СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: В. Берестов. «Хитрые грибы». Научно-познаватель¬ный текст «Грибы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 класс

 Тема урока: В. Берестов.  «Хитрые грибы». Научно-познаватель­ный текст «Грибы». Планируемые результаты:

Предметные: знать особенности художественного и научно-познавательного текстов, уметь их различать на основе знания данных особенностей; уметь читать выра­зительно поэтический текст, выделяя с помощью интона­ции логические ударения. Метапредметные:

- уметь формулировать учебную задачу урока вместе с группой учащихся, принимать её, сохра­нять на протяжении урока; прогнозировать содержание текста на основе заголовка; оценивать результаты своей дея­тельности на уроке;

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: В. Берестов. «Хитрые грибы». Научно-познаватель¬ный текст «Грибы».»

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 класс

Тема урока: В. Берестов. «Хитрые грибы». Научно-познаватель­ный текст «Грибы». Планируемые результаты:

Предметные: знать особенности художественного и научно-познавательного текстов, уметь их различать на основе знания данных особенностей; уметь читать выра­зительно поэтический текст, выделяя с помощью интона­ции логические ударения. Метапредметные:

- уметь формулировать учебную задачу урока вместе с группой учащихся, принимать её, сохра­нять на протяжении урока; прогнозировать содержание текста на основе заголовка; оценивать результаты своей дея­тельности на уроке;

-сравнивать художественный и на­учно-познавательный тексты, выявлять общее и различ­ное в них, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения, сопоставлять заголовки к текстам с их со­держанием, производить классификацию грибов на осно­ве заданных в тексте критериев;

- отвечать на вопросы учителя и учебника по содержанию текстов, уметь в совместном сотруд­ничестве обсуждать целевые установки урока, строить монологическое высказывание из 5—6 предложений о текстах разных типов, участвовать в диалогах, доказы­вать свою точку зрения.

Личностные:

- делиться своими впечатлениями из собственного опыта, связанного со сбором грибов, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах и в процессе монологических высказываний;

Оборудование к уроку: мультимедиапроектор, карточ­ки с изображением грибов, карточки со стихами о гри­бах,

Ход урока.


1.Организационный момент

2.Подготовка учащихся к восприятию нового ма­териала.

Работа над загадками о грибах. Ребята, прочитайте загадки, подумайте, что их объ­единяет. (Все они о грибах.)


Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.


Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть — нет головы.


И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.


Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки.


- А кто из вас хоть раз в жизни собирал грибы? Ка­кие чувства вы при этом испытывали? Расскажите.

- Какие грибы вы уже знаете? На какие большие группы они делятся?

- Подумайте, о чём мы сегодня будем читать на уро­ке, какова тема урока.

- Правильно, вы будете читать и изучать стихотворе­ние поэта В.Берестова «Хитрые грибы», а также позна­комитесь со статьёй о грибах из энциклопедии.

3.Формулирование учебной задачи урока.

Работа в парах.

- Ребята, рассмотрите матери­ал учебника на с. 76—77, подумайте, какова будет ос­новная задача сегодняшнего урока. Каждая пара должна предложить по одной формулировке. Обратите внимание на два абсолютно разных текста, свяжите с этими наблюдениями учебную задачу. ( что узнаем, чему научимся, над чем будем раз­мышлять и т. д.)

4.Работа над новым материалом.

Ознакомление со стихотворением В. Бе­рестова «Хитрые грибы»: работа над заго­ловком стихотворения.

- Ребята, прочитайте название стихотворения, поду­майте, почему автор так назвал своё стихотворение.

- Разве грибы могут быть хитрыми? Кого обычно называют хитрым?

- О каких хитростях грибов пойдёт речь в стихотво­рении?

- А теперь давайте проверим ваши предположения.

Чтение стихотворения учителем (или подготовленным учеником).

Беседа по содержанию стихотворения.

-Понятно ли вам, что обозначает слово лукошко? (Следует показать картинку и растолковать значе­ние слова.)

-Как вы думаете, прав ли автор в том, что он «боль­шой корзиной все грибы перепугал»?

- Почему же он так и не нашёл грибов?

-Как автор называет грибочки? Прочитайте.

-С каким чувством он произносит слово хитрые? (Ав­тор употребляет слово «хитрые», как бы укоряя грибы в том, что они спрятались.)

-А грибы на самом деле хитрые?

-Почему же автор их так называет? (Чтобы сказать нам о том, что они умеют прятаться и этим прояв­ляют свою хитрость.)

-Правильно, ребята. А ещё автор с помощью этого слова создаёт образ грибов, которые от нас то и дело пря­чутся. Поэты часто используют слова не в прямом, а ъ пе­реносном значении, чтобы создать оригинальный образ.

- Разочаровался ли автор в грибах, потому что он не нашёл ни одного гриба?

- Как же автор относится к «хитрым грибочкам»? Что мы можем сказать о нём как о человеке?

