Предмет: литературное чтение
Класс: 2 класс
Тема урока: В. Берестов. «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст «Грибы». Планируемые результаты:
Предметные: знать особенности художественного и научно-познавательного текстов, уметь их различать на основе знания данных особенностей; уметь читать выразительно поэтический текст, выделяя с помощью интонации логические ударения. Метапредметные:
- уметь формулировать учебную задачу урока вместе с группой учащихся, принимать её, сохранять на протяжении урока; прогнозировать содержание текста на основе заголовка; оценивать результаты своей деятельности на уроке;
-сравнивать художественный и научно-познавательный тексты, выявлять общее и различное в них, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения, сопоставлять заголовки к текстам с их содержанием, производить классификацию грибов на основе заданных в тексте критериев;
- отвечать на вопросы учителя и учебника по содержанию текстов, уметь в совместном сотрудничестве обсуждать целевые установки урока, строить монологическое высказывание из 5—6 предложений о текстах разных типов, участвовать в диалогах, доказывать свою точку зрения.
Личностные:
- делиться своими впечатлениями из собственного опыта, связанного со сбором грибов, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах и в процессе монологических высказываний;
Оборудование к уроку: мультимедиапроектор, карточки с изображением грибов, карточки со стихами о грибах,
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Работа над загадками о грибах. Ребята, прочитайте загадки, подумайте, что их объединяет. (Все они о грибах.)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть — нет головы.
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки.
- А кто из вас хоть раз в жизни собирал грибы? Какие чувства вы при этом испытывали? Расскажите.
- Какие грибы вы уже знаете? На какие большие группы они делятся?
- Подумайте, о чём мы сегодня будем читать на уроке, какова тема урока.
- Правильно, вы будете читать и изучать стихотворение поэта В.Берестова «Хитрые грибы», а также познакомитесь со статьёй о грибах из энциклопедии.
3.Формулирование учебной задачи урока.
Работа в парах.
- Ребята, рассмотрите материал учебника на с. 76—77, подумайте, какова будет основная задача сегодняшнего урока. Каждая пара должна предложить по одной формулировке. Обратите внимание на два абсолютно разных текста, свяжите с этими наблюдениями учебную задачу. ( что узнаем, чему научимся, над чем будем размышлять и т. д.)
4.Работа над новым материалом.
Ознакомление со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы»: работа над заголовком стихотворения.
- Ребята, прочитайте название стихотворения, подумайте, почему автор так назвал своё стихотворение.
- Разве грибы могут быть хитрыми? Кого обычно называют хитрым?
- О каких хитростях грибов пойдёт речь в стихотворении?
- А теперь давайте проверим ваши предположения.
Чтение стихотворения учителем (или подготовленным учеником).
Беседа по содержанию стихотворения.
-Понятно ли вам, что обозначает слово лукошко? (Следует показать картинку и растолковать значение слова.)
-Как вы думаете, прав ли автор в том, что он «большой корзиной все грибы перепугал»?
- Почему же он так и не нашёл грибов?
-Как автор называет грибочки? Прочитайте.
-С каким чувством он произносит слово хитрые? (Автор употребляет слово «хитрые», как бы укоряя грибы в том, что они спрятались.)
-А грибы на самом деле хитрые?
-Почему же автор их так называет? (Чтобы сказать нам о том, что они умеют прятаться и этим проявляют свою хитрость.)
-Правильно, ребята. А ещё автор с помощью этого слова создаёт образ грибов, которые от нас то и дело прячутся. Поэты часто используют слова не в прямом, а ъ переносном значении, чтобы создать оригинальный образ.
- Разочаровался ли автор в грибах, потому что он не нашёл ни одного гриба?
- Как же автор относится к «хитрым грибочкам»? Что мы можем сказать о нём как о человеке?
- Почему строки о «хитрых грибочках» вызывают у вас улыбку? С какой интонацией будете читать эти строки?
- Для чего, на ваш взгляд, автор рассказал эту историю? (Чтобы мы не сердились на грибы, когда они от нас прячутся, чтобы были более терпеливыми и внимательными, наблюдательными, подмечали те места, где могут прятаться грибочки, и, конечно, радовались, как и автор, процессу сбора грибов, наслаждались такими моментами жизни.)
5.Физкультминутка
Чтение стихотворения учащимися про себя.
