Содержание урока: Биография К. Брюллов «Автопортрет» «Нарцисс». «Итальянское утро» «Итальянский полдень» «Последний день Помпеи» «Ю. Самойловой, с воспитанницей и арапчонком» «Всадница» «Вирсавия» | Прошлое нужно нам для того, чтобы понять вечное. Лукино Висконти Звучит марш из оперы Дж. Верди «Аида». Карл Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге, в семье академика, резчика по дереву и гравюры. С 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи. К 1820 году относится его первая известная работа /1/«Нарцисс». В 1822 году Брюллов был откомандирован в Италию на средства Общества поощрения художников. Он посетил Дрезден, Мюнхен; обосновался в Риме. Жанровые картины: /2/ «Итальянское утро» (1823) и /3/ «Итальянский полдень» (1827). После копии с фрески Рафаэля «Афинская школа» Брюллов приступает к работе над большой картиной с историческим сюжетом — /4/ «Последний день Помпеи» (1827—33), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. Замысел «Последнего дня…» связан с возникшей тогда модой на археологию и с актуальностью: в 1828 году произошло мини-извержение Везувия. Брюллов был в Помпее и сделал на месте ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур. К этому времени относится его знакомство с Юлией Самойловой, аристократкой из рода Скавронских, т. е. родственников Екатерины I. Портреты: /5/ «Ю. Самойловой, с воспитанницей и арапчонком», /6/ «Всадница» (1832), а также картина /7/ «Вирсавия» (1832) связаны с этим этапом жизни Брюллова. В 1836 году, после путешествия по Греции и Турции, Брюллов возвращается в Россию — через Одессу в Москву и через несколько месяцев — в Петербург. В Москве он знакомится с А. С. Пушкиным; пишет портреты поэта и драматурга /8/ А. К. Толстого и /9/ А. А. Перовского (писателя /10/ Антония Погорельского). В Петербурге его ожидает торжественный приём в Академии художеств и триумф /11/ «Последнего дня Помпеи»; картина успела побывать в Париже (Лувр, 1834), где была холодно принята парижской критикой: это была (уже!) эпоха Делакруа и французского романтизма. Картина подарена Демидовым Николаю I, который поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств; в настоящее время она находится в Русском музее. И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первым днем! Е.А.Баратынский До 1849 года Брюллов живёт и работает в Петербурге. Он — профессор Академии художеств, модный портретист; расписывает лютеранскую церковь на Невском проспекте, Исаакиевский собор (1843—47), пишет большую картину /12/ «Осада Пскова» (1839—43; не окончена). Многочисленные портреты: /13/ Нестора Кукольника (1836), /14/ В. А. Жуковского (1837—38), /15/ И. А. Крылова (1839); /16/ Ю. П. Самойловой с воспитанницей (1839); /17/ «Автопортрет», (1848). |
Нестора Кукольника А. Жуковского И. А. Крылова Ю. П. Самойловой с воспитанницей «Плот „Медузы“» «Резня на Хиоссе» «Свобода на баррикадах» К. Брюллов. Последний день Помпеи. (1833) | Учитель. Сегодня мы будем говорить с вами об одной картине - работе великого русского художника, познавшего славу при жизни. 11 июня 1836 года в Российской государственной Академии художеств царило необычайное волнение. В круглой зале собрались члены академии и почетные гости, художники и любители живописи. Торжественно гремел оркестр, певец Кудинов исполнял куплеты, слышались голоса: «Он уже приехал?», «Вы его видели?», «Когда же прибудет?», «А она уже здесь?», «Где она?», «Да она-то давно здесь. К ней просто не пробиться. Дирекция отвела для нее самый большой зал. Ведь она просто громадная: 4, 5 на 6,5 метра». И вот крики «Ура!» и «Да здравствует!» сообщили о приезде гостя, и в круглую залу быстро вошел молодой человек, ниже среднего роста, с гордо посаженной головой. (/22/ Показывает портрет работы В. Тропинина.) Он был красив: правильные черты лица, голубые глаза, пышные белокурые волосы. Это был художник Карл Брюллов, действительный член миланской, флорентийской, болонской академий художеств. Он был в расцвете славы. Поэты посвящали ему стихи. /23/ (читает стихотворение) Искусства мирные трофеи Ты внес в отеческую сень. И был «Последний день Помпеи» Для русской кисти первый день! Так писал о нем и его главной картине Евгений Баратынский. Под восторженные крики «великого Карла» внесли на руках туда, где висела его картина. Божественные почести, неземной успех! Давайте и мы взглянем на картину. Звучит «Утро» Р. Леонкавалло. В картине Карла Брюллова показан день жизни и смерти римского города Помпеи. Это был небольшой, но богатый город в Кампании, области на юге Италии, близ Неаполя. Обитатели Помпеи жили удобно и красиво. Убранство каждого жилища богато и разнообразно. Многие дома украшали стенные росписи - фрески /25/ (показывает репродукцию картины неизвестного художника «Портрет девушки»), цветы, картины, в парадных залах были мозаичные полы. Так было до того страшного дня августа 79 года, когда вдруг начались подземные толчки. Из фонтанов исчезла вода, опустели колодцы. Утром 24 августа раздался оглушительный грохот и толчок небывалой силы словно бы взорвал томительный зной. В этот миг вершина Везувия раскололась на две части, а из образовавшегося жерла поднялся огненный столб. Это было начало катастрофы. 