СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическая контрольная работа "Россия в IX-XVII веках". Подготовка к ЕГЭ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическая контрольная работа предназначена для контроля знаний учащихся по данному периоду. Контрольная работа составлена в формате ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Тематическая контрольная работа "Россия в IX-XVII веках". Подготовка к ЕГЭ»

Контрольная работа №2-2 по теме «Россия в IX-XVII вв» Часть 1

п\п

Задание

1

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.




1) Съезд князей в Любече

2) Призвание варягов

3) Первый созыв английского парламента

2

А

Б

В

Г





Установите соответствие между событиями и годами: 

СОБЫТИЯ

 

ГОДЫ

А) первое упоминание Москвы в летописи

Б) начало правления Владимира Мономаха в Киеве

В) принятие Судебника Ивана IV

Г) Медный бунт

 

1) 988 г.

2) 1147 г.

3) 1662 г.

4) 1550 г.

5) 1125 г.

6) 1113 г.


3

Ниже приведён список терминов, понятий, названий. Все они, за исключением двух, относятся к системе управления и общественному строю восточных славян VII–X вв.

 1) вече; 2) вервь; 3) старейшина; 4) дворянин; 5) урочные лета; 6) князь.



4

В XVII в. лично свободных крестьян, владевших общинными землями и несших повинности государству, называли __________________________.


5

Установите соответствие между названиями населённых пунктов и событиями древнерусской истории, с ними связанными: 

НАЗВАНИЯ НАСЕЛЁННЫХ
ПУНКТОВ

 

СОБЫТИЯ

А) Киев

Б) Новгород

В) Искоростень

Г) Боголюбово


A

Б

В

Г





  

 

1) восстание древлян и убийство князя Игоря Рюриковича

2) убийство великого князя Андрея Юрьевича

3) строительство Десятинной церкви

4) призвание варягов

5) взятие монголами первого русского города во времена Батыева нашествия

6) место крещения Владимира Святого



6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «А какие города и земли в прошлой войне от короны Польской и Великого княжества Литовского завоеваны были, остаются во владении и в Державе его царского величества, се есть Смоленск со всею Северскою землею, с городами и с уездами…

А сам город Киев с …монастырями Печорским и с иными при Киеве оставленными околицами… с которыми наперед сего Киев в сторону Царского Величества принят… в сторону его Королевского Величества и Речи Посполитой имеет быть отдан… в два года, от нынешнего договора считая…»

Б) «Ответ наяснейшего Сигизмунда Третьего, Божьею милостью короля Польского и великого князя Литовского, Московского государства бояром, окольничим, дворянам, дьякам, думным и всем остальным на артикулы и просьбы их:

1. Написали: когда даст бог великий господарь король его милость в Московском государстве… захочет великим господарем царём и великим князем учинить сына своего Владислава, дабы его милость великий государь царь и великий князь на Московское государство короновался и венчался венцом царским… в Москве, от руки патриарха Московского, стародавным обычаем, как прошлые великие государи Московские… короновались. – На то его королевская милость изволили ответить: когда господь бог волю и час свой за успокоеньем доскональным того государства пошлет…»

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 1) Появление данного документа относится к Смутному времени.

2) Данный документ завершил войну Русского государства с Польшей, которая длилась более 10 лет.

3) Современником появления данного документа был А. Ф. Адашев.

4) В период появления данного документа в Москве власть принадлежала «семибоярщине».

5) В период появления данного документа во главе украинских казаков стоял гетман Иван Мазепа.

6) Царь, к правлению которого относится появление данного документа, — Алексей Михайлович.

 

Фрагмент А

Фрагмент Б







7

Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана III, и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.

1) присоединение Смоленска

2) введение государственного герба — двуглавого орла

3) присоединение Новгорода

4) расцвет приказной системы

5) создание стрелецкого войска

6) постройка краснокирпичного Московского Кремля

8

Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали правление царя Алексея Михайловича? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.

1) церковный раскол

2) начало деятельности Земских соборов

3) обмирщение культуры

4) угасание деятельности Земских соборов

5) раздел Речи Посполитой

6) создание коллегий

9

А

Б

В

Г





Установите соответствие между именами русских царей и событиями, относящимися ко времени их правления. Соответствующие цифры запишите в ответ.

