СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "Золотое сечение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема "Золотое сечение"»

Учитель химии Теплухина Екатерина Павловна

Учитель химии Теплухина Екатерина Павловна

  Теорему Пифагора знает каждый, а вот что такое «золотое сечение»-далеко не все. Я расскажу вам об этом «драгоценном камне».

Теорему Пифагора знает каждый, а вот что такое «золотое сечение»-далеко не все. Я расскажу вам об этом «драгоценном камне».

«Золотая пропорция» или «Золотое сечение» - гармоническое деление отрезка длиной «а» на части таким образом, что большая его часть «х» является средней пропорциональной между всем отрезком и меньшей его частью:
  • «Золотая пропорция» или «Золотое сечение» - гармоническое деление отрезка длиной «а» на части таким образом, что большая его часть «х» является средней пропорциональной между всем отрезком и меньшей его частью:

В математике пропорцией (лат. proportio) называют равенство двух отношений: a : b = c : d. Отрезок АВ можно разделить на две части следующими способами:  - на две равные части – АВ : АС= АВ : ВС;  - на две неравные части в любом отношении (такие части пропорции не образуют);  - таким образом, когда АВ : АС= АС : ВС.  Последнее и есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и среднем отношении.   Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему  a : b = b : c или с : b = b : а.       Эту пропорцию обозначают греческой буквой φ  и она равна:

В математике пропорцией (лат. proportio) называют равенство двух отношений: a : b = c : d.

Отрезок АВ можно разделить на две части следующими способами:

- на две равные части – АВ : АС= АВ : ВС;

- на две неравные части в любом отношении (такие части пропорции не образуют);

- таким образом, когда АВ : АС= АС : ВС. Последнее и есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и среднем отношении. Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a : b = b : c или с : b = b : а.

Эту пропорцию обозначают греческой буквой φ и она равна:

История «золотого сечения»- это история человеческого познания мира. Оказалось, что цветки и семена подсолнуха, ромашки, чешуйки в плодах ананаса, хвойных шишках, колючки в кактусах и т.д. «упакованы» по логарифмическим спиралям, завивающимся навстречу друг другу. При этом числа «правых» и «левых» спиралей всегда относятся друг к другу, как соседние числа Фибоначчи (13:8, 21:13, 34:21, 55:34), пределом последовательности которых является золотая пропорция.
  • История «золотого сечения»- это история человеческого познания мира.
  • Оказалось, что цветки и семена подсолнуха, ромашки, чешуйки в плодах ананаса, хвойных шишках, колючки в кактусах и т.д. «упакованы» по логарифмическим спиралям, завивающимся навстречу друг другу. При этом числа «правых» и «левых» спиралей всегда относятся друг к другу, как соседние числа Фибоначчи (13:8, 21:13, 34:21, 55:34), пределом последовательности которых является золотая пропорция.
0 1 1 2 3 5 8 13 21 55 89 Так он получил последовательность, в котором каждый элемент равен сумме двух предыдущих. Казалось бы, что тут такого? Но потом он обратил внимание на природу, а именно: на деревья. Сначала одна ветка, потом еще одна, потом три, пять и т.д.

0 1 1 2 3 5 8 13 21 55 89

Так он получил последовательность, в котором каждый элемент равен сумме двух предыдущих.

Казалось бы, что тут такого? Но потом он обратил внимание на природу, а именно: на деревья. Сначала одна ветка, потом еще одна, потом три, пять и т.д.

Дальше он решил изучить правило золотого сечения. При помощи него построил прямоугольники и изобразил спираль, полностью руководствуясь правилом золотого сечения.

Дальше он решил изучить правило золотого сечения. При помощи него построил прямоугольники и изобразил спираль, полностью руководствуясь правилом золотого сечения.

