СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематические планирование по внеурочной программе "Японский язык и культура"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематические планирование по внеурочной программе "Японский язык и культура"»

























Рабочая программа по учебному предмету (курсу)

«Японский язык и культура»

8-9 класс














Автор:

Агибаева А.А.



















  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)


Изучение иностранного языка в основной школе направлено

на достижение обучающимися результатов, отвечающих требованиям ФГОС к освоению основной образовательной программы

основного общего образования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (8-9 кл.) освоение учебного предмета «Японский язык» предполагает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты учебного предмета включают в себя:

Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

представление о способах противодействия коррупции;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;

осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны отражать:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленныена решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различия и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждение, обмен мнениями, «мозговой штурм» и др.);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать на себя ответственность за решение;

2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

различать, называть собственные эмоции и эмоции других, управлять ими;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).


Предметные результаты

Предметные результаты освоения основной образовательной программы по иностранному (японскому) языку для основного общего образования.


Коммуникативные умения

1) Владеть основными видами речевой деятельности:

говорение: вести разные виды диалогов диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос;

комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и/или зрительными опорами или без опор, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в стране/странах изучаемого языка (до 7 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; повествование/сообщение) с вербальными и/или зрительными опорами или без опор в рамках тематического содержания речи (объём монологического высказывания — до 8 фраз); выражать и кратко аргументировать своё мнение, излагать основное содержание прочитанного/прослушанного текста с вербальными и/или зрительными опорами (объём — 8 фраз); излагать результаты выполненной проектной работы (объём — 8 фраз);

аудирование: воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации (время звучания текста/текстов для аудирования — до 1,5 минут);

смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием ужной/интересующей/запрашиваемой информации, с полным пониманием содержания (объём текста/текстов для чтения — до 120 знаков); читать несплошные тексты (таблицы, диаграммы) и понимать представленную в них информацию;

письменная речь: заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в стране/странах изучаемого языка (объём сообщения — до 100 знаков); создавать небольшое письменное высказывание с опорой на образец, план, таблицу и/или прочитанный/прослушанный текст (объём высказывания — до 80 знаков).

Языковые навыки и умения

2) Владеть фонетическими навыками:

различать на слух и правильно произносить все звуки японского языка;

знать звуки японского алфавита годзюон, уметь читать азбуки хирагана и катакана;

знать структуру японского слога;

различать на слух и адекватно, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произносить слова на японском языке;

читать новые слова, записанные с помощью японского фонетического алфавита, согласно основным правилам чтения японского языка;

читать вслух и понимать небольшие адаптированные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию, при этом демонстрируя понимание содержания текста (до 110 знаков);

знать систему японско-русской транскрипции Поливанова и правильно произносить японские слова, записанные в этой транскрипции;

выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;

интонационно выражать чувства и эмоции.

3) Владеть иероглифическими, орфографическими и пунктуационными навыками:

правильно писать изученные слова в иероглифике и азбуках хирагана и катакана, а также применять их в рамках изучаемого лексико-грамматического материала;

использовать основополагающие правила написания японских иероглифов и порядка черт при создании текстов в иероглифике;

анализировать иероглифы по количеству черт, указывать сходство и различия в написании изученных иероглифов;

идентифицировать структуру изученных иероглифов, выделять иероглифические ключи, графемы и черты, в фоноидеограммах — ключи и фонетики;

распознавать в иероглифическом тексте знакомые иероглифические знаки, в том числе в новых сочетаниях, уметь читать и записывать данные знаки;

читать печатные и рукописные тексты, записанные современным иероглифическим письмом, содержащие изученные иероглифы;

записывать услышанный текст в пределах изученной лексики в иероглифике и азбуки;

транскрибировать изученные слова, записанные иероглификой, в системе Поливанова;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях, между однородными членами предложения и в конце предложения;

набирать иероглифический текст на компьютере, пользоваться иероглификой при поиске информации в сети Интернет;

использовать иероглифику при создании презентаций и других учебных произведений на компьютере;

использовать иероглифическую догадку в случаях выявления незнакомого сочетания иероглифов.

4) Распознавать в звучащем и письменном тексте 650 лексических единиц и правильно употреблять в устной и письменной речи 600 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости;

распознавать и употреблять в речи распространённые реплики-клише речевого этикета, наиболее характерные для культуры Японии;

распознавать и употреблять в речи ряд интернациональных лексических единиц;

понимать смысловые особенности изученных лексических единиц и употреблять слова в соответствии с нормами лексической сочетаемости;

узнавать и употреблять в соответствии с правилами грамматики речевые обороты и рамочные конструкции, служащие для формирования сложных предложений;

понимать многофункциональность частей речи и определять частеречную принадлежность изученных лексических единиц в зависимости от их позиции в предложении в пределах тематики в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

использовать языковую, в том числе контекстуальную, догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по значению их элементов, по структуре иероглифических знаков).

5) Знать и понимать особенности структуры простых и сложных предложений японского языка, различных коммуникативных типов предложений японского языка;

Предметные результаты освоения основной образовательной программы по иностранному (японскому) языку для основного общего образования (8–9 классы).

В рамках заявленных в программе коммуникативных тем учащиеся, используя представленный объем лексики и грамматических конструкций смогут:

- научиться приветствовать преподавателя и одноклассников по-японски, уточнить имя человека;

- уметь переспросить имя человека, поправить собеседника, если он неправильно произнес имя;

- уметь уточнить название предмета по-японски или узнать название предмета;

- уметь назвать свои предметы и предметы других, уметь спросить, чей это предмет;

- рассказать о своей семье, назвать возраст, количество человек в семье;

- уметь сказать, где работают или учатся люди;

- уметь сказать, когда работают разные службы в городе (банк, библиотека и т.д.);

- уметь рассказать о том, что и когда делают люди, составление расписания дня и недели;

- уметь употребить глаголы движения с частицей направления движения;

- употребление глаголов движения с разными падежами;

- научиться употреблять переходные глаголы;

- научиться употреблять переходные глаголы в разных предложениях;

- уметь составить монолог на заданную тему, уметь обсудить в диалогах и полилогах заданную тему;

- научиться рассказывать о погоде;

