СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование внеурочной деятельности "Культура и быт мордовского народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование внеурочной деятельности "Культура и быт мордовского народа"»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура и быт мордовского народа» составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ МО и Н РФ от 06.10.2009 года, № 373.

2.Программы и методических рекомендаций «Культура, быт и традиции народов Поволжья» / Т.В. Николаева, В.А Архипова, Н.С. Нурмухаметова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2014.

3.Положение о рабочей программе по учебному предмету в связи введением ФГОС НОО, ФГОС ООО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 75».

    4.Основная образовательная программа МБОУ СШ № 75.

5. Учебный план МБОУ СШ №75 города Ульяновска.

Место курса в учебном плане

Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю. Продолжительность курса определена из расчёта 33 часа (1 раз в неделю)

Настоящая программа имеет краеведческую направленность.

Воспитание у детей уважения к правам народов, к их национальной и культурной самобытности, языку и семейным ценностям - главная цель создания в сознании детей образов мира; дружбы, сотрудничества между людьми разных национальностей.

Целью программы является гражданско-правовое и нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе освоения основ культуры мордовского народа.

Задачи программы: обучающие:

дать знания воспитанникам о культуре мордовского народа, быте, традициях;

познакомить с устным народным творчеством, играми, прикладными видами

искусства.

дать знания о писателях и поэтах мордовской национальности, их произведениях;

познакомить детей с проявлениями народной культуры в Поволжье.

развивающие:

формировать устойчивую потребность и навыки общения с представителями различных культур;

развивать чувство толерантности;

развивать национально-культурное самочувствие ребёнка через самоидентификацию его личности;

воспитательные:

воспитывать уважение к культуре и традициям мордовского народа и других национальностей;

способствовать формированию детского коллектива;

создавать благоприятного микроклимата в учебной группе;

воспитывать интерес к устному народному творчеству;

воспитывать гордость и уважение к родной земле, ее культуре.

Для обеспечения формирования народного мировоззрения у школьников необходимо использовать следующие методы работы:

1) методы, обеспечивающие развитие национального мироощущения:

-чтение стихотворений,

-прослушивание фонограмм песен, сказок,

-разучивание игр,

-рассматривание сохранившихся фотографий, памятных вещей и т.д.;
2) методы, обеспечивающие формирование миропонимания и миропринятия:

    -беседы о людях разных национальностей,

    -знакомство с фольклором: сказками, народным юмором, пословицами, поговорками, загадками;

3) методы, обеспечивающие миродействие:

-обыгрывание ситуаций,

    -инсценирование фольклорных текстов,

    -изготовление атрибутов, элементов мордовского костюма,

    -свобода выбора ребенком деятельности и действия в ней.

Пути приобщения детей к культуре мордовского народа.

- развитие познавательного интереса детей через ознакомление с культурой мордовского народа;

- развитие творческих способностей детей через ознакомление с прикладным
искусством мордовского народа;

- воспитание любви и уважения к обычаям и традициям своего народа,
гордости за свой народ и уважение к людям разных национальностей;

Учащиеся должны знать:

Обычаи, обряды и традиции мордовского народа;

-лучшие произведения устного народного творчества;

-особенности цветовой гаммы мордовского орнамента, вышивки;

-композицию мордовской национальной одежды;

-об историческом прошлом своего народа;

-уметь читать, инсценировать сказки, легенды;

-знать и уметь играть в различные игры;

-знать культуру и самобытность мордовского народа;

-историю возникновения древних праздников;

-ремесла и промыслы мордовского народа;

-творчество писателей и поэтов мордовского народа.

Учащиеся должны уметь:

-принимать осмысленное и активное участие в мордовских народных праздниках;

-играть в мордовские игры;

-создавать иллюстрации по легендам, мифам мордовского народа;

- составлять эскизы народных костюмов;

- передавать в речи доброжелательное отношение к гостям;

- составлять рассказы по картине, используя различные методы и приёмы;

- составлять эскизы растительного орнамента;

- выразительно рассказывать стихи на родном языке;

- выполнять творческую работу по собственному замыслу.

