СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование внеурочной деятельности»







Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Земская гимназия»



Принято на педагогическом совете протокол №_____от «___»____________2018 г.


«Утверждаю»

Директор МАОУ «Земская гимназия»

_____________Г.В. Кравченко

«__»____________2018 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу внеурочной деятельности

«Азбука нравственности»,

4 класс

Бачурина Лариса Юрьевна,

учитель начальных классов первой квалификационной категории







2018

Пояснительная записка.

Программа с оставлена на основе:

программы Азбука нравственного воспитания / Под редакцией И. Карпова. М.: Просвещение, 2010г. Примерная основная образовательная программа в 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Земская гимназия».

Необходимость специальных уроков нравственности, на которых ребенок сможет постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках, получив для этого необходимый минимум нравственных представлений и понятий, очевидна.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества». «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося».

Программа курса «Азбука нравственности» способствует созданию целостной системы этого нравственного развития. Она предусматривает формирование у младших школьников нравственных первоначальных знаний, представлений и понятий, усвоение детьми простых правил нравственности, а также создание воспитывающих нравственных ситуаций, способствующих эмоциональному переживанию полученных нравственных знаний, их осознанию и закреплению. Ориентирует на выработку текущих нравственных взаимоотношений детей, взаимной помощи, добрых чувств к людям, гуманных поступков, уважения и любви к семье, Родине.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно-зрелой личности, способной следовать принятом в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего с тем, чтобы идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности школьников.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленныестимулирующиеразвивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире

человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами. Актуальность программы определена еще и тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является

освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Программа «Азбука нравственности» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа «Азбука нравственности» направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их жизни в высокотехнологическом конкурентном мире.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи:

1.Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2.Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

3.Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4.Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.


Общая характеристика программы.

Осознанию общечеловеческих ценностей способствуют занятия по воспитанию нравственности, расширяющие возможности педагогического влияния на ребенка, позволяющие формировать целостное представление о нравственно ценном опыте предшествующих поколений. Главная особенность программы – сформулировать у ребенка четкую цель и помочь ему достичь ее.

Другой особенностью является то, что реализацию программы можно начать с любого класса младшей школы. И каждый последующий год реализации программы начинается на более продвинутом уровне.

Начальный этап нравственного образования в школе строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения.

Для каждого класса начальной образовательной ступени разработано свое содержание программы, учитывающее возрастные и индивидуальные особенности детей. Данная программа предполагает в процессе реализации обобщение, систематизацию, интеграцию материала, который можно найти в содержании разных учебных дисциплин, включает и практические задания, основанные на наблюдениях за поведением детей, манерой их общения.

Школьники первого года обучения в школе отличаются такими психологическими особенностями как: эмоциональность, преобладание наглядно-образного мышления, его конкретность. Именно в этом возрасте уместно говорить о формировании у детей, прежде всего, нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил.

Обучающиеся I класса уже имеют определенный уровень нравственного развития. Но, попадая в новую, непривычную для них среду, они в первую очередь ориентируются на учителя, обращают пристальное внимание на его поведение, манеру общения, замечания. Это дает возможность, использовать сензитивные возможности возраста, сформировать у ребят основы нравственных убеждений; умение осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение; умение пользоваться этическим знанием; определять добро; применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации;

Еще одной особенностью программы является нравственное воспитание не как совокупность определенных качеств, а нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе. Эта особенность реализуются и в содержании программы.

Особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий,

виды деятельности.


Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, включает в себя 137 занятий по 35 - 45 минут.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.


Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 классРазвитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 классОзнакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.


Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации программы «Азбука нравственности».



Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов результатов:

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика»;

  • проявление познавательных мотивов;


  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.


Регулятивные :

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

  • строить речевое высказывание в устной форме;

  • оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;

  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Коммуникативные:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Содержание программы.


Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Работа по духовно-нравственному направлению должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Занятия кружка «Азбука нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях кружка нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это разъяснение, объяснение и обучение. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, речевая игра, викторина, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия-утренники. В большинстве своем они содержат элементы тренинга. Заключительные занятия по разделам переходят в дела класса. При переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется. Программа может быть использована для проведения клубных часов в группе продленного дня, во внеклассной работе, в проведении классных часов, кружковой работы и факультативных занятий.

Занятие в начальных классах эмоциональные, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Активно и обильно используется наглядность. В качестве домашнего задания детям рекомендуется завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Если ребенок не выполнит задания, то порицать его строго не следует (так же, как и ставить двойки), главное — отметить тех, кто домашнюю работу выполнил. На занятиях по воспитанию нравственности важна активность школьника, его включенность в занятие. Это уроки-разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Воспитательный процесс на занятии строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Поведенческие ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

В процессе занятий активно используются этические беседы, проводится частая смена видов деятельности во время занятий, учитывая возраст школьников.

На занятиях происходит постоянное общение учителя и ученика, через это формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не только так называемые воспитательные моменты.

В процессе этических бесед ребята активно участвуют в обсуждении нравственных проблем, сами подходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение, убеждают своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т.е. идти от морального понятия проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.

Особенностью проведения этических бесед в начальных классах является и то, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю.

Тематический план содержит основные разделы программы:


№п/п

Разделы курса

Годы обучения


1кл

2кл

3кл

4кл

1

Нравственные представления школьников

7

2

2

1

2

Простые правила нравственности

7

4

2

4

3

Нравственные взаимоотношения детей

7

6

8

8

4

Азбука культурного поведения

4

8

8

8

5

Этикет и правила хорошего тона

4

8

6

5

6

Воспитание нравственных чувств

4

6

8

8

Итого


33

34

35

35


Описание деятельности обучающихся (портрет ученика)

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее ученика:

- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

- обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказать свою мнение);

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- владеющий основами учиться, способный к организации собственной деятельности;

- любящий свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя.

1 класс (33 часа)

Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)

«Ученье - Свет, а неученье - тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (3ч)


2 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)

Заповеди. Дал слово держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого (10ч)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.


3 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

4 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.


Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

  • Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

  • Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.


Универсальные учебные действия:

-Использовать в речи слова вежливости.

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

-Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).

-Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). 

-Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

-Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

 Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

-Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

-Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

-Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

-Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

 Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.  Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. –

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

-Использовать доброжелательный тон в общении.

-Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Методическое обеспечение программы.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.



































Тематическое планирование


1 класс – 33ч.


п/п

Дата

Тема занятия

Вид деятельности

учащихся


Кол-во часов.

План

Факт

Теория.

Практика.


Раздел № 1

Правила поведения в школе. 6 часов


1



Правила поведения на уроке и на перемене.

Участие и в выработке и обсуждении правил поведения на уроке и на перемене. Повторение правил поведения в школе. Работа в командах. Презентация о правилах поведения в школе.

0,5

0,5

2



Правила поведения в общественных местах.

Участие в разработке правил поведения в общественных местах.

1


3



Правила поведения в гардеробе.

Участие в разработке правилами поведения в гардеробе.

0,5

0,5

4



Правила поведения в столовой.

Участие в разработке правил поведения в столовой.

0,5

0,5

5



Правила поведения в библиотеке.

Участие в Ролевой игре «В гостях у книжек». Экскурсия в школьную библиотеку.

0,5

0,5

6



Правила поведения на школьном дворе.

Участие в коллективных играх на школьном дворе: «Дружно в школе живёт детвора, вместе работа и вместе игра».

0,5

0,5


Раздел № 2

О добром отношении к людям. 10 часов


7



Что такое «добро и зло».

Участие в аукционе добрых слов

1


8



Что такое «добро и зло».

Конкурс рисунков «Нарисуй добро»


1

9



«Ежели вы вежливы».

Умение заботиться друг о друге, сопереживать, развитие чувства эмпатии.

Чтение рассказа Е. Пермяка «Надёжный человек».