- научиться рассказывать о погоде и природе Японии;

- научиться выбирать вещь в магазине, говорить о покупках;

- научиться говорить о цене вещи, выбирать вещь и описывать её;

- научиться звать собеседника куда-либо, научиться говорить о цели движения;

- научиться обосновать причину какого-то занятия или приглашения человека куда-либо;

- научиться описывать положение предметов в пространстве;

- научиться описывать обладание вещами через глаголы arimasu, imasu, употреблять счётные слова;

- научиться употреблять глаголы в прошедшем времени;

- научиться употреблять вышеупомянутые части речи в прошедшем времени;

- сформулировать цель поездки в Японию;

- сформулировать желания в прошедшем времени;

- уметь рассказать о будущей профессии и об изменении состояний;

- уметь описать своё состояние, спросить о состоянии друга/родственника;

- рассказать о подарках, которые дарите близким и друзьям;

- рассказать о японских праздниках, перечисляя действия.

Грамматическое наполнение курса, а также примеры лингвострановедческих материалов представлены в таблице поурочного планирования ниже.

6) Владеть социокультурными знаниями и умениями:

употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения тематическую фоновую лексику, а также основные нормы речевого этикета, принятые в Японии;

кратко представлять родную страну и культуру на японском языке;

вести беседу о сходстве и различиях в традициях своей страны и Японии, а также других стран, в которых широко используется японский язык, об особенностях образа жизни, быта, культуры, о некоторых произведениях художественной литературы, кинематографа, музыки, всемирно известных достопримечательностях на японском языке;

понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала;

соблюдать речевой этикет в ситуациях формального и неформального общения в рамках изученных тем;

оказывать помощь зарубежным гостям в России в ситуациях повседневного общения на японском языке;

оперировать в процессе устного и письменного общения изученными сведениями о социокультурном портрете Японии, сведениями об особенностях образа жизни, быта и культуры японцев.

7) Владеть компенсаторными умениями:

выходить из положения при дефиците языковых средств;

использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную;

игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного/прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации;

использовать при говорении переспрос и уточняющий вопрос, вопрос-просьбу, описание предмета/объяснение явления вместо его названия, перефразирование;

уточнять смысл незнакомых слов;

использовать в продуктивных видах речевой деятельности (говорение и письменная речь) оптимальную для себя стратегию решения коммуникативной задачи;

использовать при подготовке учебных проектов иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет;

достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, с представителями другой культуры;

игнорировать лексико-грамматические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста;

сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.



Коммуникативные умения

1) Владеть основными видами речевой деятельности:

говорение: вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и/или зрительными опорами или без опор, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в стране/странах изучаемого языка (до 8 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; повествование/сообщение, рассуждение) с вербальными и/или зрительными опорами или без опор в рамках тематического содержания речи (объём монологического высказывания — до 8–9 фраз); излагать основное содержание прочитанного/прослушанного текста со зрительными и/или вербальными опорами (объём — 8–9 фраз); излагать результаты выполненной проектной работы (объём — 8–9 фраз);

аудирование: воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации (время звучания текста/текстов для аудирования — до 1,5 минут);

смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации, с полным пониманием содержания (объём текста/текстов для чтения — до 140 знаков); читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы) и понимать представленную в них информацию;

письменная речь: заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в стране/странах изучаемого языка (объём сообщения — до 110 знаков); создавать небольшое письменное высказывание с опорой на образец, план, таблицу, прочитанный/прослушанный текст (объём высказывания — до 100 знаков); заполнять таблицу, кратко фиксируя содержание прочитанного/прослушанного текста; письменно представлять результаты выполненной проектной работы (объём до 100 знаков).

Языковые навыки и умения

2) Владеть фонетическими навыками:

различать на слух и правильно произносить все звуки японского языка;

знать звуки японского алфавита годзюон, уметь читать азбуки хирагана и катакана;

знать структуру японского слога;

различать на слух и адекватно, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произносить слова на японском языке;

читать новые слова, записанные с помощью японского фонетического алфавита, согласно основным правилам чтения японского языка;

читать вслух и понимать небольшие адаптированные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию, при этом демонстрируя понимание содержания текста (до 150 знаков);

знать систему японско-русской транскрипции Поливанова и правильно произносить японские слова, записанные в этой транскрипции;

выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;

интонационно выражать чувства и эмоции.

3) Владеть иероглифическими, орфографическими и пунктуационными навыками:

правильно писать изученные слова в иероглифике и азбуках хирагана и катакана, а также применять их в рамках изучаемого лексико-грамматического материала;

использовать основополагающие правила написания японских иероглифов и порядка черт при создании текстов в иероглифике;

анализировать иероглифы по количеству черт, указывать сходство и различия в написании изученных иероглифов;

идентифицировать структуру изученных иероглифов, выделять иероглифические ключи, графемы и черты, в фоноидеограммах — ключи и фонетики;

распознавать в иероглифическом тексте знакомые иероглифические знаки, в том числе в новых сочетаниях, уметь читать и записывать данные знаки;

читать печатные и рукописные тексты, записанные современным иероглифическим письмом, содержащие изученные иероглифы;

записывать услышанный текст в пределах изученной лексики в иероглифике и азбуки;

транскрибировать изученные слова, записанные иероглификой, в системе Поливанова;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях, между однородными членами предложения и в конце предложения;

набирать иероглифический текст на компьютере, пользоваться иероглификой при поиске информации в сети Интернет;

использовать иероглифику при создании презентаций и других учебных произведений на компьютере;

использовать иероглифическую догадку в случаях выявления незнакомого сочетания иероглифов.

