Номер урока | Название разделов, тем, уроков. | Кол–во час | Домашнее задание |
Глава 1. Общество как сложная динамическая система (14 ч. ) | |
1 | Что такое общество | 1 | §1 |
2 | Общество как сложная динамическая система | 1 | §2 |
3-4 | Социальное взаимодействие и общественные отношения. | 2 | конспект |
5 | Основные институты общества | 1 | §2,с.19-22 |
6 | Многовариантность общественного развития. | 1 | §3,с.25-27 |
7 | Эволюция и революция как формы социального изменения | 1 | §3 |
8 | Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. | 1 | §3,с.30-35 |
9 | Формы социального прогресса: реформа, революция. | 1 | конспект |
10 | Процессы глобализации | 1 | §8 |
11 | Основные направления глобализации. | 1 | §8 |
12 | Последствия глобализации | 1 | §8 |
13-14 | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | 2 | §9 |
Глава 2. Человек в системе общественных отношений (31ч) | |
15 | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции | 1 | §4 |
16 | Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. | 1 | §10 |
17 | Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. | 1 | §16 |
18 | Многообразие и диалог культур | 1 | §10,с.100-102 |
19 | Мораль | 1 | §12,с.114-118 |
20 | Нравственная культура | 1 | §12,с.118-121 |
21 | Искусство, его основные функции. | 1 | §15 |
22 | Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. | 1 | §14 |
23 | Наука и образование | 1 | §13 |
24 | Социализация индивида, агенты (институты) социализации. | 1 | конспект |
25 | Мышление, формы и методы мышления. | 1 | конспект |
26 | Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. | 1 | §5 |
27 | Свобода и необходимость в человеческой деятельности. | 1 | §7 |
28 | Познание мира. Формы познания | 1 | §6, с.52-55 |
29 | Понятие истины, ее критерии. | 1 | §6,с.55-57 |
30 | Абсолютная, относительная истина. | 1 | §6,с.55-57 |
31 | Виды человеческих знаний. | 1 | |
32 | Естественные и социально-гуманитарные науки. | 1 | §6,с.58-59 |
33-34 | Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. | 2 | §6,с.57-58 |
35 | Особенности социального познания | 1 | §6,с.60-62 |
36 | Духовная жизнь и духовный мир человека. | 1 | §11,с.105-108 |
37 | Общественное и индивидуальное сознание. | 1 | конспект |
38 | Мировоззрение, его типы | 1 | §11,с.108-111 |
39 | Самосознание индивида и социальное поведение. | 1 | конспект |
40 | Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. | 1 | конспект |
41 | Свобода и ответственность. | 1 | конспект |
42 | Основные направления развития образования. | 1 | конспект |
43-44 | Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. | 2 | конспект |
45 | Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. | 1 | конспект |
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений (23 ч.) | |
46 | Право в системе социальных норм | 1 | §18 |
47 | Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. | 1 | §18 |
48 | Источники права | 1 | §19,с.182-189 |
49 | Законотворческий процесс в Российской Федерации | 1 | §19,с.189-191 |
50 | Гражданство Российской Федерации | 1 | §21 |
51 | Конституционные права и обязанности гражданина РФ. | 1 | §21,с.205-206 |
52 | Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. | 1 | §21,с.206-209 |
53 | Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. | 1 | §21,с.209-210 |
54 | Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. | 1 | §27 |
55 | Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. | 1 | §22,с.214-216 |
56 | Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. | 1 | §22,с.216-218 |
57 | Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | 1 | §22,с.218-222 |
58 | Организационно-правовые формы предприятий. | 1 | §24 |
59 | Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. | 1 | §26 |
60 | Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. | 1 | конспект |
61 | Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. | 1 | §25 |
62 | Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 1 | §23 |
63 | Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. | 1 | §28,с.276-279 |
64 | Особенности административной юрисдикции. | 1 | §28,с.283-285 |
65 | Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. | 1 | §28,с.279-283 |
66 | Конституционное судопроизводство. | 1 | §28,с.285-287 |
67 | Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации. | 1 | §29,30 |
68 | Итоговое повторение по курсу обществознания | 1 | |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
план | факт |
Глава I. Общество и человек. (19) |
