СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование биология 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование соответствует ФГОС .

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование биология 9 класс»

Тематическое планирование. Биология.

Введение в общую биологию. 9 класс (68 часов, 2 часа в неделю)


и тема урока

Дата.

Характеристика видов деятельности учащихся

Планируемые результаты.

план

факт



Введение (3 часа)

1. Биология — наука о живой природе




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы:«биология», «микология», «бриология», «альгология», «палеоботаника», «генетика», «биофизика», «биохимия», «радиобиология», «космическая биология». Характеризуют биологию как науку о живой природе. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Приводят примеры профессий, связанных с биологией. Беседуют с окружающими (родственниками, знакомыми, сверстниками) о профессиях, связанных с биологией. Готовят презентации о профессиях, связанных с биологией, используя компьютерные технологии

Предметные: иметь представление о биологии, как науке о живой природе; о профессиях, связанных с биологией; об уровневой организации живой природы.

Личностные: воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.

Метапредметные:

Познавательные:

формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками

Регулятивные:

находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию

Коммуникативные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую форму .






2. Методы исследования

в биологии




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «наука», «научное исследование», «научный метод», «научный факт», «наблюдение», «эксперимент», «гипотеза», «закон», «теория».

Характеризуют основные методы научного познания, этапы научного исследования. Самостоятельно формулируют проблемы исследования. Составляют поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования

Предметные: иметь представление о биологии, как науке о живой природе; о профессиях, связанных с биологией; об уровневой организации живой природы.

Личностные: воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку. Метапредметные:

Регулятивные :

овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения

Коммуникативные:

ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность Познавательные:

оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений

3. Сущность жизни и свойства живого



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раздражимость», «размножение», «наследственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации живого». Дают характеристику основных свойств живого. Объясняют причины затруднений, связанных с определением понятия «жизнь». Приводят примеры биологических систем разного уровня организации. Сравнивают свойства, проявляющиеся у объектов живой и неживой природы

Предметные:иметь представление о биологии, как науке о живой природе;  о профессиях, связанных с биологией; об уровневой организации живой природы.

Знать:свойства живого;методы исследования биологии; значение биологических знаний в современной жизни.

Личностные: воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку. Метапредметные:

Познавательные:

формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками

Коммуникативные:

находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию

Регулятивные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую форму



Молекулярный уровень (10 часов)

4. Молекулярный уровень: общая характеристика



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «органические вещества», «белки», «нуклеиновые кислоты», «углеводы», «жиры (липиды)», «биополимеры», «мономеры». Характеризуют молекулярный уровень организации живого. Описывают особенности строения органических веществ как биополимеров. Объясняют причины изучения свойств органических веществ именно в составе клетки; разнообразия свойств биополимеров, входящих в состав живых организмов. Анализируют текст учебника с целью самостоятельного выявления биологических закономерностей

Предметные: знать представления о молекулярном уровне организации живого.

Личностные:овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Регулятивные:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные:

ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность

Познавательные:

оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений


5. Углеводы



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «углеводы, или сахариды», «моносахариды», «дисахариды», «полисахариды», «рибоза», «дезоксирибоза», «глюкоза», «фруктоза», «галактоза», «сахароза», «мальтоза», «лактоза», «крахмал», «гликоген», «хитин». Характеризуют состав и строение молекул углеводов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры углеводов, входящих в состав организмов, места их локализации и биологическую роль

Предметные: знать состав, строение и функции органических веществ (углеводов, липидов), входящих в состав живых организмов.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы

Метапредметные:

Регулятивные:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные:

ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность Познавательные:

формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках.

6. Липиды



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «липиды», «жиры», «гормоны», «энергетическая функция липидов», «запасающая функция липидов», «защитная функция липидов», «строительная функция липидов», «регуляторная функция липидов». Дают характеристику состава и строения молекул липидов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры липидов, входящих в состав организмов, места их локализации и биологическую роль. Обсуждают в классе проблемы накопления жиров организмами в целях установления причинно-следственных связей в природе

Предметные: знать состав, строение и функции органических веществ (углеводов, липидов), входящих в состав живых организмов.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы

Метапредметные:

Регулятивные:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные:

ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность

Познавательные:

формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника,

научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму


7. Состав и строение белков



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «белки, или протеины», «простые и сложные белки», «аминокислоты», «полипептид», «первичная структура белков», «вторичная структура белков», «третичная структура белков», «четвертичная структура белков». Характеризуют состав и строение молекул белков, причины возможного нарушения природной структуры (денатурации) белков. Приводят примеры денатурации белков

Предметные: знать состав, строение и функции белков, входящих в состав живого.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. Находить выход из спорных ситуаций

Метапредметные:

Познавательные:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения

Регулятивные:

ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность. Соотносить правильность выбора и результата действия

Коммуникативные:

оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений

8. Функции белков



Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры белков, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли

Предметные: знать состав, строение и функции белков, входящих в состав живого.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Коммуникативные:

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, вести устный письменный диалог, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Регулятивные:

Соотносить правильность выбора и результата действия

Познавательные:

формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой

9. Нуклеиновые кислоты



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нуклеиновая кислота», «дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК», «рибонуклеиновая кислота, или РНК», «азотистые основания», «аденин», «гуанин», «цитозин», «тимин», «урацил», «комплементарность», «транспортная РНК (тРНК)», «рибосомная РНК (рРНК)», «информационная РНК (иРНК)», «нуклеотид», «двойная спираль ДНК». Дают характеристику состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры нуклеиновых кислот, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли. Составляют план параграфа учебника. Решают биологические задачи (на математический расчет; на применение принципа комплементарности)

Предметные: состав, строение и функции нуклеиновых кислот, входящих в состав живого.

