СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Внешнее строение рыб»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педмет: Биология. Животные.

Класс: 7

Форма проведения урока: комбинированный с элементами развивающего обучения

Тип урока: расширение и углубление

Основная технология: проблемно – диалогическая

Тема урока: «Внешнее строение рыб»

Цель: выяснить, какое значение имеют особенности внешнего строения рыб в связи с обитанием в воде

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Внешнее строение рыб»»

Педмет: Биология. Животные.

Класс: 7

Форма проведения урока: комбинированный с элементами развивающего обучения

Тип урока: расширение и углубление

Основная технология: проблемно – диалогическая

Тема урока: «Внешнее строение рыб»

Цель: выяснить, какое значение имеют особенности внешнего строения рыб в связи с обитанием в воде

Задачи:

  1. Образовательные:

  1. Дополнить и уточнить особенности внешнего строения рыб, через опору на личный опыт учащихся

  2. Выделить наиболее важные факторы водной среды

  3. Установить взаимосвязь между внешним строением рыб и факторами водной среды

  1. Развитие общеучебных умений:

  1. Интеллектуальные умения: извлекать информацию из текста, иллюстраций; сравнивать и группировать факты и явления; устанавливать причинно – следственную связь; представлять информацию в виде таблицы, рисунков; делать вывод на основе обобщения знаний.

  2. Коммуникативные умения: слушать и понимать; развивать речь и слуховое восприятие, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

  3. Оценочные умения: проводить взаимооценку; оценивать результаты своей работы.

  4. Организационные умения: самостоятельно формулировать цель деятельности; проверять результаты работы

  1. Воспитательные:

  1. Ориентировать на экологическое сознание и воспитание любви к природе;

  2. Стимулировать проявление инициативы и самостоятельности;

  3. Содействовать становлению и проявлению индивидуальности учащихся.

Методы обучения:

  1. Метод постановки проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог

  2. Метод поиска решения: подводящий от проблемы диалог

Оборудование: таблица «Внешнее строение рыбы. Щука», карточки на доску с названиями особенностей внешнего строения рыб и факторами водной среды, презентация, карточки для взаимоконтроля.

Словарь урока: ПЛАВНИК, БОКОВАЯ ЛИНИЯ


                                           

    Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку

2.Речевая зарядка

Какое сегодня число?

Какой день недели?

Какая сегодня погода? (работа по таблице «Погода»)

3. Актуализация знаний

Предлагаю ребятам вспомнить, что уже известно о рыбах.

- Каких рыб вы знаете? Назовите.

- Каково систематическое положение рыб?

Тип – Хордовые

Подтип – Позвоночные

Надкласс – Рыбы

Классы – Костные и Хрящевые

- Где обитают рыбы?

- Какова окраска тела рыб? (спинка темная – сливается с дном, брюшко светлое – защитная маскировка от врагов)

- Каковы факторы водной среды? (обтекаемая форма тела, сжатая с боков; кожа выделяет слизь).

- Что значит обтекаемая? (Слайд)

Обтекаемая форма тела – это форма, при которой голова и тело плавно расширяются, а затем плавно сужаются

- Чем питаются рыбы? (водными растениями, поедают червей, ракообразных, моллюсков, насекомых и их личинок. Хищные питаются рыбами, некоторые поедают своих мальков)

4. Изучение нового материала

- Сформулируйте тему урока. Что нам сегодня предстоит выяснить?

тема: Внешнее строение рыб

(Чтение по- цепочке и запись в тетрадях)

- Сегодня продолжим знакомиться с особенностями внешнего строения рыбы связанными с определенными факторами водной среды.

Тело рыбы покрыто чешуей. Один из самых примитивных и древних типов чешуи – плакоидная чешуя хрящевых рыб (акул и скатов): разбросанные по коже зубчатые пластинки. Оттого акулья кожа напоминает наждачную бумагу и при прикосновении к ней можно поцарапаться.

У древних костных рыб (осетровых) другой тип чешуи – ганоидная (в виде ромбиков и нигде не накладывается друг на друга). У большинства костных рыб чешуя уложена как черепица и может быть двух видов: ктеноидная (с шипиками) и циклоидная (гладкая). Этот тип чешуи лучше приспособлен для плавания. (Слайд)

Т.о., чешуя выполняет защитную функцию и поддерживает форму тела.

В коже рыб располагаются железы: слизеотделительные и ядоотделительные.

Слизь уменьшает трение и защищает рыбу от инфекционных микроорганизмов.

-Теперь рассмотрим строение тела рыбы (работа по рисунку 83 на стр. 99)

-найдите отделы тела и объясните значение плавных переходов частей тела для жизни в воде?

(Голова, туловище, хвост)

- Что находится на голове? (пара глаз, две пары ноздрей, жаберные крышки)\

Ноздри - органы обоняния. Каждая ноздря поделена складочкой кожи на два отверстия: через одно вода входит, через другое – выходит. Рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде. Очень хорошо обоняние развито у акул достаточно несколько капель крови, что бы привлечь хищника за несколько сот метров.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Что мы видим на туловище?

ПЛАВНИК – орган движения рыбы. ( запись в тетради и чтение по-очереди) (Слайд)



- рассмотрите плавники,  определите, какие парные, какие - нет. В чем их значение?



Хвостовой плавник служит рулем при изменении направления.

-найдите боковую линию.

Боковая линия- орган, воспринимающий направление и скорость течения воды. (Слайд)

Самостоятельная работа: задание по карточкам «Внешнее строение рыб»



Назовите части тела рыбы. (Слайд)

- Проверка задания (взаимоконтроль)

5.Закрепление:

Сигнальный опрос «Светофор» 

У учащихся карточки двух цветов, розовую они поднимают, если считают высказывание верным, белую – если неверным.

Рыбы- беспозвоночные животные (–)
Рыбы- позвоночные животные(+)
Имеют лучевую симметрию. (–)
Имею двустороннюю симметрию. (+)

Покрыты чешуей (+)

Имеют волосяной покров (-)

Органы движения – крылья (-)

Органы движения - плавники (+)

Живут в воде (+)

Живут в почве (-)

Выводы

После проделанной на уроке работы ученики приходят к следующим выводам.

• Рыбы приспособлены к жизни в водной среде. Они имеют обтекаемую форму тела. Тело покрыто кожными производными – чешуей, которая имеет защитное значение и улучшает гидродинамические свойства рыбы, и слизью, которая способствует лучшему передвижению, уменьшению трения, обладает бактерицидными свойствами.

• Тело рыбы несет особые органы движения – плавники, каждый из которых выполняет определенную функцию.

• Внешний вид рыбы, окраска, форма плавников соответствуют особенностям среды обитания.

- Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде


Особенности строения

Приспособления к жизни в воде

Обтекаемая форма тела

Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.

Слизь

уменьшает трение и защищает рыбу от инфекционных микроорганизмов

Боковая линия

Позволяет чувствовать потоки воды, различать предметы

Плавники

Осуществляют движение.

чешуя

выполняет защитную функцию и поддерживает форму тела

6.Домашнее задание: п.21 стр.99

7.Рефлексия

Цель: оцените свое отношение к пройденной теме.

- Что мы сегодня делали на уроке? (работа по таблице)

Задание: выберите букву и запишите ее.

а) понял хорошо;
б) не все было понятно;
в) ничего не понял.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!