Дата проведения:
20.04.2021 8 «Б», 8 «Г»
24.04.2021 8 «А», 8 «Д»
Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны.
Цель урока: дать всестороннюю характеристику Василию Теркину – защитнику родной страны через разные формы работы на уроке: индивидуальные выступления, фронтальную беседу, выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы, через презентации, творческие зарисовки и схемы.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные. Формирование предметных умений по содержанию данного урока. Совершенствование навыков аудирования, монологической и диалогической речи, работая в парах и группах. Знать содержание глав, уметь анализировать, воссоздавать образ, живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских богатырей.
Метапредметные. Освоение различных образовательных пространств. Применение полученных знаний, умений и навыков на межпредметном уровне.
Соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала.
Познавательные. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом художественного произведения. Анализ, сравнивание текстов, устанавливание причинно-следственных связей. Владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ.
Регулятивные. Умение выбирать, планировать свою работу, подготовка к реализации собственного продукта. Развитие внимания, связной устной и письменной речи.
Коммуникативные. Организация взаимодействия между детьми как формирование навыков учебного сотрудничества. Умение работать в парах и группах, осознание ценности дружеских отношений между людьми.
Личностные. Выявление и активизация творческих возможностей и актерских способностей детей. Умение сформулировать и высказывать собственную точку зрения. Формирование аналитических умений у обучающихся, развитие инициативы учащихся, формирование творческого размышления над художественным произведением. Развитие умений и навыков публичных выступлений.
Оборудование. Тексты с содержанием поэмы. Рабочие тетради. Компьютер. Интернет. Видеоаппаратура. Иллюстрации к поэме «Василий Теркин». Презентации.
Ход урока.
МОТИВАЦИЯ для определения темы урока.
Приветствие учителя с учениками. Звучит легкая музыка (песни фронтовых лет).
Видеоролик «Василий Теркин» - 1-2 минуты.
Работа со слайдами 1,2,3,4, на которых рисунки художников-иллюстраторов – образ Василия Теркина.
Задание учащимся сформулировать тему урока.
Учитель корректирует тему и показывает на слайде тему урока - «Образ Василия Теркина – защитника родной страны в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» (слайд № 5).
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Определить цель и задачи урока, исходя из темы урока.
Задание учащимся сформулировать цель урока.
Учитель корректирует цель и показывает на слайде цель урока
«Дать всестороннюю характеристику Василию Теркину – защитнику
родной страны» (слайд № 6).
Что нужно знать, чтобы дать характеристика литературному персонажу?
Прослушать ответы учащихся, демонстрация слайда № 7.
(- содержание поэмы;
- план характеристики литературного персонажа;
- умение работать с текстом и интернет информацией).
Какие формы работы можно применить, чтобы достигнуть цели урока. Работа в парах и группах.
Выслушать предложения учащихся.
Показать на слайде формы работы на уроке
(- классическая (в прозе) характеристика героя;
- цитатный план характеристики;
- иллюстративный план характеристики;
- тур по залам Центрального музея Великой Отечественной войны — https://victorymuseum.ru/newvtour/GLAV.html ;
виртуальный Мамаев курган — http://www.volgogradru.com/mamayev-kurgan/ ;
музей-панорама «Сталинградская битва» —
https://stalingrad-battle.ru/
Повторить план характеристики литературного персонажа.
Показать на слайде алгоритм работы
(Алгоритм характеристики литературного персонажа.
1. Место, занимаемое героем в произведении.
2. Обстановка, в которой он живет.
3. Портрет – описание внешности.
4. Манера держаться.
5. Речь героя.
6. Поступки, особенности поведения, деятельность, влияние на окружающих.
7. Понимание героем цели в жизни.
8. Чувства и мысли литературного героя, его взаимоотношения с другими людьми.
9. Отношение автора к герою.
10. Значение героя в раскрытии идеи произведения.).
Учащиеся имеют перед собой этот алгоритм, распечатанный каждому.
Характеристика с добавлением цитат из поэмы.
Прозаическая характеристика (Смотреть в приложении «Характеристика Василия Теркина).
Придерживаться плана.
Цитаты Василия Теркина, которые характеризуют его, как человека (Смотреть в приложении «Цитаты Василия Теркина).
Презентации учащихся «Иллюстративные характеристики бойца (Художники О. Верейский и И. Бруни).
Класс добавляет к иллюстрациям отрывки из поэмы, соответствующие слайду.
Творческие задания. Работа в парах и группах.
Сочинения-рассуждения «Диалог писателя и героя поэмы», как бы это звучало, если бы автор и его герой встретились наяву, о чем бы они говорили. На экране слайд-фото памятника А. Твардовскому и
В. Теркину в Смоленске.
Представление продукта.
Итог урока.
Представление (зачитать) сочинений учащихся.
Домашнее задание. Выучить отрывок из главы "Переправа" до слов "Русский труженик - солдат".
ПРИЛОЖЕНИЯ
Урок по теме «Образ Василия Теркина – защитника родной страны в поэме
А. Т. Твардовского «Василий Теркин» актуален в преддверии празднования Дня Победы.
Урок начинается с мотивации и целеполагания – это этапы урока в контексте требований ФГОС.
На уроке используется ИКТ: демонстрируется видеоролик, учащиеся выступают со своими презентациями, подготовленными дома. Использован иллюстративный материал к поэме художников-иллюстраторов О. Верейского и И. Бруни.
На уроке используются приёмы парной и групповой работы (парные и групповые композиции).
