Урок чтения в 5 классе "В.Осеева "Что легче"
Тема: В. Осеева “Что легче?”
Цель : развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности.
Задачи:
- познакомить с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;
- совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению:
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- развивать творческие качества учащихся;
- воспитывать нравственное поведение, положительное отношение к учёбе.
Ход урока
- Организационный момент.
1. Психологический настрой учащихся.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но придаст нам силы и уверенности. СЛАЙД
- Сегодня нам предстоит проделать огромную работу, я попрошу вас быть внимательными и активными. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, у нас с вами традиционная речевая разминка.
II. Речевая разминка.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Воспроизведение слоговых рядов
Та-то-ту-ты ат-от-ут-ыт
Ту-то-ты-та ут-ит-ат-от
Та-та-та-у нас в доме чистота
Ты-ты-ты-сметану съели всю коты
То-то-то-стали мы играть в лото
Ат-ат-ат-берём с собою самокат
- Считалочка-бормоталочка
Ехал Грека через реку.
- Работа над скороговоркой.Сначала шепотом, потом вполголоса, затем вслух .
Дед Додон в трубу дудел,
Димку дед дудой задел.
- Чтение предложения, выражая интонацию:
ЗАВТРА В ШКОЛУ.
1 ученик выражает своим чтением радость
2 ученик– выражает вопрос
3 ряд – недовольствие
III. Актуализация знаний.
- Какой рассказ мы уже читали на уроках? (Валентины Осеевой «Волшебное слово»
- А о ком этот рассказ? (О мальчике, его семье и старике, который сидел на лавочке).
- Как он разговаривал с окружающими? (Грубо)
- Нравится ли он вам? (Нет). Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный)
- Что случилось с Павликом? (Его все гнали от себя, не хотели с ним общаться)
- Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)
- Кто помог Павлику? (Старик).
- Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: «пожалуйста»).
- Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?
- Почему мальчик поверил старику? ( Потому что он был похож на волшебника)
- Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? (Да, он стал добрым)
Чтение стихотворения «Пожалуйста»
Вывод: Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. За добро добром и платят. Волшебные слова действительно существуют, надо обязательно говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой.
IV Знакомство с новой темой.
Сегодня на уроке познакомимся еще с одним рассказом В. Осеевой «Что легче».
- Аудирование.
- Первичное чтение.
– О чем это произведение? Почему оно так называется? Что хорошего в рассказе?
- Чтение по цепочке.
- Чтение по ролям.
ФИЗМИНУТКА
V. Работа над содержанием рассказа.
- Работа по содержанию.
– Кто главные герои в произведении?
- Что сказал первый мальчик?
- Что сказал второй мальчик?
- Что сказал третий мальчик?
- Почему мама не ругала третьего мальчика?
- Как бы вы поступили на месте детей?
2. Пересказ произведения одним учеником.
3.Инсценировка рассказа В. Осеевой «Что легче»
- Как вы себя чувствуйте, когда рядом с вами добрый человек? (хорошо, радостно, уютно, тепло)
- А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? (когда светит солнце)
Значит доброту мы можем сравнивать с солнцем, а его лучами являются добрые слова.
- Давайте хором прочитаем стихотворение, а может быть кто-то и запомнит его.
Добрым и правдивым быть совсем непросто
Не зависят они от роста.
Если доброта и правда светят
Радуются взрослые и дети.
VI. Итог урока.
– О каких человеческих качествах заставляет нас задуматься В. Осеева?
– Делали ли вы добрые дела просто так?
– Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?
VIII. Домашнее задание
Пересказ рассказа «Что легче»
VII. Оценивание
Тема: В. Осеева “Что легче?”
Цель : развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности.
Задачи:
- познакомить с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;
- совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению:
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- развивать творческие качества учащихся;
- воспитывать нравственное поведение, положительное отношение к учёбе.
Ход урока
- Организационный момент.
1. Психологический настрой учащихся.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но придаст нам силы и уверенности. СЛАЙД
- Сегодня нам предстоит проделать огромную работу, я попрошу вас быть внимательными и активными. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, у нас с вами традиционная речевая разминка.
