СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Творческий проект "Валяние из шерсти. С чего начать?"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление  знаний о последовательности работы над проектом, видах его презентации; учиться самостоятельно выполнять практические задания; развивать наблюдательность, творческое воображение; воспитывать интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Творческий проект "Валяние из шерсти. С чего начать?"»

Уроки 9–10. Творческий проект «Валяние из шерсти. С чего начать?»

Цели

деятельности

педагога

закрепить знания о последовательности работы над проектом, видах его презентации; учить самостоятельно выполнять практические задания; развивать наблюдательность, творческое воображение; воспитывать интерес к предмету

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный; практический / индивидуальная, фронтальная

Основные

понятия и термины

Творческий проект

Наглядно-

демонстрационный

материал

Проекты, дополнительная литература

Оборудование

Учебник «Технология. Технологии ведения дома»; компьютер, цветная непряденая шерсть, иглы для валяния, щётка для фелтинга, декоративные элементы: ленты, тесьма, кружево, бисер, бусинки, глазки из стекла и другие элементы.

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные умения: научатся самостоятельно выполнять творческий проект, решать технологические задачи, выполнять поиск, анализ и обработку информации.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): регулятивные научатся принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свою деятельность; познавательные – научатся находить необходимую информацию в учебных пособиях, Интернете, осознанно читать тексты, рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные научатся формулировать ответы на вопросы, слушать учителя.

Личностные: проявляют познавательный интерес

Организационная структура урока

Этапы

урока

Обучающие

и развивающие

компоненты,

задания

и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формы

организации

взаимо-

действия

на уроке

Универсальные

учебные действия

Промежуточный

контроль

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.

Вступительная беседа

Проверяет готовность обучающихся
к уроку.

‒ Уютно устроившись в стенах дома, мы чувствуем себя защищенными от капризов природы. Но очень скоро интерьер начинает казаться нам скучным и однообразным, лишенным самобытности. Необходимо украсить наш дом, заставить его жить, дать ему душу. И природа, от которой мы стремились укрыться, подстерегает наше воображение. Валяние из шерсти, или фелтинг — очень интересный, увлекательный вид рукоделия, пользующийся сегодня популярностью. Современные мастерицы изготавливают в этой технике одежду, обувь, всевозможные аксессуары и украшения. В их руках “оживают” уникальные игрушки. С помощью валяния выполняется рисунок на ткани и войлоке, создаются картины и даже целые панно. (См. ресурсный материал к уроку.)

Слушают учителя, отвечают на вопрос

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

II. Изучение нового материала

Рассматривание проектов, выполненных обучающимися

Итак, что же представляет собой этот вид рукоделия? Давайте разбираться.

Валяние из шерсти (от англ. felt — войлок, фильц, набивание) — техника, при которой из пышной, воздушной шерсти получают плотный войлок. Способностью сваливаться обладает только натуральная шерсть: волокна сцепляются между собой благодаря чешуйчатой структуре.

«История возникновения фелтинга»

Думаете фелтинг — увлечение современных рукодельниц, появившееся относительно недавно? Глубоко ошибаетесь. Валяние из шерсти — один из древнейших видов рукоделия: люди изготавливали вещи из войлока уже порядка 8 тыс. лет назад. В настоящее время техника приобретает все более художественные черты, с помощью нее можно создавать поистине потрясающие вещи.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора.

С помощью техники сухого валяния, осуществляемой путем протыкания шерсти специальными иглами, чаще всего создаются объемные изделия: игрушки, сувенирные фигурки, украшения. Техника мокрого валяния, подходит для изготовления одежды, панно, полотен, сумок — иными словами, плоских изделий.

Нередко в изготовлении одного изделия применяется сухое и мокрое валяние. Например, при изготовлении игрушек, с помощью техники мокрого валяния делаются какие-то плоские элементы: ушки, лапки.