4) Распознавать в звучащем и письменном тексте 780 лексических единиц и правильно употреблять в устной и письменной речи 750 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости;

распознавать и употреблять в речи распространённые реплики-клише речевого этикета, наиболее характерные для культуры Китая и других стран изучаемого языка;

распознавать и употреблять в речи ряд интернациональных лексических единиц;

понимать смысловые особенности изученных лексических единиц и употреблять слова в соответствии с нормами лексической сочетаемости;

узнавать и употреблять в соответствии с правилами грамматики речевые обороты и рамочные конструкции, служащие для формирования сложных предложений;

понимать многофункциональность частей речи и определять частеречную принадлежность изученных лексических единиц в зависимости от их позиции в предложении в пределах тематики в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

использовать языковую и контекстуальную догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по значению их элементов, по структуре иероглифических знаков);

узнавать и употреблять в соответствии с правилами грамматики лексические единицы, обозначающие меры длины, веса и объема;

узнавать и употреблять в соответствии с правилами грамматики конструкции сравнения, уподобления, категорическое утверждение и отрицание, предложения пассивного строя;

использовать в речи некоторые идиомы в соответствии с коммуникативной ситуацией.

5) Знать и понимать особенности структуры простых и сложных предложений японского языка, различных коммуникативных типов предложений японского языка;

В рамках заявленных в программе коммуникативных тем учащиеся, используя представленный объем лексики и грамматических конструкций смогут:

- составить монолог о себе на японском языке, уметь принять участие в обсуждении;

- составить рассказ о том, как учащийся провёл летние каникулы, уметь принять участие в обсуждении данной темы;

- уметь подробно рассказать о членах семьи и их занятиях, обсудить это с другими учащимися;

- уметь подробно рассказать о занятиях людей в данный конкретных момент;

- использовать повелительные формы глаголов, участвовать в диалогах с просьбами что-то сделать;

- рассказать о своём расписании, о распорядке дня, используя различные формы перечисления действия;

- уметь рассказать о том, что запрещено или разрешено делать где-либо;

- уметь попросить собеседника не делать что-то;

- уметь рассказать о том, что необходимо делать и что можно не делать школьникам;

- уметь рассказывать о своих увлечениях;

- уметь рассказывать о своих увлечениях и о том, что кто-то умеет или не умеет;

- уметь перечислить некоторые действия, характерные для данной ситуации;

- уметь рассказать о разных занятиях в прошлом;

- уметь последовательно рассказать о своих действиях в течение дня;

- познакомиться со всеми просторечными формами японского языка, попробовать общаться, используя их;

- уметь рассказать о том, что думает говорящий и как он оценивает происходящее;

- уметь передать чье-то сообщение, чью-то цитату;

- описывать окружающие предметы с помощью сложных определений;

- уметь описать людей (по картинкам, составить «портреты» одноклассников);

- научиться рассказывать о подарках и праздниках;

- порассуждать о том, что учащиеся будут делать, когда/если поедут в Японию;

- сказать, куда учащиеся точно поедут и что будут делать в Японии;

- уметь сказать, что нельзя/можно одновременно осуществлять какие-то действия;

- уметь рассказать, как решить какую-то ситуацию, если мешают какие-то обстоятельства;

- уметь раскрыть как позитивные стороны какого-то места/события/явления;

- представить, что вы проводите экскурсию для друга-японца, и рассказываете ему, что можно делать в Москве;

- научиться сглаживать свои высказывания по помощи частицы n.

Грамматическое наполнение курса, а также примеры лингвострановедческих материалов представлены в таблице поурочного планирования ниже.

6) Владеть социокультурными знаниями и умениями:

употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения тематическую фоновую лексику, а также основные нормы речевого этикета, принятые в Японии;

кратко представлять родную страну и культуру на японском языке;

вести беседу о сходстве и различиях в традициях своей страны и Японии, а также других стран, в которых широко используется японский язык, об особенностях образа жизни, быта, культуры, о некоторых произведениях художественной литературы, кинематографа, музыки, всемирно известных достопримечательностях на японском языке;

понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала;

соблюдать речевой этикет в ситуациях формального и неформального общения в рамках изученных тем;

оказывать помощь зарубежным гостям в России в ситуациях повседневного общения на японском языке;

оперировать в процессе устного и письменного общения изученными сведениями о социокультурном портрете Японии, сведениями об особенностях образа жизни, быта и культуры японцев.

7) Владеть компенсаторными умениями:

выходить из положения при дефиците языковых средств;

использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную;

игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного/прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации;

использовать при говорении переспрос и уточняющий вопрос, вопрос-просьбу, описание предмета/объяснение явления вместо его названия, перефразирование;

уточнять смысл незнакомых слов;

использовать в продуктивных видах речевой деятельности (говорение и письменная речь) оптимальную для себя стратегию решения коммуникативной задачи;

использовать при подготовке учебных проектов иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет;

достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, с представителями другой культуры;

игнорировать лексико-грамматические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста;

сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.


  1. Содержание учебного предмета



1. Приветствие. Представление себя

2. В нашем классе

3. В нашей школе

4. Семья

5. В городе

6. Мы едем в Киото

7. Я смотрю кино в кинотеатре

8. Один мой день

9. Сегодня хорошая погода

10. Покупки в магазине

11. Давай пойдём в ресторан!

12. Приходи ко мне в гости!

13. На прошлой неделе я был на Хоккайдо

14. Я хочу поехать в Японию летом

15. Я хочу стать врачом

16. Мой друг в больнице, но у него день рождения

17. Праздники в Японии



Общая характеристика учебного предмета

Иностранный язык (в данном случае японский) входит в общеобразовательную область «Востоковедение». В современном мире в условиях глобализации и развития информационно-коммуникационных технологий важнейшее значение приобретает знание иностранных языков, которое повышает конкурентоспособность личности и вносит неоценимый вклад в успешную учебную и профессиональную деятельность каждого человека. Изучение иностранного языка призвано сформировать у учащегося коммуникативную компетенцию, то есть подготовить его для осуществления иноязычного межличностного и межкультурного общения с носителями языка.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Цель освоения дисциплины «Японский язык» – развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в единстве ее составляющих: языковой, речевой, межкультурной и академической компетенций. Иноязычная профессионально-коммуникативная компетенция представляет собой готовность и способность осуществлять иноязычное общение в условиях межкультурной профессиональной коммуникации.

К концу обучения учащиеся 9 класса, изучающие японский язык, в среднем достигают международного уровня A1.2 по шкале требований «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка» (Common European Framework of Reference — CEFR) или половины (части материала после введения понятия об основах глагола и устойчивых грамматических конструкциях) уровня 5 из 5 национального экзамена по определению уровня владения японским языком JLPT. То есть, выпускник 9 класса осваивает полностью уровень 5. Программа направлена на достижение максимального соответствия уровня иноязычной подготовки учащихся международным стандартам в обучении иностранным языкам.

