развивается сеть профессио­нально-технических учебных заведений для подготовки рабочих массовых профессий.

б) Политика общества и интересы различных его сословий.Развитие образовательно-воспитательных учреждений и системы образова­ния вообще в той или иной стране происходит под влиянием поли­тики общества. В обществе, где существуют различные по своему имущественному и политическому положению классы или сосло­вия, система образования так или иначе носит двойственный харак­тер, т.е. одни образовательно-воспитательные учреждения предна­значены для представителей более зажиточной прослойки общест­ва, другие же обслуживают низшие классы. В странах, где люди раз­делены на касты, как, например, в Индии, существуют отдельные школы для обучения детей различных каст.

в) Исторический опыт и национальные особенности в области народ­ного образования. Система образования каждой страны складывается также под влиянием исторического опыта и национальных тради­ций в области просвещения. Это находит свое выражение, напри­мер, в практике раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек в некоторых мусульманских государствах, в различной ступенчатости средней школы и т.д. Так, в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, а в других – пять или четыре класса. Во всех этих отличиях существенную роль играют традици­онные особенности в образовании.

г) Педагогические факторы. Многообразным является влияние пе­дагогических факторов на развитие системы образования. Напри­мер, открытие детских яслей и детских садов вначале обусловлива­лось необходимостью высвобождения времени женщин-матерей для работы на производстве. Потом большое воздействие стал ока­зывать и чисто педагогический фактор, т.е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки кшкольному обучению. Педагогический фактор играет существен­ную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений. В частности, с педагогической точки зрения профессио­нальное образование целесообразно осуществлять в специальных учебных заведениях, однако на базе соответствующей общеобразо­вательной подготовки. Поэтому в различных странах мира стала развертываться сеть профессиональных учебных заведений, но она развивается на базе той или иной ступени общеобразовательной школы.


5. Подведение итога урока.

6. Домашнее задание.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!