СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны.»

Дата проведения:

20.04.2021 8 «Б», 8 «Г»

24.04.2021 8 «А», 8 «Д»

Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны.


Цель урока: дать всестороннюю характеристику Василию Теркину – защитнику родной страны через разные формы работы на уроке: индивидуальные выступления, фронтальную беседу, выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы, через презентации, творческие зарисовки и схемы.


Тип урока: комбинированный.


Планируемые образовательные результаты.

Предметные. Формирование предметных умений по содержанию данного урока. Совершенствование навыков аудирования, монологической и диалогической речи, работая в парах и группах. Знать содержание глав, уметь анализировать, воссоздавать образ, живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских богатырей.

Метапредметные. Освоение различных образовательных пространств. Применение полученных знаний, умений и навыков на межпредметном уровне.

Соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала.

Познавательные. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом художественного произведения. Анализ, сравнивание текстов, устанавливание причинно-следственных связей. Владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ.

Регулятивные. Умение выбирать, планировать свою работу, подготовка к реализации собственного продукта. Развитие внимания, связной устной и письменной речи.

Коммуникативные. Организация взаимодействия между детьми как формирование навыков учебного сотрудничества. Умение работать в парах и группах, осознание ценности дружеских отношений между людьми.

Личностные. Выявление и активизация творческих возможностей и актерских способностей детей. Умение сформулировать и высказывать собственную точку зрения. Формирование аналитических умений у обучающихся, развитие инициативы учащихся, формирование творческого размышления над художественным произведением. Развитие умений и навыков публичных выступлений.


Оборудование. Тексты с содержанием поэмы. Рабочие тетради. Компьютер. Интернет. Видеоаппаратура. Иллюстрации к поэме «Василий Теркин». Презентации.


Ход урока.

  1. МОТИВАЦИЯ для определения темы урока.

  1. Приветствие учителя с учениками. Звучит легкая музыка (песни фронтовых лет).

  2. Видеоролик «Василий Теркин» - 1-2 минуты.

  3. Работа со слайдами 1,2,3,4, на которых рисунки художников-иллюстраторов – образ Василия Теркина.

  4. Задание учащимся сформулировать тему урока.

  5. Учитель корректирует тему и показывает на слайде тему урока - «Образ Василия Теркина – защитника родной страны в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» (слайд № 5).


  1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Определить цель и задачи урока, исходя из темы урока.

  1. Задание учащимся сформулировать цель урока.

  2. Учитель корректирует цель и показывает на слайде цель урока

«Дать всестороннюю характеристику Василию Теркину – защитнику

родной страны» (слайд № 6).

  1. Что нужно знать, чтобы дать характеристика литературному персонажу?

  2. Прослушать ответы учащихся, демонстрация слайда № 7.

(- содержание поэмы;

- план характеристики литературного персонажа;

- умение работать с текстом и интернет информацией).


  1. Какие формы работы можно применить, чтобы достигнуть цели урока. Работа в парах и группах.

  1. Выслушать предложения учащихся.

  2. Показать на слайде формы работы на уроке

(- классическая (в прозе) характеристика героя;

- цитатный план характеристики;

- иллюстративный план характеристики;

- тур по залам Центрального музея Великой Отечественной войны — https://victorymuseum.ru/newvtour/GLAV.html ;

виртуальный Мамаев курган — http://www.volgogradru.com/mamayev-kurgan/ ;
музей-панорама «Сталинградская битва» —

https://stalingrad-battle.ru/

  1. Повторить план характеристики литературного персонажа.

  2. Показать на слайде алгоритм работы

(Алгоритм характеристики литературного персонажа.

1. Место, занимаемое героем в произведении.

2. Обстановка, в которой он живет.

3. Портрет – описание внешности.

4. Манера держаться.

5. Речь героя.

6. Поступки, особенности поведения, деятельность, влияние на окружающих.

7. Понимание героем цели в жизни.

8. Чувства и мысли литературного героя, его взаимоотношения с другими людьми.

9. Отношение автора к герою.

10. Значение героя в раскрытии идеи произведения.).

  1. Учащиеся имеют перед собой этот алгоритм, распечатанный каждому.


  1. Характеристика с добавлением цитат из поэмы.

  1. Прозаическая характеристика (Смотреть в приложении «Характеристика Василия Теркина).

  2. Придерживаться плана.

  3. Цитаты Василия Теркина, которые характеризуют его, как человека (Смотреть в приложении «Цитаты Василия Теркина).

  4. Презентации учащихся «Иллюстративные характеристики бойца (Художники О. Верейский и И. Бруни).

  5. Класс добавляет к иллюстрациям отрывки из поэмы, соответствующие слайду.


  1. Творческие задания. Работа в парах и группах.

  1. Сочинения-рассуждения «Диалог писателя и героя поэмы», как бы это звучало, если бы автор и его герой встретились наяву, о чем бы они говорили. На экране слайд-фото памятника А. Твардовскому и

В. Теркину в Смоленске.

  1. Представление продукта.


  1. Итог урока.

Представление (зачитать) сочинений учащихся.


  1. Домашнее задание. Выучить отрывок из главы "Переправа" до слов "Русский труженик - солдат".























ПРИЛОЖЕНИЯ

Урок по теме «Образ Василия Теркина – защитника родной страны в поэме

А. Т. Твардовского «Василий Теркин» актуален в преддверии празднования Дня Победы.

Урок начинается с мотивации и целеполагания – это этапы урока в контексте требований ФГОС.

На уроке используется ИКТ: демонстрируется видеоролик, учащиеся выступают со своими презентациями, подготовленными дома. Использован иллюстративный материал к поэме художников-иллюстраторов О. Верейского и И. Бруни.