В результате освоения дисциплины учащийся должен:

· Знать определенный методическими требованиями массив лексики, нормативные речевые обороты и клишированные выражения литературного и разговорного языка, характерные для монологической и диалогической письменной и устной речи и необходимые для общения на требуемом уровне;

· Уметь устно и письменно грамотно переводить с японского языка на русский и с русского на японский речевые клише в рамках изученной грамматики и лексики, уметь общаться в определенных ситуациях, возникающих во время пребывания в стране изучаемого языка, уметь рассказывать о своих личных впечатлениях, кратко обосновывать свои намерения и взгляды.

Также учащиеся овладеют большим объемом страноведческих знаний и будут способны представлять их на японском языке. Курс будет дополнен образовательными мультимедийными материалами на японском языке.

В программе курса прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными предметами. Также подчеркивается важность получения качественного образования, путем систематического повторения пройденного материала. Каждому ученику представится возможность самовыразиться в сочинениях на японском языке и устных выступлениях.

Основные задачи курса: образовательные - расширение знаний о языке и культуре Японии. Воспитательные - воспитание любви и уважения к Родине через призму изучения языка и традиций другой страны и формирование у учащихся толерантного отношения к членам социума. Развивающие - развитие различных речевых навыков на материале японского языка.

Организация рабочего места: просторное светлое помещение, отвечающее сани-тарно-гигиеническим требованиям, с достаточным дневным и вечерним освещением. Учебное оборудование должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения наглядных пособий. При проведении дистанционных занятий во время всего урока у преподавателя и учащихся должна быть включена камера компьютера или планшета.

Освоение программы предполагает получение учащимся следующих навыков и компетенций:

Умение участвовать в диалогах, полилогах, а также составить устный монолог и написать связный текст на одну из представленных тем и подтем:

1. Приветствия и знакомство. Мои летние каникулы

2. Моя семья. Сейчас мы на пикнике

3. В школе. Мой день, моё расписание

4. Правила и этикет. Правила в школе

5. Учиться, учиться и ещё раз учиться!

6. Мои хобби. Хобби моих друзей

7. Свободное время. Путешествия и поездки

8. Мои будни и выходные. Мой выходной

9. Мой японский друг. Японские традиции

10. Вдохновение. Цитаты великих людей

11. Мир вокруг. Мои классные друзья

12. Праздники и подарки. День рождения друга

13. Помечтаем! Места в Японии, которые я хочу посетить

14. Решаем проблемы. Даже если…

15. Мой любимый город. Что можно делать в Москве

16.Я же проснулся в шесть утра…



  1. Тематическое планирование


Номер темы

Часы

Содержание

Комментарии

1

2

Тема: Приветствие

Грамматика: Простое повествовательное предложение с именным сказуемым (связка desu). Частица wa топик. Вопросительная частица ka.

Лексика: местоимения, имена существительные, клише-приветствия. Слова hai, iie (да/нет)

Письменность: Соотнесение звуков японского языка по таблице gojuon и латинской транскрипции

Цель урока: научиться приветствовать преподавателя и одноклассников по-японски, уточнить имя человека

Уже на первом занятии можно взять буквы A,I,U,E,O, если учащиеся подготовлены


2

Тема: Приветствие. Представление себя

Грамматика: Простое повествовательное предложение с именным сказуемым (отрицание связки, форма dewaarimasen) Частица mo (тоже)

Лексика: местоимения, имена существительные, клише-приветствия, вопросительное слово dare (кто?)

Письменность: буквы азбуки хирагана A, I, U, E, O, KA, KI, KU, KE, KO. Понятие об удлинении гласных (choon)

Культурный аспект: знакомство с тремя видами письменности

Цель урока: уметь переспросить имя человека, поправить собеседника, если он неправильно произнес имя


2

2

Тема: В нашем классе

Грамматика: Указательные местоимения kore, sore, are (это, то, вон то). Вопросительное слово nan (nani) (что?). Три типа вопроса

Лексика: имена существительные, предметы, которые окружают учащихся

Письменность: буквы азбуки хирагана SA, SHI, SU, SE, SO, TA, CHI, TSU, TE, TO. Понятие об озвончении глухих согласных (nigori)

Иероглифы: 一、ニ、三、四、五

Цель урока: уметь уточнить название предмета по-японски или узнать название предмета



2

Тема: В нашем классе

Грамматика: Определительные местоимения kono, sono, ano (этот, тот, вон тот). Притяжательная частица no

Лексика: имена существительные, предметы, которые окружают учащихся

Письменность: буквы азбуки хирагана

NA, NI, NU, NE, NO, HA, HI, FU, HE, HO Понятие об удвоении согласного звука (sokuon), дополнительном озвончении глухих согласных hannigori (звуки па)

Культурный аспект: видео о японских школах, уроках

Цель урока: уметь назвать свои предметы и предметы других, уметь спросить, чей это предмет


3

2

Тема: В нашей школе

Грамматика: Определительные местоимения koko, soko, asoko (тут, там, вон там). Вопросительное слово doko (где?)

Лексика: имена существительные (места в школе), предметы, которые окружают учащихся

Письменность: буквы азбуки хирагана

MA, MI, MU, ME, MO, YA, YU, YO

Понятие о йотированных звуках (yoon)

Иероглифы: 六、七、八、九、十、名

Культурный аспект: как выглядят японские школы, как там проходят уроки

Цель урока: уметь назвать свои предметы и предметы других, уметь спросить, чей это предмет



2

Обобщающая к/р

Тема: «В нашей школе», «В нашем классе»

Грамматика: обобщение всех указательных и определительных слов

Лексика: имена существительные, предметы, которые окружают учащихся

Цель урока: рассказать о классе, о Лицее

Урок-презентация

Сделать видео и фото о себе и о Лицее

4

2

Тема: Семья

Грамматика: Обобщение пройденной грамматики.