1


10



«Ежели вы вежливы».

Разучивание танца дружбы. Командное соревнование «Викторина о дружбе». Конкурс рисунков «Портрет друга». Игра «Мы друзья»


1

11



О любви ко всему живому

Информация для размышления «Кошка в нашем доме». Викторина о кошках.

1


12



О любви ко всему живому

Практическое занятие «Составление правил ухода за кошками»


1

13



Ты и твои родители

Участие в беседе о понятии «семья».

1


14



Ты и твои родители

Тренинг «Рисунок семьи»


1

15



Помни о других – ты не один на свете.

Чтение и обсуждение сказки В Сутеева «Мешок яблок», В Осеевой «На берегу реки»

1


16



Помни о других – ты не один на свете.

Тренинг «Листопад доброты». Акция «Помоги другу»


1


Раздел № 3

Как стать трудолюбивым. 7 часов


17



«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

Диспут «Что такое хорошо, и что такое плохо»

1


18



«Как быть прилежным и старательным».

Обсуждение «Как я соблюдаю режим дня»

1


19



«Как быть прилежным и старательным».

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда. Обсуждение литературных произведений Н. Носова. Анализ действий главных героев.


1

20



Наш труд в классе.

Наведение порядка в кабинете


1

21



Наш труд в классе.

Деловая игра: «Если ты талантлив в труде – научи товарища».


1

22



Мой труд каждый день дома.

Участие в диспуте: «Мамины помощники, папины друзья»

1


23



Мой труд каждый день дома.

Коллективная творческая работа «Помощники»


0,5

0,5


Раздел №4

Правила опрятности и аккуратности. 5 часов


24



Культура внешнего вида.

Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «Лялечка».

1


25



Культура внешнего вида.

Инсценирование басни И. Демьянова

«Наташа и воротничок»


1

26



Каждой вещи своё место.

Чтение и обсуждение рассказа О. Буцень «Чистюля».

1


27



Каждой вещи своё место.

Участие в игре-соревновании «Собери портфель»


1

28



Умейте ценить своё и чужое время.


1



Раздел №5

Правила поведения на улице и дома - 2 часа


29



Как вести себя на улице и дома.


1


30



Как вести себя на улице и дома.



1


Раздел №6

Школьный этикет - 3 часа


31



Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

Умение вести вежливый разговор, употреблять вежливые слова. Обсуждение правил вежливости.

1


32



Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

Инсценирование сказки «Лиса и журавль», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот, петух и лиса»


1

33



Чему нас научили уроки нравственности?

Коллективный проект «Уроки нравственности»

0,5

0,5




2 класс - 34 часа


п/п

Дата


Тема занятия

Вид деятельности

учащихся


Кол-во часов.

План

Факт

Теория.

Практика.

Раздел № 1

Культура общения - 9 часов


1



Этикет (повторение).

Уч-ся вспоминают все термины и понятия, с которыми они познакомились раньше , принимают участие в ситуативной игре, читают литературные произведения соответствующей тематики.

1


2



Устное и письменное приглашение на день рождения.

Творческая работа: рисование приглашения на день рождения, составление текста по образцу.

1


3



Устное и письменное приглашение на день рождения.

Защита своей работы. Оформление выставки.



1

4



Встреча и развлечение гостей.

Чтение литературных произведений соответствующей тематики. Знакомство с новыми играми.

1


5



Встреча и развлечение гостей.

Игровая деятельность: встреча и развлечение гостей.


1

6



Поведение в гостях.

Знакомство с правилами поведения в гостях: этикет поведения в гостях, этикет приема гостей – разные формы. ... Разбор ситуаций.

1


7



Поведение в гостях.

Игровая деятельность: «Мы идём в гости».


1

8



Как дарить подарки.

Беседа-диспут: «Не по цене подарок дорог, а по дарящему».

1


9



Как дарить подарки.

Игра «Веселые подарки».


1


Раздел № 2

Общечеловеческие нормы нравственности - 4 часа


10



Заповеди.