1–2 | Что такое общество | 2 | Изучение нового материала. | Высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятию «общество», выделяя его характерные признаки; различать понятия «государство, общество, страна» и давать определения; объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни; объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий политической жизни страны и зарубежных государств; объяснять сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования; разъяснять особенности социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современности развития общества | Устный опрос. Проблемные задания | § 1 учебника, вопросы после параграфа | | |
3-4 | Общество как сложная динамическая система | 2 | Комбинированный | Усвоить основные положения по теме урока. Объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; уметь работать с текстом учебника, выделять главное; решать проблемные вопросы; работать с материалами СМИ | Устный опрос в форме диспута; | § 2 | | |
5-6 | Динамика общественного развития | 2 | Урок рефлексии | Раскрывать смысл понятий «глобализация», «общественный прогресс», «общественный регресс» и конкретизировать их примерами. Высказывать суждения о причинах и последствиях глобализации. характеризовать сущность процесса глобализации, глобальных проблем, их отличий от проблем локальных. иллюстрировать проявления различных глобальных проблем с помощью примеров из СМИ. Извлекать из различных источников, систематизировать и оценивать социальную информацию о глобализации современного мира для написания эссе, реферата, подготовки устного выступления. | Составление плана и глоссария | § 3 | | |
7-8 | Социальная сущность человека | 2 | Комбинированный | Характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке; выделять основные признаки понятия «личность»; объяснять, в каких сферах происходит социализация личности и в чем она выражается; определять связь между самоопределением и самореализацией личности | Устный опрос, практические задания | § 4 | | |
9-10 | Деятельность – способ существования людей | 2 | Урок изучения нового материала | Усвоить основные положения по теме урока: что такое деятельность; что такое потребности; иерархическая теория потребностей. Характеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; определять взаимосвязь деятельности и сознания | Таблица "Структура деятельности" схема: "Виды деятельности". | § 5, вопросы после параграфа | | |
11–12 | Познавательная и коммуникативная деятельность | 2 | Комбинированный | Усвоить основные положения по теме урока: проблема познаваемости мира; что такое наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; что представляет собой знание и процесс познания. Объяснять сущность чувственного и рационального познания; анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения | Тест | § 6, подготовить материал о рациональном и чувственном познании | | |
13-14 | Свобода и необходимость в деятельности человека | 2 | Комбинированные | Излагать «различные трактовки понимания свободы человека. Раскрывать смысл понятий «свобода человека» и «свободное общество». Описывать внешние ограничители свободы и внутренние регуляторы поведения человека. Объяснять невозможность абсолютной свободы человека в обществе. Выявлять основания свободного выбора. анализировать различные ситуации выбора в пространстве личной свободы человека, на уровне общества в целом. Характеризовать свободное общество. | Презентация и защита групповых мини-проектов | § 7, вопросы к параграфу | | |
15-16 | Современное общество | 2 | Урок методологической направленности | Называть и иллюстрировать примерами противоречия глобализации. Раскрывать понятия «информация», «информатизация», «информационное общество». Описывать единое мировое информационное пространство. Излагать различные подходы к вопросу регулирования глобальных информационных потоков. характеризовать информационную экономику современного общества. Объяснять связь развития гражданского общества и информационных процессов. Перечислять критерии развития информационного общества. выражать собственную позицию относительно позитивных и негативных проявлений процесса информатизации. | Анализ данных таблиц и графиков | § 8 | | |
17-18 | Глобальная угроза международного терроризма | 2 | Урок рефлексии | Раскрывать понятие «международный терроризм». устанавливать связь международного терроризма с процессом глобализации и НТП. Характеризовать идеологические основы террористической деятельности. Объяснять особую опасность международного терроризма, обосновывать необходимость борьбы с ним. Описывать антитеррористическую деятельность международного сообщества. | Фронтальный опрос | § 9 | | |
