СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема : В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница Нравственный смысл сказки.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературного чтения в 3 классе. на тему: В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница Нравственный смысл сказки.

Просмотр содержимого документа
«Тема : В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница Нравственный смысл сказки.»

Тема : В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница Нравственный смысл сказки.

Педагогические цели: учить определять нравственный смысл сказки, учить сравнивать сюжеты различных сказок о животных; учить отвечать на поставленные вопросы; выделять главную мысль, давать характеристику героев произведения; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать доброту, милосердие. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М. Гаршина;

Планируемые результаты (предметные): учащиеся должны знать содержание сказки В.М. Гаршина «Лягушка -путешественница»; определять основные особенности сказочного сюжета; должны уметь читать произведение вслух с переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.

Личностные результаты: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, иметь  мотивацию к учебной деятельности и осознавать личностный смысл учения; осознавать эстетические потребности и ценности; проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; гордиться своей страной, людьми, проживающими на её территории, их талантами; осознавать, что хвастовство – это порок, с которым необходимо бороться.

Универсальные учебные действия (метапредметные): понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение.

 Сравнивать сказки по различным основаниям. Участвовать в работе группы.

Межпредметные связи: русский язык, темы «Лексика», «Текст»

1.Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности

- Добрый день, всем!

Начинаем ровно в срок

Увлекательный урок

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей.

Я желаю всем удачи

И успешности в придачу!

- Ну, что ж, ребята, сегодня мы проведём вместе урок литературного чтения. Работать будем в группах. Уверена, что каждый из вас обратил внимание на расположение столов. Предлагаю вам определить свою группу с помощью жетона. Кто вытащит желтый жетон садиться за стол, где лежит квадрат желтого цвета. А кто вытащит зелёный жетон садится за сто, где лежит квадрат синего цвета.

- Я вижу, что все заняли свои местах.

-Готовы ли вы отправиться в путешествие за новыми знаниями?

Стадия «Вызов»

Приём «Ассоциации»

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове «путешествие»?- Подберите синонимы к слову «путешественник»? (ответы детей)- Внимание на экран! (синонимы)-

СТРА́НСТВИЕ -я; ср. Путешествие (пешком или при помощи средств передвижения) по отдалённым местам, по дальним странам.

 Турне I. 1. путешествие, поездка (обычно по круговому маршруту). 2. поездка артистов или спортсменов по городам для гастрольных выступлений

Вояж - путешествие, поездка. — В двадцать третьем году я был послан в дальний вояж на шлюпе «Отважном».

-Как вы думаете, путешествовать могут только люди?- На чём можно отправиться в путешествие?

2. Этап. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Прием «Корзина идей»

Команда «жёлтых». Напишите, что  вы знаете об утках.

Команда «синих». Напишите, что вы знаете о лягушках.

Приём «Верите ли вы».

  1. Верите ли вы, что утки не стали есть лягушку, потому что она была слишком велика?

  2. Верите ли вы, что лягушка отправилась в путешествие с утками на юг?

  3. Верите ли вы, что лягушка прицепилась к прутику лапками, а утки подхватили прутик с лягушкой и полетели?

  4. Верите ли вы, что лягушка долетела с утками до юга?

  5. Верите ли вы, что лягушка отцепилась от прутика, потому что устала держаться за него?

  6. Верите ли вы, что лягушка упала с высоты и осталась жива?

  7. Верите ли вы, что лягушка любила хвастаться?



3 Этап. Постановка учебной задачи.

Цель: формулирование темы урокаволшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

Попробуйте догадаться, о какой сказке пойдет на уроке речь. На доске иллюстрации к сказке.

- Молодцы.

- Но ведь у нас сегодня необычный урок, а урок знакомства со сказочным персонажем.

- А зачем мы читаем сказки?

- Они нас чему-то учат.

- О ком пойдет речь в сказке?