Содержание курса.

1.Введение.

Главное богатство мордовского народа- искусство.

Фольклор как искусство слова. Коллективность творчества и её формы. Значение фольклора.

Знать:

-знать определение терминов «фольклор» и «язык»;

-знать о значении устного народного творчества в жизни народа.

Уметь:

-уметь анализировать и использовать определения «фольклор» и «язык».

Средства обучения.

Выставка сборников произведений фольклора, музыкальные инструменты.

2. Мордовский язык.

Мордовский язык-родной язык мордовского народа. История его развития.

Знать:

-знать определения терминов «язык», «народ», «национальный», «родной»;

-знать особенности родного (мордовского) языка и историю его развития.

Уметь:

-уметь анализировать и использовать в речи определения.
Самостоятельная работа .

Составление рассказа на темы: «Мой родной язык», «Моя семья»

3. Дружба мордвы другими народами, заселяющими Ульяновскую область. Республика Мордовия.

Роль дружбы мордовского народа с другими народами.

Знать :

-о роли дружбы с другими народами.

- о символике Республики Мордовия.

Уметь:

-Различать символику Мордовии, Ульяновской области, соседних регионов.

4.Традиционное хозяйство и занятия мордвы.

Усадьба мордовских селений: двор (жилой дом, надворные постройки) и зады (огороды, баня, гумно и т.д.).Улицы, селения.

Ткачество, вышивка. Узорное ткачество, Вязание крючком, спицами. Вышивка.

Типы жилищ и интерьер жилища. Архитектура жилища. Строительная техника и обряды.

Знать:

-термины, связанные сжилищем: «кудо», «кардаз», «кудыкелькс», «кудопря», «каштомо»;

-типы жилищ; улицы, селения

-строительную технику и обряды;

-систему расположения жилого дома, надворных построек, улиц, поселений.

-промыслы мордвы.

Уметь:

-использовать в речи терминологию,

-выделять типы жилищ, особенности планировки двора и хозяйственных построек;

-выделять строительную технику,

- различать промыслы.

Самостоятельная работа.

Рисование дома, улиц, поселений, зарисовка орнаментов на наличники, сбор материалов для музея.

5. Мордовская кухня

Пища растительного происхождения. Жидкие первые блюда. Вторые блюда. Пища животного происхождения. Молочные продукты. Напитки.

Знать:

-особенности национальной кухни мордовского народа;

-названия и способы приготовления национальных блюд.

Уметь:

-выделять особенности национальной кухни мордовского народа;

-использовать в речи названия национальных блюд.

Самостоятельная работа.

Запись рецептов мордовской кухни, приготовления блюд дома с помощью мам и бабушек.

Оформление альбомов с рецептами мордовской кухни.

Средства обучения

Рецепты мордовской национальной кухни, пословицы, поговорки, блюда, приготовленные в домашних условиях.

6. Устное народное творчество.

Мордовские сказки и легенды

Определение жанров и их разновидности; сказки народные и авторские. Отношение вымысла к реальности. Темы, обряды , смысл наиболее распространённых сказок.

История мордовского народа в сказках и легендах.

Сказки и легенды о самом значительном в жизни каждого – наш край, мир, окружающий нас, природа родного края.

Легенды и сказки о мордовских богатырях. Добро и зло в жизни, вера людей в силы природы и человека.

Историческое прошлое мордовского народа. Сравнительная характеристика легенд и сказок.

Знать:

-определения «сказка», «легенда», «народная сказка», «авторская сказка»;

-историческое прошлое мордовского народа;

-виды сказок и легенд;

-об особенностях веры древней мордвы и современной

Уметь :

-анализировать и использовать определения : «сказка», «легенда»;

-выделять виды сказок и легенд, выразительно читать произведения устного народного творчества;

-сочинять и инсценировать сказки.

Самостоятельная работа.

Чтение сказок и легенд об истории своего края и народа, прослушивание фонохрестоматии. Сочинения и инсценирование сказок; Изготовления книжки-малышки из сказок.