Личностные:овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Регулятивные:

формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками

Познавательные:

находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму

Коммуникативные:

Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность,

10. АТФ и другие органические соединения клетки



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аденозинтрифосфат (АТФ)», «аденозиндифосфат (АДФ)», «аденозинмонофосфат (АМФ)», «макроэргическая связь», «жирорастворимые витамины», «водорастворимые витамины». Характеризуют состав и строение молекулы АТФ. Приводят примеры витаминов, входящих в состав организмов, и их биологической роли. Готовят выступление с сообщением о роли витаминов в функционировании организма человека (в том числе с использованием компьютерных технологий). Обсуждают результаты работы с одноклассниками

Предметные: знать состав, строение и функции органических веществ (АТФ), входящих в состав живого.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Коммуникативные:

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Регулятивные:

сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Познавательные:

овладение ИКТ компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов научно-исследовательской деятельности в виде презентации

11. Биологические катализаторы

Лабораторная работа №1

Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой



Определяют понятия формируемые в ходе изучения темы: «катализатор», «фермент», «кофермент», «активный центр фермента». Характеризуют роль биологических катализаторов в клетке. Описывают механизм работы ферментов. Приводят примеры ферментов, их локализации в организме и их биологической роли. Устанавливают причинно-следственные связи между белковой природой ферментов и оптимальными условиями их функционирования. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты на основе содержания лабораторной работы

Предметные: уметь проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.Личностные:овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Коммуникативные:

формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками

Познавательные:

находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию

Регулятивные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую форму

12. Вирусы



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса. Описывают общий план строения вирусов. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. Обсуждают проблемы происхождения вирусов

Предметные: знать о вирусах как неклеточных формах жизни. Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные:

формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками

Коммуникативные:

находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию

Регулятивные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую форму

13. Обобщающий урок



Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы. Дают оценку возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянному процессу эволюции научного знания. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты

Предметные: знать состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Коммуникативные:

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Регулятивные:

сравнивать разные точки зрения, аргумен-тировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Познавательные:

овладение ИКТ компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов научно-исследова-тельской деятельности в виде презентации



Клеточный уровень (15 часов)

14. Клеточный уровень: общая характеристика



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клетка», «методы изучения клетки», «световая микроскопия», «электронная микроскопия», «клеточная теория». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, ее химический состав, методы изучения. Объясняют основные положения клеточной теории. Сравнивают принципы работы и возможности световой и электронной микроскопической техники

Предметные:знатьосновные методы изучения клетки; основные положения клеточной теории; меть представлениео клеточном уровне организации живого;

о клетке как структурной и функциональной единице жизни.

Личностные: уметь объяснять необходимость знаний о клеточной теории для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Метапредметные:

Познавательные:

формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой , находить биологическую информацию в различных источниках

Коммуникативные:

анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму

Регулятивные:

сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

15. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана», «клеточная мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». Характеризуют и сравнивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза. Описывают особенности строения частей и органоидов клетки. Устанавливают причинно-следственные связи между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза, строением и функциями клеточной мембраны. Составляют план параграфа

Предметные:знать особенности строения клетки; функции органоидов клетки.

Личностные: уметь объяснять необходимость знаний о строении и многообразии клеток

Метапредметные:

Познавательные:

формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой

Регулятивные:

находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию,

Коммуникативные:

Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму

16. Ядро



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «хроматин», «хромосомы», «кариотип», «соматические клетки», «диплоидный набор», «гомологичные хромосомы», «гаплоидный набор хромосом», «гаметы», «ядрышко». Характеризуют строение ядра клетки и его связи с эндоплазматической сетью. Решают биологические задачи на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе

Предметные: знать особенности строения клетки;  функции органоидов клетки.

Личностные:овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные:

формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму

Регулятивные:

умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели

Коммуникативные: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность

17. Эндоплазмати-ческая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эндоплазматическая сеть», «рибосомы», «комплекс Гольджи», «лизосомы». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение)

Предметные:знатьособенности строения клетки; функции органоидов клетки.

Личностные:овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные:

Умения ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность

Регулятивные:

оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений

18. Лизосомы

Митохондрии. Пластиды




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «лизосомы», «митохондрии», «кристы», «пластиды», «лейкопласты», «хлоропласты», «хромопласты», «граны»,


Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение)


Предметные:знать особенности строения клетки:митохондрии, пластиды, клеточный центр,

органоиды движения, функции органоидов клетки.

Личностные:овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные:

Умения ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность

Регулятивные:

оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений

19. Клеточный центр.
Органоиды движения. Клеточные включения





Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клеточный центр», «цитоскелет», «микротрубочки», «центриоли», «веретено деления», «реснички», «жгутики», «клеточные включения». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение



Предметные:знать особенности строения клетки:митохондрии, пластиды, клеточный центр,

органоиды движения, функции органоидов клетки.

Личностные:овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности

Коммуникативные:

Умения ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность

Регулятивные:

оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений

20. Особенности строения клеток эукариот и прокариот

Лабораторная работа №2.

Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «анаэробы», «споры». Характеризуют особенности строения клеток прокариот и эукариот. Сравнивают особенности строения клеток с целью выявления сходства и различия

Предметные:знать

 особенности строения клетки эукариот и прокариот.