Человеку, ранее не сталкивающемуся с фелтингом, рекомендуем начать знакомство с этой техникой с набора для валяния: нам нужна шерсть в виде кардочёса 27 мкрн, несколько немецких игл 38 звёздочка и подушечка с рисом/автомобильная губка.

Остановимся подробнее на наиболее вошедшем сегодня в моду сухом валянии.

Материалы и инструменты

Непряденая шерсть

Для валяния сухим способом используют грубую или полутонкую окрашенную непряденую шерсть.

Шерсть для валяния продается в виде гребенной ленты и кардочеса. Гребенная лента — это аккуратно уложенные в длинную ленту шерстяные волокна. Чтобы процесс валяния был более эффективным, такую шерсть нужно тщательно перепутывать перед работой с ней. Кардочес выглядит как вата, только шерстяная.

Помните о том, что шерсть усаживается приблизительно на треть – так что запаситесь большим объемом.

«В качестве основы игрушек некоторые используют неокрашенную шерсть под названием «сливер» (она более дешевая), затем ее обваливают основной шерстью, а для основы лучше взять полутонкую русскую шерсть в гребенной ленте.

В целом, чем грубее шерсть и больше тонина (толщина волокна), тем она быстрее сваливается, что очень ускоряет процесс создания изделия. Если вы планируете сделать игрушку с эффектом пушистой шерстки, то в основу закладывайте ту же шерсть, что и на поверхность, потому что при распушке изделия иглы будут вытягивать наверх шерстяные волокна, находящиеся в середине основы».

Иглы для валяния

Иглы для валяния — это специальные иглы с маленькими зазубринками в нижней части. При втыкании игл в шерсть, волокна цепляются за насечки и спутываются друг с другом. Для работы используются иглы разной толщины: обычно процесс сваливания начинается с игл потолще, которые затем заменяют тонкими. Толстыми иглами производится непосредственно валяние, то есть уплотнение материала, средними придаются очертания изделию, тонкими формируются окончательные штрихи. Толстые иглы способствуют быстрому сваливанию, однако после их использования на изделии остаются отчетливые следы проколов. Именно для того, чтобы их “заретушировать”, применяются более тонкие иглы .

Иглы бывают не только разной толщины, но и разных форм сечения: треугольные (трехлучевые) и звездчатые (четырехлучевые). Для начальных работ обычно используют треугольные иглы; для заключительных — в форме звездочки: проколы от них более аккуратны и незаметны.

«Несмотря на многообразие видов и форм игл, для валяния чаще всего нужны иглы № 36 («треугольник» или «звездочка») для работы над основой и игла № 38 «звездочка» для более тонких работ, шлифовки и оформления мордочки игрушки.

Кроме того, есть еще один вид игл, который помогает создавать эффект пушистой шерстки на войлочных игрушках, — это так называемые иглы обратного хода. Эти иглы легко входят в изделие и выдергивают из него шерстку на поверхность. Для создания эффекта шерстки советую использовать иглы № 40 обратные: они бережно выдергивают шерсть, не разрывая при этом игрушку»

Щетка для фелтинга

Специальная щетка для фелтинга защитит рабочую поверхность и ваши руки от уколов иголки, которая, кстати, острее, чем обычная швейная. Щетку можно заменить губкой для мытья посуды.

Кусочек шерсти кладется на щетку или губку и протыкается иглами до состояния сваливания.

«Если нет возможности использовать щетку или мат для валяния, то при выборе губки обратите внимание на то, чтобы она была твердой и не проминалась при давлении, иначе валять на ней вы не сможете.

В любом случае, периодически отделяйте деталь от щетки или губки, чтобы она не привалялась к ним».

Для того чтобы уберечь пальцы от уколов игл, начинающим валяльщикам рекомендуется использовать специальные резиновые или кожаные наперстки.

Декоративные элементы

В качестве декора изделия используются ленты, тесьма, кружево, бисер, бусинки, глазки из стекла и другие элементы.

