Раздел 1 Мифы (6 часов) | План | Факт |
1.1 | Мифы. Шумерские мифы. «Подвиги бога Нинурты». | Ориентироваться в учебном тексте, рассказывать о происхождении мифологии на доступном уровне, выделять и называть признаки мифа как литературного жанра. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач. | 02.09 | |
1.2 | Древнегреческие мифы. «Нарцисс и Эхо». | Выделять и называть сходства и различия мифов разных народов, читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Привлекать личный опыт для проведения аналогий между литературными произведениями, учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач. | 05.09 | |
1.3 | Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию. | 07.09 | |
1.4 | Славянские мифы. | Ориентироваться в учебном тексте, рассказывать о происхождении героев мифологии на доступном уровне. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность; понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Привлекать личный опыт для проведения аналогий между литературными произведениями, использовать различные источники информации, корректно строить речь при решении коммуникативных задач. | 09.09 | |
1.5 | Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов «Урожай». | Проводить элементарный литературоведческий анализ текста, рассказывать о литературных приемах, связанных с мифологией, читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Анализировать текст, строить логические рассуждения, аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выборе решения. | 12.09 | |
1.6 | Читальный зал. Древнегреческий миф «Царь Мидас». | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Анализировать текст, строить логические рассуждения, аргументировать собственную позицию, владеть диалогической формой речи. | 14.09 | |
Раздел 2. Народные сказки (11 часов) |
2.1 | Народные сказки. | Ориентироваться в научно-популярном тексте, различать жанры литературных произведений, определять основные особенности малых жанров фольклора. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность культур разных народов. | Выделять существенную информацию из текста, устанавливать аналогии, строить логичные, корректные высказывания. | 16.09 | |
2.2 | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Анализ текста сказки. | Читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, с правильным интонированием и соблюдением норм литературного произношения. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Учитывать выделенные учителем ориентиры при освоении нового художественного текста, выделять существенную информацию в тексте. | 19.09 | |
2.3 | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Пересказ сказки, составление плана. | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические высказывания в устной форме, сравнивать и классифицировать героев, произведения, устанавливать аналогии. | 21.09 | |
2.4 | «Находчивый солдат» (русская народная сказка). | Читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, с правильным интонированием и соблюдением норм литературного произношения. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Осуществлять поиск дополнительной информации в различных источниках, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свою позицию с опорой на источник. | 23.09 | |
2.5 | «Мужик и царь» (русская народная сказка). | Читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, с правильным интонированием и соблюдением норм литературного произношения, делить текст на смысловые части. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Аргументировать свою позицию с опорой на источник, строить логические высказывания, определять причинно-следственные связи, планировать деятельность, действовать по плану. | 26.09 | |
2.6 | «Портной и царь» (армянская народная сказка). | Читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, с правильным интонированием и соблюдением норм литературного произношения, делить текст на смысловые части. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Аргументировать свою позицию с опорой на источник, строить логические высказывания, определять причинно-следственные связи, планировать деятельность, действовать по плану, сравнивать и делать выводы. | 28.09 | |
2.7 | «Кола-Рыба» (итальянская народная сказка). | Читать со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, с правильным интонированием и соблюдением норм литературного произношения. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Учитывать выделенные учителем ориентиры при освоении нового художественного текста, удерживать цель учебной деятельности, выделять существенную информацию в тексте. | 30.09 | |
2.8 | Составление плана сказки «Кола-Рыба». | Читать выборочно в соответствии с учебной задачей, с правильным интонированием и соблюдением норм литературного произношения, делить текст на смысловые части, составлять план текста, пересказывать по плану. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков других людей, иметь познавательную мотивацию учения. | Аргументировать свою позицию с опорой на источник, строить логические высказывания, определять причинно-следственные связи, планировать деятельность, действовать по плану, сравнивать и делать выводы. | 03.10 | |
2.9 | Внеклассное чтение. Сказки народов мира. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями фольклора разных народов. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, сравнивать, классифицировать произведения, определять аналогии. | 05.10 | |
