СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Темы жизни в творчестве русских художников. к. брюллов «последний день помпеи». история одной картины

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Познакомить детей с творчеством и биографией              К. Брюллова.
  2. Ознакомить учащихся с историей создания и художественным замыслом великой картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».

Продемонстрировать слайды с картинами Брюллова

Просмотр содержимого документа
«Темы жизни в творчестве русских художников. к. брюллов «последний день помпеи». история одной картины»

Открытый урок.

7 класс.IIчетверть


Тема:

В. Тропинин «Портрет К. Брюллова»


ТЕМЫ ЖИЗНИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ.

К. БРЮЛЛОВ «ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ». ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ

Цели:

  1. Познакомить детей с творчеством и биографией К. Брюллова.

  2. Ознакомить учащихся с историей создания и художественным замыслом великой картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».

  3. Продемонстрировать слайды с картинами Брюллова.

Задачи:

  1. Сформировать представление о сложном мире исторической картины.

  2. Развить ассоциативно-образное мышление, творче­скую фантазию, навыки ведения дискуссии, публичного выступления.

  3. Прививать любовь к искусству, интерес к художествен­ным произведениям и их истории.

Оборудование и материалы:


  1. Репродукции картин:

  • В. Тропинин «Портрет К. Брюллова»;

  • К. Брюллов «Автопортрет»;

  • К. Брюллов «Последний день Помпеи».

  1. Подбор иллюстративного материала, обнаруженного при раскопках г. Помпеи.

  2. Музыкальный ряд:

  • Р. Леонкавалло «Утро»;

  • Дж. Верди. Марш к опере «Аида».

  1. Литературный ряд. Стихотворение А. С. Пушкина «Везу­вий зев открыл...» (1834 г.).

План урока:


Урок проводится в виде тематической беседы с использова­нием искусствоведческого материала.

Основные участники тематического театрализованного пред­ставления готовятся учителем заранее.





Содержание урока:

Биография

К. Брюллов «Автопортрет»

«Нарцисс».

«Итальянское утро»

«Итальянский полдень»

«Последний день Помпеи»

«Ю. Самойловой, с воспитанницей и арапчонком»

«Всадница»

«Вирсавия»


Прошлое нужно нам для того, чтобы понять вечное.

Лукино Висконти

Звучит марш из оперы Дж. Верди «Аида».

Карл Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге, в семье академика, резчика по дереву и гравюры. С 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи. К 1820 году относится его первая известная работа /1/«Нарцисс».

В 1822 году Брюллов был откомандирован в Италию на средства Общества поощрения художников. Он посетил Дрезден, Мюнхен; обосновался в Риме. Жанровые картины: /2/ «Итальянское утро» (1823) и /3/ «Итальянский полдень» (1827). После копии с фрески Рафаэля «Афинская школа» Брюллов приступает к работе над большой картиной с историческим сюжетом — /4/ «Последний день Помпеи» (1827—33), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. Замысел «Последнего дня…» связан с возникшей тогда модой на археологию и с актуальностью: в 1828 году произошло мини-извержение Везувия. Брюллов был в Помпее и сделал на месте ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур.

К этому времени относится его знакомство с Юлией Самойловой, аристократкой из рода Скавронских, т. е. родственников Екатерины I. Портреты: /5/ «Ю. Самойловой, с воспитанницей и арапчонком», /6/ «Всадница» (1832), а также картина /7/ «Вирсавия» (1832) связаны с этим этапом жизни Брюллова.

В 1836 году, после путешествия по Греции и Турции, Брюллов возвращается в Россию — через Одессу в Москву и через несколько месяцев — в Петербург. В Москве он знакомится с А. С. Пушкиным; пишет портреты поэта и драматурга /8/ А. К. Толстого и /9/ А. А. Перовского (писателя /10/ Антония Погорельского). В Петербурге его ожидает торжественный приём в Академии художеств и триумф /11/ «Последнего дня Помпеи»; картина успела побывать в Париже (Лувр, 1834), где была холодно принята парижской критикой: это была (уже!) эпоха Делакруа и французского романтизма. Картина подарена Демидовым Николаю I, который поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств; в настоящее время она находится в Русском музее.

И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первым днем!

Е.А.Баратынский

До 1849 года Брюллов живёт и работает в Петербурге. Он — профессор Академии художеств, модный портретист; расписывает лютеранскую церковь на Невском проспекте, Исаакиевский собор (1843—47), пишет большую картину /12/ «Осада Пскова» (1839—43; не окончена).

Многочисленные портреты: /13/ Нестора Кукольника (1836), /14/ В. А. Жуковского (1837—38), /15/ И. А. Крылова (1839); /16/ Ю. П. Самойловой с воспитанницей (1839); /17/ «Автопортрет», (1848).