Личностные:овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности

Регулятивные:

умения ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность Коммуникативные:

оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений

21. Обобщающий урок



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы

Характеризуют особенности строения клеток прокариот и эукариот. Сравнивают особенности строения клеток с целью выявления сходства и различия

Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение)

Предметные: знать особенности строения клетки; функции органоидов клетки.

Личностные:овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные:освоение приемов исследовательской и проектной деятельности

Коммуникативные: умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Регулятивные:

формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования

22. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ассимиляция», «диссимиляция», «метаболизм». Обсуждают в классе проблемные вопросы, связанные с процессами обмена веществ в биологических системах

Предметные: знать об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки.

Личностные:овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения

Регулятивные:

ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность

Коммуникативные:

оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений

23. Энергетический обмен в клетке




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы», «гликолиз», «полное кислородное расщепление глюкозы», «клеточное дыхание». Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов. Сравнивают энергетическую эффективность гликолиза и клеточного дыхания

Предметные: знать об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки.

Личностные:овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения

Регулятивные:

ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность

Коммуникативные:

оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений

24. Фотосинтез и хемосинтез




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «световая фаза фотосинтеза», «темновая фаза фотосинтеза», «фотолиз воды», «хемосинтез», «хемотрофы», «нитрифицирующие бактерии». Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют темновую и световую фазы фотосинтеза по схеме, приведенной в учебнике. Сравнивают процессы фотосинтеза и хемосинтеза. Решают расчетные математические задачи, основанные на фактическом биологическом материале

Предметные: знать об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Коммуникативные:

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации

Регулятивные:

корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью

Познавательные:

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

25. Автотрофы и гетеротрофы



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «автотрофы», «гетеротрофы», «фототрофы», «хемотрофы», «сапрофиты», «паразиты», «голозойное питание». Сравнивают организмы по способу получения питательных веществ. Составляют схему «Классификация организмов по способу питания» с приведением конкретных примеров (смысловое чтение)

Предметные:знатьспособы питания организмов.

Личностные:овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях

Метапредметные:

Коммуникативные:

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Познавательные:

Умение применять и представлять информацию умение, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Регулятивные

умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели,

корректное ведение диалога и участие в дискуссии

26. Синтез белков в клетке




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ген», «генетический код», «триплет», «кодон», «транскрипция», «антикодон», «трансляция», «полисома». Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипции и трансляции применяя принцип комплементарности и генетического кода

Предметные: иметь представление о гене, кодоне, антикодане, триплете, знать особенности процессов трансляции и транскрипции.

Личностные: уметь объяснять значение белков для живой природы.

Метапредметные:

Регулятивные:

уметь структурировать материал

Коммуникативные:

давать определения понятиям

Познавательные:

работать с различными источниками информации и работать в группах

27. Деление клетки. Митоз




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза», «анафаза», «телофаза», «редупликация», «хроматиды», «центромера», «веретено деления». Характеризуют биологическое значение митоза. Описывают основные фазы митоза. Устанавливают причинно-следственные связи между продолжительностью деления клетки и продолжительностью остального периода жизненного цикла клетки

Предметные: иметь представление о фазах митоза, процессе редупликации, жизненном цикле клетки, интерфазе.

Личностные: уметь объяснять необходимость знаний о митозе для понимания размножения клеток живых организмов.

Метапредметные:

Регулятивные:

самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные:

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные:

Предвидеть уровень усвоения знаний. Вести устный и письменный диалог

28. Проверочная работа по теме «Клеточный уровень»




Предметные: знать деление клетки; синтез белков клетки.

Личностные:овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные:

освоение приемов исследовательской деятельности

Коммуникативные:

умения давать определения понятиям, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать

Регулятивные

составление плана решения задач, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам решения



Организменный уровень (16 часов)

29. Размножение организмов.




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «размножение организмов», «бесполое размножение», «почкование», «деление тела», «споры», «вегетативное размножение», «половое размножение», «гаметы», «гермафродиты», «семенники», «яичники», «сперматозоиды», «яйцеклетки». Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путем

Предметные: иметь представление о видах бесполого размножения, половом размножении оперировать понятиями такими, как вегетативное размножение, споры, деление тела. Уметь приводить примеры организмов, размножающихся половым и бесполым способами.

Личносные: уметь объяснять необходимость знаний о размножении живых организмов для понимания процесса передачи наследственных признаков от поколения к поколению.

Метапредметные:

Познавательные:

владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности

Уметь работать с разными источниками информации

Коммуникативные:

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Регулятивные:

Уметь выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач

30. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гаметогенез», «период размножения», «период роста», «период созревания», «мейоз I», «мейоз II», «конъюгация», «кроссинговер», «направительные тельца», «оплодотворение», «зигота», «наружное оплодотворение», «внутреннее оплодотворение», «двойное оплодотворение у покрытосеменных», «эндосперм». Характеризуют стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Сравнивают митоз и мейоз. Объясняют биологическую сущность митоза и оплодотворения

Предметная: иметь представление о стадиях гаметогенеза, о ходе процесса мейоза, находить сходства и отличия митоза и мейоза, объяснять биологическую сущность митоза и мейоза.

Личностная: уметь объяснять необходимость знаний для понимания значения здорового образа жизни.