Лексика: имена существительные (члены семьи названия профессий), цифры (до 100, определение возраста), счётное слово nin (человек)

Письменность: буквы азбуки хирагана

RA, RI, RU, RE, RO, WA, WO, N

Иероглифы: 人、父、母、月、日、休

Цель урока: рассказать о своей семье, назвать возраст, количество человек в семье



2

Тема: Семья

Грамматика: Непереходные глаголы в настоящем времени, частица de (указание на место активного действия)

Лексика: названия некоторых мест, глаголы делать, работать, учиться, отдыхать

Письменность: буквы азбуки хирагана обобщение

Культурный аспект: японская семья (фото, видео, аниме)

Цель урока: уметь сказать, где работают или учатся люди


5

2

Тема: В городе

Грамматика: частица ni (временная точка), частицы kara-made (с-до)

Лексика: названия некоторых мест, часы, минуты, дни недели, глаголы начинаться и заканчиваться

Письменность: буквы азбуки катакана A, I, U, E, O, KA, KI, KU, KE, KO. Понятие об удлинении гласных в заимствованных словах (choon)

Иероглифы: 時、分、午、後、前、半、今

Цель урока: уметь сказать, когда работают разные службы в городе (банк, библиотека и тд)



2

Тема: В городе

Грамматика: частица ni (временная точка), частицы kara-made (с-до). Обобщение пройденного грамматического материала с глаголами.

Лексика: месяцы, дни месяца

Письменность: буквы азбуки катакана SA, SHI, SU, SE, SO, TA, CHI, TSU, TE, TO. Понятие об озвончении глухих согласных (nigori)

Культурный аспект: вывески в Японии, умение прочитать вывеску, определить время работы

Цель урока: уметь рассказать о том, что и когда делают люди, составление расписания дня и недели


6

2

Тема: Мы едем в Киото

Грамматика: понятие о глаголах движения. Глаголы движения ikimasu (идти), kimasu (приходить), kaerimasu (возвращаться), частица he (направление движения)

Лексика: повторение мест, топонимы в Японии

Письменность: буквы азбуки катакана

NA, NI, NU, NE, NO, HA, HI, FU, HE, HO

Понятие об удвоении согласного звука (sokuon), дополнительном озвончении глухих согласных hannigori (звуки па)

Иероглифы: 行、来、帰、家、車、会

Цель урока: уметь употребить глаголы движения с частицей направления движения



2

Тема: Мы едем в Киото

Грамматика: понятие о глаголах движения.

Лексика: повторение мест, название транспортных средств. Частица de как показатель инструмента (на транспорте)

Письменность: буквы азбуки катакана

MA, MI, MU, ME, MO, YA, YU, YO

Понятие о йотированных звуках (yoon)

Культурный аспект: базовые понятия о географии Японии

Цель урока: употребление глаголов движения с разными падежами


7

2

Тема: Я смотрю кино в кинотеатре

Грамматика: понятие о переходных глаголах, частица wo (частица объекта)

Лексика: повторение мест, глаголы tabemasu (есть), nomimasu (пить), kikimasu (слушать), mimasu (смотреть), слова для обозначения объектов

Письменность: буквы азбуки катакана

RA, RI, RU, RE, RO, WA, WO, N

Иероглифы: 食、飲、聞、見、書、読、魚

Цель урока: научиться употреблять переходные глаголы



2

Тема: Я смотрю кино в кинотеатре

Грамматика: понятие о переходных глаголах, частица wo (частица объекта), употребление переходных глаголов с разными частицами

Лексика: глаголы supotsu wo shimasu (заниматься спортом), kakimasu (писать) и т.д., слова для обозначения объектов

Письменность: обобщение азбуки катакана

Культурный аспект: досуг японцев, описание действий по картинкам

Цель урока: научиться употреблять переходные глаголы в разных предложениях



2

Обобщающая к/р

Тема: Один мой день

Урок-презентация на тему «Мой день», «Моя неделя», «Наша семья в воскресенье»

Цель урока: уметь составить монолог на заданную тему, уметь обсудить в диалогах и полилогах заданную тему

Урок-презентация

Сделать видео- или фото- презентацию

8

2

Тема: Сегодня хорошая погода

Грамматика: предикативные прилагательные, отрицание предикативных прилагательных

Лексика: слова по теме «погода», «природа» «время суток»

Иероглифы: 天、気、雨、西、東、北、南

Цель урока: научиться рассказывать о погоде



2

Тема: Тема: Сегодня хорошая погода

Грамматика: полупредикативные прилагательные, отрицание полупредикативных прилагательных, глаголы furimasu (идти о дожде, снеге) и fukimasu (дуть)

Лексика: слова по теме «погода», «природа» «время суток»

Культурный аспект: знакомство с природой и климатом Японии, временами года

Цель урока: научиться рассказывать о погоде и природе Японии


9

2

Тема: Покупки в магазине

Грамматика: предикативные прилагательные suki (любить), kirai (ненавидеть), слова dore (что из этого), dono~ (который), глагол kaimasu (покупать)

Лексика: предметы в магазине, счётное слово «этаж», отделы магазина

Иероглифы: 買、円、千、百、万、物、社

Цель урока: научиться выбирать вещь в магазине, говорить о покупках



2

Тема: Покупки в магазине

Грамматика: слово ikura (сколько стоит), счёт до 1.000.000, суффикс mono (вещь)

Лексика: покупки (одежда, обувь), цвета

Культурный аспект: универмаги, магазины в Японии, видео о банковском автомате

Цель урока: научиться говорить о цене вещи, выбирать вещь и описывать её


10

2

Тема: Давай пойдем в ресторан!

Грамматика: формы глаголов (отрицание для вежливости), побудительная форма desho, конструкция «идти куда-то для чего-то» (место he глагол ni глагол движения)

Лексика: места в городе, некоторые глаголы: oyogimasu (плавать), asobimasu (развлекаться)

Иероглифы: 町、大、小、高、安、店、古、新

Цель урока: научиться звать собеседника куда-либо, научиться говорить о цели движения



2

Тема: Давай пойдем в ресторан!