Знакомство с заповедями. Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. С.Есении. «Песнь о собаке». О.Уайльд. «Счастливый принц».

Лгать нельзя, но если..? М.Гартман. «Белое покрывао». Всегда ли богатство – счастье? Д.Родари. «Король Мидас»

1


11



Заповеди.

Чтение и разбор произведений. Спешите делать добро. С.Есенин «Шел господь пытать людей». А.Гиневский. «Императорская собака».  В.Астафьев. «Белогрудка».

Без труда не вытащить и рыбку из пруда. С.Г.Писахов. «Лень и Отеть».


1

12



Дал слово держи.

Просмотр презентации «Как научиться держать слово и использовать этот навык себе на пользу»

1


13



Дал слово держи.

Работа в группах . Составление памятки «Как научиться держать слово и использовать этот навык себе на пользу»


1


Раздел № 3

Дружеские отношения -11 часов.


14



«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

Круглый стол. Тема: .«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1


15



«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

Работа в парах: создание мультимедийного проекта на тему : «Мой друг».


1

16



Преданный друг.

Игра ток-шоу «Интервью о своём друге».

1


17



О доброте и бессердечие.

Просмотр презентации «Пока человек творит добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью»

1


18



О доброте и бессердечие.

Составление устного рассказа на тему: «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый час. Чтобы своим существованием облегчать людям жизнь»


1

19



Об уважительном отношении к старшим.

Участие в беседе на тему: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой». Творческое задание. (работа в группах) Придумать и записать правила для ученика по отношению к старшим.Составьте пословицы об уважительном отношении к старшему поколению.

1


20



О зависти и скромности.

Участие в беседе на тему добра, отзывчивости и скромности. Разбор стихотворения Ю. Друниной «Стираются лица и даты…»:

1


21



О зависти и скромности.

Составление памятки «Правила нравственного поведения»


1

22



О доброте и жестокосердии.

Игра: Сказочный герой – добрый или злой?” Работа в группах рисунки на тему «Планета добра», выставка рисунков. Тест “Добрый ли, я”

1


23



В мире мудрых мыслей.

Творческая игра : «В мире мудрых мыслей.»

1


24



В мире мудрых мыслей.

Составление буклета «В мире мудрых мыслей.»


1


Раздел №4

Понять другого- 10 часов.


25



Золотые правила.

Участие в беседе на тему : «Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя». Научиться давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.


1


26



Золотые правила.

Творческое задание

- Расспроси своих близких о том, какими принципами они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, применяют ли они золотое правило.


1

27



Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

Знакомство с понятием - настроение и его влияние на психическое здоровье человека.

1


28



Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

Практическая работа. Цветопись.


1

29



О тактичном и бестактном поведении.

Знакомство с правилами тактичности. Как не стать бестактным человеком?

1


30



О тактичном и бестактном поведении.

Работа в группах . Составление памятки «Правила тактичности»


1

31



Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

Разминка-игра «Свет мой зеркальце , скажи…». Тренинговые упражнения: комплемент, пожелание соседу, я знаю, что мой друг лучше всех умеет…

1


32



Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

Наблюдение - способности моих одноклассников…


1

33



В мире мудрых мыслей.

Проект.

1


34



Обзор курса этики за год.

Представление презентации о проделанной работе.

1





3 класс - 34 часа

п/п

Дата

Тема занятия

Вид деятельности

(деятельность учащихся)

Количество


План

Факт

Теорет.

Практич



Раздел №1

Культура общения.—9 ч.



1



Этикет разговора.

Участие в познавательной беседе и инсценировании. Умение работать в группах. Привитие норм разговора.

1



2



Обращение к разным людям.

Умение применять слова вежливости конкретной жизненной ситуации. Составление «Памятки».

1



3



Обращение к разным людям.

Викторина«Обращение»

Умение выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила обращения к разным людям, к одноклассникам, друзьям, взрослым.


1


4



Вежливый отказ, несогласие.