Метапредменая:

Регулятивные:

уметь анализировать и вносить коррективы;

Коммуникативные:

уметь правильно грамотно объяснять свою мысль Познавательные:

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,

31. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «онтогенез», «эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез)», «постэмбриональный период онтогенеза», «прямое развитие», «непрямое развитие», «закон зародышевого сходства», «биогенетический закон», «филогенез». Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности онтогенеза на примере различных групп организмов. Объясняют биологическую сущность биогенетического закона. Устанавливают причинно-следственные связи на примере животных с прямым и непрямым развитием

Предметные: иметь представление о эмбриональном развитии организмов, характеризовать постэмбриональный период развития организмов, суть и значение биогенетического закона. Уметь устанавливать причинно – следственные связи на примере организмов с прямым и непрямым развитием.

Личностные: уметь объяснять необходимость знаний темы для понимания эволюционных изменений живой природы; сохранения здоровья будущих поколений.

Метапредметные:

Регулятивные

готовность обучающихся к саморазвитию

Познавательные Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы

Коммуникативные :

уметь работать в парах .


32. Обобщающий урок



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы

Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путем

Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности онтогенеза на примере различных групп организмов

Объясняют биологическую сущность биогенетического закона. Устанавливают причинно-следственные связи на примере животных с прямым и непрямым развитием

Предметные: знать особенности размножения организмов, их способы

Личностные:овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные:

освоение приемов исследовательской и проектной деятельности

Коммуникативные:

умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Регулятивные:

формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования

33. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание

Практическая работа №1

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гибридологический метод», «чистые линии», «моногибридные скрещивания», «аллельные гены», «гомозиготные и гетерозиготные организмы», «доминантные и рецессивные признаки», «расщепление», «закон чистоты гамет». Характеризуют сущность гибридологического метода. Описывают опыты, проводимые Г.Менделем по моногибридному скрещиванию. Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании. Решают задачи на моногибридное скрещивание

Предметные: иметь представление о моногибридном скрещивании, понимать цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Иметь представление о гибридологическом методе, о аллельных генах, о гомо- и гетерозиготных организмах.

Личностные: уметь структурировать материал и давать определение понятиям; уметь взаимодействовать с одноклассниками; использовать полученные знания для решения генетических задач.

Метапредметные:Регулятивные:

давать определение понятиям

Познавательные:

работать с различными источниками информации

Коммуникативные:

делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи


34. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание

Практическая работа№2

Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании















Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное доминирование», «генотип», «фенотип», «анализирующее скрещивание». Характеризуют сущность анализирующего скрещивания. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на наследование признаков при неполном доминировании














Предметные: иметь представление о неполном доминировании признаков, генотипе и фенотипе, анализирующем скрещивании. Уметь решать задачи на наследование признаков при неполном доминировании.

Личностные: уметь объяснять роль генетических знаний для развития селекции живых организмов.

Метапредметные:Коммуникативные

уметь объяснять и аргументировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Регулятивные:

уметь планировать свою индивидуальную работу

Познавательные:

работать с различными источниками информации

35. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

Практическая работа №3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание









Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «дигибридное скрещивание», «закон независимого наследования признаков», «полигибридное скрещивание», «решетка Пеннета». Дают характеристику и объясняют сущность закона независимого наследования признаков. Составляют схемы скрещивания и решетки Пеннета. Решают задачи на дигибридное скрещивание







Предметные: иметь представление о дигибридном и полигибридном скрещивании, уметь использовать «решетку Пеннета» для решения задач на дигибридное скрещивание.

Личностные: знать основные правила и принципы наследования признаков живых организмов.

Метапредметные:

Личностные:

уметь объяснять, доказывать, защищать свои взгляды

Коммуникативные:

анализировать и оценивать информацию,

уметь объяснять и аргументировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

36. Проверочная работа №2

«Решение генетических задач»




Дают характеристику и объясняют сущность закона независимого наследования признаков.

Составляют схемы скрещивания и решетки Пеннета.

Решают задачи на дигибридное скрещивание, моногибридное скрещивание, на наследование признаков при неполном доминировании





Предметные: иметь представление о дигибридном и полигибридном скрещивании, уметь использовать «решетку Пеннета» для решения задач на дигибридное скрещивание.

Личностные: знать основные правила и принципы наследования признаков живых организмов.

Метапредметные: Личностные: уметь объяснять, доказывать, защищать свои взгляды Коммуникативные: анализировать и оценивать информацию

37. Сцепленное наследование признаков.

Закон Т. Моргана.







Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «Гомологичные хромосомы. Локус гена. Конъюгация»

Дают характеристику и объясняют сущность закона

Т. Моргана.

Объясняют причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.

Предметные: иметь представление о наследовании признаков сцепленных с полом, аутосомах и половых хромосомах, о гомогаметном и гетерогаметномполе;знать закон Т. Моргана; уметь решать задачи на наследование признаков сцепленных с полом.

Личностные: знание основных правил наследования признаков.

Метапредметные:Регулятивные: уметь работать с понятийным аппаратам Коммуникативные: применять полученные знания на практике и при решении задач

Личностные:

осуществлять эффективное взаимодействие с одноклассниками

38. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

Практическая работа №4

Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «сцепление гена с полом». Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Составляют схемы скрещивания. Устанавливают причинно-следственные связи на примере зависимости развития пола особи от ее хромосомного набора. Решают задачи на наследование признаков, сцепленных с полом

Предметные: иметь представление о наследовании признаков сцепленных с полом, аутосомах и половых хромосомах, о гомогаметном и гетерогаметномполе;знать закон Т. Моргана; уметь решать задачи на наследование признаков сцепленных с полом.

