СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Темы урока: «Анна Павловна Неркаги’ падвы повесть – притча «Явнанда хэтвы Золотойраха Вада» (Анна Павловна Неркаги, повесть - притча «Золотое слово правды»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В произведении читатель знакомится с размышлениях автора о корнях  и смысле жизни. Автор говорит о долге человека живущего на земле...

Просмотр содержимого документа
«Темы урока: «Анна Павловна Неркаги’ падвы повесть – притча «Явнанда хэтвы Золотойраха Вада» (Анна Павловна Неркаги, повесть - притча «Золотое слово правды»)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по родной (ненецкой) литературе


РАЗДЕЛ: «Творчество ненецких писателей»

Темы урока:

«Анна Павловна Неркаги’

падвы повесть – притча

«Явнанда хэтвы Золотойраха Вада»


(Анна Павловна Неркаги

повесть - притча «Золотое слово правды»)





Класс: 9а

Уровень: базовый

Вануйто Алла Хосевна

учитель высшей квалификационной категории






С. Сеяха

2019 год.


Проект урока:

Тема: Темы урока: «Анна Павловна Неркаги’ падвы повесть – притча «Явнанда хэтвы Золотойраха Вада» (Анна Павловна Неркаги, повесть - притча «Золотое слово правды»)

Вануйто Алла Хосевна, учитель родного (ненецкого) языка и литературы

Предмет: родная (ненецкая) литература

Класс:

Тип урока: комбинированный урок, анализ текста

Базовый учебник: «Ненэцие’ литература» (Ненецкая литература), учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Санкт-Петербург филиал издательства «Просвещение» 2001 год.

Общая часть

«Анна Павловна Неркаги’ падвы повесть – притча «Явнанда хэтвы Золотойраха Вада»



Цель урока: Анализ произведения А.П.Неркаги «Явнанда хэтвы Золотойраха Вада»

Задачи урока:

  • . Обучение учащихся анализу литературного произведения, формирование у учащихся потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи. Выявить художественные особенности языковых средств повести.

  • Развивать мыслительные навыки, навыки правильного, выразительного и сознательного чтения. (Размышления автора о корнях жизни: "Олени и дети - два глав­ных корня жизни". Смысл жизни человека. О долге человека, живущего на земле.) Философский смысл названия повести "Золотое слово правды". Рассуждения о правде. Правда жизни старика Хасава.

  • Воспитывать любовь к родному языку, интерес к истории развития литературы своего народа, воспитывать любовь и уважение старшему поколению.


Предметные

Метапредметные

Личностные

-создать условия для овладения элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

Размышления автора о корнях жизни: "Олени и дети - два глав­ных корня жизни". Смысл жизни человека. О долге человека, живущего на земле.) Философский смысл названия повести "Золотое слово правды". Рассуждения о правде. Правда жизни старика Хасава.


создать условия для формирования умения с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

создать условия для формирования умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.


- создать возможность эмоционального «проживания» картины, выражения своих эмоций;

-создать возможность для понимания эмоций других людей, сочувствия, сопереживания;

– создать условия для выражения своего отношение к произведениям искусства;

- создать условия для формирования читательского мастерства.


Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения

Текст, повесть, притча, эпитеты, метафоры, олицетворения, деталь в художественном описании

Вид используемых на уроке средств ИКТ

презентация учителя, использование образовательной программы «1 ученик: 1 компьютер», видео сюжет из художественного фильма

Методическое назначение средств ИКТ


иллюстративная и информативная, оценочная функции

Используемая литература:

- Е.Сусой «Ненецкая литература» - учебная хрестоматия для 9 класса, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2001г.

- Анна Неркаги «Молчащий» (повести), Тюмень: «СофтДизайн», 1996г – 416с.







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Регламент

икт

Ожидаемые результаты

  1. Организационный момент. \ Мотивация учебной деятельности


Приветствие. слайд

Работа по всеобучу

Мал” тюкохона мэда”? Ңани торова.

- Сававна тохолкова е”эмня ӈока сава ӈамгэм’ тенева серо”ӈа: толыр” сер”, толаӈгова сер”, паднава сер”. Тикы серо’ харадо’ ӈока. Хусувэй ӈамгэм’ сававна, техэ’ малханда палева е”эмня ӈамгэ пэрць тара?

