Никитина Т.В. маг., 1 курс, гр. 2 (ЖИВ)
Занятия изобразительным творчеством в летнем лагере будут проходить в старшей группе. В основном занятия будут проводиться на пленэре, и поэтому прообразом творческих замыслов подростков будет являться натура.
Стремление к овладению профессиональными знаниями, желание изучать живую натуру, выразить свое отношение к природе и ко многим явлениям окружающей жизни заставляют подростка исследовать свои пока еще скрытые возможности в каждом из видов изобразительной деятельности. Немалую роль играет изучение и открытие новых средств пластического выражения, познание которых поможет подросткам адекватно воспринимать профессиональное искусство.
По мере усложнения задач как в композиционной деятельности, так и при работе с натурой, детей (на примере их собственного творчества) подводят к таким понятиям, как композиционный ритм, цельность, пластическая выразительность, обобщенность. Это поможет им в дальнейшем воспринимать произведения искусства в музеях и на выставках.
В программу вводятся задания, связанные с совершенствованием индивидуальных творческих способностей подростков. Эти задания могут быть выполнены в разнообразных художественных техниках (как в области изобразительного, так и в области декоративно-прикладного искусства).
Принцип построения материала в программе следующий: от конкретных жанров, художественных техник, художественных материалов — к художественным проблемам.
Знакомство с этапами работы над воплощением художественного замысла в области изобразительного творчества позволит подростку открыть для себя широкий спектр возможностей художника.
№ | Тема образовательной программы | Доминирующая художественная задача | Практическая работа | Количество часов | Материалы и техника | Зрительный ряд |
1 | Наброски и зарисовки растений | Рассматривание живых цветов и трав, изучение декоративных композиций в живописи и графике (классическое наследие), произведений народного искусства (роспись). | 1) Выполнение зарисовок цветов, трав. Работа проводится индивидуально, то есть каждый зарисовывает или лежащую на столе, или прикрепленную к мольберту ветку растения; 2) Создание декоративной композиции в карандаше на основе зарисовки; 3) Выполнение декоративной композиции в цвете. | 3 | Бумага, графические материалы на выбор (черная гелевая ручка, пастель, цветные карандаши), гуашь, кисти. | Живые растения; книги и репродукции с изображением декоративных композиций, образцы народной росписи. |
2 | Натюрморт с летним букетом (с натуры) | Основы композиции натюрморта. Рассматривание произведений живописи и графики. | Композиционное размещение изображения в листе; выполнение натюрморта в цвете. | 4 | Бумага, карандаш, акварель, кисти. | Натюрморты К. Коровина, К. Петрова-Водкина, В. Стожарова. |
3 | Летний пейзаж (с натуры) | Передача пространства через первый план. Использование технических приемов работы с акварелью. | Рисунок пейзажа с рекой или озером с натуры. | 4 | Бумага, карандаш, акварель, кисти. | Пейзажи И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова |
4 | Человек в пейзаже (с натуры) | Знакомство учащихся с процессом работы художника над изображением человека. Изображение пропорций человека с натуры и по представлению. | Выполнение рисунка статичной фигуры человека в пейзаже. | 4 | Бумага, карандаш, акварель, кисти. | Наброски и зарисовки И. Репина, В. Серова, Э. Дега. |
5 | Композиция на тему «В деревне» | Основы композиции картины. Рассматривание произведений русских художников разных эпох. | Композиционные поиски; перенос композиции на бумагу большого формата; выполнение работы в цвете. | 5 | Бумага большого формата, материалы на выбор (акварель, акрил, пастель). | Работы Б. Кустодиева, З. Серебряковой, Н. Гончаровой. |
6 | Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ | Демонстрация своих работ, анализ и осмысление своих достижений, осуществление оценки и самооценки учебной деятельности. | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта. | 3 | Картон или бумага, ножницы, клей. | Детские работы, выполненные в течение всего пребывания в летнем лагере. |