СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема внеклассного мероприятия: «Торговля как наиболее эффективная форма обмена».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по финансовой грамотности в 7 классе  с целью активизации интеллектуально-познавательных навыков обучающихся на основе полученных знаний, повышения уровня эрудиции в области финансовой грамотности, развития творческой активности, воспитания интереса к дисциплине.

Формат проведения: игра - соревнование в театрализованной форме.

Цель мероприятия: способствовать активизации познавательной деятельности учащихся в области финансовой грамотности через систему коммуникативных творческих заданий.

Просмотр содержимого документа
«Тема внеклассного мероприятия: «Торговля как наиболее эффективная форма обмена».»

Старостин Михаил Евгеньевич

Учитель истории и обществознания первая категория

Муниципальное бюджетная общеобразовательное учреждение школа № 9



Номинация: Методическая разработка сценария внеклассного



«Торговля как наиболее эффективная форма обмена»




















Тема внеклассного мероприятия: "Торговля как наиболее эффективная форма обмена".

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по финансовой грамотности в 6 классе с целью активизации интеллектуально-познавательных навыков обучающихся на основе полученных знаний, повышения уровня эрудиции в области финансовой грамотности, развития творческой активности, воспитания интереса к дисциплине.

Формат проведения: игра - соревнование в театрализованной форме.

Цель мероприятия: способствовать активизации познавательной деятельности учащихся в области финансовой грамотности через систему коммуникативных творческих заданий.

Задачи:

• обучающая: формировать предметные компетенции учащихся о финансовой грамотности и торговле как наиболее эффективной форме обмена; обучение учащихся способам решения проблемно-ситуативных задач с помощью заданий коммуникативного характера, стимулирующих речевое мышление и взаимодействие участников в условиях самостоятельности;

• развивающая: развивать деятельностный компонент предметной компетенции, развивать коммуникативную и социокультурную компетенции, готовность общаться в группе, готовность к продуктивной деятельности через взаимодействие участников;

• воспитывающая: способствовать воспитанию экономического сознания через игровую деятельность, воспитывать эстетическую культуру с помощью театрализованной постановки, приобщать к народным истокам и традициям.

Планируемый результат: учащиеся должны уметь выполнять творческие проблемно-ситуативные задания, ответы на которые способствуют развитию в области финансовой грамотности.

Технологии, используемые на уроке: игровая технология на основе активизации деятельности учащихся, технология коммуникативного обучения (групповая работа на уроке), информационно-коммуникативная; технология.


Средства обучения:

• компьютер, проектор, экран, ЦОР (презентация Microsoft Offic Power Point, музыкальные файлы);

• костюмы театральных персонажей: купцов, Царя, Петрушки Казначея, Гонца;

• денежные знаки "Экономы”;

• карточки с заданиями "Отрывки из сказок", "Телеграммы".

Список использованной литературы:

1. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: кн. для уч- ся младш. и ср. школьного возраста.- М. Вита-Пресс, 2002.

2. Рыночное хозяйство. Зарождение и становление товарного хозяйства: Пособие для учителей— Н. Новгород: Издательство Нижегородского института повышения квалификации работников образования, 1993.








Методическая разработки внеурочного занятия

Учитель: Старостин Михаил Евгеньевич

Образовательная организация: Муниципальное бюджетная общеобразовательное учреждение школа № 9


Тема урока/занятия

Торговля как наиболее эффективная форма обмена

Тип урока/занятия

игра - соревнование в театрализованной форме

Ведущая цель

способствовать активизации познавательной деятельности учащихся в области финансовой грамотности через систему коммуникативных творческих заданий

Планируемые результаты (после урока учащиеся будут знать/уметь…):

Предметные

правильно использовать понятия: обмен, продажа; объяснять причины возникновения обмена товарами; объяснять причины появления товарных денег; уметь охарактеризовать товарные деньги.

Метапредметные (регулятивные, коммуникативные,

познавательные УУД)

Метапредметные: проводить логические действия сравнения и анализа

Регулятивные: умение совместно с учителем определять цели своего обучения; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; составлять план действия по решению проблемы;

проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка.

Познавательные: умение извлекать информацию, определять понятия.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество; принимать другие позиции.

Личностные

понимать, что деньги не цель, а средство обмена; развитие коммуникативных навыков через работу в группах, парах; уважительно и доброжелательно относиться к друг другу; сформировать ответственность за принятие решений в сфере личных финансов.

Начальные условия / исходное состояние

  • имеют опыт использования денег при покупке товаров;

  • знают историю возникновения обмена и денег

  • могут контролировать, оценивать свои действия

Средства

Материально-технические: компьютер, проектор, экран, ЦОР (презентация Microsoft Offic Power Point, музыкальные файлы);

костюмы театральных персонажей: купцов, Царя, Петрушки Казначея, Гонца;

Дидактические: денежные знаки "Экономы”;

карточки с заданиями "Отрывки из сказок", "Телеграммы".