Личностные: знание основных правил наследования признаков.

Метапредметные:

Регулятивные:уметь работать с понятийным аппаратам Коммуникативные:

применять полученные знания на практике и при решении задач

Личностные: осуществлять эффективное взаимодействие с одноклассниками

39. Обобщающий урок



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы

Составляют схемы скрещивания. Устанавливают причинно-следственные связи на примере зависимости развития пола особи от ее хромосомного набора. Решают задачи

Предметные: знать понятия, формируемые в ходе изучения темы: «Генетика»

Характеризуют сущность моногибридного, дигибридного, анализирующего скрещивания. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи

Личностные:овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные:

освоение приемов решения задач

Коммуникативные:

умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Регулятивные:

составление плана задач решения, фиксирование результатов, формулировка выводов

40. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции

Практическая работа№5

Выявление изменчивости организмов



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «изменчивость», «модификации», «модификационная изменчивость», «норма реакции». Характеризуют закономерности модификационной изменчивости организмов. Приводят примеры модификационной изменчивости и проявлений нормы реакции. Устанавливают причинно-следственные связи на примере организмов с широкой и узкой нормой реакции. Выполняют практическую работу по выявлению изменчивости у организмов

Предметные: иметь представление о модификационной изменчивости, норме реакции. Уметь выделять существенные признаки для выявления изменчивости организмов.

Личностные: уметь объяснять и применять знания в практической деятельности.

Метапредметные: Познавательные: уметь структурировать информацию

Регулятивные: владеть составляющими проектной деятельности

41. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «генные мутации», «хромосомные мутации», «геномные мутации», «утрата», «делеция», «дупликация», «инверсия», «синдром Дауна», «полиплоидия», «колхицин», «мутагенные вещества». Характеризуют закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводят примеры мутаций у организмов. Сравнивают модификации и мутации. Обсуждают проблемы изменчивости организмов

Предметные: иметь представление о мутационной изменчивости, причинах мутаций. Знать виды мутаций и их влияние на организм. Владеть понятийным аппаратом.

Личностные: реализация установок здорового образа жизни.

Метапредметные:

Регулятивные: владеть составляющими проектной деятельности

Познавательные: Уметь сравнивать и делать выводы, работать с разными источниками информации

42. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.



Знакомятся с понятием селекция, примером разработки научных основ селекционной работы в нашей стране Н.И. Вавилова, законом гомологических рядов наследственной изменчивости.

Характеризуют центры происхождения культурных растений;

Сравнивают массовый и индивидуальный отбор.

Готовят сообщения «Селекция на службе человека».

Предметные: иметь представление о селекции, её становлении.

Личностные: уметь объяснять роль селекции для народного хозяйства.

Метапредметные:

Познавательные: уметь работать с различными источниками информации

Коммуникативные: делать выводы и заключения, уметь работать в группах

43. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «селекция», «гибридизация», «массовый отбор», «индивидуальный отбор», «чистые линии», «близкородственное скрещивание», «гетерозис», «межвидовая гибридизация», «искусственный мутагенез», «биотехнология», «антибиотики». Характеризуют методы селекционной работы. Сравнивают массовый и индивидуальный отбор. Готовят сообщения к уроку-семинару «Селекция на службе человека»

Предметные: иметь представление о селекции, её становлении, её методах (массовый отбор, индивидуальный отбор). Владеть понятийным аппаратом: близкородственное скрещивание, гетерозис, межвидовая гибридизация, искусственный мутагенез, биотехнология, антибиотики.

Личностные: уметь объяснять роль селекции для народного хозяйства.

Метапредметные:

Познавательные: уметь работать с различными источниками информации

Коммуникативные: делать выводы и заключения, уметь работать в группах

44. Обобщающий урок-семинар



Выступают с сообщениями, обсуждают сообщения с одноклассниками и учителями Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков.

Составляют схемы скрещивания.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Решают задачи на моногибридное скрещивание.наследование признаков при неполном доминировании, дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом.

Предметные: знать моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание.


Личностные:овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.


Метапредметные:

Познавательные: освоение приемов исследовательской и проектной деятельности


Коммуникативные:

включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи


Регулятивные:

формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования




Популяционно-видовой уровень (9часов)

45. Критерии вида.

Лабораторная работа №3. Изучение морфологического критерия вида.









Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вид», «морфологический критерий вида», «физиологический критерий вида», «генетический критерий вида», «экологический критерий вида», «географический критерий вида», «исторический критерий вида», «ареал», Дают характеристику критериев вида.

Выполняют практическую работу по изучению морфологического критерия вида. Смысловое чтение


Предметные: владеть понятийным аппаратом темы: вид, критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, географический, исторический), ареал, популяция, биологические сообщества.

Личностные: уметь объяснять и применять знания в практической деятельности.

Метапредметные:

Познавательные:уметь структурировать материал, уметь работать с различными видами лабораторного материала Коммуникативные:уметь выполнять задания по алгоритму, применять полученные знания на практике, описывать свойства объектов

46. Популяция – форма существования вида.



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «популяция», «свойства популяций», «биотические сообщества».

Описывают свойства популяций. Объясняют роль репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида

Предметные: иметь представление о популяционной генетике изменчивости генофонда.

Владеть понятийным аппаратом темы: популяционная генетика, генофонд, адаптация,

Личностные:сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение темы.