Беседа «Отказ и несогласие». Употребление в своей речи в различных ситуациях слова вежливости (отказ, несогласие).

Работа в группах.

1



5



Этикетные ситуации.

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

через участие в совместной деятельности

1



6


Этикетные ситуации.

Создание проекта «Этикетные ситуации. »


1


7



Афоризмы.

Умение находить в тексте афоризмы, использовать свой жизненный опыт и различную информацию

1



8



Разговор по телефону.

Участие в инсценировании. Привитие правил норм

разговора. Умение работать в группах.

1



9



Играем роль воспитанного человека.

Участие в творческой деятельности.

1




Раздел № 2

Самовоспитание- 7 часов.


10



Что значит быть вежливым?

Умение выделять главное из рассказа Ю.Ермолаева «Проговорился», работать в группах по инсценированию стихов А. Л. Барто, С. Михалкова «Лапуся»

1


11



Мои достоинства и недостатки.

Тренинг «Учимся исключать недостатки». Учиться составлять правила в группах.

1


12



Мои достоинства и недостатки.

Участие в творческой деятельности.


1

13


Большое значение маленьких радостей.

Беседа «Мои маленькие радости». Умение употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова.

1


14



О хороших и дурных привычках.

Использовать правила культурного поведения, которые позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.

1


15



О хороших и дурных привычках.

Подготовить свое выступление и выступать с графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности. Работа в группах.


1

16



Афоризмы о самовоспитании.

Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Адекватно оценивать свою деятельность, вносить корректировку, уметь контролировать свои действия.

1



Раздел № 3

Общечеловеческие нормы нравственности -10 часов.


17



Заповеди: как мы их исполняем.

Беседа «Наши заповеди». Учиться понимать смысл заповедей, соотносить поступки и соответствующие заповеди, строить речевое высказывание в устной форме.

1


18



О сострадании и жестокосердии.

Понимать и использовать понятия: добро и зло, определять мотивы добрых поступков; выявлять истинно добрые поступки.


1

19



О сострадании и жестокосердии.

Уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. Работать в группах.

1


20



Лгать нельзя, но если...?

Уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию

1


21



Лгать нельзя, но если...?

Ролевая игра «Лгать нельзя, но если...?»


1

22



Всегда ли богатство счастье?

Понимать и использовать слова: счастье

1


23



Всегда ли богатство счастье?

Уметь приводить примеры своего счастья и счастья героев м/ф и книг.


1

24



Спешите делать добро.

Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры

1


25



Спешите делать добро.

Учиться составлять памятки «Спешите делать добро».


1

26



Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Уметь практически применять правила коллективных игр.


1

Раздел № 4

Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? -8 часов.


27



«Как сердцу высказать себя?»

Придерживаться правил этикета;

строить диалог;

разыгрывать ситуации разговоров.


1


28



В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

Придерживаться правил этикета.

1


29



В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

Учиться строить диалог;

разыгрывать ситуации разговоров.


1

30



«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

Уметь строить речевое высказывание в устной форме.

1


31



«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

1


32



Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

Беседа «Хорошие манеры». Учиться понимать и использовать слова: добро, добрые поступки, приводить примеры по теме из м/ф и книг.

1


33



Афоризмы.

Беседа «Афоризмы» Учиться строить высказывание в устной форме; планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками в определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение распределить роли.

1


34



Чему мы научились на уроках этики.

Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

через участие в совместной деятельности . Оформить проект «Добрые дела для моего класса».

0,5

0,5


4 класс - 34 часа.


п/п

Дата


Тема занятия

Вид деятельности

Количество часов

План

Факт

Теорит.

Практич.


Раздел №1

Культура общения- 9 часов.


1



Традиции общения в русской семье. «Домострой».

Беседа «Семья. Семейные традиции» Конкурс рисунков «Семейные традиции»

0,5

0,5

2



Культура общения в современной семье.

Диспут «Родительский дом-начало начал»

1


3



Культура общения в современной семье.