Средства обучения:

Сказки народные и авторские: легенды; выставка произведений устного народного творчества, магнитофон, фонохрестоматия.
Дразнилки, считалки, игры.

Термины: «дразнилки», «считалки»,»игры» «ролевая игра». Специфика жанров.

Дразнилки. Развитие чувства юмора, открытости при выполнении отношений, прямота в содержании недостаточного поведения, неблаговидных дел, Дразнилки-добрая часть психологического склада.

Считалки- короткие стишки, применяемые для определения ведущего или для распределения ролей в игре. Виды считалок: Считалки-числовки,заумные считалки, считалки-заменки.

Игры- своеобразная школа развития активности , сообразительности, инициативы. Сохранение отголосков древней старины, реалий давно ушедшего быта. Виды игр. Ролевые игры.

Знать:

-термины «дразнилки», «считалки»,»игры» «ролевая игра»;

-специфику данных жанров;

-о функции игр

-виды игр, считалок, знать наизусть дразнилки, игры, считалки

Уметь:

-анализировать термины, употреблять их в речи;

-выделять виды игр исчиталок;

-производить ролевые игры

Самостоятельная работа.

Сочинение дразнилок , считалок др..Выпуск альбомов с дразнилками, считалками , играми.

Средства обучения: сборники с дразнилками, считалками, играми.

7.Народные игры и праздники.

Что такое обычай, обряд, традиции. Возникновение обычаев, традиций.

Домашняя педагогика. Домашний фольклор. Фольклор взрослых, обращенный к детям. Двенадцать христианских праздников. Данные о происхождении основных христианских праздников. Народные приметы.

Обрядность зимнего и весеннего циклов: рождество, крещение, масленица, пасха.

Обрядность летнего и осеннего циклов: троица, проводы весны, жатва, молотьба.

Знать:

- определения: «обряд», «обычай», «традиция»:

-семейные традиции;

-обычаи, обряды и традиции мордовского народа;

-сходства и отличия в обычаях и традициях праздников у мордвы и у русских.

Уметь:

-использовать термины: «обряд», «обычай», «традиция»:

-использовать песни, связанные с христианскими праздниками.

Самостоятельная работа.

Сбор материалов о семейных традициях, христианских праздниках. Подготовка к «Масленице».

Составление альбома из сказок.

Средства обучения.

Сказки о возникновении христианских праздников, материалы фольклорных экспедиций, заклички, песни.

8.Известные люди мордовского народа

Воспитывать патриотическое отношение к великим людям мордовского

народа.

Знать:

-о писателях и поэтах мордовской национальности, их произведениях

-о скульпторе С.Эрзя;

-об исторических деятелях.

Уметь:

-вести исследовательскую работу,

-выразительно рассказывать стихи;

-составлять кроссворды ;

-анализировать художественные произведения;

-выполнять творческую работу по собственному замыслу;

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

В результате изучения факультативного курса «Культура и быт Мордовского народа» учащимися должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты освоения программы:

– воспитание чувства гордости и уважения по отношению к традиционной культуре народов, проживающих на территории Ульяновской области;

– формирование уважения к другим народам, заложение основ толерантности и нравственности;

– воспитание чувства гражданственности и патриотизма к своей малой родине, стране;

– способствовать формированию художественного вкуса, эстетического отношения к красоте окружающего мира;

– формирование положительного отношения к труду и здоровому образу жизни.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения:

– понимание учащимися национальной культуры как одной из основных ценностей народа, её значения в дальнейшем обучении и всей жизни;

– осознание эстетической ценности народной культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее;

– потребность сохранить самобытность культуры своего народа;

– почтительное отношение к своей семье, своей малой родине, стране;

– доброжелательное отношение к представителям разных национальностей, их культурным особенностям;

– осознание ценности физического и нравственного здоровья и стремление к здоровому образу жизни.

Метапредметные результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы внеурочной деятельности является формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности.