Домашнее задание

Объяснить, как связана тема «Обмена» с темой «Рынок и конкуренция»

Технологическая карта урока/занятия


Этап урока

Подэтап

Деятельность учителя

(конкретные методы и приемы)

Деятельность учащихся

Вводный

Организационный момент

Актуализация

субъектного опыта обучающихся

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность обучающихся к уроку.


Учащиеся встают и приветствуют учителя

Мотивация/

создание проблемной ситуации

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята ! Мы начинаем экономическую игру "Дело было в Тридевятом царстве".

В путешествие по Тридевятому царству отправляются три фирмы поучиться уму- разуму и узнать три правила экономической удачи.

Давайте с ними познакомимся. Слово предоставляется президентам фирм.

Представление команд

капитал

Учитель: Даю вам стартовый капитал. Но пока ещё он мал.

Вы, финансы все копите,

И тогда возможно победите.

В конце игры сделаем расчёт,

И узнаем, какая команда выйдет вперёд!

Ну что ж, экономическую игру начнём,

Двери в сказку распахнём!

В период подготовки к меолприятию учащиеся придумывают названия и девизы торговых фирм,

выбирают президента и бухгалтера.

Президенты фирм представляют свои команды. Фирмы получают денежные знаки "Экономы".

Основной

Исполнительный

этап

(выполнение

игровых заданий).


















































































































































































































Заключительный

1.Игровое задание

«Торговля и

Купечество»








































































2.Игровое задание

«Сказки

Коробейника»
















































































































3. Игровое задание

«Царская грамота»





















Рефлексия деятельности




















Организация домашнего задания

Звучит мелодия на мотив песни

«В гостях у сказки»

Выходит Царь.

Учитель: За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе - на земле

Правил царь в одной стране.

Царь один сидит в палате

На престоле и в венце

С грустной думой на лице.

Царь: "Не бываю я нигде,

Скучно стало при дворе.

Хоть бы чудо увидать,

Надо мне гостей - купцов позвать”.

Выходят два купца.

Учитель: Царь своих гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

Царь: "Ой, вы гости, господа

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?

Учитель: А они ему в ответ:

Купцы: Мы объехали весь свет!

1 купец : Воротились мы из стран заморских, Привезли товаров тульских и нижегородских.

2 купец: Мы с дороги не поев, Пообедать не успев,

Думу думаем, гадаем,

Про торговлю размышляем.

1 купец: Есть ли у нас прибыль и доход

Ездить по городам из года в год?

Царь: Но печалиться вовсе не стоит, Мы поможем вам всё устроить.

Вот сидит честной народ,

Знает всё он наперёд.

(обращается к учащимся)

Вы, ребята им помогите,

И в ответах на вопросы подсобите.

За правильные ответы из казны Казначей вам выдаст ’’экономы”, как призы.

Учитель ставит перед учащимися проблему: "Является ли торговля эффективной формой обмена”?

Постановка проблемных вопросов:

1. Какие вы знаете формы обмена?

2.Чем бартер отличается от торговли?



3. Почему со временем людям стало трудно заниматься бартером?

4. Каковы причины появления денег?



5.Что такое торговля?


6. Каковы преимущества торговли по

сравнению с бартером?






7. Сделайте вывод, ответьте на главный проблемный вопрос. Правильные ответы учащихся оцениваются денежными знаками

’’экономами”, которые выдаёт

казначей.

Учитель: Ну а наша сказка дальше

сказывается,

В ней новые герои оказываются.

Учащиеся смотрят сказочное

представление.










































Представители фирм отвечают на предлагаемые вопросы:



1. Бартер и торговля.

2. Бартер - обмен без использования денег, торговля осуществляется с помощью денег.

3. Долгий поиск партнёров сделки и длинная цепочка обмена.

4. Рост потребностей, увеличение количества товаров, трудности в определении ценности товаров.

5.Торговля - хозяйственная деятельность людей по купле-

6. Ускорение и облегчение обмена, широкое распространение торговли, более полное удовлетворение потребностей людей,

специализация на купле- продаже товаров; развитие торговых связей в мире.

Вывод: торговля - наиболее эффективная форма обмена.

Звучит мелодия на мотив песни «Коробейники». Выходит Петрушка с коробом.

Петрушка:

Эх, полным - полна моя коробушка, Есть в ней ситец и парча.

Подходите все ребятушки,

Покупайте у меня.

Привет вам ребятишки, Озорники и шалунишки!

Учитель: Ты, Петрушка, не скупись, Своим опытом торговли поделись.

Петрушка:

Хожу с большим коробом я,

По деревням и сёлам я.

Продаю товары разные,

Очень не напрасные!

Учитель: Кто, ребята, знает, как называли таких ходячих торговцев, как Петрушка? Как можно сейчас назвать его песню?

Петрушка:

С короба скину я крючок,

И откроем сундучок.

Мой короб - расписной,

Этот короб непростой.

Он рассказывает сказки,

Отгадайте их без подсказки.

Учитель: Ребята, внимательно послушайте отрывки из сказок, в которых упоминаются известные купцы - торговцы. Вспомните их названия.