2.10 | Читальный зал «По колено ноги в золоте» (русская народная сказка). | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Анализировать текст, строить логические рассуждения, аргументировать собственную позицию, владеть диалогической формой речи. | 7.10 | |
2.11 | Читальный зал «Искусный ковровщик» (индийская народная сказка). | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Анализировать текст, строить логические рассуждения, аргументировать собственную позицию, владеть диалогической формой речи. | 10.10 | |
Раздел 3. Былины (10 часов) |
3.1 | Былины. | Рассказывать об особенностях создания, сохранения и отличительных признаках былин. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Получать информацию из текста, выделять существенное, строить логические высказывания, владеть диалогической формой речи. | 12.10 | |
3.2 | «Как Илья из Мурома богатырём стал». | Выделять в тексте основную мысль, определять причины поступков героев, определять темп, скорость, выразительные средства для художественного чтения. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора. | Осуществлять поиск информации в различных источниках (в т.ч. ИКТ), анализировать текст, делать выводы, аргументировать личную позицию. | 14.10 | |
3.3 | Знакомство с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник». | Высказывать личное мнение о литературном произведении, формулировать вопросы по тексту. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Учитывать выделенные учителем ориентиры при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач. | 17.10 | |
3.4 | Работа с текстом былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». | Выделять в тексте основную мысль, определять причины поступков героев, определять темп, скорость, выразительные средства для художественного чтения, составлять план изложения с помощью учителя. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Аргументировать свою позицию с опорой на источник, строить логические высказывания, определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии, сравнивать и делать выводы, планировать учебную деятельность. | 19.10 | |
3.5 | Особенности былинной речи. Контрольное чтение. | Выделять выразительные средства, определять основные особенности былин с опорой на текст. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать по выделенным критериям, аргументировать личную позицию. | 21.10 | |
3.6 | А.К.Толстой «Илья Муромец». | Различать фольклорные и авторские произведения, характеризовать их, делать элементарный литературоведческий анализ. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию. | 24.10 | |
3.7 | Читальный зал. Н.Н.Асеев «Илья». | Различать фольклорные и авторские произведения, характеризовать их, делать элементарный литературоведческий анализ. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, проводить аналогии. | 26.10 | |
3.8 | Былина «На заставе богатырской». | Рассказывать об особенностях былин, качествах национальных героев, делать элементарный литературоведческий анализ текста, | Ориентироваться в нравственном содержании поступков других людей, иметь познавательную мотивацию учения. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, осуществлять взаимоконтроль. | 28.10 | |
3.9 | Внеклассное чтение. Былины о русских богатырях. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями фольклора разных народов. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, сравнивать, классифицировать произведения, определять аналогии. | 9.11 | |
3.10 | Творческая работа по картине «Богатыри» В.М. Васнецова. | Создавать сочинения по репродукции картины, придумывать рассказы с элементами описания и рассуждения. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Планировать собственную творческую деятельность, удерживать ориентиры деятельности, выполнять учебные действия в письменной форме. | 11.11 | |
Раздел 4.Авторские сказки (13 часов) |
4.1 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | Читать с соблюдением норм выразительного чтения, различать жанры литературы. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Строить логичные, аргументированные высказывания, анализировать свои эмоции, чувства. | 14.11 | |
4.2 | Составление характеристик главных героев «Сказки о царе Салтане…». | Характеризовать персонажей с опорой на текст, сравнивать героев разных сказок автора. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков других людей, иметь познавательную мотивацию учения. | Использовать текст для аргументации своей позиции, сравнивать, проводить аналогии, планировать собственную речевую деятельность. | 16.11 | |
4.3 | Деление на части «Сказки о царе Салтане…». | Читать со скоростью, позволяющей осознать содержание, находить ключевые слова, выделять смысловые части текста, составлять план изложения. | Иметь познавательную мотивацию учения. | Планировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, ставить новые задачи для освоения текста в сотрудничестве с учителем. | 18.11 | |
4.4 | Внеклассное чтение. Сказки А.С.Пушкина. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, сравнивать, классифицировать произведения, определять аналогии. | 21.11 | |
4.5 | Н.С.Гумилёв «Маркиз де Карабас». | Уметь отличать выдуманное и реальное в произведении, находить ключевые слова и определять основную мысль, осуществлять подготовку текста к выразительному чтению | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Анализировать, сравнивать и делать выводы, проводить аналогии, строить аргументированные высказывания с привлечением информации из текста. | 23.11 | |