К середине урока ребятам предложена на выбор творческая работа в парах: написание мини-сочинения «Диалог писателя и героя поэмы», как бы это звучало, если бы автор и его герой встретились наяву, о чем бы они говорили.
Использовались новые методики и технологии: Использование ИКТ, технология критического мышления.
В процессе урока происходит планирование и реализация образовательных результатов, УУД компетенций.
Предметные. Формирование предметных умений по содержанию данного урока. Совершенствование навыков аудирования, монологической и диалогической речи, работая в парах и группах. Знать содержание глав, уметь анализировать, воссоздавать образ, живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских богатырей.
Метапредметные. Освоение различных образовательных пространств. Применение полученных знаний, умений и навыков на межпредметном уровне.
Соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала.
Познавательные. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом художественного произведения. Анализ, сравнивание текстов, устанавливание причинно-следственных связей. Владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ.
Регулятивные. Умение выбирать, планировать свою работу, подготовка к реализации собственного продукта. Развитие внимания, связной устной и письменной речи.
Коммуникативные. Организация взаимодействия между детьми как формирование навыков учебного сотрудничества. Умение работать в парах и группах, осознание ценности дружеских отношений между людьми.
Личностные. Выявление и активизация творческих возможностей и актерских способностей детей. Умение сформулировать и высказывать собственную точку зрения. Формирование аналитических умений у обучающихся, развитие инициативы учащихся, формирование творческого размышления над художественным произведением. Развитие умений и навыков публичных выступлений.
Характеристика главного героя поэмы — солдата Василия Теркина.
Теркин бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: "в строй с июня, в бой с июля".
Деревенский житель, родом из Смоленского края, холост, рядовой пехотинец. Воевал всю войну, был ранен, дошёл до Берлина вместе с Советской Армией.
Внешний вид: «Красотою наделён не был он отменной. Не высок. не то чтоб мал». Больше о внешности НИЧЕГО нет. Теркин — воплощение русского характера. Он не выделяется ни значительными умственными способностями, ни внешним видом:
Теркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный…
Однако Теркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной победе. В главе "Два солдата" на вопрос старика, удастся ли побить врага, Теркин отвечает: "Побьем, отец". Основными чертами характера Василия Теркина можно считать скромность и простоту. Теркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же. Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и природный юмор помогают ему справиться со страхом, побеждая таким образом саму смерть.:
Нет, товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если все пришло к концу.
Теркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя. Когда замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:
Растирали, растирали.. .
Вдруг он молвит, как во сне:
- Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне?
Теркин готов плыть назад, проявляя тем самым недюжинную волю и мужество.
Василий Теркин — мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин — мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости. Кто же он — Василий Теркин?
С первых дней годины горькой,
Мир слыхал сквозь грозный гром,
Повторял Василий Теркин:
– Перетерпим. Перетрем...
Словом, Теркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе — хоть куда.
Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск – пехоте. Герой – пехотинец. Теркин – из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны. Образ Теркина – это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности.
Цитаты Василия Теркина
1. Покосился повар:
"Ничего себе едок —
Парень этот новый".
Ложку лишнюю кладёт,
Молвит несердито:
– Вам бы, знаете, во флот
С вашим аппетитом.
Тот: – Спасибо. Я как раз
Не бывал во флоте.
Мне бы лучше, вроде вас,
Поваром в пехоте.
2. – Что ж, в газетке лозунг точен:
Не беги в кусты да в хлеб.
Танк – он с виду грозен очень,
А на деле глух и слеп.
– То-то слеп. Лежишь в канаве,
А на сердце маета:
Вдруг как сослепу задавит, —
Ведь не видит ни черта.
3. Вот он полы подтянул,
Укрывая спину,
Чью-то тёщу помянул,
Печку и перину.
И приник к земле сырой,
Одолен истомой,
И лежит он, мой герой,
Спит себе, как дома.
4.
Растирали, растирали…
Вдруг он молвит, как во сне:
– Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне,
Чтоб не всё на кожу тратить?
Дали стопку – начал жить,
Приподнялся на кровати:
– Разрешите доложить…
Взвод на правом берегу
Жив-здоров назло врагу!
Лейтенант всего лишь просит
Огоньку туда подбросить.
А уж следом за огнём
Встанем, ноги разомнём.
Что там есть, перекалечим,
Переправу обеспечим…
5. – Разрешите доложить
Коротко и просто:
Я большой охотник жить
Лет до девяноста.
6.
И лихой, нещадной стужи
Не бранили, как ни зла:
Лишь бы немцу было хуже,
О себе ли речь там шла!
И желал наш добрый парень:
Пусть помёрзнет немец-барин,
Немец-барин не привык,
Русский стерпит – он мужик.
7. – Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
8. – Тёркин, сроку пять минут.
– Ничего. С земли не сгонят,
Дальше фронта не пошлют.
9. – Ах ты, Тёркин. Ну и малый.
И в кого ты удался,
Только мать, наверно, знала…
– Я от тётки родился.
10. …И могу вам сообщить
Из своей палаты,
Что, большой любитель жить,
Выжил я, ребята.
И хотя натёр бока,
Належался лежнем,
Говорят, зато нога
Будет лучше прежней.
11. В гимнастёрку влез солдат,
А на гимнастёрке —
Ордена, медали в ряд
Жарким пламенем горят…
– Закупил их, что ли, брат,
Разом в военторге?
Тот стоит во всей красе,
Занят самокруткой.