Грамматика: полупредикативные прилагательные jozu/heta (быть умелым/неумелым), причинно-следственный союз kara

Лексика: названия хобби (существительные и словосочетания)

Культурный аспект: как в Японии проводят свободное время

Цель урока: научиться обосновать причину какого-то занятия или приглашения человека куда-либо



2

Обобщающая к/р

Тема: «Мой город», «Места, которые я люблю», «Что я делаю в свободное время»

Урок-презентация

Сделать видео- или фото- презентацию

11

2

Тема: Приходи ко мне в гости!

Грамматика: глаголы бытия arimasu и imasu, описывающие нахождение неодушевлённых и одушевлённых предметов, наречия, обозначающие положение предметов в пространстве

Лексика: предметы в комнате, комнаты в доме, названия животных

Иероглифы: 犬、上、下、中、右、左、多、少

Цель урока: научиться описывать положение предметов в пространстве



2

Тема: Приходи ко мне в гости!

Грамматика: глаголы бытия arimasu и imasu в значении «обладать», счётные слова hon, satsu, mai

Лексика: предметы в комнате, комнаты в доме, названия животных, повторение лексики по теме «семья»

Культурный аспект: японский дом, отличия от дома в России

Цель урока: научиться описывать обладание вещами через глаголы arimasu, imasu, употреблять счётные слова


12

2

Тема: На прошлой неделе я был на Хоккайдо

Грамматика: глаголы прошедшего времени в положительной и отрицательной форме

Лексика: наречия, связанные с прошедшим временем

Иероглифы: 火、水、木、金、土、駅

Цель урока: научиться употреблять глаголы в прошедшем времени



2

Тема: На прошлой неделе я был на Хоккайдо

Грамматика: предикативные, полупредикативные прилагательные и существительные в прошедшем времени. Прошедшее время связки desu

Лексика: наречия, связанные с прошедшим временем, новые прилагательные

Культурный аспект: путешествия по Японии, знаменитые места, наследие ЮНЕСКО

Цель урока: научиться употреблять вышеупомянутые части речи в прошедшем времени


13

2

Тема: Я хочу поехать в Японию летом

Грамматика: слово hoshii (выражение желательности для существительных), глагол wakarimasu (понимать), форма глагола на tai (выражение желательности)

Лексика: слова, связанные с путешествиями, времена года, стороны света

Иероглифы: 毎、週、年、国、本、間、外、立

Цель урока: сформулировать цель поездки в Японию



2

Тема: Я хотел поехать в Японию летом

Грамматика: форма глагола на tai (выражение желательности), употребление в прошедшем времени, обозначение периода времени (недель, месяцев, лет)

Лексика: слова, связанные с путешествиями

Культурный аспект: города, знаменитые места в Японии, досуг в разное время года

Цель урока: сформулировать желания в прошедшем времени


14

2

Тема: Я хочу стать врачом

Грамматика: глагол narimasu (становиться) с разными частями речи

Лексика: повторение слов, обозначающих профессии

Иероглифы: 先、生、学、何、校、電、手、足

Культурный аспект: профессии в Японии

Цель урока: уметь рассказать о будущей профессии и об изменении состояний



2

Обобщающая к/р

Презентации на тему «Почему я хочу поехать в Японию», «Что я хочу делать в Японии», «Кем и где я хочу работать»

Урок-презентация

Сделать видео- или фото- презентацию

15

2

Тема: Мой друг в больнице, но у него день рождения

Грамматика: слово itai (болеть), устойчивые сочетания (seki ga demasu, netsu ga agarimasu). Частица ni в значении направленности действия с разными глаголами, глаголы oshiemasu, karimasu, kashimasu, naraimasu

Лексика: части тела, названия болезней

Иероглифы: 出、子、友、女、男、入、目、耳、口

Цель урока: уметь описать своё состояние, спросить о состоянии друга/родственника



2

Тема: Мой друг в больнице, но у него день рождения

Грамматика: глаголы направленности действия (agemasu, moraimasu, kuremasu, yarimasu)

Лексика: слова, связанные с подарками

Культурный аспект: здравоохранение в Японии (больницы, врачи, страховка)

Цель урока: рассказать о подарках, которые дарите близким и друзьям


16

2

Тема: Праздники в Японии

Грамматика: обобщение глаголов, разделение глаголов на спряжения, первое знакомство со срединной формой глагола в значении перечисления действия

Лексика: слова, связанные с праздниками

Иероглифы: 白、語、話、長、川、山、花、言

Культурный аспект: названия и место проведения основных праздников

Цель урока: рассказать о японских праздниках, перечисляя действия



2

Заключительный урок. Обобщающая контрольная работа


Итого

68





9 класс

Номер темы

Часы

Содержание

Комментарии

1

2

Тема: Приветствия и знакомство

Грамматика: употребление всех изученных ранее конструкций, упор на перечисление действий в срединной форме.

Новое: перечисление прилагательных и существительных (формы на kute и de).

Лексика: изученные ранее слова

Цель урока: составить монолог о себе на японском языке, уметь принять участие в обсуждении

Небольшой диктант на выявление остаточных знаний



2

Тема: Приветствия и знакомство

Подтема: Мои летние каникулы

Грамматика: употребление всех изученных ранее конструкций (преимущественно в прошедшем времени)

Лексика: изученные ранее слова

Цель урока: составить рассказ о том, как учащийся провёл летние каникулы, уметь принять участие в обсуждении данной темы

Небольшой диктант/тест на выявление остаточных знаний

Урок-презентация

Представить видео и фото по теме

2

2

Тема: Моя семья

Грамматика: глаголы в срединной форме на te, понятие длительного вида. Глаголы sumimasu (жить), hatarakimasu (работать), benkyoshimasu (учиться) в длительном виде как глаголы процесса действия

Лексика: изученные ранее слова + новые члены семьи (тётя, дядя, племянник, племянница, кузины)

Иероглифы: 姉、兄、妹、弟、私、家、族

Цель урока: уметь подробно рассказать о членах семьи и их занятиях, обсудить это с другими учащимися



2

Тема: Моя семья.