Метапредметные:

Познавательные: владение понятийным аппаратом Коммуникативные:выделять и видеть причины, уметь отстаивать свою точку зрения и обсуждать проблему

Регулятивные:

уметь воспринимать информацию в разных формах

47. Экологические факторы и условия среды




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «абиотические экологические факторы», «биотические экологические факторы», «антропогенные экологические факторы», «экологические условия», «вторичные климатические факторы». Дают характеристику основных экологических факторов и условий среды. Устанавливают причинно-следственные связи на примере влияния экологических условий на организмы. Смысловое чтение

Предметные: иметь представление об экологических факторах, условиях среды. Владеть понятийным аппаратом темы: популяционная генетика, генофонд, адаптация,

Личностные:сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение темы.

Метапредметные:

Познавательные: владение понятийным аппаратом Коммуникативные:выделять и видеть причины, уметь отстаивать свою точку зрения и обсуждать проблему

Регулятивные:

уметь воспринимать информацию в разных формах

48. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эволюция», «теория Дарвина», «движущие силы эволюции», «изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор», «синтетическая теория эволюции». Дают характеристику и сравнивают эволюционные представления Ж.Б.Ламарка и основные положения учения Ч.Дарвина. Объясняют закономерности эволюционных процессов с позиций учения Ч.Дарвина. Готовят сообщения или презентации о Ч.Дарвине в том числе с использованием компьютерных технологий. Работают с Интернетом как с источником информации

Предметные: иметь представление об эволюционной теории Ч. Дарвина, развитии эволюционных представлений до Дарвина, движущих силах эволюции, синтетической теории эволюции.

Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение темы. Владение составляющими учебно-исследовательской деятельностью.

Метапредметные:

Коммуникативные:уметь давать характеристику и сравнивать

Познавательные:

объяснять биологические закономерности

Познавательные:

уметь работать с Интернетом как с источником информации .

49. Популяция как элементарная единица эволюции




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «популяционная генетика», «генофонд». Называют причины изменчивости генофонда. Приводят примеры, доказывающие приспособительный (адаптивный) характер изменений генофонда. Обсуждают проблемы движущих сил эволюции с позиций современной биологии. Смысловое чтение

Предметные: иметь представление о популяции, как элементарной единице эволюции .

Владеть понятийным аппаратом темы «популяционная генетик, изменчивость генофонда»

Личностные:сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение темы.

Метапредметные:

Познавательные: владение понятийным аппаратом Коммуникативные:выделять и видеть причины, уметь отстаивать свою точку зрения и обсуждать проблему

Регулятивные:

уметь воспринимать информацию в разных формах

50. Борьба за существование и естественный отбор




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «внутривидовая борьба за существование», «межвидовая борьба за существование», «борьба за существование с неблагоприятными условиями среды», «стабилизирующий естественный отбор», «движущий естественный отбор». Характеризуют формы борьбы за существование и естественного отбора. Приводят примеры их проявления в природе. Разрабатывают эксперименты по изучению действий отбора, которые станут основой будущего учебно-исследовательского проекта. Смысловое чтение

Предметные: иметь представление о формах борьбы за существование и естественного отбора, приводить примеры их проявления в природе.

Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение темы. Владение составляющими учебно-исследовательской деятельностью.

Метапредметные: Коммуникативные:

уметь давать характеристику и сравнивать

Познавательные:

объяснять биологические закономерности.

Уметь работать с Интернетом как с источником информации .

51. Видообразо-вание




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «микроэволюция», «изоляция», «репродуктивная изоляция», «видообразование», «географическое видообразование». Характеризуют механизмы географического видообразования с использованием рисунка учебника. Смысловое чтение с последующим выдвижение гипотез о других возможных механизмах видообразования

Предметные: знать механизмы географического видообразования с использованием рисунка учебника.

Личностные: формирование научного мировоззрения в связи с развитием у учащихся представления о популяционно-видовом уровне.

Метапредметные:

Познавательные:

формирование умения давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, умение применять полученные знания на практике

Регулятивные:

Умение самостоятельно оценивать полученные знания по изученной теме. Контроль в форме тестовой работы

Коммуникативные:

формирование основ коммуникативной рефлексии, осуществление контроля и коррекции .

52. Макроэволюция




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «макроэволюция», «направления эволюции», «биологический прогресс», «биологический регресс», «ароморфоз», «идиоадаптация», «дегенерация». Характеризуют главные направления эволюции. Сравнивают микро- и макроэволюцию. Обсуждают проблемы макроэволюции с одноклассниками и учителем. Работают с дополнительными информационными источниками с целью подготовки сообщения или мультимедиа презентации о фактах, доказывающих эволюцию

Предметные: иметь представление о макроэволюции и ее направления. Знать пути достижения биологического прогресса.

Личностные: уметь объяснять необходимость знаний о макроэволюции для понимания процессов эволюции органического мира.

Метапредметные:

Личностные: социальная компетентность и устойчивое следование в поведении социальным нормам

Регулятивные:

Самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Познавательные:Моделировать, выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов Коммуникативные:

Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве


53. Проверочная работа №3 по теме «Популяционно – видовой уровень»



Дают характеристику популяционно-видового, экостстемного, биосферного уровней.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Выполняют задания учителя

Предметные: знать характеристикупопуляционно-видового, экостстемного, биосферного уровней.

Личностные:овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные:освоение приемов исследовательской и проектной деятельности

Коммуникативные:

включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения


Экосистемный уровень (7 часов

54. Сообщество, экосистема, биогеоценоз




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биотическое сообщество», «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз». Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня. Приводят примеры экосистем разного уровня. Характеризуют аквариум как искусственную экосистему

Предметные: иметь представление о биотическом сообществе. Знать экосистему и биогеоценоз.