- Ти’ манзаяхана” пэхэна”

Отчёт дежурного по классу








- чтение с доски приветствия

1 мин

Слайд



Готовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой,

мобилизация внимания учащихся..

  1. Актуализация

Фильм

- Тюку кино пелям’ манэ” ӈада”….

(после просмотра:

- Манэ”мэва” ӈамгэ?

- Сёнзянда мюня” хуркараха?

- Хурка и’ ӈут’ манэ”мэра” сидда” тидхале?

- Ӈамгэ’ нямна манэ”мэва” ӈа?

- Ӈамгэн’ сидна” тохоламби?


Учитель подводит учащихся к осознанию темы, целей и задач урока

Просмотр фрагмента из фильма «Белый ягель»

(приложение 1)


Ответы детей.

5 мин



Слайд

текст

Умение выявлять главное из текста и делать выводы

- Ила’ саир” нямна, ханяӈы харида тидхалемба тохоламбадаӈэ толёда тикы А.П.Неркаги падвы” повесть”. Нёноховна пуда толавэвнана тасла тикы серм’ пирӈава”. Нюмда ӈамгэ ӈэса?

Слайд

- Ӈамгэ’ падвы повестьнда’ пеляӈэ вадецава”?

Слайд

- дети подведены к теме урока:

Ответы детей.

1 мин

Слайд Тема


  1. Постановка проблемной ситуации



- Теда’ маня” А.П.Неркаги’ ед’ ӈэда пудана урокахана” тикы мал’ тензебтеӈгуна”: падвыта’ нямна иланда’ нямна теда ӈани лаханакуртава”.

- А.П. Неркаги тикы хибя? (ӈамгэм вадець пирӈада?

слайд

- А.П.Неркаги’ ӈамгэ яхана соявы ненэць’?

- Нисяхаюда, небяхаюда ӈамгэ илаӈгана илевэхэ’?

- Ханяна тохолкувы?


- Нерде падвы повестьнда нюм ӈамгэ? Ӈамгэ нямна ӈэда повесть

слайд

- Тамна хурка” падвыда теневада”?

- Хурка ӈопой минреня ӈобнзер” ӈэда харадо’ таня?

- Паднана’ падвыда сян вадавна падыбавыда?

- Хурка ӈарка падвыда” толасава”?

Слайд

- Хибя тенева, тикы нява” хурка манзаям’ теда минре?


- Ханзер” тасламбира”, толавы «Явнанда хэтвы Золотойраха Вада» паднана ӈамгэ повесть - притчаӈэ нюмдебабта?



- Дети отвечают по принципу экспресс – опрос с использованием интерактивной доски


Краткая характеристика творчества А.Неркаги










(диалог сопровождается коментариями учителя и дополнениями детей по презентации)

2 мин



Демонстрация учащимися знаний и умение давать устные и правильно сформулированные ответы на поставленные учителем вопросы


  1. Решение проблемы


Повесть, притча ӈамгэ ӈэвам’ ӈани” литературыта” урокахат, книгахат таслабсетыра”, теда’ харта’ ихинда манзаям” сертабата” тара, тику падвэхэна ӈамгэвна притча танявам’ тасламбива”, няби хурка” сермната повесть хари’ хумбива”?

Дети выполняют задания на интерактивной доске

2 мин

Слайд


Слайл

Понимание задания и умения выделять признаки притчи и повести из текста

Притча

Повесть


Вывод:

Тюку падвы притча – повестьӈэ нюмдева то”олха?


- Анна Павловна Неркаги’ падвы «Явнанда хэтвы Золотойраха Вада» повесть няби притча’ хара” ӈоб” сер” миӈа”

1 мин




  1. Анализ художественного текста


Слайд (тасламбива)

- Толавы повесть – притчана” нюмда «Явнанда хэтвы Золотойраха Вада» лахарём’ минреняӈэ хибя тара? (паднана, няби илемида вадета Хасава вэсако)

- Лахарё’ нерденя’ пеляхана няхар” ӈармы ненэцям’ паднана ваде”ӈа, ӈобт’ тэввандо’ ёльцӈгана саць харвобтана лахарёдо’ ӈамгэ’ нямна ӈэсеты”?

- Хасава няхаюта’ ня’ вадеман харванамда ӈамгэ ярабцараха илемяӈэ вадепата?


