СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Темы сочинений по роману в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин", 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Темы сочинений по роману в стихах "Евгений Онегин" А. С. Пушкина представлены на выбор учащихся как традиционные, так и в формате ОГЭ по литературе (с пояснениями и критериями оценки)

Просмотр содержимого документа
«Темы сочинений по роману в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин", 9 класс»

Темы сочинений по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

I. Темы по всему роману в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина

  1. Почему В. Г. Белинский назвал роман А.С. Пушкина «энциклопедией русской жизни?»

(По роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

  1. Почему Татьяна и Евгений не смогли быть счастливы?

(По роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

  1. Почему А. С. Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»?

(По роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

  1. «Для развлеченья, для мечты, для сердца...» Для чего советовали бы читать роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Вы?

(По роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

  1. Какова роль сна Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

(По роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

  1. Какую роль в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» играют книги и чтение?

(По роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

  1. Сравнительная характеристика Онегина и Ленского?

(По роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

  1. Онегин и петербургский свет в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

(По роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

  1. Согласны ли Вы с мнением В. Г. Белинского, назвавшего Евгения Онегина «эгоистом поневоле»?

(По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

II. Темы в формате ОГЭ по литературе по приведённым фрагментам произведения

Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведения и напишите сочинение (одно, по выбору).

  1. В чем причина и суть «хандры» Онегина?



I

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали селы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

 

 

II

Почтенный замок был построен,

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах,

И печи в пестрых изразцах.

Все это ныне обветшало,

Не знаю, право, почему;

Да, впрочем, другу моему

В том нужды было очень мало,

Затем, что он равно зевал

Средь модных и старинных зал.

 

 

III

Он в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Все было просто: пол дубовый,

Два шкафа, стол, диван пуховый,

Нигде ни пятнышка чернил.

Онегин шкафы отворил;

В одном нашел тетрадь расхода,

В другом наливок целый строй,

Кувшины с яблочной водой

И календарь осьмого года:

Старик, имея много дел,

В иные книги не глядел.

 

 

IV

Один среди своих владений,

Чтоб только время проводить,

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить.

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Зато в углу своем надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед;

Другой лукаво улыбнулся,

И в голос все решили так,

Что он опаснейший чудак.

 

 

V

Сначала все к нему езжали;

Но так как с заднего крыльца

Обыкновенно подавали

Ему донского жеребца,

Лишь только вдоль большой дороги

Заслышат их домашни дроги, —

Поступком оскорбясь таким,

Все дружбу прекратили с ним.

«Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с». Таков был общий глас.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»


2. Какие причины влюблённости Татьяны в Онегина раскрываются в данном фрагменте?

VI

Меж тем Онегина явленье

У Лариных произвело

На всех большое впечатленье

И всех соседей развлекло.

Пошла догадка за догадкой.

Все стали толковать украдкой,

Шутить, судить не без греха,

Татьяне прочить жениха;

Иные даже утверждали,

Что свадьба слажена совсем,

Но остановлена затем,

Что модных колец не достали.

O свадьбе Ленского давно

У них уж было решено.



VII

Татьяна слушала с досадой

Такие сплетни; но тайком

С неизъяснимою отрадой

Невольно думала о том;

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнём оживлено.

Давно её воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала. . . кого-нибудь,



VIII

И дождалась. . . Открылись очи;

Она сказала: это он!

Увы! теперь и дни и ночи,

И жаркий одинокий сон,

Всё полно им; всё деве милой

Без умолку волшебной силой

Твердит о нём. Докучны ей

И звуки ласковых речей,

И взор заботливой прислуги.

В уныние погружена,

Гостей не слушает она

И проклинает их досуги,

Их неожиданный приезд

И продолжительный присест.



IX

Теперь с каким она вниманьем

Читает сладостный роман,

С каким живым очарованьем

Пьёт обольстительный обман!

Счастливой силою мечтанья

Одушевлённые созданья,

ЛюбовникЮлии Вольмар1,

Малек-Адель2 и де Линар3,

И Вертер4, мученик мятежный,

И бесподобный Грандисон5,

Который нам наводит сон, —

Все для мечтательницы нежной

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.



X

Воображаясь героиней

Своих возлюбленных творцов,

Кларисой6, Юлией7, Дельфиной8,

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты,

Плоды сердечной полноты,

Вздыхает и, себе присвоя

Чужой восторг, чужую грусть,

В забвенье шепчет наизусть

Письмо для милого героя...

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»


1Юлия Вольмар — героиня романа Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза».

2 Малек-Адель — герой романа М. Коттен «Матильда, или Записки, взятые из истории Крестовых походов».

3 Густав де Линар — герой повести баронессы Криденер.

4 Вертер — герой романа И.В. Гёте «Страдания молодого Вертера».

5 Грандисон — герой романа С. Ричардсона «История сэра Чарлза Грандисона».

6 Кларисса — героиня семитомного эпистолярного романа С. Ричардсона «Кларисса».

7 Юлия — см. сноску 1.

  1. Дельфина — героиня одноимённого романа Ж. де Сталь.




Пояснение к 1 заданию

1.1.1.Размышления о судьбах своего поколения встречаются в произведениях русской литературы довольно часто. А. С. Пушкин создал бессмертный образ Евгения Онегина, «лишнего человека» своего поколения. В сердце Онегина — пустота, скептицизм, он не знает, где применить свои способности. Он быстро ко всему остывает, выделяясь на фоне помещиков, он не хочет и не может искренне дружить. Пропасть между Онегиным и соседями огромна. Тоска и

хандра героя — не дань моде, а глубокое внутренне переживание.


 Пояснение ко 2 заданию.

1.1.1.Татьяна влюбляется в Онегина, едва увидев. Причинами столь быстро возникшего чувства нетрудно отыскать в ее детстве и юности. Татьяна увлекалась любовными романами, где были герои, где любовь была обязательно светлой, романтической. Не мудрено, что «Воображаясь героиней / Своих возлюбленных творцов», Татьяна увидела в Онегине героя своего романа, своих девических грез.




Критерии проверки:


Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

1. Соответствие ответа заданию

Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена

2

Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена

1

Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей

0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют

2

Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании,

И/ИЛИ

допущены одна-две фактические ошибки

1

Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ

допущено более двух фактических ошибок

0

3. Логичность и соблюдение речевых норм

Отсутствуют логические, речевые ошибки

2

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок

1

Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

0

Максимальный балл

6






Пояснения и критерии оценивания, задания в формате ОГЭ

Источник:


  1. Сдам ГИА: решу ОГЭ

Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Литература

https://lit-oge.sdamgia.ru/problem?id=74

  1. Сдам ГИА: решу ОГЭ

Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Литература

https://lit-oge.sdamgia.ru/problem?id=260






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!