19 | Общество и человек | 1 | Урок контроля | Усвоить основные положения раздела. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Контрольная работа | Повторить главу 1 | | |
Глава II. Общество как мир культуры (15 часов) |
20-21 | Духовная культура общества | 2 | Комбинированный урок | Усвоить основные положения по теме урока: культура у различных народов; что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться. Анализировать особенности культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы | Опрос, тест | § 10 | | |
22-23 | Духовный мир личности | 2 | Изучение нового материала. | Раскрывать смысл понятий «духовная жизнь человека », «духовность», «мировоззрение». Выявлять составляющие духовного мира личности. Описывать возможности самовоспитания в сфере нравственности. характеризовать мировоззрение, его место в духовном мире человека. Сравнивать мировоззрение с другими элементами внутреннего мира личности. показывать на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека. Классифицировать типы мировоззрения. иллюстрировать проявления патриотизма и гражданственности в типичных ситуациях социальной жизни. | опрос | § 11 | | |
24-25 | Мораль | 2 | Урок рефлексии | Раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная культура личности». называть моральные категории. Характеризовать изменчивость моральных норм, особенности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе. Давать моральную оценку конкретных поступков людей и их отношений. иллюстрировать примерами ситуации морального выбора. Аргументировать собственный моральный выбор. | тест | § 12 | | |
26-27 | Наука и образование | 2 | Изучение нового материала. | Усвоить основные положения по теме урока: что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ. Осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы | Опрос | § 13, вопросы после параграфа | | |
28-29 | Религия и религиозные организации | 2 | Урок методологической направленности | Раскрывать смысл понятий «религия», «религиозное сознание». характеризовать религию как форму культуры, особенности религии как социального института. Сравнивать светское и религиозное сознание. различать мировые и национальные религии. Иллюстрировать примерами многообразие исторически сложившихся религиозно-нравственных систем. Описывать отношения государства и религии в РФ. | Индивидуальный опрос | § 14 Подготовить сообщение «Мировые религии, их сущность» | | |
30-31 | Искусство | 2 | Комбинированный | Характеризовать искусство, его место в жизни общества. Сравнивать искусство с другими формами духовной культуры и выявлять его отличительные черты. Описывать многообразие функций искусства. различать виды искусства, излагать различные подходы к их классификации. Перечислять и конкретизировать фактами духовной жизни жанры искусства. Показывать на конкретных примерах особенности современного искусства. | Тест | § 15, Составить схему «Искусство и его формы» | | |
32-33 | Массовая культура | 2 | Урок рефлексии | Характеризовать массовую культуру, этапы её становления. Устанавливать связь возникновения массовой культуры с общественными изменениями, характерными для индустриального общества. Выявлять влияние технических достижений на развитие массовой культуры. Описывать СМИ и их функции. Объяснять роль СМИ в условиях глобализации мира. излагать различные подходы к оценке массовой культуры как общественного явления. | опрос | § 16 Составить таблицу «Функции культуры». | | |
34 | Духовная культура | 1 | Урок контроля | Усвоить основные положения раздела. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Контрольная работа | Выполнение заданий в формате ЕГЭ. | | |
Глава III. Правовое регулирование общественных отношений (33 часа) |
35-36 | Современные походы к пониманию права | 2 | Урок методологической направленности | Излагать различные подходы к пониманию права. Выявлять достоинства и недостатки естественно-правового и нормативного подходов. Характеризовать особенности естественного права. Перечислять естественные права человека. Объяснять взаимосвязь естественного и позитивного права. | Самостоятельная работа | § 17 Составить план «Основные признаки права» | | |
37-38 | Право в системе социальных норм | 2 | Изучение нового материала. | Усвоить основные положения по теме урока: чем отличаются подходы к определению права; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений; что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие. Объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия; разъяснять сущность права, а также различные его значения; правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах | Тест | § 18 | | |