II. Речевая разминка.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Воспроизведение слоговых рядов
Та-то-ту-ты ат-от-ут-ыт
Ту-то-ты-та ут-ит-ат-от
Та-та-та-у нас в доме чистота
Ты-ты-ты-сметану съели всю коты
То-то-то-стали мы играть в лото
Ат-ат-ат-берём с собою самокат
- Считалочка-бормоталочка
Ехал Грека через реку.
- Работа над скороговоркой.Сначала шепотом, потом вполголоса, затем вслух .
Дед Додон в трубу дудел,
Димку дед дудой задел.
- Чтение предложения, выражая интонацию:
ЗАВТРА В ШКОЛУ.
1 ученик выражает своим чтением радость
2 ученик– выражает вопрос
3 ряд – недовольствие
III. Актуализация знаний.
- Какой рассказ мы уже читали на уроках? (Валентины Осеевой «Волшебное слово»
- А о ком этот рассказ? (О мальчике, его семье и старике, который сидел на лавочке).
- Как он разговаривал с окружающими? (Грубо)
- Нравится ли он вам? (Нет). Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный)
- Что случилось с Павликом? (Его все гнали от себя, не хотели с ним общаться)
- Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)
- Кто помог Павлику? (Старик).
- Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: «пожалуйста»).
- Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?
- Почему мальчик поверил старику? ( Потому что он был похож на волшебника)
- Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? (Да, он стал добрым)
Чтение стихотворения «Пожалуйста»
Вывод: Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. За добро добром и платят. Волшебные слова действительно существуют, надо обязательно говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой.
IV Знакомство с новой темой.
Сегодня на уроке познакомимся еще с одним рассказом В. Осеевой «Что легче».
- Аудирование.
- Первичное чтение.
– О чем это произведение? Почему оно так называется? Что хорошего в рассказе?
- Чтение по цепочке.
- Чтение по ролям.
ФИЗМИНУТКА
V. Работа над содержанием рассказа.
- Работа по содержанию.
– Кто главные герои в произведении?
- Что сказал первый мальчик?
- Что сказал второй мальчик?
- Что сказал третий мальчик?
- Почему мама не ругала третьего мальчика?
- Как бы вы поступили на месте детей?
2. Пересказ произведения одним учеником.
3.Инсценировка рассказа В. Осеевой «Что легче»
- Как вы себя чувствуйте, когда рядом с вами добрый человек? (хорошо, радостно, уютно, тепло)
- А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? (когда светит солнце)
Значит доброту мы можем сравнивать с солнцем, а его лучами являются добрые слова.
- Давайте хором прочитаем стихотворение, а может быть кто-то и запомнит его.
Добрым и правдивым быть совсем непросто
Не зависят они от роста.
Если доброта и правда светят
Радуются взрослые и дети.
VI. Итог урока.
– О каких человеческих качествах заставляет нас задуматься В. Осеева?
– Делали ли вы добрые дела просто так?
– Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?
VIII. Домашнее задание
Пересказ рассказа «Что легче»
VII. Оценивание
Просмотр содержимого документа
«Тема: В. Осеева “Что легче?” Табалдыева Азада»
Тема: В. Осеева “Что легче?”
Цель : развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности.
Задачи:
- познакомить с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;
- совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению:
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- развивать творческие качества учащихся;
- воспитывать нравственное поведение, положительное отношение к учёбе.
Ход урока
Организационный момент.
1. Психологический настрой учащихся.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но придаст нам силы и уверенности. СЛАЙД
- Сегодня нам предстоит проделать огромную работу, я попрошу вас быть внимательными и активными. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, у нас с вами традиционная речевая разминка.
II. Речевая разминка.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Та-то-ту-ты ат-от-ут-ыт
Ту-то-ты-та ут-ит-ат-от
Та-та-та-у нас в доме чистота
Ты-ты-ты-сметану съели всю коты
То-то-то-стали мы играть в лото
Ат-ат-ат-берём с собою самокат
Считалочка-бормоталочка
Ехал Грека через реку.
Работа над скороговоркой.Сначала шепотом, потом вполголоса, затем вслух .
Дед Додон в трубу дудел,
Димку дед дудой задел.
Чтение предложения, выражая интонацию:
ЗАВТРА В ШКОЛУ.