Личностные: уметь объяснять необходимость знаний о сообществе, экосистеме и биогеоценозе для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Метапредметные:

Личностные: сознание ответственности человека при его действии на окружающую среду Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности .

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе, модели, схемы .Коммуникативные : вести устный и письменный диалог

55. Состав и структура сообщества




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «видовое разнообразие», «видовой состав», «автотрофы», «гетеротрофы», «продуценты», «консументы», «редуценты», «ярусность», «редкие виды», «видысредообразователи». Характеризуют морфологическую и пространственную структуру сообществ. Анализируют структуру биотических сообществ по схеме

Предметные: иметь представление о видовом разнообразии. Знать морфологическую и пространственную структуры сообществ.

Личностные: уметь объяснять необходимость знаний о видовом разнообразии для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Метапредметные:

Личностные:

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки Познавательные:

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого и исследовательского характера

Коммуникативные:

Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии .

56. Межвидовые отношения организмов в экосистеме




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нейтрализм», «аменсализм», «комменсализм», «симбиоз», «протокооперация», «мутуализм», «конкуренция», «хищничество», «паразитизм».Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей. Приводят примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях

Предметные: иметь представление о типах биологических взаимоотношений. Знать определение основных понятий.

Личностные: уметь объяснять необходимость знаний о типах биотических взаимоотношений для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Метапредметные:

Личностные:

навыки сотрудничества в разных ситуациях

Регулятивные: соотносить правильность выбора и результата действия

Познавательные:интерпретация информации, в том числе, с помощью ИКТ

Коммуникативные: Умение организовать в сотрудничестве взаимопомощь .

57. Потоки вещества и энергии в экосистеме




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «пирамида численности и биомассы». Дают характеристику роли автотрофных и гетеротрофных организмов в экосистеме. Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей

Предметные: иметь представление о потоке веществ и энергии в экосистеме. Знать пирамиды численности и биомассы.

Личностные: уметь объяснять необ-ходимость знаний о потоке веществ и энергии в экосистеме для понимания единства строения и функциони-рования органического мира.

Метапредметные:

Личностные:

находить выход из спорных ситуаций Регулятивные: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную Коммуникативные: Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Познавательные: умение выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач

58 Продуктивность сообщества.




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «чистая, первичная, вторичная продукции плодородие»

Сравнивают чистую, первичную, вторичную продукцию.


Предметные: иметь представление о первичной и вторичной сукцессии. Знать процессы саморазвития экосистемы.

Личностные: уметь объяснять необходимость знаний о саморазвитии экосистемы для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Метапредметные:

Личностные:готовность обучающихся к саморазвитию

Регулятивные: умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль

Познавательные : самостоятельно создавать алгоритмы деятельности .

59. Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия




Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «равновесие», «первичная сукцессия», «вторичная сукцессия». Характеризуют процессы саморазвития экосистемы. Сравнивают первичную и вторичную сукцессии. Коллективная проектная деятельность на тему: «Естественный биогеоценоз – дубрава

Предметные: иметь представление о первичной и вторичной сукцессии. Знать процессы саморазвития экосистемы.

Личностные: уметь объяснять необходимость знаний о саморазвитии экосистемы для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Метапредметные:

Личностные

готовность обучающихся к саморазвитию Регулятивные: : осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе

умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль учатся обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой

Познавательные : самостоятельно создавать алгоритмы деятельности умение извлекать информацию, представленную в разной форме в разных источниках

.


Биосферный уровень (10 часов

60. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов




Определяют понятия «биосфера», «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва», «организмы как среда обитания», «механическое воздействие», «физикохимическое воздействие», «перемещение вещества», «гумус», «фильтрация».Характеризуют биосферу как глобальную экосистему. Приводят примеры воздействия живых организмов на различные среды жизни

Предметные: иметь представление о средообразующей деятельности организмов. Знать определение понятия «биосфера».

Личностные: уметь объяснять необходимость знаний о средообразующей деятельности организмов для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Метапредметные:

Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

Регулятивные: умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели Коммуникативные:

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве

Познавательные:

умение применять и представлять информацию

61. Круговорот веществ в биосфере




Определяют понятия «биогеохимический цикл», «биогенные (питательные) вещества», «микротрофные вещества», «макротрофные вещества», «микроэлементы».Характеризуют основные биогеохимические циклы на Земле, используя иллюстрации учебника. Устанавливают причинно-следственные связи между биомассой (продуктивностью) вида и его значением в поддержании функционирования сообщества

Предметные: иметь представление о круговороте веществ в биосфере. Знать миксотрофные и макротрофные вещества.

Личностные: уметь объяснять необходимость знаний о круговороте веществ в биосфере для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Метапредметные:

Личностные:

формирование ценностного отношения к окружающему миру

Регулятивные: самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Познавательные:

Построение сообщений – рассуждений

62. Эволюция биосферы




Определяют понятия «живое вещество», «биогенное вещество», «биокосное вещество», «косное вещество», «экологический кризис».Характеризуют процессы раннего этапа эволюции биосферы. Сравнивают особенности круговорота углерода на разных этапах эволюции биосферы Земли. Объясняют возможные причины экологических кризисов. Устанавливают причинно-следственных связи между деятельностью человека и экологическими кризисами

Предметные: иметь представление об эволюции биосферы. Знать вещества, формирующие биосферу.