Подтема: Сейчас мы на пикнике

Грамматика: глаголы в срединной форме на te, понятие длительного вида. Различные глаголы в длительном виде в значении «действие происходит сейчас»

Лексика: изученные ранее слова, относящиеся к теме «свободное время»

Культурный аспект: отдых японцев, «ханами» (пикник во время цветения сакуры)

Цель урока: уметь подробно рассказать о занятиях людей в данный конкретных момент


3

2

Тема: В школе

Грамматика: глаголы в срединной форме на te + слово kudasai (вежливая просьба). Просьба в форме masho (побудительная форма, с помощью которой говорящий обращается к собеседникам, при этом осуществлять действие будет делать он сам)

Лексика: новые глаголы типа simemasu (закрывать), akemasu (открывать), suimasu (курить)

Иероглифы: 開、閉、勉、強、宿、題

Цель урока: использовать повелительные формы глаголов, участвовать в диалогах с просьбами что-то сделать



2

Тема: В школе

Подтема: мой день, моё расписание

Грамматика: синтаксическая конструкция te kara (сразу после), сравнение с перечислением действий

Лексика: новые глаголы

Культурный аспект: школы в Японии, расписание и уроки

Цель урока: рассказать о своём расписании, о распорядке дня, используя различные формы перечисления действия


4

2

Тема: Правила и этикет

Грамматика: глаголы в срединной форме на te + конструкция mo ii desu (разрешение), wa ikemasen (запрет)

Лексика: изученные глаголы

Иероглифы: 作、知、働、切、使、急、止

Цель урока: уметь рассказать о том, что запрещено или разрешено делать где-либо



2

Тема: Правила и этикет

Подтема: правила в школе

Грамматика: понятие об основах глагола. Отрицательная основа глагола. Конструкция naide kudasai (не делайте)

Лексика: новые глаголы

Культурный аспект: японские таблички с запретами разных действий

Цель урока: уметь попросить собеседника не делать что-то


5

2

Тема: Учиться, учиться и ещё раз учиться!

Грамматика: отрицательная основа глагола. Форма nakerebanarimasen (долженствование) и nakutemo ii desu

(можно не делать).

Лексика: глаголы

Иероглифы: 自、習、教、着、持、待、走

Цель урока: уметь рассказать о том, что необходимо делать и что можно не делать школьникам



2

Обобщающая к/р

Презентации на тему «Правила в школе», «Школьная жизнь», «Моя семья»

Урок-презентация

Сделать видео- или фото- презентацию

6

2

Тема: Мои хобби

Грамматика: Основа словарной формы. Конструкция koto desu.

Лексика: глаголы, связанные с хобби (коллекционировать, рисовать, глаголы по запросу)

Иероглифы: 集、写、真、映、画、声、歌

Цель урока: уметь рассказывать о своих увлечениях



2

Тема: Мои хобби

Подтема: Хобби моих друзей

Грамматика: конструкция koto ga dekimasu (мочь, уметь)

Лексика: глаголы, связанные с хобби и различными занятиями

Культурный аспект: видео о хобби японских школьников и их клубов по интересам

Цель урока: уметь рассказывать о своих увлечениях и о том, что кто-то умеет или не умеет


7

2

Тема: Свободное время

Грамматика: простая отрицательная форма глагола. Конструкция tari/tari shimasu (перечисление действий, сообразное определённому случаю). Изменение последнего глагола

Лексика: различные глаголы и существительные

Иероглифы: 曜、運、転、林、売、館、図

Цель урока: уметь перечислить некоторые действия, характерные для данной ситуации



2

Тема: Свободное время

Подтема: Путешествия и поездки

Грамматика: простая форма глагола в конструкции ta koto ga arimasu (было так, что…)

Лексика: различные глаголы и существительные

Культурный аспект: разные занятия, которыми можно увлечься в Японии

Цель урока: уметь рассказать о разных занятиях в прошлом


8

2

Тема: Мои будни и выходные

Грамматика: синтаксические конструкции с союзами ta ato (после) и ru mae (перед)

Лексика: глаголы, связанные с бытом

Иероглифы:茶、音、楽、朝、昼、晩、夜

Цель урока: уметь последовательно рассказать о своих действиях в течение дня



2

Тема: Мои будни и выходные

Подтема: Мой выходной

Грамматика: союз toki (когда). Конструкции с союзом toki.

Конструкция ru toki как синонимичная ru mae (перед), конструкция ta toki как синонимичная ta ato (после).

Лексика: глаголы, связанные с бытом

Культурный аспект: обсуждение того, как японцы проводят выходные

Цель урока: уметь последовательно рассказать о своих действиях в течение дня


9

2

Тема: Мой японский друг

Грамматика: обобщение всех изученных просторечных форм (настоящее время: простая положительная из блока 6, простая отрицательная из блока 4 и 5, прошедшее время: простая положительная из блока 7). Простая отрицательная форма прошедшего времени.

Лексика: изученные ранее глаголы в изученных/новых формах

Иероглифы: 飯、堂、洋、服、答、質、問

Цель урока: познакомиться со всеми просторечными формами японского языка, попробовать общаться, используя их



2

Тема: Мой японский друг

Подтема: Японские традиции

Грамматика: обобщение всех изученных просторечных форм в изученных конструкциях.

Лексика: изученные ранее глаголы в изученных/новых формах

Культурный аспект: сравнение вежливой и просторечной форм японской речи на аудио и видео

Цель урока: познакомиться со всеми просторечными формами японского языка, попробовать общаться, используя их



2

Обобщающая к/р

Презентация на тему «Свободное время», «Мои хобби», «Мой день», «Мой выходной»

Урок-презентация

Сделать видео- или фото- презентацию

10

2

Тема: Вдохновение

Грамматика: конструкция to omoimasu (я думаю), употребление этой конструкции. Конструкция с desho (сильная степень уверенности)

Лексика: глаголы, повторение темы «погода»

Иероглифы: 思、医、者、世、界、意、味

Цель урока: уметь рассказать о том, что думает говорящий и как он оценивает происходящее



2

Тема: Вдохновение

Подтема: Цитаты великих людей

Грамматика: конструкция to iimasita (сказал(а))

Лексика: глаголы и существительные, подходящие для цитат, имена великих людей

Культурный аспект: великие люди Японии и их изречения

Цель урока: уметь передать чье-то сообщение, чью-то цитату


11

2

Тема: Мир вокруг

Грамматика: Понятие о сложном определении. Глаголы в простых формах в препозиции. Рамочная конструкция.