- Почему строки о «хитрых грибочках» вызывают у вас улыбку? С какой интонацией будете читать эти строки?

- Для чего, на ваш взгляд, автор рассказал эту исто­рию? (Чтобы мы не сердились на грибы, когда они от нас прячутся, чтобы были более терпеливыми и внима­тельными, наблюдательными, подмечали те места, где могут прятаться грибочки, и, конечно, радовались, как и автор, процессу сбора грибов, наслаждались такими моментами жизни.)

5.Физкультминутка


Чтение стихотворения учащимися про себя.

- Ребята, сначала прочитайте стихотворение молча, попытайтесь осмыслить интонации при чтении, отметьте важные слова.

Чтение стихотворения учащимися в паре.

- Сейчас вы будете читать это стихотворение друг другу в паре. Постарайтесь передать с помощью интона­ции чувства автора, его отношение к грибам, которые спрятались. Если с первого раза не получится, постарай­тесь попробовать ещё раз. Затем оцените чтение друг дру­га.

Работа над статьёй «Грибы» (из энци­клопедии).

-Сейчас вы будете читать статью. Попробуйте по­нять, о чём она, какую тему раскрывает, схожа ли она по тематике со стихотворением поэта В. Берестова.

(Чтение статьи вслух по цепочке.)

- О чём же эта статья? (О грибах.)

-Посмотрите, есть ли у неё автор. Из какого источ­ника она взята?

- Для чего, на ваш взгляд, эта статья размещена в эн­циклопедии?

-Сравните текст стихотворения В. Берестова и текст статьи из энциклопедии. Что в них общего? (Тема об­щая, оба текста рассказывают о грибах.)

-А кто, по вашему мнению, пишет тексты в энцикло­педиях? (Учёные, которые много знают, изучают долго какой-то один вопрос, находят различные доказатель­ства своим предположениям.)

-Одинаково ли рассказывается о грибах в стихотворе­нии и статье? Как рассказывает о грибах поэт? А как о гри­бах рассказывает учёный? (В представленных текстах рассказывается о грибах по-разному: в статье сообщается информация, какие-либо факты о грибах, а в стихотворе­нии автор выражает свои чувства и отношение к той ситуации, в которой он оказался во время сбора грибов.)

-Давайте посмотрим, от чьего имени рассказывается о случившемся в стихотворении. (От имени автора.)

-Правильно, в стихотворении часто звучит указание на конкретного человека: «увела меня», «я... корзинку взял с собой», «я заглядывал под пни», «я... все грибы перепугал». Найдёте ли вы в научном тексте указание на конкретного человека? Перечитайте ещё раз текст.

-Обратите внимание, какую форму выбирает поэт для своего рассказа. (Стихотворную.) А какую форму выбирает учёный? (Прозаическую.) Почему? (У них разные цели.)

-А чем же различаются цели поэта и учёного, для чего они писали свои произведения? (Цель статьи дать информацию о грибах, а стихотворения поде­литься своими чувствами и впечатлениями от случив­шегося.)

-Можно ли сделать вывод о том, что в этих текстах авторы про грибы рассказывают по-разному? Обоснуйте свою точку зрения.

Работа в группах.

- Ребята, рассмотрите иллюстрации на с. 77. Какие грибы вы видите, почему они получили такое название? Давайте проверим, а знаете ли вы другие грибы. Сейчас я каждой группе раздам карточки с изображением гри­бов, вы должны быстро разделить их на съедобные и не­съедобные. ( заслушать ответы групп и обсудить выполнение задания.)

А теперь попробуйте по данным строчкам восстано­вить стихи о грибах.


Возле леса, на __________________,

Украшая тёмный _________________,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый________________________

Слова для справок: опушке, бор, мухомор




А на стареньком пеньке,

И особенно в____________

Аж семьёй растут грибочки,

Дружно, как солдаты,

Тянутся -----------—------

Слова для справок: тенёк, опята.


Шоколадно-бурый ----------

К скользкой шляпке лист

Воротник ажурный тонок.

Гриб такой зовут__________

Слова для справок: гриб, прилип, маслёнок.


Скромный, тоненький и--------------------—«

Этот гриб, поверьте, --------------—------------

Попадёт грибочек в _-------_---------------—»

Всех в больницу --------___----------------

Слова для справок: бледный, вредный, суп, увезут.



На ножках-белоснежках

Проснулись--------------—------

Хоть сыро им -------—---------

Но всё ж приятно ножкам.

И шляпкам очень хрупким

В траве вполне______________

Слова для справок: сыроежки, немножко, уютно.


6.Подведение итогов урока, рефлексия.

-С чем сегодня познакомились на уроке, что нового узнали?

-Чему научились?

-Что было особенно трудным?

-Что было особенно интересным?

- У кого тесты выполнены без единой ошибки?

7.Домашнее задание.

- выучить понравив­шееся стихотворение наизусть,


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!