О лягушке

- Какая тема урока? Сказка «Лягушка-путешественница» 

-Эта сказка народная или авторская? (Авторская)

Всеволод Михайлович Гаршин написал сказку «Лягушка-путешественница», когда ему было 32 года. И вот уже почти 120 лет её читают дети. Эта сказка пронизана такой лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие. В библиотеке несколько изданий этого произведения.

- Какую цель на урок вы можете себе поставить? (1.Узнать поучительный смысл сказки. 2.Познакомиться с лягушкой, как со сказочным персонажем.

4 Этап. Открытие учащимися новых знаний.

Цель: установить героев сказки, определить черты характера лягушки, манеру поведения.


-Сейчас я включу аудиозапись сказки «Лягушка – путешественница».

Вы не просто будете слушать сказку, а будете читать ее про себя, повторяя за чтецом. В это же время но и подготовите задание:

Физминутка.

На болоте две лягушки,

Две зеленые подружки,

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались,

Ручками хлопали,

Ножками топали,

Плечиками двигали,

По болоту прыгали.


Белая шляпа – собирает только факты, т.е. ваша задача найти описание лягушки в тексте, составить словесный портрет, перечислить все факты о её жизни и о том, какая история с ней произошла, (составить план произведения)

Жёлтая шляпа – позитив. Ваша задача: выделите положительные черты характера лягушки.

Чёрная шляпа – критика. Ваша задача: выделите все отрицательные черты характера лягушки, найдите в тексте слова, которые подчёркивают негативное отношение автора к лягушке.

Красная шляпа – чувства и эмоции. Ваша задача: Рассказать о том, какие чувства и эмоции вызывает у вас история с лягушкой?

Зелёная шляпа – Ваша задача: придумай своё окончание истории. Дай свои советы героям произведения.

Синяя шляпа – ваша задача дать ответ – чему тебя научило это произведение? Хвастовство само себя наказывает.

- Сделаем вывод.Что нового вы узнали на этапе работы с текстом?


5 Этап. Вторичное чтение. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности.

Цель: закрепить полученные знания;

Тонкие вопросы:однозначный ответ

Толстые вопросы: это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Кто….

Что…

Когда ..

Может…

Будет..

Мог ли..

Как звали…

Согласны ли вы

Верно…

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете……

Почему вы  так считаете…..

В чем разница…

Предположите, что будет…

Что, если..


Примеры «Тонких и толстых вопросов» при работе над сказкой В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Тонкие вопросы:

однозначный ответ

Толстые вопросы: это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

1.Где сидела лягушка?

2.С кем путешествовала лягушка?

3.Куда отправилась лягушка-путешественница с утками?

4.Чем лягушка прицепилась к прутику?

5.Куда упала путешественница?


1.Почему лягушка решила отправиться в дальние края?

2.Как чувствовала себя лягушка во время путешествия?

3.Почему лягушка просила лететь уток пониже?

4.Почему не состоялось путешествие лягушки?

5.Могло ли путешествие лягушки закончиться удачно?



6 Этап. Включение новых знаний в систему знаний.

Цель: включение нового знания в систему изученного материала.

«Кубик Блума»

Назови с каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

Почему «Лягушка путешественница» - литературная сказка?

Объясни, почему пострадала главная героиня?

Предложи изменения которые бы ты внёс в сказку (что бы ты изменил?)

Придумай, как удачно могло бы закончится путешествие лягушки?

Проделись ,как бы ты поступил на месте лягушки.


7. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Цель этого метода — резюмирование информации, краткое подведение итогов по любой теме или по изученному в школе материалу.
Правила написания синквейна:

1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;

4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту

5 строка – одно ключевое слово, синоним к 1строке

Пример синквейна:

1. Лягушка

2. Любопытная, сообразительная.

3. Изобретает, путешествует, хвастается

4. Изобретает необыкновенный способ путешествия

5. Путешественница.

Слайд оцени себя






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!