 ИМЕНА

 

СОБЫТИЯ

А) Федор Алексеевич

Б) Василий Шуйский

В) Михаил Романов

Г) Иван IV

 

1) завершение Смуты

2) восстание Ивана Болотникова

3) отмена местничества

4) битва на реке Калке

5) Ливонская война

6) битва на Вожже


10

Установите соответствие между именами современников

А

Б

В

Г

Д








СОВРЕМЕННИКИ

 

СОВРЕМЕННИКИ

А) Иван III

Б) Василий Тёмный

В) Дмитрий Донской

Г) Иван IV

Д) Михаил Шеин

 

1) хан Батый

2) Марфа Борецкая

3) Сергий Радонежский

4) Василий Косой

5) Елена Глинская

6) Василий Шуйский



11

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. 

Правитель

Событие

Век

Иван IV

Введение опричнины

__________(А)

__________(Б)

__________(В)

Х в.

__________(Г)

Составление первого письменного законодательства

XI в.

Урбан II

__________(Д)

__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

 

1) Владимир Красное Солнышко

2) XVI в.

3) провозглашение крестовых походов

4) крещение Руси

5) предание анафеме Православной церкви католиками

6) XIV в.

А

Б

В

Г

Д

Е







7) Иван III

8) XI в.

9) Ярослав Мудрый



12

Прочтите отрывок из исторического источника.

  «Ночь 19 января была страшной для России. Умер правнук царя Алексея Михайловича, внук Петра Великого, сын царевича Алексея. Кто унаследует трон? — думал каждый, кто был в ту ночь в Лефортовском дворце. В русской истории уже не раз бывало, что после смерти государя, не оставившего прямого наследника, ужас междуцарствия надвигался на страну. Ещё жива была память о страшных годах начала XVII века, когда после кончины бездетного царя Фёдора Ивановича и таинственной гибели последнего из сыновей Ивана Грозного — царевича Дмитрия, началась чудовищная вакханалия у трона, гражданская война, разорение и грабежи. По словам современника, русских людей тогда сковало "безумное молчание". Всем казалось, что вот-вот небо упадет на погрязшую в грехах и преступлениях русскую землю и Россия исчезнет.

Памятны были и события весны 1682 года, когда умер бездетный царь Фёдор Алексеевич. Тогда стрельцы, умело подогреваемые и направляемые царевной Софьей, бросились убивать и грабить сторонников семьи нового, только что избранного царя...».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Император, о смерти которого говорится в отрывке, был последним прямым потомком династии Романовых по мужской линии.

2) События конца XVII в., о которых говорится в отрывке, вошли в историю под названием «Смута»

3) В отрывке речь идёт о смерти императора Петра II.

4) После смерти императора, о которой говорится в отрывке, на престол взошла Елизавета Петровна.

5) Судьба русского трона в ходе событий, описываемых в отрывке, была решена Верховным тайным советом.

6) После смерти императора, о которой говорится в отрывке, в России начинается правление новой династии.


13

Рассмотрите схему и выполните задание.


13. В каком веке происходили события, обозначенные на схеме? Ответ запишите словом.

14. Назовите князя, совершившего походы, обозначенные на схеме стрелками.

15. Укажите название столицы государства, обозначенной на схеме цифрой «1».

16.

Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Все походы военачальника, обозначенные на схеме, были удачными для него.

2) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, вёл первую в истории Древнерусского государства войну с Византией.

3) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, погиб во время возвращения с очередной войны.

4) В ходе походов, обозначенных на схеме, был разгромлен Хазарский каганат.

5) На схеме указано название народа, в бою с представителями которого погиб военачальник, чьи походы обозначены на схеме.

6) Согласно летописи военачальник, руководивший походами, обозначенными на схеме, принял христианство.




17

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.



ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ


А) «Задонщина»

Б) собор Василия Блаженного

В) Успенский собор во Владимире

Г) «Поучение детям»

А

Б

В

Г






1) Данный памятник культуры создан в честь присоединения Казани.

2) Данное творение находится в Санкт-Петербурге

3) Творение посвящено победе русского войска в «Стоянии на Угре»

4) Автор данного произведения также является одним из составителей Устава Владимира Всеволодовича.