Лексика: существительные

Иероглифы:地、理、物、紙、市、寒、暑

Цель урока: описывать окружающие предметы с помощью сложных определений



2

Тема: Мир вокруг

Подтема: Мои классные друзья

Грамматика: Сложные определения в длительном виде для описания внешнего вида человека

Лексика: существительные, относящиеся к внешнему виду человека

Культурный аспект: внешний вид японцев, японская мода

Цель урока: уметь описать людей (по картинкам, составить «портреты» одноклассников)


12

2

Тема: Праздники и подарки

Грамматика: обобщение глаголов направленности действия. Употребление с существительными (повторение пройденного)

Лексика: существительные, связанные с подарками

Иероглифы:送、借、貸、春、夏、秋、冬

Цель урока: научиться рассказывать о подарках и праздниках



2

Тема: Праздники и подарки

Подтема: День рождения друга

Грамматика: глаголы направленности действия в сочетании с формой глаголов на te

Лексика: существительные, связанные с подарками

Культурный аспект: праздники и подарки в Японии

Цель урока: научиться рассказывать о подарках и праздниках


13

2

Тема: Помечтаем!

Грамматика: форма глагола -tara в значении условно-временной конструкции (когда/если)

Лексика: повторение и изучение новых слов, связанных с путешествиями

Иероглифы: 料、京、都、県、区、広、旅

Цель урока: порассуждать о том, что учащиеся будут делать, когда/если поедут в Японию



2

Тема: Помечтаем!

Подтема: Места в Японии, которые я хочу посетить

Грамматика: конструкция словарная форма/отрицательная форма + tsumori в значении готовности совершить действие

Лексика: повторение и изучение новых слов, связанных с путешествиями

Культурный аспект: география Японии

Цель урока: сказать, куда учащиеся точно поедут и что будут делать в Японии


14

2

Тема: Решаем проблемы

Грамматика: суффикс nagara в значении одновременности детогдп йствия. Наречие dake со значением «только». Некоторые счётные суффиксы

Лексика: слова, связанные с бытом

Иероглифы:首、体、肉、病、員、銀、薬

Цель урока: уметь сказать, что нельзя/можно одновременно осуществлять какие-то действия



2

Тема: Решаем проблемы

Подтема: Даже если…

Грамматика: конструкция te mo в значении уступки

Лексика: слова, связанные с бытом

Культурный аспект: рассмотрение персонажей/людей, попавших в затруднительные ситуации

Цель урока: уметь рассказать, как решить какую-то ситуацию, если мешают какие-то обстоятельства


15

2

Тема: Мой любимый город

Грамматика: перечисление качеств и словосочетаний через союз shi.

Лексика: слова, относящиеся к темам «в городе»/ «в стране»

Иероглифы:発、用、道、散、通、有、歩

Цель урока: уметь раскрыть как позитивные стороны какого-то места/события/явления



2

Тема: Мой любимый город

Подтема: Что можно делать в Москве

Грамматика: дополнительное значение dekimasu (разрешено), глаголы miemasu (виднеться), kikoemasu (слышаться), потенциальная форма глагола

Лексика: слова, относящиеся к темам «в городе»/ «в стране»

Культурный аспект: видео на тему, как японцы проводят свободное время и что где можно делать

Цель урока: представить, что вы проводите экскурсию для друга-японца, и рассказываете ему, что можно делать в Москве


16

2

Тема: Я же проснулся в шесть утра…

Грамматика: частица n в значении «же», «ведь». Разговорные конструкции с этими частицами.

Лексика: повторение пройденной лексики

Иероглифы: 軽、重、近、遠、悪、起、早

Культурный аспект: этикет в жизни японцев. Извинения. Употребления частицы n в речи на примерах фильмов и аниме

Цель урока: научиться сглаживать свои высказывания по помощи частицы n



2

Спич-контест. Презентации учащихся на разные интересные им темы.

Урок-презентация

Сделать видео- или фото- презентацию


2

Заключительный урок. Обобщающая контрольная работа


Итого

68





В воспитании обучающихся приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел:

— трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

— опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

— опыт природоохранных дел;

— опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

— опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

— опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

— опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

— опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

— опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни.


Дополнительные материалы


Пояснительная записка к программе

Программа раскрывает общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения иностранного языка на базовом уровне. Данный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 68 часов.

Рекомендуемая литература:

8 класс:

1. Нечаева Л.Т. Японский язык для начинающих. Том 1. М., Московский лицей, 2001.

2. Ядрышникова М. В. Японский язык. 5 класс. Издательство: «Вентана-Граф», 2008

3. Голомидова М. Японский язык для детей. Том 1. Екатеринбург, 2001.

9 класс:

1. Нечаева Л.Т. Японский язык для начинающих. Том 1. М., Московский лицей, 2001.

2. Ядрышникова М. В. Японский язык. 6 класс. Издательство: «Вентана-Граф», 2008

3. Голомидова М. Японский язык для детей. Том 2, Екатеринбург, 2001.

Дополнительная литература:

1. История Японии: Учебник для студентов вузов / Под ред. Д. В. Стрельцова. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018

2. Япония от А до Я. Энциклопедия. М., РИП-Холдинг, 2012 г.

3. Японское общество: изменяющееся и неизменное / Рук. проекта Э.В.Молодякова.- М., АИРО-ХXI.2014

4. GENKI: an integrated course in elementary Japanese / E. Banno, Y. Ikeda, Y. Ohno, et al.. – 2nd ed. – Tokyo: The Japan Times, 2013 (или более поздние издания).

5. Marugoto: Japanese language and culture. Coursebook for communicative language activities. Tokyo: Sanshusha, 2013

6. Танака Ё., Макино А., Сигэкава А., Микогами К., Кога Т., Исии Т. и др. Минна-но нихонго сёкю: (Японский язык для всех: начальный уровень). Токио: 3A Corporation, 2001.

7. Мияги С., Оота Ё., Сибата М., Макино К., Мицуи А. Майнити-но кикитори годзю: нити. Сёкю: нихонго тё:кай рэнсю:. (Ежедневное аудирование на 50 дней (в двух частях). Упражнения на слушание и понимание для начинающих изучать японский язык). Токио: Бондзинся, 1998.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!