На уроке используются приёмы парной и групповой работы (парные и групповые композиции).

К середине урока ребятам предложена на выбор творческая работа в парах: написание мини-сочинения «Диалог писателя и героя поэмы», как бы это звучало, если бы автор и его герой встретились наяву, о чем бы они говорили.

Использовались новые методики и технологии: Использование ИКТ, технология критического мышления.

В процессе урока происходит планирование и реализация образовательных результатов, УУД компетенций.

Предметные. Формирование предметных умений по содержанию данного урока. Совершенствование навыков аудирования, монологической и диалогической речи, работая в парах и группах. Знать содержание глав, уметь анализировать, воссоздавать образ, живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских богатырей.

Метапредметные. Освоение различных образовательных пространств. Применение полученных знаний, умений и навыков на межпредметном уровне.

Соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала.

Познавательные. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом художественного произведения. Анализ, сравнивание текстов, устанавливание причинно-следственных связей. Владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ.

Регулятивные. Умение выбирать, планировать свою работу, подготовка к реализации собственного продукта. Развитие внимания, связной устной и письменной речи.

Коммуникативные. Организация взаимодействия между детьми как формирование навыков учебного сотрудничества. Умение работать в парах и группах, осознание ценности дружеских отношений между людьми.

Личностные. Выявление и активизация творческих возможностей и актерских способностей детей. Умение сформулировать и высказывать собственную точку зрения. Формирование аналитических умений у обучающихся, развитие инициативы учащихся, формирование творческого размышления над художественным произведением. Развитие умений и навыков публичных выступлений.



Характеристика главного героя поэмы — солдата Василия Теркина.

  1. Теркин бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: "в строй с июня, в бой с июля".

Деревенский житель, родом из Смоленского края, холост, рядовой пехотинец. Воевал всю войну, был ранен, дошёл до Берлина вместе с Советской Армией.

  1. Внешний вид: «Красотою наделён не был он отменной. Не высок. не то чтоб мал». Больше о внешности НИЧЕГО нет. Теркин — воплощение русского характера. Он не выделяется ни значительными умственными способностями, ни внешним видом:

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный…

  1. Однако Теркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной победе. В главе "Два солдата" на вопрос старика, удастся ли побить врага, Теркин отвечает: "Побьем, отец". Основными чертами характера Василия Теркина можно считать скромность и простоту. Теркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же. Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и природный юмор помогают ему справиться со страхом, побеждая таким образом саму смерть.:

Нет, товарищ, зло и гордо,

Как закон велит бойцу,

Смерть встречай лицом к лицу

И хотя бы плюнь ей в морду,

Если все пришло к концу.

  1. Теркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя. Когда замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:

Растирали, растирали.. .

Вдруг он молвит, как во сне:

- Доктор, доктор, а нельзя ли

Изнутри погреться мне?

Теркин готов плыть назад, проявляя тем самым недюжинную волю и мужество.

  1. Василий Теркин — мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин — мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости. Кто же он — Василий Теркин?

С первых дней годины горькой,

Мир слыхал сквозь грозный гром,

Повторял Василий Теркин:

– Перетерпим. Перетрем...

Словом, Теркин, тот, который

На войне лихой солдат,

На гулянке гость не лишний,

На работе — хоть куда.

  1. Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск – пехоте. Герой – пехотинец. Теркин – из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны. Образ Теркина – это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности.


Цитаты Василия Теркина


1. Покосился повар:

"Ничего себе едок —

Парень этот новый".

Ложку лишнюю кладёт,

Молвит несердито:

– Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: – Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте.

2. – Что ж, в газетке лозунг точен:

Не беги в кусты да в хлеб.

Танк – он с виду грозен очень,

А на деле глух и слеп.

– То-то слеп. Лежишь в канаве,

А на сердце маета:

Вдруг как сослепу задавит, —

Ведь не видит ни черта.

3. Вот он полы подтянул,

Укрывая спину,

Чью-то тёщу помянул,

Печку и перину.

И приник к земле сырой,

Одолен истомой,

И лежит он, мой герой,

Спит себе, как дома.

4.

Растирали, растирали…

Вдруг он молвит, как во сне:

– Доктор, доктор, а нельзя ли

Изнутри погреться мне,

Чтоб не всё на кожу тратить?

Дали стопку – начал жить,

Приподнялся на кровати:

– Разрешите доложить…

Взвод на правом берегу

Жив-здоров назло врагу!

Лейтенант всего лишь просит

Огоньку туда подбросить.

А уж следом за огнём

Встанем, ноги разомнём.

Что там есть, перекалечим,

Переправу обеспечим…

5. – Разрешите доложить

Коротко и просто:

Я большой охотник жить

Лет до девяноста.

6.

И лихой, нещадной стужи

Не бранили, как ни зла:

Лишь бы немцу было хуже,

О себе ли речь там шла!

И желал наш добрый парень:

Пусть помёрзнет немец-барин,

Немец-барин не привык,

Русский стерпит – он мужик.

7. – Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

8. – Тёркин, сроку пять минут.

– Ничего. С земли не сгонят,

Дальше фронта не пошлют.

9. – Ах ты, Тёркин. Ну и малый.

И в кого ты удался,

Только мать, наверно, знала…

– Я от тётки родился.


10. …И могу вам сообщить

Из своей палаты,

Что, большой любитель жить,

Выжил я, ребята.

И хотя натёр бока,

Належался лежнем,

Говорят, зато нога

Будет лучше прежней.

11. В гимнастёрку влез солдат,

А на гимнастёрке —

Ордена, медали в ряд

Жарким пламенем горят…

– Закупил их, что ли, брат,

Разом в военторге?

Тот стоит во всей красе,

Занят самокруткой.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!