Петрушка зачитывает отрывки из сказок. Правильные ответы учащихся оцениваются денежными знаками ’’экономами”, которые выдаёт казначей.

Чтение отрывков:

1. Залилась Аленушка слезами, села под стожок — плачет, а козленочек возле нее скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

— О чем, красная девица, плачешь?

Рассказала ему Аленушка про свою беду.

Купец ей говорит:

— Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато- серебро, и козленочек будет жить с нами.

Аленушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.

2. В славном в Нове-граде

Как был Садко-купец, богатый гость.

А прежде у Садка имущества не было: Одни были гусельки яровчаты;

По пирам ходил-играл Садко.

3. Давно жил в городе Багдаде купец, которого звали Синдбад. У него было много товаров и денег, и его корабли плавали по всем морям. Капитаны кораблей, возвращаясь из путешествий, рассказывали Синдбаду удивительные истории о своих приключениях и о далеких странах, где они побывали.

Синдбад слушал их рассказы, и ему все больше и больше хотелось своими глазами увидеть чудеса и диковины чужих стран. И вот он решил поехать в далекое путешествие. Он накупил много товаров, выбрал самый быстрый и крепкий корабль и пустился в путь.


4. В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек.

Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех.


5.3а прилавком сидит молодой купец, Статный молодец Степан Парамонович,

По прозванию Калашников;

Шелковые товары раскладывает, Речью ласковой гостей он заманивает, Злато, серебро пересчитывает.


  1. Пристают к заставе гости.

Князь Гвидон зовет их в гости,

Их он кормит и поит

И ответ держать велит:

«Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?» Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали соболями,

Чернобурыми лисами;

А теперь нам вышел срок,

Едем прямо на восток...


Учитель: Во всех сказках купцы - положительные герои. И это неслучайно. Чем ещё занимались купцы кроме торговли? Что означает главный принцип российского купечества: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Назовите известных купцов в истории России.


Звучит весёлая мелодия.

Вбегает гонец.


Гонец: Здравствуйте, здравствуйте!

Я - царский гонец, Малый удалец.

Есть у меня одна проблема: Нужно мне как можно смело , Аккуратно, быстро, без промах Исправить ошибки в царских грамотах.

Учитель: Ну, ты, Гонец, не грусти.

И немножко потерпи.

Ребята ошибки исправят,

И правильную грамоту зачитают.

Гонец раздаёт группам грамоты.

Учитель проверяет исправленный

текст. Казначей оценивает работы: за

каждую выявленную ошибку выдаёт

«эконом»

Содержание царской грамоты:

Бартер появился позднее торговли. Со временем становилось всё легче менять товар на товар и появились деньги.

Формула бартера Т1-Д - Т2, а торговли Т1- Т2. С помощью денег обмен происходит долго и тяжелее. Бартер более полно удовлетворяет потребности людей.


Учитель определяет фирму, победившую в игре по количеству денежных знаков, выставляет оценки отличившимся учащимся.

Сказочные персонажи зачитывают отрывок из стихотворения И.В. Липсица.

Царь: В своей жизни три правила ты не забудь,

В этих трёх правилах - главная суть.

1-й купец: Первое - дело найди,

Где среди всех будешь ты впереди.

2-й купец: Это усвоил? Второе учти - Нет остановки на этом пути. Петрушка: Больше работаешь - лучше живёшь,

Лучше живёшь- больше людям даёшь!

Гонец: Правило третье - В делах не зевай, Прибыль свою и страны умножай.

Царь: Сложно? Не просто! Но ты уж прости,


Учитель предлагает учащимся выполнить задание: Объясните, как связана тема «Обмен» с последующей темой «Рынок и конкуренция»

Учащиеся смотрят сказочное представление.


















Ответы учащихся:

• коробейники,

• реклама.


















Фирмы отгадывай: названия сказок:

  1. «Сестрица Алёнушка и брате Иванушка».











  1. «Садко»





  1. «Синдбад-мореход»

















  1. «Аленький цветочек»










  1. «Песня про купца Калашникова».









  1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".









Ответы учащихся: - меценатством и благотворительность - купцы были честными и благородными, бескорыстно помогали бедным людям, вкладывали средства на бесприбыльное меценатство, путешествовали. Они думали о будущем России.

- Афанасий Никитин, Кузьма Минин, братья Третьяковы.

Учащиеся смотрят сказочное

представление.








Фирмы исправляют содержание текста.

Фирма, верно выполнившая задание,

зачитывает текст:

Бартер появился раньше торговли. Со временем становилось всё сложнее

менять товар на товар и появились деньги. Формула бартера Т1- Т2, а торговли Т1-Д-Т2. С помощью денег обмен происходит быстрее и легче. Торговля более полно удовлетворяет потребности людей.










Бухгалтеры фирм подсчитывают

количество денежных знаков, сообщают учителю.


Учащиеся слушают стихотворение


















Учащиеся записывают домашнее задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!