- Ненэця” выӈгана, хой’ няӈы иландо’ ӈамгэ теда’ лахана мэёвна ня”амбидо’? Сацядаӈэ, мэйрамаӈэ мэтидо’ ӈамгэ”?


- Ханзер” хусувэнда” ида ядэрӈа, тикы сер то”олахам’ намдавы, манэ”мы ненэць’, тад’ нерня’ нюдо’, тыдо’ ӈарка ныхыдандо’, мэйрамаӈэ мэтаӈгобтум? Ила’ саир” сер” таслара”.


-

(Философский смысл названия повести "Золотое слово правды", рассуждения о правде, правда жизни старика Хасава, жизнь человека в суровых условиях жестого бесправия - трагедии жизни, образы положительных и отрицательных героев, взаимоотношение поколений, художественные особенности языковых средств повести)







5 мин



Умение рассуждать по тексту, находить смысл (идею, тему) прочитанного, уметь выражать свои мысли


физминутка



1 мин



6. . Анализ изобразительных средств

- Анна Павловна падыбадахананда ӈани’ паднани’ тотрев пыда ӈока харарка’ явна, и’ ӈудм’ тидхалемба мэта” вадида таня”. Тарця вададара” хода”? Тикы намгэ ваданэ нюмдебина?



Работа по тексту, дети выделяют слова и выражения и делают сноски, определяя:

Эпитеты

Сравнения

Олицетворения

Метафоры

Фразеологизмы и т.д.

10 мин

слайд

Умение работать на компьютере, выделять используемые автором художественные приёмы

  1. Первичное закрепление


- Золотойраха Вада’ харамда ханзер” хамэдамбира”? Харта инда’ ядэрабцо’ хэтада”.

Маня” лахарён’ инзелехэрцява”, маси’ ӈамгэ тарана вадам’ намдӈгува”:

Мини – сценка «Вэсэй лахарё»

- Тикы ларём няхар сава нява мэтадо: Матвей, Сергей , Лёня

- Вэсэй лахарёхо”на тикы вада’ хара ӈэлири’ явна ӈэда вадам’ ваде”ӈа, харвобта тэри’ ӈамгэ ӈэдакы, харвобта хэхэ’ вада ӈэдакы, тикым’ хусувэй харта хамадита’ сер” минреӈгуда

Творческая работа учащихся – сценка

-демонстрация выразительной разговорной диалоговой речи


(Приложение к уроку)


5 мин




Слайд


  1. Рефлексия.


Доскахана вада’ хара” таня”, таслара”, ханяӈы вада’ хара маня” толавэна” няю’ тидхалы?


- Лахарёда’ ненза’ явна ха”морта ненэць’ инзелебцори.

- Мая’ ненэця’ и’ ӈудм’ ненземдамба пэрӈа.

- Мале ӈэвы сер” ӈани’ ни тут”, хадкэвы ӈамгэ ни ӈадимд.


Тамна хурка” вади няна паднана ненэциета’ ня тэврамби

Делают выводы.

Отвечают на вопросы.







- (Харна” вэнзер” сертавэхэ”на тапахалнгаванё.)

- (Тэхэбина, нюхубина хусувэй хибя ныхыданда нидав мэс – тарем мэцодаданда нидав ерцьде……)

2 мин

Слайд

Умение рассуждать по заданию и высказывать своё мнение и отмечать

свои впечатления по уроке,



  1. Домашнее задание. Цель этапа: запись д.з. в дневники


- Мякы манзаяра” падара”.

(на дом.з. написать о своих чусвах по прочитанному



Записывают домашнее задание

Анна Павловна Неркаӈгэн’ юн’ падарм’ толавэвнана” падада”

1 мин

Слайд

дневники

Составление коллективного письма автору

  1. Итог урока . Цель этапа: оценка результатов собственной деятельности

Маня” тюку’ ялэй лахарёва” ихиняни ӈули” тидхалёдаӈэ хаясь, ӈули” савадаць.

- Тюку паднана толаӈгудида ӈамгэ серк табэдаван харвэйда?

- Пыдара ихината А.П.Неркаги падвы хуркаӈэ хаёда?


Учитель оценивает работу учащихся за урок

- Урокава” ма”лей. Лакамбой ӈэя.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


Подводят итоги.


2 мин

Слайд

психологический, эмоциональный настрой учащихся



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!