5) Творение посвящено событию, произошедшему в XIV в.

6) Этот памятник создан во второй половине XII в


18

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) битва, событие которой изображено на картине, закончилась победой русского войска.

2) в поединке, изображённом на картине, русский воин остался жив.

3) в битве, изображённой на данной картине, русское войско сражалось с немецкими рыцарями.

4) события, изображённые на картине, произошли в XIII в.

5) русский воин изображён на картине слева от зрителя.

19

На каких картинах A. M. Васнецова изображена Москва после правления князя, при котором состоялась данная битва? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

















18



















19





































Часть 2

п\п

Задание

20-22

Прочитайте текст и выполните задания №20-22

«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов… Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому… он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.

Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил ее во мнении Европы, то не он ли ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного – предал в добычу ляхам и бродягам, назвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли наконец, более содействовал уничтожению престола, воссев на нем святоубийцею?»

20. К какому периоду относится царствование Бориса Годунова? Укажите хронологические рамки его царствования. В чем состояла особенность его воцарения?

21. Какие заслуги Бориса Годунова отмечены в документе? Укажите не менее четырех положений.

22. Как автор относится к правлению Бориса Годунова? Привлекая знания по истории, приведите два объяснения такого отношения.

23

Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманистами и антинорманистами начались ещё в середине XVIII в. и продолжаются до сих пор.

Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории (приведите три объяснения).

24

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Взаимоотношения Руси и Орды имели характер не столько зависимости, сколько взаимовыгодного (хотя и неравноправного) сотрудничества - подчинение Орде, которая не посягала на православные религиозные начала, способствовало защите русских земель от угрозы с католического Запада».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

 Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

25

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России.

  1. 1093—1113 гг.;

  2. 1425—1462 гг.;

  3. 1613—1649 гг;













КЛЮЧИ

Часть 1 Часть 2 Первичный__________

Тестовый____________

Ответ

Кол-во

баллов

мах - 32

  1. 213

1

  1. 2643

2

  1. 45

2

  1. черносошные

1

  1. 3412

2

  1. 2614

2

  1. 236

2

  1. 134

2

  1. 3215

2

  1. 24356

2

  1. 214938

3

12.135

2

13.десятый

1

14.Святослав

1

15.Константинополь

1

16.345

2

17.5164

2

18. 15

1

19.34

1

п/п

Кол-во

баллов

мах - 25

20

2

21

2

22

2

23

3

24

4

25

12


21.

  • приглашал на службу чиновников-иностранцев;

  • отправлял молодых бояр за границу;

  • приглашал студентов из Англии и Франции;

  • способствовал росту международного авторитета России.


22.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) автор дает противоречивую оценку деятельности Бориса Годунова;

2) объяснения, например:

— его правление стало одной из причин Смуты, в ходе которой Россия могла потерять свою независимость;

— его считали виновным в гибели малолетнего царя Дмитрия;

— народ считал его ненастоящим царем, потому что он был избран на Земском соборе;

— уделял большое внимание развитию образования (стремился завести школы, университеты);

— стремился проводить реформы.


23. Могут быть даны следующие объяснения:

— сторонники норманнской теории считали, что государство у восточных славян было создано варягами (норманнами), славяне не могли сами создать государство ввиду своей отсталости; противники норманнской теории считали, что государство славян возникло в результате развития восточнославянского общества (к моменту призвания варягов у славян уже были свои княжения);

— сторонники норманнской теории считали, что слово Русь имеет норманнское происхождение, противники норманнской теории — слово Русь имеет славянское происхождение;

— сторонники норманнской теории считали, что варяги (норманны) — жители Скандинавии, а их противники считали, что варяги (норманны) — славяне с южного берега Балтийского моря.

24.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

  • Орда помогала Руси в противостоянии с Западом, при этом не посягая на православные религиозные начала;

  • под влиянием Орды сформировались начала самодержавной власти, позволившие преодолеть удельную раздробленность;

  • через Орду осуществлялись культурные и торговые связи с Востоком;

 

2) в опровержение, например:

  • в результате постоянных набегов разорялись русские земли;

  • русские земли были обложены тяжёлой данью;

  • зависимость от Орды препятствовала контактам Руси с Европой.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!