39-40 | Источники права | 2 | Комбинированный | Раскрывать понятия «источник права», «законодательная инициатива». Называть и характеризовать источники российского права. иллюстрировать примерами различные источники права. Выявлять преимущества нормативного акта перед другими источниками. Различать юридическую силу нормативных актов. называть предметы ведения РФ, субъектов РФ и их совместного ведения. Описывать законотворческий процесс и перечислять его участников. | Решение задач, тестовых заданий. | § 19 | | |
41-42 | Правоотношения и правонарушения | 2 | Изучение нового материала. | Раскрывать смысл понятий «правоотношение», «субъект права», «правонарушение», «юридическая ответственность». Показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Перечислять и конкретизировать фактами социальной жизни признаки правонарушения. Выявлять специфику преступления. Называть признаки юридической ответственности и её основные виды. Описывать судебную систему РФ. | Устный опрос | § 20 Составить словарь по теме | | |
43-44 | Предпосылки правомерно поведения | 2 | Изучение нового материала. | Раскрывать смысл понятий «правосознание», «правовая культура», «правомерное поведение». Описывать структуру и уровни правосознания. Называть элементы правовой культуры, показывать их взаимосвязь. Перечислять функции правовой культуры. Различать правовую культуру личности и общества, выделять её специфику. Объяснять причины правового нигилизма и раскрывать способы его преодоления. Классифицировать и иллюстрировать примерами виды правомерного поведения. Характеризовать предпосылки формирования правомерного поведения. | Устный опрос | § 21 | | |
45-46 | Гражданин Российской Федерации | 2 | Комбинированный | Раскрывать смысл понятия «гражданство». Называть основания приобретения гражданства в РФ. Различать понятия «права человека» и «права гражданина». Перечислять конституционные обязанности гражданина РФ. Характеризовать воинскую обязанность, возможность альтернативной гражданской службы, права и обязанности налогоплательщиков. Обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями, иллюстрировать примерами. Выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения гражданских обязанностей. | Устный опрос | § 22 | | |
47-48 | Гражданское право | 2 | Урок изучения нового материала. | Раскрывать смысл понятий «гражданские правоотношения», «субъекты гражданского права», «юридические лица», «физические лица», «гражданская дееспособность». называть участников гражданских правоотношений. Раскрывать содержание гражданских правоотношений, объяснять, как возникают гражданские правоотношения и условия их прекращения. Классифицировать объекты имущественных гражданских правоотношений. Приводить пример гражданского правоотношения, выделяя его субъектов, основания его возникновения, содержание. Перечислять и конкретизировать примерами имущественные и личные неимущественные права. Различать виды наследования. Характеризовать способы защиты гражданских прав. Описывать самого себя как субъекта гражданских правоотношений. | Устный опрос | § 23 | | |
49-50 | Семейное право | 2 | Урок методологической направленности | Раскрывать смысл понятия «семейные правоотношения». Определять субъекты и объекты семейных правоотношений. Называть необходимые условия заключения брака и расторжения брака согласно Семейному кодексу РФ. Объяснять причины имеющихся ограничений для расторжения брака. Раскрывать права и обязанности супругов, родителей и детей. Характеризовать пути и способы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. | тест | § 24 Составить брачный договор | | |
51-52 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 2 | Урок рефлексии | Раскрывать смысл понятий «трудовые правоотношения», «работник», «работодатель», «занятость», «социальное обеспечение». Определять особенности трудовых правоотношений. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора, обязательные и возможные дополнительные условия, включаемые в трудовой договор. Называть и иллюстрировать примерами виды социального обеспечения. Описывать возможности получения профессионального образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях. Излагать и аргументировать собственное мнение относительно выбора путей профессионального образования. | тест | § 25 | | |