Последние годы

А. К. Толстого


В Петербурге здоровье Брюллова сильно пошатнулось. В 1849 году он покидает Россию и едет лечиться на остров Мадейру. Художник совершает поездку по Испании.

В 1850 году Брюллов возвращается в Италию. Наиболее важные работы этого периода — портреты членов семьи Титтони и /18/ «Портрет Микеланджело Ланчи».

Брюллов скончался 11 (23 по новому стилю) июня 1852 года в местечке Манциана под Римом. Похоронен на Римском протестантском кладбище.

Оценки

А. А. Перовского


Брюллов был современником Делакруа и Энгра; /19/ «Плот „Медузы“» Жерико написан в 1819 году; /20/ «Резня на Хиоссе» — в 1824, а /21/ «Свобода на баррикадах» — в 1830. Таким образом тематически творчество Брюллова не было новостью — оно вполне укладывается в академическую систему, в которой Брюллов варился постоянно. В портретах Брюллова есть некоторая импульсивность и неуловимое движение, они приятны и не темны по колориту. Меланхолия, пронизывающая его поздние портреты, сближает Брюллова с романтиками.

Влияние

«Осада Пскова»

Брюллов, в отличие от Пушкина и своего друга — Глинки, не оказал столь существенного влияния на русскую живопись, как они — на литературу и музыку соответственно. Однако психологическую тенденцию брюлловских портретов можно проследить у всех русских мастеров этого жанра: от Крамского и Перова до Серова и Врубеля.


Нестора Кукольника

А. Жуковского


И. А. Крылова

Ю. П. Самойловой с воспитанницей


«Плот „Медузы“» «Резня на Хиоссе»



«Свобода на баррикадах»




К. Брюллов. Последний день Помпеи. (1833)


Учитель. Сегодня мы будем говорить с вами об одной картине - работе великого русского художника, познавшего славу при жизни.

  • 11 июня 1836 года в Российской государствен­ной Академии художеств царило необычайное волнение. В круглой зале собрались члены академии и почетные гости, художники и любители живописи. Торжественно гремел оркестр, певец Кудинов исполнял куплеты, слышались голоса: «Он уже приехал?», «Вы его видели?», «Когда же прибудет?», «А она уже здесь?», «Где она?», «Да она-то давно здесь. К ней просто не пробиться. Дирекция отве­ла для нее самый большой зал. Ведь она просто громадная: 4, 5 на 6,5 метра».

И вот крики «Ура!» и «Да здравствует!» сообщили о приезде гостя, и в круглую залу быстро вошел молодой человек, ниже среднего роста, с гордо посаженной головой. (/22/ Показывает порт­рет работы В. Тропинина.) Он был красив: правильные черты ли­ца, голубые глаза, пышные белокурые волосы. Это был художник Карл Брюллов, действительный член миланской, флорентийской, болонской академий художеств. Он был в расцвете славы. Поэты посвящали ему стихи.

/23/ (читает стихотворение)

Искусства мирные трофеи

Ты внес в отеческую сень.

И был «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день!

Так писал о нем и его главной картине Евгений Баратынский.

Под восторженные крики «великого Карла» внесли на руках туда, где висела его картина. Божественные почести, неземной ус­пех! Давайте и мы взглянем на картину.

Звучит «Утро» Р. Леонкавалло.

  • (показывает слайд /24/ «Последней день Помпей»).

В картине Карла Брюллова показан день жизни и смерти римского города Помпеи. Это был небольшой, но богатый город в Кампании, области на юге Италии, близ Неаполя. Обитатели Помпеи жили удобно и красиво. Убранство ка­ждого жилища богато и разнообразно. Многие дома украшали стенные росписи - фрески /25/ (показывает репродукцию картины не­известного художника «Портрет девушки»), цветы, картины, в парадных залах были мозаичные полы. Так было до того страшного дня августа 79 года, когда вдруг начались подземные толчки. Из фонтанов исчезла вода, опустели колодцы. Утром 24 августа раз­дался оглушительный грохот и толчок небывалой силы словно бы взорвал томительный зной. В этот миг вершина Везувия расколо­лась на две части, а из образовавшегося жерла поднялся огненный столб. Это было начало катастрофы.

1-й ученик (читает отрывок из письма Плиния Тациту). «Дух мой содрогается, о том вспоминая... Мы видели, как море от­ходит назад; земля содрогнулась, как бы отталкивала его. С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных мес­тах огненные зигзаги; она развергалась широкими полосами, похо­жими на молнии, но большими. Падает пепел, еще редкий. Я огля­дываюсь назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, не похожая на безлун­ную или облачную: так темно бывает только в запертом помеще­нии при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою ги­бель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь».