4.6 | К.Чапек «Случай с русалками». | Определять внутреннее состояние героев, делать аргументированные выводы об их качествах, читать литературный текст по ролям. | Иметь способность к эмпатии, сопереживанию, пониманию чувств других людей. | Анализировать, сравнивать, делать выводы о прочитанном, выделять существенную информацию, строить аргументированные высказывания. | 25.11 | |
4.7 | Внеклассное чтение. К.Чапек «Сказки». | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, сравнивать, классифицировать произведения, определять аналогии. | 28.11 | |
4.8 | Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». | Читать со скоростью, позволяющей осознать, воспринимать на слух содержание. | Иметь способность к эмпатии, сопереживанию, пониманию чувств других людей. | Получать информацию из различных источников, анализировать и высказывать свои эмоции и чувства. | 30.11 | |
4.9 | Работа с текстом Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». | Выделять в тексте основную мысль, определять причины поступков героев. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, регулирование поведения в соответствии с познанными этическими требованиями. | Аргументировать свою позицию с опорой на источник, строить логические высказывания, определять причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы. | 2.12 | |
4.10 | Внеклассное чтение. Сказки В.Гауфа. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями одного автора. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, сравнивать, классифицировать произведения, определять аналогии. | 5.12 | |
4.11 | Творческая работа по репродукции М.Врубеля «Царевна-лебедь». | Создавать сочинения по репродукции картины с опорой на читательский опыт, придумывать рассказы с элементами описания и рассуждения. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Планировать собственную творческую деятельность, удерживать ориентиры деятельности, выполнять учебные действия в письменной форме. | 7.12 | |
4.12 | Читальный зал. О.Кургузов «Телевизионные макароны», С. Седов «Король женится». | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Анализировать текст, строить логические рассуждения, аргументировать собственную позицию, владеть диалогической формой речи. | 9.12 | |
4.13 | Внеклассное чтение. Авторские сказки. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями одного жанра. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, сравнивать, классифицировать произведения, определять аналогии. | 12.12 | |
Раздел 5. Басни (8 часов) |
5.1 | Басни. И.А. Крылов «Трудолюбивый медведь». | Читать басни с соблюдением литературных норм, находить ключевые слова, определять основную мысль произведения, определять основные особенности басни. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков своих и других людей, иметь способность к самооценке. | Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи. | 14.12 | |
5.2 | И.А. Крылов «Любопытный». | Читать басни с соблюдением литературных норм, находить ключевые слова, определять основную мысль произведения, определять основные особенности басни, использовать текст для подтверждения своего мнения. | Иметь способность к самооценке. | Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи. | 16.12 | |
5.3 | Эзоп «Ворон и лисица». | Находить ключевые слова, определять основную мысль произведения, особенности басни, использовать текст для подтверждения своего мнения. | Иметь способность к самооценке, ориентироваться в нравственном содержании поступков своих и других людей. | Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи. | 19.12 | |
5.4 | И.А.Крылов «Ворона и Лисица». | Определять отношение автора к персонажам, находить образные слова и выражения, соотносить поступки героев с нравственными нормами. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания. | 21.12 | |
5.5 | Читальный зал И.И. Дмитриев «Рысь и кот». | Делать элементарный литературоведческий анализ текста на доступном уровне. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков своих и других людей, иметь способность к самооценке. | Анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания. | 23.12 | |
5.6 | Читальный зал. И.А. Крылов «Лисица и виноград». А.Е. Измайлов «Филин и чиж». | Делать элементарный литературоведческий анализ текста на доступном уровне. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков своих и других людей, иметь способность к самооценке. | Анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания. | 26.12 | |
5.7 | Читальный зал. Томас де Ириатре «Утка и змея». | Делать элементарный литературоведческий анализ текста на доступном уровне, читать наизусть произведения с элементами драматизации. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков своих и других людей, иметь способность к самооценке. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания, планировать читательскую деятельность. | 9.01 | |
5.8 | Внеклассное чтение «Басни». | Отбирать материал для драматизации, анализировать, отличать слова автора и героев, участвовать в драматизации. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. | Учитывать выделенные ориентиры при творческой деятельности, осуществлять само- и взаимооценку, корректно высказывать оценочное мнение, договариваться, распределять обязанности, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. | 11.01 | |
Раздел 6. Слово о родной земле (9 часов) |
6.1 | Ю. Яковлев «Мама». | Выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, делать выводы, аргументированно строить логические высказывания. | 13.01 | |