1 ученик выражает своим чтением радость
2 ученик– выражает вопрос
3 ряд – недовольствие
III. Актуализация знаний.
- Какой рассказ мы уже читали на уроках? (Валентины Осеевой «Волшебное слово»
- А о ком этот рассказ? (О мальчике, его семье и старике, который сидел на лавочке).
- Как он разговаривал с окружающими? (Грубо)
- Нравится ли он вам? (Нет). Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный)
- Что случилось с Павликом? (Его все гнали от себя, не хотели с ним общаться)
- Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)
- Кто помог Павлику? (Старик).
- Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: «пожалуйста»).
- Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?
- Почему мальчик поверил старику? ( Потому что он был похож на волшебника)
- Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? (Да, он стал добрым)
Чтение стихотворения «Пожалуйста»
Вывод: Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. За добро добром и платят. Волшебные слова действительно существуют, надо обязательно говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой.
IV Знакомство с новой темой.
Сегодня на уроке познакомимся еще с одним рассказом В. Осеевой «Что легче».
- Аудирование.
- Первичное чтение.
– О чем это произведение? Почему оно так называется? Что хорошего в рассказе?
- Чтение по цепочке.
- Чтение по ролям.
ФИЗМИНУТКА
V. Работа над содержанием рассказа.
Работа по содержанию.
– Кто главные герои в произведении?
- Что сказал первый мальчик?
- Что сказал второй мальчик?
- Что сказал третий мальчик?
- Почему мама не ругала третьего мальчика?
- Как бы вы поступили на месте детей?
2. Пересказ произведения одним учеником.
3.Инсценировка рассказа В. Осеевой «Что легче»
- Как вы себя чувствуйте, когда рядом с вами добрый человек? (хорошо, радостно, уютно, тепло)
- А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? (когда светит солнце)
Значит доброту мы можем сравнивать с солнцем, а его лучами являются добрые слова.
- Давайте хором прочитаем стихотворение, а может быть кто-то и запомнит его.
Добрым и правдивым быть совсем непросто
Не зависят они от роста.
Если доброта и правда светят
Радуются взрослые и дети.
VI. Итог урока.
– О каких человеческих качествах заставляет нас задуматься В. Осеева?
– Делали ли вы добрые дела просто так?
– Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?
VIII. Домашнее задание
Пересказ рассказа «Что легче»
VII. Оценивание
Тема: Творчество С.Михалкова. С. Михалков «Фома»
Цель: раскрытие идейно-художественного содержания литературного произведения.
Задачи: - совершенствовать умение читать правильно, осознанно, глубоко и точного понимать содержание произведения;
- способствовать полноценному восприятию произведения, развитию речевой культуры, внимания, памяти, интереса к чтению, умению взаимодействовать в группе;
- содействовать активизации творческой деятельности, воспитанию доброго, внимательного, неравнодушного отношения к окружающим людям.
Оборудование: карточки для оценивания, иллюстрации к произведению, карта-опросник, отрывки из текста произведения, книги С. Михалкова (выставка).