Личностные: уметь объяснять необходимость знаний об эволюции биосферы для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Метапредметные:

Личностные: формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные:

Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Познавательные : моделировать, выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов, умение применять и представлять информацию

63. Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы




Определяют понятия «креационизм», «самопроизвольное зарождение», «гипотеза стационарного состояния», «гипотеза панспермии», «гипотеза биохимической эволюции». Характеризуют основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Обсуждают вопрос возникновения жизни с одноклассниками и учителем

Определяют понятия «коацерваты», «пробионты», «гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток», «гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органоидов путем впячивания клеточной мембраны», «прогенот», «эубактерии», «архебактерии». Характеризуют основные этапы возникновения и развития жизни на Земле. Описывают положения основных гипотез возникновения жизни. Сравнивют гипотезы А.И.Опарина и Дж. Холдейна. Обсуждают проблемы возникновения и развития жизни с одноклассниками и учителем



Предметные: иметь представление о гипотезах возникновения жизни. Знать гипотезы креационизм и самопроизвольное зарождение.

Личностные: уметь объяснять необходимость знаний о гипотезах возникновения жизни для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Метапредметные: Личностные:

социальная компетентность и устойчивое следование в поведении социальным нормам

Регулятивные: предвидеть уровень усвоения знаний Познавательные : использовать знаково-символические средства, в том числе, модели, схемы .Коммуникативные

Умение организовать в сотрудничестве взаимопомощь

64. Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни



Определяют понятия «эра», «период», «эпоха», «катархей», «архей», «протерозой», «палеозой», «мезозой», «кайнозой», «палеонтология», «кембрий», «ордовик», «силур», «девон», «карбон», «пермь», «трилобиты», «риниофиты», «кистеперые рыбы», «стегоцефалы», «ихтиостеги», «терапсиды».Характеризуют развитие жизни на Земле в эры древнейшей и древней жизни. Приводят примеры организмов, населявших Землю в эры древнейшей и древней жизни. Устанавливают причинно-следственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы

Предметные: иметь представление об основных этапах развития жизни на Земле. Знать эры древнейшей и древней жизни

Личностные: уметь объяснять необходимость знаний о развитии представлений об основных этапах развития жизни на Земле для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Метапредметные:

Познавательные:

умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной и письменной речи

Личностные

Умение применять полученные знания на практике

Регулятивные:

Умение работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму Коммуникативные

Умение работать в малых группах

65. Развитие жизни в мезозое и кайнозое



Определяют понятия «триас», «юра», «мел», «динозавры», «сумчатые млекопитающие», «плацентарные млекопитающие», «палеоген», «неоген», «антропоген».Характеризуют основные периоды развития жизни на Земле в мезозое и кайнозое. Приводят примеры организмов, населявших Землю в кайнозое и мезозое. Устанавливают причинно-следственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы.

Предметные: иметь представление о развитии жизни в мезозое. Знать развитие жизни в кайнозое.

Личностные: уметь объяснять необходимость знаний о развитии жизни в мезозое и кайнозое для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Метапредметные: Коммуникативные

Осуществлять взаимный контроль Регулятивные: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные:

Интерпретация информации, в том числе, с помощью ИКТ

Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

66. Антропогенное воздействие на биосферу




Определяют понятия «антропогенное воздействие на биосферу», «ноосфера», «природные ресурсы».Характеризуют человека как биосоциальное существо. Описывают экологическую ситуацию в своей местности. Устанавливают причинно-следственные связи между деятельностью человека и экологическими кризисами

Предметные: иметь представление об антропогенном воздействии на биосферу. Знать природные ресурсы. Иметь представление о рациональном природопользовании. Знать об обществе одноразового потребление.

Личностные: уметь объяснять необходимость знаний об антропогенном воздействии на биосферу для понимания единства строения и функционирования органического мира. Уметь объяснять необходимость знаний о рациональном природопользовании для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Метапредметные: Коммуникативные

Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве

Регулятивные: Умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи

Познавательные:

Умение выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач Познавательные : самостоятельно создавать алгоритмы деятельности

67. Основы рационального природопользования



Определяют понятия «рациональное природопользование», «общество одноразового потребления».Характеризуют современное человечество как «общество одноразового потребления». Обсуждают основные принципы рационального использования природных ресурсов

Предметные: иметь представление об экологических проблемах. Знать природные ресурсы. Иметь представление о рациональном природопользовании. Знать об обществе одноразового потребление.

Личностные: уметь анализировать и оценивать последствия деятельности человека на биосферу. Уметь объяснять необходимость знаний о рациональном природопользовании для понимания единства строения и функционирования органического мира.

Метапредметные: Коммуникативные

Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве

Регулятивные: умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи Познавательные:

умение выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач Коммуникативные

Вести устный и письменный диалог

68 Обобщающий урок по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле».



Выступают с сообщениями по теме.

Представляют результаты учебно-исследовательской проектной деятельности.

Коллективная проектная деятельность на тему: «Наши истоки»

Предметные: иметь представление о развитии жизни на Земле.

Личностные: уметь объяснять необходимость знаний о развитии жизни для понимания единства строения и функционирования органического мира

Метапредметные:

Регулятивные: пониматьперспективы дальнейшей учебной работы, определятьцели и задачи усвоения новых знаний

Познавательные :описывать, сравнивать, классифицироватьприродные и социальные объекты на основеих внешних признаков (известных характерных свойств)

Коммуникативные

Обогащать их опыткультурногообщенияс одноклассниками, в семье, с другими людьми

Итого: 68 ч.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!