6.2 | М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». | Выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом, находить сравнения, метафоры, олицетворения в тексте. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, делать выводы, аргументированно строить логические высказывания. | 16.01 | |
6.3 | С.А. Есенин «С добрым утром!». | Определять идею произведения, соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями, определять переживания лирического героя. | Испытывать чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней. | Анализировать, выделять существенное, логически аргументировать свое мнение. | 18.01 | |
6.4 | Внеклассное чтение. Стихотворения С.А. Есенина. | Находить книги, нужные произведения, обосновывать свой выбор, представлять сборник произведений. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. | Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить оценочные высказывания. | 20.01 | |
6.5 | М.М. Пришвин «Моя родина». | Определять идею произведения, соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями, определять переживания лирического героя, сравнивать позицию поэтов, выявлять способы ее выражения. | Испытывать чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней. | Анализировать, выделять существенное, грамотно строить устные высказывания. | 23.01 | |
6.6 | И. Северянин «Запевка». | Определять идею произведения, переживания лирического героя, сравнивать позицию поэтов, выявлять способы ее выражения. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, выделять существенное, грамотно строить устные высказывания, осуществлять поиск информации в различных источниках. | 25.01 | 10.02. |
6.7 | И.С. Никитин «Русь». | Определять идею произведения, переживания лирического героя, выявлять способы их выражения, соотносить мысли поэта и личные размышления. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить высказывания. | 27.01 | |
6.8 | Читальный зал. Н. Рубцов «Тихая моя родина». | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания, плани ровать читательскую деятельность. | 30.01 | 13.02 |
6.9 | Внеклассное чтение. Любимые стихотворения о родине. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями близкой тематики. | Испытывать чувство любви к Родине и природе, стремиться к бережному отношению к природным богатствам. | Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить высказывания, осуществлять само- и взаимооценку, корректно высказывать оценочное мнение. | 1.02 | |
Раздел 7. О прошлом Родины (6 часов) |
7.1 | «Повесть временных лет». | Определять особенности летописей, делать элементарный литературоведческий анализ текста, формулировать вопросы о прочитанном. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания. | 3.02 | 15.02 |
7.2 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». | Сравнивать произведения разных жанров, использовать цитирование для аргументации своего мнения. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, иметь познавательную мотивацию учения. | Анализировать, сравнивать, проводить аналогии, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания. | 6.02 | |
7.3 | Народные исторические песни. «Сборы польского короля на Русь». | Определять особенности исторической песни, делать элементарный литературоведческий анализ текста, формулировать вопросы о прочитанном. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания. | 8.02 | 17.02 |
7.4 | К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». | Определять основную мысль произведения, авторское отношение к герою, использовать цитирование для подтверждения своего мнения. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков людей. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания. | 10.02 | |
7.5 | Читальный зал. Ф.Н. Глинка «Москва». | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания, планировать читательскую деятельность. | 13.02 | 20.02 |
7.6 | Творческая работа по репродукции В.В. Маторина «Дмитрий Донской». | Создавать сочинения по репродукции картины с опорой на читательский опыт, придумывать рассказы с элементами описания и рассуждения. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Планировать собственную творческую деятельность, удерживать ориентиры деятельности, выполнять учебные действия в письменной форме. | 15.02 | |
Раздел 8. Прошла по земле война (7 часов) |
8.1 | А.А. Ахматова «Мужество». | Находить образные слова и выражения, объяснять их смысл. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, выделять существенное, грамотно строить устные высказывания. | 17.02 | 22.02 |
8.2 | Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». | Читать вслух и про себя с соблюдением скорости и литературных норм, сравнивать произведения и их героев. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, сравнивать, выделять существенное, грамотно строить устные высказывания. | 20.02 | 27.02 |
8.3 | Составление плана рассказа «Последний день Матвея Кузьмина». | Выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный план, пересказывать тест. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. | Планировать собственную учебную деятельность, осуществлять взаимопомощь. | 22.02 | |
8.4 | А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». | Выявлять изобразительные средства, определять отношение автора к персонажам, обращаться к тексту для подтверждения своей позиции. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, выделять существенное, аргументировать личную позицию. | 27.02 | 3.03. |
8.5 | К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». | Определять отношение автора к персонажам, обращаться к тексту для подтверждения своей позиции. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, выделять существенное, аргументировать личную позицию. | 1.03 | |