В связи с этим, дети должны овладеть:

– умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

– навыками использования средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнения творческих проектов;

– умением планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;

– навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

– видами речевой деятельности, пониманием информации устного и письменного сообщения;

– умением оценивать свои результаты, адекватно формулируя ответы (оценивать качество изделий, рисунков, исполнения песен, стихов);

– навыками применения приобретенных знаний, умений при выполнении творческих заданий;

– приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

– первичными навыками в художественной деятельности (рисование мордовских орнаментов, чтение стихов на родном языке, исполнение песен);

– способами извлечения необходимой информации из прослушанных текстов;

– навыками активного включения в процесс восприятия и в практическую деятельность, связанную с созданием разнообразных «продуктов» с учетом особенностей народного творчества.

Предметные результаты освоения программы:

В процессе овладения социокультурным и учебным аспектами результатами будут:

– общие представления об Ульяновском Поволжье как организме географического, духовного, и культурного единства;

– первичные знания о национальностях, населяющих край, истории становления и развития народов, особенностях их расселения;

– формирование представления о важнейших элементах материальной и духовной культуры разных народов;

– расширение знаний о культуре, религии, национальных традициях и интересах мордовского народа;

– проявление интереса к национальному устному народному творчеству;

– знакомство с композицией национальной одежды мордвы, умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки;

– знакомство с традиционными календарными и семейно-обрядовыми праздниками, особенностями их празднования;

– умение различать признаки национального музыкального и художественного творчества;

– умение видеть черты национального своеобразия в произведениях народного искусства: в декоре традиционного жилища, предметах быта, орнаментах вышивки, одежды.

    Учебно-тематический план


Название раздела

Количество часов

Экскурсии

Проекты

Практические работы

1

Введение.Как появился мордовский язык.

1




2

Дружба мордвы с другими народами, заселяющими Ульяновскую область. Республика Мордовия.

2




3

Традиционное хозяйство и занятия мордвы.

10



1

4

Мордовская кухня.

3


1


5

Устное народное творчество.

6



1

6

Народные игры и праздники.

5




7

Известные люди мордовского народа.

5

1



8

Обобщающий урок. Экскурсия.

1





Всего:

33











Календарно -тематическое планирование


п/п по плану

п/п по факту

Название темы

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактически

1.


Введение. Край, в котором мы живем.

1



2.


Как появился мордовский язык. История формирования мордовского народа.

1



3.


Дружба мордвы с другими народами, заселяющими Ульяновскую область. Республика Мордовия.

1



4.


Традиционное хозяйство и занятия мордвы.

1



5.


Украшение дома (резьба, символика узоров, красный угол).

1



6.


Домашняя утварь (лепка из пластилина) .

1



7.


Народное творчество мордвы.

1



8.


Ткачество. Вышивка. Узорное ткачество.

1



9.


Декоративная резьба по дереву.

1



10





Мордовская одежда.

 Национальный костюм как предмет гордости народа.

1



11


Праздничная и повседневная мужская и женская одежда.

1



12-13


Изготовление куклы в национальном костюме.

2



14-15


Мордовская кухня.

2



15





Мордовская кухня.

2



16


Проект «Мордовская кухня»

1



17


Устное народное творчество. Мордовские народные сказки.

1



18



Мордовские народные сказки.

1



19


Инсценирование мордовских сказок.

1



20


    Легенды.

1



21


    Малые жанры: Колыбельные песни, дразнилки, потешки, считалки.

1



22


Проект «Малые фольклорные жанры».

1



23


Игры. Ролевые игры.

1



24


    Подвижные игры. Разучивание подвижных игр.

1



25


    Хороводные игры.

1



26


Мордовские народные праздники.

1



27


Обычаи ,обряды и традиции.

1



28


Календарные праздники (весенние, летние, осенние и зимние праздники).

1



29


Известные люди мордовского народа.

1



30


Детские мордовские писатели.

1



31


С.Д.Эрьзя-скульптор.

1



32


Экскурсия к памятнику С. Д. Эрьзе.

1



33


Заочная экскурсия в столицу Мордовии- Саранск.

1





Итого:

33







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!