Репетиции отдельных сюжетов


1

4



О терпимости к ближним

Операция «ДЛД» (делай людям добро»)

0,5

0,5

5



О терпимости к ближним.

Акция «Сделал сам, помоги ближнему»


1

6



Культура спора.

Репетиции отдельных речевых ситуаций


1

7



Этикетные ситуации.

Практическая игра «Учимся правильно общаться»


1

8



В мире мудрых мыслей

Аукцион народной мудрости «От бабушки до наших дней»

1


9



В мире мудрых мыслей

Создание проекта «Мудрые мысли».


1


Раздел №2

Самовоспитание - 7 часов


10



«Познай самого себя».

Тест «Какой ты человек?»


1

11



Самовоспитание.

Диспут «Что важнее – знать или выполнять?»

1


12



Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

Составление плана самовоспитания на неделю.


1

13



Как я работаю над собой.

Репетиции отдельных проблемных ситуаций


1

14



О терпении.

Беседа «Как контролировать свои поступки?»

1


15



Конец каждого дела обдумай перед началом.

Практическая игра «Учимся правильно составлять план действий»


1

16



«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Выставка творческих работ «Это дело наших рук»


1


Раздел №3

Общечеловеческие нормы нравственности - 10 часов


17



Об источниках наших нравственных знаний.

Создание проекта «Источники наших нравственных знаний»


1

18



Совесть - основа нравственности.

Беседа «Что такое совесть?»

1


19



«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

Акция милосердия «Спешите делать добро»


1

20



«Досадно мне, что слово честь забыто».

Поэтический час «Только честь и доблесть живет вечно»

1


21



Заветы предков.

Создание проектов «Заветы наших предков»


1

22



Россияне о любви к Родине.

Поэтический час «Наша Родина»

1


23



Твоя малая родина.

Игра-путешествие «Мой родной Тюкалинск»


1

24



«Мой первый друг, мой друг бесценный».

Практическая игра «Учимся правильно жить и дружить»


1

25



Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

Создание проектов «Афоризмы осовести,о родине, одружбе»


1

26



«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

Репетиции отдельных сюжетов


1


Раздел №4.

Искусство и нравственность - 8 часов.


27



Нравственное содержание древних мифов.

Игра-путешествие «Любимые герои древних мифов»


1

28



За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

По следам русских богатырей «Встреча с защитниками земли Русской»

1


29



Положительные герои в былинах и сказках.

Викторина «Парад сказочных героев»


1

30



Отрицательные герои в литературных произведениях.

Конкурс рисунков «Отрицательные герои в литературных произведениях»


1

31



«Зло, как и добро, имеет своих героев».

Викторина «Герои сказок»


1

32



Искусство и нравственность.

Конкурс рисунков «Что такое хорошо и что такое плохо»


1

33



«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

Сочинения на тему «Твой друг»


1

34



Обзор курса этикета.

Создание и защита проектов «Нравственность»


1

























Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение реализации программы

Для учителя

  1. Программа Азбука нравственного воспитания / Под редакцией И.Карпова.М.: Просвещение, 2010г.

  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. А.М.Кондаков, А.А.Кузнецов – Москва «Просвещение» 2008г.

  3. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 2 класс. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.

  4. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. (Методическое пособие). – А.А.Логинова, А.Я.Данилюк. – Москва «Просвещение» - 2014.

  5. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Блокнот для учителя. (Методическое пособие). – А.А.Логинова, А.Я.Данилюк. – Москва «Просвещение» - 2014.


Для обучающихся

  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 1-4 класс. (Пособие для учащихся) - А.А.Логинова, А.Я.Данилюк. – Москва «Просвещение» - 2014.



































Планируемые результаты

реализации программы «Азбука нравственности» ориентированы на достижение первого уровня воспитательных результатов.

Воспитательные результаты первого уровня (нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе).

Ученик научится: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; строить речевое высказывание в устной форме; подключаться в творческую деятельность под руководством учителя; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ученик получит возможность научиться: преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Ожидаемые результаты.

