Тема урока: «Ветер».
Цели урока: Сформировать представление о причинах образования ветра; познакомить с видами ветров; познакомить с приборами, позволяющими измерять скорость и направление ветра; научить приёмам построения «розы ветров» и определения направления и скорости ветра; продолжать формирование навыков сравнительного анализа.
Задачи урока:
Обучающая:
Познакомить учащихся с особенностями ветра;
Выявить факторы, влияющие на изменение направлений ветра;
Научить учащихся строить розу ветров;
Развивающая:
формировать умения учащихся составлять розу ветров;
отработка умений и навыков по построению графиков.
Развивать память, логическое мышление.
Воспитательная:
Развивать интерес к предмету,
2.Продолжить формировать навыки работы в коллективе
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: физическая карта мира, атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация
Урок составлен по учебнику для 6-го класса образовательных учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2016г
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания: -Что такое атмосферное давление? - Как изменяется атмосферное давление;
Решение задач.
Задача №1. Лётчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм.рт.ст.
Задача №2. Шахта глубиной 200 м, на поверхности атмосферное давление 752 мм.рт.ст. Найдите давление на дне шахты.
Задача №3. На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм.рт.ст. Каково давление у подножья.
3. Изучение нового материала:
Слайд 1. Отгадаем загадку
Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде-
Миг- и нет его нигде.
Деятельность учащихся: Разгадывают загадки. Внимательно слушают учителя, записывают в тетрадь дату, тему урока.
Учитель: Это всё ветер. Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием «ветер». Что такое ветер знает каждый, может, даже кто-то задумывался о том, как он образуется?
Учитель: А какие еще загадки о ветре вы знаете? (Ответы учащихся)
Учитель: Разные участки земной поверхности нагреваются по-разному. Суша нагревается быстрее, а водная поверхность медленнее. Воздух, нагревшийся над земной поверхностью, поднимается вверх и давление над сушей падает. Над водной поверхностью атмосферное давление высокое. Воздух перетекает из области с высоким давлением в область с низким атмосферным давлением. Так образуется ветер. И чем больше разность в атмосферном давлении, тем сильнее ветер .
Учитель: Скажите, что является главной причиной образования ветра?
Слайд 2. Причины от которых зависит ветер
Учитель: Слайд 3 Что такое ветер? Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления. (Записывают определение в тетрадь).Поэтому на берегах крупных рек и морей, ветер меняет своё направление несколько раз в сутки. Давайте посмотрим, как это происходит. .
Слайд 4. Бриз- это ветер, который меняет свое направление два раза в сутки(Записывают определение в тетрадь).
Слайд 5.Учитель: Мы с вами рассмотрели образование дневного бриза. А как образуется ночной бриз?
Слайд 6.Ученики: объясняют образование ночного бриза.
Деятельность учителя: для закрепления изученного материала, предлагаю учащимся ответить на вопросы..
Вопросы:
Почему летним днем из леса веет прохладой?
Каково происхождение ветерка на берегу реки летним жарким днем?
Учитель: На юге Дальнего Востока России, образуются ветры, которые меняют своё направление два раза в год. Это муссоны
Слайд 7.Муссон- это ветер дующий летом с океана на сушу, а зимой с суши на океан(Записывают определение в тетрадь).
Слайд 8. Учитель: Ребята, используя схему, объясните механизм образования муссона. Запишите определения в тетрадь.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя, объясняют образование постоянных ветров – муссонов.
Деятельность учителя: Давайте сделаем вывод. Какова закономерность в направлении ветра?
Ученик: Ветер всегда дует из области высокого давления в область низкого давления. Слайд 9.
Назовите виды ветров.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Ветер может дуть с разных сторон. Как определить направление ветра?
Направление ветра определяется с помощью флюгера.
Слайд 10.Флюгер – это прибор, свободно вращающийся на оси и устанавливающийся по направлению ветра. Если ветер дует с севера, то он называется северный, а если с юга, то южный.
Вопросы: Как будет называться ветер, дующий с востока? Как называется ветер, дующий с запада? Как называется ветер, дующий на запад? Слайд 11.
Учитель: Ветер дует с разной силой. Сила ветра определяется по 12 – бальной шкале Бофорта. Слайд 12. Давайте проанализируем её (форзац учебника). Чем больше разность атмосферного давления, тем сильнее ветер.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Осторожно ветер
За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько
Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.
(махи руками)
Деятельность учителя: А теперь давайте рассмотрим примеры. Как будет перетекать воздух? В каком из данных примеров ветер будет слабее?
Деятельность учащихся: анализируют примеры, сопоставляют и делают выводы.
1.А).752 мм рт. ст Б)761 мм рт.ст
2.А).767 мм рт. ст Б)755 мм рт. ст
Слайд 13.Значении ветра в природе, для человека. Какую роль играет ветер в жизни человека? Каково значение ветра в природе?
Деятельность учащихся: полученные данные анализируют, выделяют роль ветра в природе, в хозяйственной деятельности человека.
Деятельность учителя: Направление ветра можно показать на графике, который называют «роза ветров». Давайте посмотрим «Розу ветров» Слайд 14.
Учитель: Давайте, ребята, построим « Розу ветров» по следующим данным ( роза ветров для июля, данные имеется на интерактивной доске) С-2, СЗ-4, З- 3, ЮЗ-7, Ю-4, ЮВ-3, В-4, СВ-3.
Учитель
1) Начертите 8 направлений (румбов), соответствующих основным сторонам горизонта (С; Ю; З; В; С-З; С-В; Ю-З; Ю-В );
2) По каждому направлению (румбу) отметьте направление ветра за каждый день месяца (1 день = 1 см);
3) Соедините концы векторов красной линией.
4) Сделайте вывод о преобладающих ветрах за данный месяц.
Деятельность учащихся: выполняют за учителем построение «розы ветров» в тетрадях.
Учитель: А, теперь вы самостоятельно построите «Розу ветров» за январь С-6, СЗ- 5, З- 5, ЮЗ- 2, Ю-2, ЮВ- 4, В-2, СВ-3.
Деятельность учителя: Контролирует выполнение задания учащимися.
Деятельность учащихся: Выполняют построение «розы ветров» в тетрадях. Анализируют, делают выводы.
Закрепление:
– Что такое ветер?
– Что называется бризом?
- Почему ночной бриз дует с суши на море?
– Что такое муссон?
- Почему летный муссон дует с моря на сушу?
– Сколько баллов в шкале, по которой измеряют силу ветра?
Выставление оценок
.Домашнее задание – параграф 28, вопросы. Построить розу ветров по данным синоптиков.
С- 3 дня С-В-5 дня
Ю- 2 дня С-З- 6 дня
З- 3 дня Ю-В- 5 дня
В- 4 дня Ю-З- 2 дня
Рефлексия:
Что в изучении данной темы вызвало у вас затруднение?
Что бы вы еще хотели узнать о ветрах?