Этап урока | Содержание |
Организационный момент | Ты улыбкой, как солнышком брызни, Выходя по утру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно будет забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. - Ребята, а вы сегодня улыбались? Улыбнитесь и поделитесь своей улыбкой с одноклассниками, гостями. Ведь не зря поется в песенке - от улыбки и хмурый день светлей! |
Проверка домашнего задания | Дома вы готовили выразительное чтение стихотворений А.Барто «Мальчик-наоборот». Давайте проверим. (Проверка и оценивание) |
Введение в тему Речевая разминка Знакомство с писателем Сообщение темы урока, целеполага-ние | - Слышали ли вы такие выражения: Шевелить мозгами; Краем уха; Хлопать ушами? - Объясните их значения. Шевелить мозгами – соображать, думать о чем-то, размышлять. Чтобы вставить пропущенную букву в слове правильно – надо подумать, пошевелить мозгами. Краем уха - то есть услышать не полностью ,частично . Я об этой истории слышал краем уха ( то есть чуть -чуть ). Хлопать ушами - слушая что-либо, не понимать содержания услышанного. Все слушали сказку и ты, но думал о чем-то другом, поэтому не понял о чем была сказка. ( то есть прослушал ) - Я хочу вас попросить сегодня не хлопать ушами, слушать и слышать меня не краем уха и шевелить мозгами. - А сейчас подготовимся к чтению. 1. Упражнения для дыхания: а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я; 2) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15; II. Упражнения для интонации: Скороговорка: Зимним утром от мороза На заре звенят березы. Чтение скороговорки вполголоса (жужжащее чтение); Читать скороговорку как роботы (по слогам); «Ползем по словам, как улитки (черепашки), пропевая гласные; Чтение скороговорки с разной интонацией (весело и грустно) «Летим по предложению, как птицы (или бежим по предложению) – читаем в быстром темпе - По какой литературной стране мы с вами путешествуем? (Хохотания) - Какие произведения живут в этой стране? (смешные, юмористические, весёлые, забавные) - Для чего мы читаем их? (чтобы научиться чему-то, чтобы воспитывать в себе хорошие качества) - Мы уже с вами обсуждали такие поступки и поведение как: пустая болтовня, хвастовство, умение отвечать за свои поступки, отношение к животным, любопытство, упрямство. - Посмотрите, какой еще автор живет в этой стране? (уч.пос. с. 98. - С.Михалков) Басни и стихи его Знают все до одного Не прочтёшь нигде такого, Только в книжках Михалкова Перед вами выставка книг С.Михалкова. Эти книги есть в школьной библиотеке и после урока вы можете взять любую книгу, записать её в библиотеке и пополнить свои читательские дневники произведениями этого автора. Давайте выясним у С. Михалкова, как рождались его произведения, откуда он брал для них сюжеты? Самостоятельно прочитайте и найдите ответ на данный вопрос. - Как рождались произведения С.Михалкова? (из наблюдений за поведением детей) - С каким настроением он наблюдал за ними? (с доброй улыбкой) - Какой совет дают детям в этой статье? (смейтесь, и не забывайте делать выводы) - Давайте же определим тему нашего урока. (Творчество С. Михалкова) (на доске запись) - Чем будем заниматься? В этом нам помогут фразы. Мы будем… Читать произведение (кого?) ….. учиться читать (как?)...меяться, и не забывать делать (что?)… - Сегодня у нас будет не просто урок чтения, а урок- суд присяжных заседателей. - Что происходит на суде? (Ответы) - За что человека можно судить? (за его поступки) - Скажите, кто ведёт суд? (судья). - Кто такие присяжные заседатели? Присяжные заседатели — непрофессиональные судьи, участвующие в судебном процессе. Непрофессионалы-присяжные из числа простых людей выносят вердикт (решение): виновен или же невиновен подсудимый в совершении преступления. Ну а мы будем судить за поведение. - Распределим роли. Я– судья, вы – присяжные заседатели. - ВСТАТЬ! СУД ИДЕТ! - Сегодня слушается дело под названием «ФОМА». Подсудимый – Фома. САДИТЕСЬ! Господа присяжные заседатели, вам предстоит вынести вердикт: судить или не судить Фому. Первой уликой имеющейся в данном деле является аудиозапись. Для понимания материалов по «делу» объясните значение некоторых слов. Словарная работа. Переулок - небольшая, обычно узкая улица, соединяющая две другие, параллельные улицы. Галоши – короткая резиновая обувь. Конго – река в Центральной Африке Африка – самый жаркий материк на Земле Аллигатор – крокодил Пионерский отряд – группа мальчиков и девочек, объединённых общими интересами. - Послушайте внимательно и скажите, за какое поведение мы будем судить главного героя. |