Обучающиеся имеют представления: о семейных традициях, об особенностях семейных отношений; о духовных и нравственных ценностях; о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру; знакомы с историей и культурой своей страны; умеют беречь и поддерживать красоту; проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание; верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины; стремятся к добру и неприятию зла.

Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников обеспечивает принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатовполучение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в

её реализации, в том числе во внутреннем плане; строить речевое высказывание открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

Планируемые результаты реализации программы «Азбука нравственности» ориентированы на достижение первого уровня воспитательных результатов.

Воспитательные результаты первого уровня (нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе).

Ученик научится: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями в устной форме; включаться в творческую деятельность под руководством учителя; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ученик получит возможность научиться: преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Основные направления, ценностные основы программы «Азбука нравственности» и качества личности у обучающихся


Направление

Ценностные основы

Формы работы и виды деятельности

Качества личности у обучающихся

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


Ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому языку, народным традициям и традициям родного края; к Конституции и законам РФ, к старшему поколению; элементарные представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны.

Беседы, классные часы, просмотры учебных фильмов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам, конкурсах и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами.

Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством народов России, с содержанием и значением государственных праздников, получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни, знакомство с правилами поведения в школе, дома, общественных местах.

Уважительное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому языку, народным традициям, старшему поколению.

Элементарные представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга. Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.

Опыт социальной и межкультурной коммуникации.

Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; формирование представлений о базовых ценностях отечественной культуры, ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций;

ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности

Изучение учебных предметов, беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие во внеурочных мероприятиях, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия. Участие в творческой деятельности, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями, просмотр учебных фильмов. Обсуждение педагогических ситуаций, ролевые игры, участие в проектной деятельности обучающихся, оказание помощи нуждающимся, творческие семейные проекты и праздники

Первоначальное представление о базовых ценностях отечественной культуры, начальные представления о деятельности традиционных религиозных организаций. Опыт и оценки правильного поведения в школе, общественных местах.

Опыт и оценка нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения. Опыт взаимоотношения со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми, приобретение опыта совместной деятельности,

опыт позитивного взаимодействия в семье


Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества; первоначальные знания о профессиях родителей, ценностное и творческое отношение к учебному труду; трудолюбие; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; обучение детей навыкам самообслуживания в школе и дома в соответствии с возрастными особенностями.

Экскурсии по родному краю. Знакомство с различными профессиями. Знакомство с профессиями своих родителей. Участие в организации и проведении презентаций «Труд наших родных». Сюжетно - ролевые экономические игры, создание и разрешение ролевых ситуаций. Проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы). Участие проектной и исследовательской деятельности.

Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду, применению творческих знаний на практике. Первоначальные профориентацион-

ные знания, приобретение начального опыта участия в различных видах общественно-полезной деятельности на базе образовательного учреждения. Опыт взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. Приобретение умений и навыков самообслуживания.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)


Ценностное отношение к природе; воспитание любви к природе, родной земле,

первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; изучение природы родного края, элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

Экскурсии, прогулки по родному краю.

Участие в конкурсах поделок из природного материала.

Приобретение знаний в области естествознания, первоначальные представления о мире и месте человека в нем

Воспитание ценностного отношения к прекрасному формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)


Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; в поведении и поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи, самовыражение в творчестве и искусстве.

Реализация в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин. Экскурсии в музеи и на объекты современной архитектуры. Знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам, проведение цикла бесед «Мир прекрасного», проведение этических бесед, ситуативные игры, чтение литературных произведений соответствующей тематики. Участие в кружках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях, в

концертах.

Первоначальные сведения о шедеврах мировой культуры. Развитие чувства прекрасного. Формирование таких ценностей, как красота, гармония, духовный мир человека. Нравственный выбор, смысл жизни, первоначальный опыт и оценка, самовыражение в творчестве и искусстве.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!