8.6 | А. Ахматова «Памяти друга». | Определять чувства автора произведения, опираясь на текст. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить высказывания. | 3.03 | 6.03 |
8.7 | Внеклассное чтение. Рассказы о детях-героях. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями близкой тематики. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, ориентироваться в нравственном содержании поступков людей. | Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить высказывания, осуществлять само- и взаимооценку, корректно высказывать оценочное мнение. | 6.03 | |
Раздел 9. О добре и красоте (14 часов) | |
9.1 | А.А. Фет «На рассвете». | Выявлять и характеризовать выразительные средства, читать стихотворения с правильным интонированием, темпом, ударениями. | Испытывать чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней. | Анализировать текст, выделять главное в соответствии с задачей, строить обсуждение в паре. | 10.03 | |
9.2 | И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…». | Выявлять и характеризовать выразительные средства, читать стихотворения с правильным интонированием, темпом, ударениями. | Испытывать эмпатию, чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней. | Анализировать текст, выделять главное в соответствии с задачей, синтезировать текст на основе анализа. | 13.03 | |
9.3 | Н.А. Некрасов «Саша». | Анализировать и выражать в устной форме чувства, вызванные чтением произведения, аргументировать свою позицию с использованием цитирования. | Испытывать чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней, эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать текст, строить грамотные высказывания, аргументировать позицию. | 15.03 | |
9.4 | Научно-популярные статьи «Кумушка лиса», «Ландыш», «Валдайский национальный парк». | Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. | Стремиться к углублению своих знаний. | Сравнивать и классифицировать типы литературных произведений, анализировать, ориентироваться в тексте, выделять в тексте существенную информацию. | 17.03 | |
9.5 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | Ориентироваться в тексте, составлять план текста для пересказа, выделять опорные слова, определять взаимосвязь образов, выраженных в разных формах. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Выделять существенное, классифицировать информацию, планировать учебную деятельность. | 20.03 | |
9.6 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | Пересказывать текст выборочно, составлять описание по опорным словам, передавать свое отношение к сюжету и героям произведения в заданной письменной форме. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Систематизировать информацию, синтезировать материал на основе анализа текста и собственных переживаний. | 22.03 | |
9.7 | Внеклассное чтение. Музыка и литература. | Проводить аналогии между произведениями разных видов искусств, жанров на близкую тематику, подбирать художественный материал в соответствии со своими ощущениями, передавать чувства в письменной форме. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, синтезировать материал, строить корректные высказывания в устной и письменной форме. | 24.03 | |
9.8 | А.Н.Майков «Мать». Контрольное чтение. | Определять основную мысль произведения, обращаться к тексту для подтверждения своего мнения. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, делать выводы, обосновывать точку зрения. | 3.04 | |
9.9 | Х.К.Андерсен «Соловей». | Читать со скоростью, позволяющей осознать содержание, воспринимать на слух содержание. | Иметь способность к эмпатии, сопереживанию, пониманию чувств других людей. | Получать информацию из различных источников, анализировать и высказывать свои эмоции и чувства. | 5.04 | |
9.10 | Работа с текстом сказки Г.-Х. Андерсена «Соловей». | Выделять в тексте основную мысль, определять причины поступков героев. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, регулирование поведения в соответствии с познанными этическими требованиями. | Аргументировать свою позицию с опорой на источник, строить логические высказывания, определять причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы. | 7.04 | |
9.11 | Чтение по ролям отрывков из сказки «Соловей». | Выделять слова автора, героев, читать по ролям с элементами драматизации. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. | Осуществлять само- и взаимооценку, корректно строить оценочные высказывания, удерживать ориентиры при выполнении учебного действия. | 10.04 | |
9.12 | Внеклассное чтение. Х.К.Андерсен «Снежная королева». | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, следовать алгоритму при письменной деятельности. | 12.04 | |
9.13 | Читальный зал. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». А.А. Блок «Летний вечер», С. Есенин «Черемуха», Б. Пастернак «Тишина». | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Испытывать чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания, планировать читательскую деятельность. | 14.04 | |
9.14 | Творческая работа по репродукции И. Шишкина «Рожь». | Создавать сочинения по репродукции картины, придумывать рассказы с элементами описания и рассуждения. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Планировать собственную творческую деятельность, удерживать ориентиры деятельности, выполнять учебные действия в письменной форме. | 17.04 | |
Раздел 10. Мир детства (12 часов) |