Первичное восприятие текста | - За что мы будем судить Фому, за какое поведение? (за упрямство)- Какого человека называют упрямым? Упрямый - человек, который в общении с другими людьми постоянно спорит с ними, поступает по своему, настаивает на своей правоте. - Почему автор часто повторяет это слово? - Давайте разбираться, так сказать пошевелим мозгами и определим какой приговор заслуживает Фома и заслуживает ли вообще. Судить или не судить? |
Вторичное чтение текста Первая ступень анализа произведения | - Сейчас мы будем читать текст «дела» небольшими частями. По каждой прочитанной части надо задать «тонкий» вопрос. Тонкие вопросы ? | Толстые вопросы ? | Кто главный герой? Какую фразу часто повторяет Фома? Что ему предлагали надевать, когда был дождь? Как ходил Фома зимой? В чем видел ложь Фома на экскурсии? Какой сон приснился Фоме? Чем закончился его сон? Испугал ли его сон? | | |
Вторая ступень анализа произведения | - Ответьте на «толстые» вопросы. Тонкие вопросы ? | Толстые вопросы ? | | Прохожие смеялись или волновались за него? В чем это выражалось? Кому вредит упрямство: Фоме или окружающим людям? Почему автор так подробно описал сон Фомы? Как бы вы себя повели, если бы встретили такого мальчика? | |
Обобщение прочитанного Творческая работа | - К чему может привести такое упрямство в будущем? Упрямство и недоверчивость не приносят человеку пользы. А если эти черты характера принимают крайние формы, то они просто наносят вред. Причем автор подчеркивает именно крайность в поведении главного героя. Если бы Фома был наоборот излишне доверчив и послушен, это тоже бы не пошло ему на пользу. Истина, как известно, всегда находится где-то посередине. В жизни человека очень важно бывает найти ту золотую середину в поведении, кото рая и приводит обычно к желаемому результату и успеху. - Дело очень интересное и поэтому сейчас поработаем в группах. Давайте вспомним. правила работы в группе С уважением относимся к чужому мнению Помним, что от вашего личного результата работы зависит общий результат команды Спрашиваем, если не знаем Объясняем, если просят совета Не стесняемся просить помощи. Помним, что «одна голова – хорошо, а две – лучше» Доброжелательно относимся к работам всех участников, т.е. умеем слушать других Честно оцениваем свой личный вклад в успех команды Работать будем в группах, по рядам. 1 ряд. –Вам предстоит стать участниками следственного эксперимента. Вам необходимо найти все моменты, где происходят встречи Фомы и прохожих. Прочитать их разговор. 2 ряд. – Вы будете работать со снимками из материалов дела- улика №2. Ваша задача разместить их по порядку происходящих событий (задание у доски). 3 ряд. – Вы будете работать с отрывками из материалов аудиозаписи – улика №3. Вам необходимо восстановить последовательность событий и прикрепить их под соответствующим снимком. У каждого ряда есть 3 минуты на эту работу. Проверка по рядам. Оценивать работу группы будем используя карточки – шевелить мозгами, хлопать ушами, краем уха. - Господа присяжные заседатели. Я как профессиональный судья считаю необходимым проверить, кто из вас хлопал ушами, кто слышал краем уха, а кто шевелил мозгами. Для этого я проведу экспресс-опрос. Тест- опросник (правда – «+», неправда – «-» ) Фоме приснился сон про Африку? (+) Фома прислушивался к советам прохожих?(-) Фома вредит другим людям?(-) Фоме было 11 лет? (+) Фома был упрямый? (+) Фома ходил в галошах в дождь? (-) Зимой ходил Фома в трусах? (+) Экскурсия была в парк?( -) В зоопарке был слон?(+) Любимая фраза Фомы «Неправда.. Это ложь»?(+) Взаимопроверка. 1+ | 2- | 3- | 4+ | 5+ | 6- | 7+ | 8- | 9+ | 10+ | Неправильный ответ закрасить. Проверка. Карточки – шевелить мозгами, хлопать ушами, краем уха. несовпадение – шевелил мозгами, 2-3 несовпадения – слушал краем уха, 4 и более несовпадений – хлопал ушами. |
Домашнее задание | Выразительно читать. Найти 1-2 пословицы об упрямстве. |
Рефлексия. Подведение итогов | - Выразите свое отношение к прочитанному и услышанному на уроке. Продолжите меня поразило…. меня взволновало… Ответьте на вопрос: - За что мы судили Фому? - Вредит ли его упрямство другим людям? - Как вы считаете, заслуживает ли он наказания? Почему? - Какой бы совет вы далее Фоме? (ответы) - Спасибо, что не остались равнодушными к этому герою. Желаю, чтобы вы и дальше были не только такими неравнодушными к окружающим вас людям, но и животным, растениям. - ВСТАТЬ! Дело под названием «Фома» считаю закрытым. Спасибо за работу. СУД ОКОНЧЕН! |