Педмет: Биология. Животные.
Класс: 7
Форма проведения урока: комбинированный с элементами развивающего обучения
Тип урока: расширение и углубление
Основная технология: проблемно – диалогическая
Тема урока: «Внешнее строение рыб»
Цель: выяснить, какое значение имеют особенности внешнего строения рыб в связи с обитанием в воде
Задачи:
Образовательные:
Дополнить и уточнить особенности внешнего строения рыб, через опору на личный опыт учащихся
Выделить наиболее важные факторы водной среды
Установить взаимосвязь между внешним строением рыб и факторами водной среды
Развитие общеучебных умений:
Интеллектуальные умения: извлекать информацию из текста, иллюстраций; сравнивать и группировать факты и явления; устанавливать причинно – следственную связь; представлять информацию в виде таблицы, рисунков; делать вывод на основе обобщения знаний.
Коммуникативные умения: слушать и понимать; развивать речь и слуховое восприятие, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Оценочные умения: проводить взаимооценку; оценивать результаты своей работы.
Организационные умения: самостоятельно формулировать цель деятельности; проверять результаты работы
Воспитательные:
Ориентировать на экологическое сознание и воспитание любви к природе;
Стимулировать проявление инициативы и самостоятельности;
Содействовать становлению и проявлению индивидуальности учащихся.
Методы обучения:
Метод постановки проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог
Метод поиска решения: подводящий от проблемы диалог
Оборудование: таблица «Внешнее строение рыбы. Щука», карточки на доску с названиями особенностей внешнего строения рыб и факторами водной среды, презентация, карточки для взаимоконтроля.
Словарь урока: ПЛАВНИК, БОКОВАЯ ЛИНИЯ
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку
2.Речевая зарядка
Какое сегодня число?
Какой день недели?
Какая сегодня погода? (работа по таблице «Погода»)
3. Актуализация знаний
Предлагаю ребятам вспомнить, что уже известно о рыбах.
- Каких рыб вы знаете? Назовите.
- Каково систематическое положение рыб?
Тип – Хордовые
Подтип – Позвоночные
Надкласс – Рыбы
Классы – Костные и Хрящевые
- Где обитают рыбы?
- Какова окраска тела рыб? (спинка темная – сливается с дном, брюшко светлое – защитная маскировка от врагов)
- Каковы факторы водной среды? (обтекаемая форма тела, сжатая с боков; кожа выделяет слизь).
- Что значит обтекаемая? (Слайд)
Обтекаемая форма тела – это форма, при которой голова и тело плавно расширяются, а затем плавно сужаются
- Чем питаются рыбы? (водными растениями, поедают червей, ракообразных, моллюсков, насекомых и их личинок. Хищные питаются рыбами, некоторые поедают своих мальков)
4. Изучение нового материала
- Сформулируйте тему урока. Что нам сегодня предстоит выяснить?
тема: Внешнее строение рыб
(Чтение по- цепочке и запись в тетрадях)
- Сегодня продолжим знакомиться с особенностями внешнего строения рыбы связанными с определенными факторами водной среды.
Тело рыбы покрыто чешуей. Один из самых примитивных и древних типов чешуи – плакоидная чешуя хрящевых рыб (акул и скатов): разбросанные по коже зубчатые пластинки. Оттого акулья кожа напоминает наждачную бумагу и при прикосновении к ней можно поцарапаться.
У древних костных рыб (осетровых) другой тип чешуи – ганоидная (в виде ромбиков и нигде не накладывается друг на друга). У большинства костных рыб чешуя уложена как черепица и может быть двух видов: ктеноидная (с шипиками) и циклоидная (гладкая). Этот тип чешуи лучше приспособлен для плавания. (Слайд)
Т.о., чешуя выполняет защитную функцию и поддерживает форму тела.
В коже рыб располагаются железы: слизеотделительные и ядоотделительные.
Слизь уменьшает трение и защищает рыбу от инфекционных микроорганизмов.
-Теперь рассмотрим строение тела рыбы (работа по рисунку 83 на стр. 99)
-найдите отделы тела и объясните значение плавных переходов частей тела для жизни в воде?
(Голова, туловище, хвост)
- Что находится на голове? (пара глаз, две пары ноздрей, жаберные крышки)\
Ноздри - органы обоняния. Каждая ноздря поделена складочкой кожи на два отверстия: через одно вода входит, через другое – выходит. Рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде. Очень хорошо обоняние развито у акул достаточно несколько капель крови, что бы привлечь хищника за несколько сот метров.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Что мы видим на туловище?
ПЛАВНИК – орган движения рыбы. ( запись в тетради и чтение по-очереди) (Слайд)
- рассмотрите плавники, определите, какие парные, какие - нет. В чем их значение?
Хвостовой плавник служит рулем при изменении направления.
-найдите боковую линию.
Боковая линия- орган, воспринимающий направление и скорость течения воды. (Слайд)
Самостоятельная работа: задание по карточкам «Внешнее строение рыб»
Назовите части тела рыбы. (Слайд)
- Проверка задания (взаимоконтроль)
5.Закрепление:
Сигнальный опрос «Светофор»
У учащихся карточки двух цветов, розовую они поднимают, если считают высказывание верным, белую – если неверным.
Рыбы- беспозвоночные животные (–)
Рыбы- позвоночные животные(+)
Имеют лучевую симметрию. (–)
Имею двустороннюю симметрию. (+)
Покрыты чешуей (+)
Имеют волосяной покров (-)
Органы движения – крылья (-)
Органы движения - плавники (+)
Живут в воде (+)
Живут в почве (-)
Выводы
После проделанной на уроке работы ученики приходят к следующим выводам.
• Рыбы приспособлены к жизни в водной среде. Они имеют обтекаемую форму тела. Тело покрыто кожными производными – чешуей, которая имеет защитное значение и улучшает гидродинамические свойства рыбы, и слизью, которая способствует лучшему передвижению, уменьшению трения, обладает бактерицидными свойствами.
• Тело рыбы несет особые органы движения – плавники, каждый из которых выполняет определенную функцию.
• Внешний вид рыбы, окраска, форма плавников соответствуют особенностям среды обитания.
- Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде
Особенности строения | Приспособления к жизни в воде |
Обтекаемая форма тела | Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения. |
Слизь | уменьшает трение и защищает рыбу от инфекционных микроорганизмов |
Боковая линия | Позволяет чувствовать потоки воды, различать предметы |
Плавники | Осуществляют движение. |
чешуя | выполняет защитную функцию и поддерживает форму тела |
6.Домашнее задание: п.21 стр.99
7.Рефлексия
Цель: оцените свое отношение к пройденной теме.
- Что мы сегодня делали на уроке? (работа по таблице)
Задание: выберите букву и запишите ее.
а) понял хорошо;
б) не все было понятно;
в) ничего не понял.