В книгах о золотом сечении можно найти замечание о том, что в архитектуре, как и в живописи, все зависит от положения наблюдателя, и что, если некоторые пропорции в здании с одной стороны кажутся образующими «золотое сечение», то с других точек зрения они будут выглядеть иначе. «Золотое сечение» дает наиболее спокойное соотношение размеров тех или иных длин.
  • В книгах о золотом сечении можно найти замечание о том, что в архитектуре, как и в живописи, все зависит от положения наблюдателя, и что, если некоторые пропорции в здании с одной стороны кажутся образующими «золотое сечение», то с других точек зрения они будут выглядеть иначе. «Золотое сечение» дает наиболее спокойное соотношение размеров тех или иных длин.
На знаменитой картине И.И.Шишкина «Сосновая роща» с очевидностью просматриваются мотивы золотого сечения. Ярко освещенная солнцем сосна (стоящая на первом плане) делит длину картины по золотому сечению. Справа от сосны- освещенный солнцем пригорок. Он делит по золотому сечению правую часть картины по горизонтали. Слева от главной сосны находится множество сосен- при желании можно с успехом продолжить деление картины по золотому сечению и дальше.
  • На знаменитой картине И.И.Шишкина «Сосновая роща» с очевидностью просматриваются мотивы золотого сечения. Ярко освещенная солнцем сосна (стоящая на первом плане) делит длину картины по золотому сечению. Справа от сосны- освещенный солнцем пригорок. Он делит по золотому сечению правую часть картины по горизонтали. Слева от главной сосны находится множество сосен- при желании можно с успехом продолжить деление картины по золотому сечению и дальше.
 Еще в 1925 году искусствовед Л.Л.Сабанеев, проанализировав 1770 музыкальных произведений 42 авторов, показал, что подавляющее большинство выдающихся сочинений можно легко разделить на части, которые находятся между собой в отношении золотого сечения. Причем, чем талантливее композитор, тем в большем количестве его произведений найдено золотых сечений.   У Аренского, Бетховена, Бородина, Гайдна, Моцарта, Скрябина, Шопена и Шуберта золотые сечения найдены в 90% всех произведений. По мнению Сабанеева, золотое сечение приводит к впечатлению особой стройности музыкального сочинения.

Еще в 1925 году искусствовед Л.Л.Сабанеев, проанализировав 1770 музыкальных произведений 42 авторов, показал, что подавляющее большинство выдающихся сочинений можно легко разделить на части, которые находятся между собой в отношении золотого сечения. Причем, чем талантливее композитор, тем в большем количестве его произведений найдено золотых сечений.

У Аренского, Бетховена, Бородина, Гайдна, Моцарта, Скрябина, Шопена и Шуберта золотые сечения найдены в 90% всех произведений. По мнению Сабанеева, золотое сечение приводит к впечатлению особой стройности музыкального сочинения.

Что же представляет собой «золотая пропорция» с позиций философской науки? Это некое отношение между какими-либо противоположными свойствами какого-либо объекта. Или количественное соотношение между двумя противоположностями. Противоположности - две стороны одного и того же предмета или явления, которые находятся постоянно в противоречии друг с другом из-за своей абсолютной полярности.
  • Что же представляет собой «золотая пропорция» с позиций философской науки?
  • Это некое отношение между какими-либо противоположными свойствами какого-либо объекта. Или количественное соотношение между двумя противоположностями.
  • Противоположности - две стороны одного и того же предмета или явления, которые находятся постоянно в противоречии друг с другом из-за своей абсолютной полярности.
Добрый человек не может быть добрым, если нет злого, иначе кто же узнает каким должен быть добрый, и не может добрый человек быть добрым по отношению к злу, ведь тогда вся его доброта будет пособничеством злу. Значит зло заложено и в доброте. Это прямо доказывает, что единство противоположностей такая же реальность существования противоположностей, как и их борьба.
  • Добрый человек не может быть добрым, если нет злого, иначе кто же узнает каким должен быть добрый, и не может добрый человек быть добрым по отношению к злу, ведь тогда вся его доброта будет пособничеством злу. Значит зло заложено и в доброте.
  • Это прямо доказывает, что единство противоположностей такая же реальность существования противоположностей, как и их борьба.
VI век  до н.э. считается, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик III век  до н. э. 1509  впервые встречается в

VI век до н.э.

считается, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик

III век до н. э.

1509

впервые встречается в "Началах" Евклида

Конец 15 - нач.16 веков

1202

в Венеции издана книга Луки Пачоли “Божественная пропорция” с иллюстрациями предположительно сделанными Леонардо да Винчи

Эпоха Возрождения

Леонардо да Винчи ввёл термин "ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ"

математический труд “Книга об абаке” Фибоначчи

1855

широко применяется в науке, искусстве, архитектуре

немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд “Эстетические исследования”

начало 1900

американский математик Марк Барр (Mark Barr) использовал греческую букву Фи (phi) для обозначения золотой пропорции

В своей небольшой презентации я рассмотрела лишь некоторые случаи использования «золотого сечения». На самом деле примеры «золотого сечения» сопровождают нас каждый день, но мы недостаточно внимательны, чтобы их заметить.
  • В своей небольшой презентации я рассмотрела лишь некоторые случаи использования «золотого сечения». На самом деле примеры «золотого сечения» сопровождают нас каждый день, но мы недостаточно внимательны, чтобы их заметить.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!