10.1 | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». | Читать по ролям, рассказывать об отношении автора к персонажам с использованием цитирования. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, делать выводы, планировать деятельность, строить корректные аргументированные высказывания, согласовывать работу в малой группе. | 19.04 | |
10.2 | Внеклассное чтение. Произведения русских поэтов о детях. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями близкой тематики. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить высказывания, осуществлять само- и взаимооценку, корректно высказывать оценочное мнение. | 21.04 | |
10.3 | Л.Н. Толстой «Детство». | Читать текст с правильным интонированием, выражая понимание смысла, выделять существенное в тексте, характеризовать персонажей с опорой на текст, создавать устный рассказ на заданную тематику. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, выделять существенное, формулировать и аргументировать высказывания. | 24.04 | |
10.4 | И.А. Бунин «Детство». | Выразительно читать наизусть, определять средства выражения авторского отношения, выделять рифмы. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Анализировать, выделять существенное по заданным параметрам, строить корректные аргументированные высказывания. | 26.04 | |
10.5 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | Читать с достаточной скоростью, чтобы понимать прочитанное. | Иметь познавательную мотивацию учения. | Высказывать оценочные суждения, передавать в устной речи свое отношение. | 28.04 | |
10.6 | Чтение по ролям фрагментов «Приключения Тома Сойера». | Читать текст по ролям. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Осуществлять само- и взаимооценку по критериям. | 3.05 | |
10.7 | В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой». | Читать с достаточной скоростью, чтобы понимать прочитанное. | Иметь познавательную мотивацию учения. | Высказывать оценочные суждения, передавать в устной речи свое отношение. | 5.05 | |
10.8 | Работа с текстом рассказа «Ножичек с костяной ручкой». | Выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный план, пересказывать тест. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения, испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Планировать собственную учебную деятельность, осуществлять взаимопомощь. | 10.05 | |
10.9 | М.И. Цветаева «Наши царства». | Выделять существенное, обращать внимание и приводить примеры выразительных средств. | Иметь способность к самооценке, испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, выделять существенное по заданным параметрам, строить корректные, аргументированные высказывания. | 12.05 | |
10.10 | Р.Л. Стивенсон «Страна кровати». | Выделять существенное, обращать внимание и приводить примеры выразительных средств, проводить аналогии. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Высказывать оценочные суждения, передавать в устной речи свое отношение. | 15.05 | |
10.11 | А.П.Чехов «Мальчики». | Читать с достаточной скоростью, чтобы понимать прочитанное. | Иметь познавательную мотивацию учения. | Высказывать оценочные суждения, передавать в устной речи свое отношение. | 17.05 | |
10.12 | Итоговое контрольное чтение. | Читать с достаточной скоростью, чтобы понимать прочитанное. | Иметь способность к самооценке | Анализировать, формулировать корректные аргументированные высказывания, оценивать собственную учебную деятельность. | 19.05 | |
Раздел 11. Удивительные приключения (6 часов) |
11.1 | Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена». | Составлять личное мнение о литературном произведении, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора. | Планировать собственную читательскую деятельность, корректно строить речь при решении коммуникативных задач. | 22.05 | |
11.2 | Р.Э. Распе «Верхом на ядре», «За волосы». | Составлять личное мнение о литературном произведении, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами. | Осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Анализировать, выделять существенное по заданным параметрам, строить корректные, аргументированные высказывания. | 24.05 | |
11.3 | Д. Свифт «Путешествия Гулливера». | Выделять существенное, обращать внимание и приводить примеры выразительных средств, проводить аналогии. | Осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Анализировать, выделять существенное по заданным параметрам, строить корректные, аргументированные высказывания. | 26.05 | |
11.4 | Итоговое тестирование. | Использовать полученную информацию при выполнении заданий литературоведческого плана. | Иметь способность к самооценке, осознавать причины успешности/неуспешности учения. | Осуществлять выбор задания в соответствии с критериями, контролировать свои действия, осуществлять взаимопомощь. | 29.05 | |
11.5 | Внеклассное чтение. Т.Крюкова «Хрустальный ключ». | Выражать основную мысль произведения, составлять личное мнение о произведении, определять жанровую принадлежность произведения. | Иметь познавательную мотивацию учения. | Анализировать, выделять существенное по заданным параметрам, строить корректные аргументированные высказывания. | 31.05 | |
11.6 | Защита проектов. | Выразительно и эмоционально рассказывать о процессе и результатах познавательно-исследовательской, творческой деятельности, отвечать на вопросы по содержанию своего исследования | Положительное отношение и интерес к изучению литературы. | Планировать личную познавательную деятельность, осуществлять поиск информации в различных источниках, строить логические высказывания, объяснять причинно-следственные связи. | | |