1-й ученик (читает отрывок из письма Плиния Тациту). «Дух мой содрогается, о том вспоминая... Мы видели, как море отходит назад; земля содрогнулась, как бы отталкивала его. С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах огненные зигзаги; она развергалась широкими полосами, похожими на молнии, но большими. Падает пепел, еще редкий. Я оглядываюсь назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, не похожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь». Учитель. Это был отрывок из письма римского писателя Плиния Младшего римскому историку Тациту. /26/ (читает стихотворение А. Пушкина). Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, - пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется - с шатнувшихся колонн. Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом, Под каменным дождем бежит из града вон. Учитель. Таким предстал этот страшный день воображению нашего поэта А. С. Пушкина. Ведущий. Слой камня и пемзы - окаменевшего пепла - на 1600 лет укрыл город. Летом 1827 года Карл Брюллов побывал на раскопках Помпеи. Он увидел лавки и дома с утварью. Были еще свежими колеи на мостовой. Не выцвела красная краска надписей, сообщавших о зрелищах, о сдаче помещений. В кабачках на столах остались следы от чаш с вином. Потрясенный этим зрелищем, художник делает первые наброски. Воображение помогло ему увидеть город не мертвым, а живым, борющимся со смертью. Он понял эту трагедию последней схватки сильного и красивого, но обреченного народа с жестокой природой. Здесь, на улицах древнего города Помпеи, рождалась эта картина - пока еще как предчувствие, как смутный образ. /27/ (Показывает слайд «Последний день Помпеи».) День катастрофы. Непроглядная грозовая чернота нависла над землей, вдали кроваво-красное зарево, тьму разрывают длинные, острые молнии. И словно бы слышны грохот подземных толчков, треск падающих зданий, крики, стоны, мольбы. Перед лицом смерти открывается суть человеческой души. /28/ Вор, крадущий упавшие на землю драгоценности, - воплощение корыстолюбия. /29/ Семья, укрывшаяся плащом, ищущая спасения в бегстве, -смятение и страх. /30/ Коленопреклоненная мать с детьми недвижны, их вера в милосердие Бога так велика, что они не трогаются с места, предавшись молитве. /31/ Мужественная фигура христианского священника, не знающего сомнений и боязни, а в глубине холста - языческий жрец, убегающий в страхе. /32/ Самоотверженная любовь - сыновья, несущие на плечах старика-отца. /33/ Юный жених неотрывно глядит в мертвое лицо невесты - его горе сильнее страха. /34/ И лишь одна фигура воплощает спокойствие - художник, ловящий отражение трагедии на лицах окружающих. Это автопортрет. ? | Как вы думаете, зачем Карл Брюллов вводит в картину автопортрет? | О | Это помогает художнику вжиться в роль очевидца происходившего. Событие он делает фактом биографии. | В основу композиции Брюллов положил светоцветовые эффекты. Свет - один из героев картины. В ней взаимодействуют два источника света: холодный лимонно-желтый блеск вспыхнувшей молнии и более тусклое горяче-красное сияние потока лавы. Молния освещает передний план картины, вулкан окрашивает в огненные тона ее глубину - панораму гибнущего города. Мрачный красный тон зарева вулкана, переходящий в густой черно-коричневый цвет пепла. Красный цвет доминирует - это и одежды героев картины, и весь задний план, залитый пылающим заревом. И лишь в центральной части, освещенной холодным светом молнии, преобладают голубоватые, зеленоватые, желтоватые тона. Падающие статуи создают очень сильный эффект в картине. Застывшие в важном спокойствии и словно бы непоколебимые, они на глазах у зрителей начинают свое тяжелое стремительное падение вниз. В этом контрасте внутренней неподвижности и стремительности механического движения - огромный драматизм. Кумиры падают... ? | Как вы понимаете эти слова? | О | (Ученики отвечают. Их ответы связаны с современностью.) Сейчас тоже идет низвержение кумиров. Но каких? Глиняных. Истинные ценности - человеческие души - остаются неизменными. | |