53-54 | Экологическое право | 2 | Урок методологической направленности | Раскрывать смысл понятий «экологические отношения», «благоприятная окружающая среда», «экологическое правонарушение». Выявлять специфику экологических отношений. Описывать структуру экологического права. Перечислять объекты экологического права и основные экологические права граждан, закреплённые в Конституции РФ. Характеризовать способы защиты экологических прав. Объяснять, почему право на благоприятную окружающую среду является одной из современных общечеловеческих ценностей. Аргументировать важность соблюдения природоохранных и природоресурсных норм. Приводить примеры экологических правонарушений. Называть источники экологического права и виды юридической ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды. | Практическая работа | § 26 Составить словарь по теме | | |
55-56 | Процессуальные отрасли права | 2 | Урок изучения нового материала. | Раскрывать смысл понятий «процессуальное право», «судопроизводство», «гражданский процесс», «арбитражный процесс», «уголовный процесс», «административная юрисдикция». Описывать основные принципы гражданского и уголовного судопроизводства. Называть законодательные акты, представляющие правила гражданского, арбитражного, уголовного судопроизводства. перечислять участников гражданского и уголовного процессов, субъекты административной ответственности. Характеризовать ход, стадии прохождения дела в суде в гражданском и уголовном процессах, меры обеспечения производства и особенности возбуждения дел об административных правонарушениях. Раскрывать и обосновывать демократический характер суда присяжных, его значение в уголовном процессе. иллюстрировать примерами процессуальные средства установления истины. | Фронтальный опрос | § 27 | | |
57-58 | Конституционное судопроизводство | 2 | Урок изучения нового материала. | Раскрывать содержание и объяснять цель конституционного судопроизводства в РФ. Характеризовать требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда, и сферу их компетенции. Описывать основные стадии конституционного судопроизводства. Называть и иллюстрировать с помощью фактов социальной жизни принципы конституционного судопроизводства | Работа с документом | § 28 Эссе на тему «Российское законодательство XXI века» | | |
59-60 | Международная защита прав человека | 2 | Урок изучения нового материала. | Характеризовать функции и полномочия ООН и её структурных подразделений в области прав человека. Описывать структуру и компетенции организаций, защищающих права человека в рамках Совета Европы. перечислять международные соглашения по вопросам защиты прав человека. Объяснять основную идею международных документов, направленных на защиту прав и свобод. называть виды международных преступлений. Выявлять особенности международного уголовного права и специфику судебного преследования за совершение международных преступлений. Выражать и аргументировать собственную позицию по вопросу отмены смертной казни. Объяснять зависимость успешности создания глобального правового пространства от деятельности международных организаций. | опрос | § 29 | | |
61-62 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства | 2 | Урок методологической направленности | Характеризовать российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере противодействия терроризму. Описывать полномочия органов власти по противодействию терроризму. Называть и конкретизировать основные направления деятельности Национального антитеррористического комитета. Раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. | тест | § 30 | | |
63-64 | Человек в ХХI веке. | 2 | Урок рефлексии | Описывать влияние ускорения социально- экономического развития на глобальные проблемы современного мира. Перечислять факторы, определяющие особенности проявления глобальных проблем в постиндустриальном обществе. Объяснять значимость формирования информационной культуры и информационной компетентности. Называть позитивные и негативные стороны влияния на общество СМИ. Иллюстрировать примерами результаты воздействия информационных потоков. характеризовать и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни фундаментальные ценности современного мира. Выражать свою точку зрения по вопросу места каждого человека в глобальном обществе, ответственности отдельного человека за судьбу мира. Раскрывать смысл информации, поступающей из разных источников. Формировать собственные суждения, конструировать собственный текст, использовать самостоятельно найденную литературу | Фронтальный опрос | С. 344-345 | | |
65 | Промежуточная аттестация | 1 | Урок контроля | Усвоить основные положения раздела. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Выполнение заданий в формате ЕГЭ. | Повторить понятия курса | | |
66-67 | Уроки предоставления результатов проектной деятельности | 2 | Урок-проект | | Защита проектов | | | |
68 | Итоговое повторение по курсу обществознания. | 1 | Урок контроля | Усвоить основные положения курса. | Выполнение заданий в формате ЕГЭ. | | | |