Учитель. Это был отрывок из письма римского писателя Плиния Младшего римскому историку Тациту.

/26/ (читает стихотворение А. Пушкина).

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, - пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн.

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон.

Учитель. Таким предстал этот страшный день воображе­нию нашего поэта А. С. Пушкина.

Ведущий. Слой камня и пемзы - окаменевшего пепла - на 1600 лет укрыл город. Летом 1827 года Карл Брюллов побывал на раскопках Помпеи. Он увидел лавки и дома с утварью. Были еще свежими колеи на мостовой. Не выцвела красная краска надписей, сообщавших о зрелищах, о сдаче помещений. В кабачках на столах остались следы от чаш с вином. Потрясенный этим зрелищем, ху­дожник делает первые наброски. Воображение помогло ему уви­деть город не мертвым, а живым, борющимся со смертью. Он по­нял эту трагедию последней схватки сильного и красивого, но об­реченного народа с жестокой природой. Здесь, на улицах древнего города Помпеи, рождалась эта картина - пока еще как пред­чувствие, как смутный образ. /27/ (Показывает слайд «Последний день Помпеи».)

День катастрофы. Непроглядная грозовая чернота нависла над землей, вдали кроваво-красное зарево, тьму разрывают длин­ные, острые молнии. И словно бы слышны грохот подземных толч­ков, треск падающих зданий, крики, стоны, мольбы. Перед лицом смерти открывается суть человеческой души.

  • Каждая группа на картине - это своего рода портрет чувств, именно поэтому все герои повернуты к зрите­лю лицом. (По ходу рассказа показывает фрагменты.)

/28/ Вор, крадущий упавшие на землю драгоценности, - вопло­щение корыстолюбия.

/29/ Семья, укрывшаяся плащом, ищущая спасения в бегстве, -смятение и страх.

/30/ Коленопреклоненная мать с детьми недвижны, их вера в ми­лосердие Бога так велика, что они не трогаются с места, предав­шись молитве.

/31/ Мужественная фигура христианского священника, не знаю­щего сомнений и боязни, а в глубине холста - языческий жрец, убегающий в страхе.

/32/ Самоотверженная любовь - сыновья, несущие на плечах ста­рика-отца.

/33/ Юный жених неотрывно глядит в мертвое лицо невесты - его горе сильнее страха.

/34/ И лишь одна фигура воплощает спокойствие - художник, ло­вящий отражение трагедии на лицах окружающих. Это автопорт­рет.

?

Как вы думаете, зачем Карл Брюллов вводит в картину авто­портрет?

О

Это помогает художнику вжиться в роль оче­видца происходившего.

Событие он делает фактом биографии.

  • /35/ (Последней день Помпеи.)

В основу композиции Брюллов положил светоцветовые эффекты. Свет - один из героев картины. В ней взаи­модействуют два источника света: холодный лимонно-желтый блеск вспыхнувшей молнии и более тусклое горяче-красное сияние потока лавы. Молния освещает передний план картины, вулкан окрашивает в огненные тона ее глубину - панораму гибнущего города. Мрачный красный тон зарева вулкана, переходящий в густой черно-коричневый цвет пепла. Красный цвет доминирует - это и одежды героев картины, и весь задний план, залитый пылающим заревом. И лишь в центральной части, освещенной холодным светом молнии, преобладают голубоватые, зеленоватые, желтоватые тона.

  • /36/ (Падающие статуи).

Падающие статуи создают очень сильный эффект в картине. Застывшие в важном спокойствии и словно бы непо­колебимые, они на глазах у зрителей начинают свое тяжелое стреми­тельное падение вниз. В этом контрасте внутренней неподвижности и стремительности механического движения - огромный драматизм. Кумиры падают...

?

Как вы понимаете эти слова?

О

(Ученики отвечают. Их ответы связаны с современностью.)

Сейчас тоже идет низвержение кумиров. Но каких? Глиня­ных. Истинные ценности - человеческие души - остаются неиз­менными.



Закрепление материала:

?

Когда родился Карла Брюллова?

О

Карл Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года

?

Что показано в картине Карла Брюллова «Последы день Помпей»?

О

В картине Карла Брюллова показан день жизни и смерти римского города Помпеи.

?

Что означают группы людей на картине Брюллова «Последы день Помпей»?

О

Каждая группа на картине – это своего рода портрет чувств, именно поэтому все герои повернуты к зрите­лю лицом.




Практическая работа:

  • Вот представьте из одного музея перевозили три картины Брюллова, и при перевозки они были повреждена. Их нужно отреставрировать. А сейчас мы с вами станем реставраторами и восстановим работы. Перед вами лежат работы, а вы должны подобрать правильный вариант.



Заключение:

  • Молодцы.

  • Спасибо за работу.


8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!