- Ребята, сначала прочитайте стихотворение молча, попытайтесь осмыслить интонации при чтении, отметьте важные слова.
Чтение стихотворения учащимися в паре.
- Сейчас вы будете читать это стихотворение друг другу в паре. Постарайтесь передать с помощью интонации чувства автора, его отношение к грибам, которые спрятались. Если с первого раза не получится, постарайтесь попробовать ещё раз. Затем оцените чтение друг друга.
Работа над статьёй «Грибы» (из энциклопедии).
-Сейчас вы будете читать статью. Попробуйте понять, о чём она, какую тему раскрывает, схожа ли она по тематике со стихотворением поэта В. Берестова.
(Чтение статьи вслух по цепочке.)
- О чём же эта статья? (О грибах.)
-Посмотрите, есть ли у неё автор. Из какого источника она взята?
- Для чего, на ваш взгляд, эта статья размещена в энциклопедии?
-Сравните текст стихотворения В. Берестова и текст статьи из энциклопедии. Что в них общего? (Тема общая, оба текста рассказывают о грибах.)
-А кто, по вашему мнению, пишет тексты в энциклопедиях? (Учёные, которые много знают, изучают долго какой-то один вопрос, находят различные доказательства своим предположениям.)
-Одинаково ли рассказывается о грибах в стихотворении и статье? Как рассказывает о грибах поэт? А как о грибах рассказывает учёный? (В представленных текстах рассказывается о грибах по-разному: в статье сообщается информация, какие-либо факты о грибах, а в стихотворении автор выражает свои чувства и отношение к той ситуации, в которой он оказался во время сбора грибов.)
-Давайте посмотрим, от чьего имени рассказывается о случившемся в стихотворении. (От имени автора.)
-Правильно, в стихотворении часто звучит указание на конкретного человека: «увела меня», «я... корзинку взял с собой», «я заглядывал под пни», «я... все грибы перепугал». Найдёте ли вы в научном тексте указание на конкретного человека? Перечитайте ещё раз текст.
-Обратите внимание, какую форму выбирает поэт для своего рассказа. (Стихотворную.) А какую форму выбирает учёный? (Прозаическую.) Почему? (У них разные цели.)
-А чем же различаются цели поэта и учёного, для чего они писали свои произведения? (Цель статьи — дать информацию о грибах, а стихотворения — поделиться своими чувствами и впечатлениями от случившегося.)
-Можно ли сделать вывод о том, что в этих текстах авторы про грибы рассказывают по-разному? Обоснуйте свою точку зрения.
Работа в группах.
- Ребята, рассмотрите иллюстрации на с. 77. Какие грибы вы видите, почему они получили такое название? Давайте проверим, а знаете ли вы другие грибы. Сейчас я каждой группе раздам карточки с изображением грибов, вы должны быстро разделить их на съедобные и несъедобные. ( заслушать ответы групп и обсудить выполнение задания.)
А теперь попробуйте по данным строчкам восстановить стихи о грибах.
Возле леса, на __________________,
Украшая тёмный _________________,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый________________________
Слова для справок: опушке, бор, мухомор
А на стареньком пеньке,
И особенно в____________
Аж семьёй растут грибочки,
Дружно, как солдаты,
Тянутся -----------—------
Слова для справок: тенёк, опята.
Шоколадно-бурый ----------
К скользкой шляпке лист
Воротник ажурный тонок.
Гриб такой зовут__________
Слова для справок: гриб, прилип, маслёнок.
Скромный, тоненький и--------------------—«
Этот гриб, поверьте, --------------—------------
Попадёт грибочек в _-------_---------------—»
Всех в больницу --------___----------------
Слова для справок: бледный, вредный, суп, увезут.
На ножках-белоснежках
Проснулись--------------—------
Хоть сыро им -------—---------
Но всё ж приятно ножкам.
И шляпкам очень хрупким
В траве вполне______________
Слова для справок: сыроежки, немножко, уютно.
6.Подведение итогов урока, рефлексия.
-С чем сегодня познакомились на уроке, что нового узнали?
-Чему научились?
-Что было особенно трудным?
-Что было особенно интересным?
- У кого тесты выполнены без единой ошибки?
7.Домашнее задание.
- выучить понравившееся стихотворение наизусть,