1.Планиируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Уметь:
формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
выявлять и формулировать учебную проблему;
анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать:
о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Уметь:
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
основные линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
косую строчку, ее варианты, их назначение;
названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,
о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),
решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знать:
названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.
Уметь с помощью учителя:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
Информационная мастерская (3 часов)
Вспомним и обсудим! Знакомимся с компьютером. Компьютер - твой помощник. Проверим себя.
Мастерская скульптора (6 часов)
Как работает скульптор? Скульптура разных времён и народов. Статуэтки. Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём?
Мастерская рукодельницы (8 часов)
Вышивка и вышивание. Строчка петельного стежка. Пришивание пуговиц. Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево» История швейной машины. Секреты швейной машины. Футляры. Проверим себя. Наши проекты. Подвеска.
Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов (11 часов)
Строительство и украшение дома. Объём и объёмные формы. Развёртка. Подарочные упаковки. Декорирование (украшение) готовых форм. Конструирование из сложных развёрток. Модели и конструкции. Наши проекты. Парад военной техники. Наша родная армия. Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Изонить. Художественные техники из креповой бумаги.
Мастерская кукольника (7 часов)
Может ли игрушка быть полезной. Театральные куклы-марионетки. Игрушка из носка. Игрушка-неваляшка. Что узнали, чему научились.
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала | Кол-во часов | Конструирование, моделирование | Работа с бумагой, картоном, фольгой | Работа с пластичными материалами | Работа с тканью, нитками, пряжей | Проект | Работа на компьютере |
1 | Информационная мастерская | 3 | | | | | | 3 |
2 | Мастерская скульптора | 6 | | 1 | 5 | | | |
3 | Мастерская рукодельницы | 8 | | | | 6 | 2 | |
4 | Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов | 11 | 4 | 5 | | 1 | 1 | |
5 | Мастерская кукольника | 7 | | | | 6 | | |
| ИТОГО: | 35 | 4 | 6 | 5 | 13 | 3 | 3 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема и тип урока | Примечание |
планируемая | фактическая |
1 | | | Вспомним и обсудим. Изготовление изделия из природного материала. | |
2 | | | Знакомимся с компьютером. |
3 | | | Компьютер – твой помощник. Проверим себя. |
4 | | | Как работает скульптор. Скульптура разных времен и народов. Изготовление скульптурных изделий из пластичных материалов. | |
5 | | | Статуэтки. Изготовление изделий в технике намазывания пластилина на пластиковую заготовку. |
6 | | | Рельеф и его виды. Конструируем из фольги. Проверим себя. |
7 | | | Вышивка и вышивание. Вышивка «Болгарский крест» - вариант строчки косого стежка. | |
8 | | | Строчка петельного стежка. Изделие с разметкой деталей кроя по лекалам и применением строчки петельного стежка. |
9 | | | Строчка петельного стежка. Изделие с разметкой деталей кроя по лекалам и применением строчки петельного стежка. |
10 | | | Пришивание пуговиц. Изготовление изделия с использованием пуговиц с дырочками. |
11 | | | Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». Изготовление изделия сложной конструкции с отделкой пуговицами. |
12 | | | История швейной машины. Изготовление изделия из тонкого трикотажа с использованием способа стяжки деталей. |
13 | | | Секреты швейной машины. Изготовление изделия из тонкого трикотажа с использованием способа стяжки деталей. |
14 | | | Футляры. Изготовление футляра из плотного материала с застежкой из бусины или пуговицы. |
15 | | | Футляры. Изготовление футляра из плотного материала с застежкой из бусины или пуговицы. Украшение аппликацией. Проверим себя. |
16 | | | Наши проекты. Подвеска. Изготовление изделий из пирамид, построенных с помощью линейки и циркуля. |
17 | | | Строительство и украшение дома. Изготовление макетов зданий с элементами декора из гофрокартона. | |
18 | | | Объем и объемные формы. Развёртка. Изготовление изделия кубической формы на основе развёртки. |
19 | | | Подарочные упаковки. Изготовление коробок-упаковок призматических форм из картона. |
20 | | | Декорирование (украшение) готовых форм. |
21 | | | Конструирование из сложных развёрток. Изготовление транспортных средств из картона и цветной бумаги по чертежам. |
22 | | | Конструирование из сложных развёрток. Изготовление транспортных средств из картона и цветной бумаги по чертежам. |
23 | | | Модели и конструкции. Виды и способы соединения деталей конструкции. |
24 | | | Модели и конструкции. Виды и способы соединения деталей конструкции. |
25 | | | Наши проекты. Парад военной техники. Изготовление макетов и моделей техники из наборов типа «Конструктор» |
26 | | | Наша родная армия. Изготовление поздравительной открытки по чертежам. |
27 | | | Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Изготовление изделий с использованием художественной техники «квиллинг» |
28 | | | Изонить. Изготовление изделий в художественной технике «изонить» |
29 | | | Художественные техники из креповой бумаги. Изготовление изделий в разных художественных техниках с использованием креповой бумаги. Проверим себя. |
30 | | | Может ли игрушка быть полезной. Изготовление декоративных зажимов на основе прищепок, разных по материалам и конструкциям. | |
31 | | | Театральные куклы-марионетки. Изготовление марионетки из любого подходящего материала |
32 | | | Игрушка из носка. Изготовление изделий из предметов и материалов одежды. |
33-34 | | | Игрушка-неваляшка. Изготовление игрушки-неваляшки из любых доступных материалов с использованием готовых форм. Проверим себя. |
35 | | | Что узнали, чему научились. |