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Совет №1

При работе иглу следует втыкать перпендикулярно изделию или под углом, в зависимости от цели. «Важно постоянно двигать и крутить изделие, чтобы оно равномерно уваливалось с разных сторон. Таким образом игла не будет долго воздействовать на шерсть в одном и том же месте, и шерстяные волокна не повредятся.

При вхождении иглы в валяемую деталь должен быть слышен звук хруста. Если игрушка начала «хрустеть» — продолжайте, вы на верном пути!

Совет №2

При создании основы старайтесь хорошо увалять середину изделия. Для начала берите небольшое количество шерсти и постепенно наращивайте объем, добавляя шерсть понемногу.

«Не нужно брать сразу большое количество шерсти и придавать ей форму – у вас или не получится задуманное, или внутри игрушка будет недовалянной, что будет влиять потом на качество готового изделия. Если изделие внутри плотное, то будет намного легче его уваливать и шлифовать».

Совет №3

При финишной отделке проколы нужно делать как можно ближе друг к другу. Работа на этом этапе идет на поверхности, игла вводится на пару зазубрин. Тщательнее убирайте с помощью иглы все неровности – в идеале, на готовом изделии не должно быть ни одной бугринки. Если в каких-то местах пряди не выравниваются, можно приложить маленькие кусочки перепутанных шерстяных волокон, и таким образом отшлифовать изделие ими.

Если вы с усилием сжимаете готовое изделие, а оно совершенно не меняет форму, то увалка достаточная.

Совет №4

Для соединения деталей, которое происходит путем приваливания их друг к другу, необходимо оставлять место соединения «распущенным». Свободные волокна одной детали заправляются в другую с помощью иглы. Место соединения укрепляется: закладывается кусочком шерсти, заваливается и шлифуется.

Для парных деталей (например, ушек, лапок) рекомендуется сразу приготавливать одинаковое количество шерсти. Сложно отмерить шерсть на вторую деталь, если первая уже сваляна.

Совет №5

Если изделие изготавливается по вашей задумке, перед началом валяния сделайте эскиз будущего изделия. Не забывайте, что предварительная подготовка лежит в основе всякой работы.

Организует просмотр проектов

Рассматривают проекты, отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные: наблюдают, сравнивают, анализируют информацию.

Коммуникативные: инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации

Устные ответы

III. Творческая практическая деятельность

Практическая работа: выполнение проекта

‒ Выполните проект.

наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

выполняют задание

Индивидуальная

Познавательные: находят необходимую информацию в учебных пособиях, Интернете; осознанно читают тексты, рассматривают иллюстрации с целью освоения и использования информации.

Личностные: сориентированы на соблюдение правил поведения на уроке.

Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

работа над проектом

IV. Итоги урока. Рефлексия

Выставка работ и их презентация. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Организует презентацию и обсуждение выполненной работы

Работая над проектом, я хочу сказать, что Фелтинг может стать отличным семейным досугом. Шерсть совершенно безопасна, значит, что привлекать к такому занятию можно даже детей, прививая им трудолюбие, усидчивость и чувство прекрасного. Детям будет легко работать с шерстью в технике мокрого валяния (валять бусинки, шарфики и другие простые вещи) – это действительно достаточно безопасный вид рукоделия. Чтобы заниматься сухим валянием, нужно иметь большой запас усидчивости.



Слушают учителя, отвечают на вопросы

- Самым важным я считаю , что я расширил имеющиеся знания о валянии из шерсти, о широте его использования в современной жизни.

-Я научился делать компьютерную презентацию.

Фронталь-ная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовой работе.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение, формулировать ответы на вопросы

Оценивание обучающихся за работу на уроке.

Устные ответы

Домашнее задание

Сообщает и поясняет домашнее задание: учебник (с. 2932)

Слушают учителя

Индивидуальная

Устные ответы.

Наблюдение









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!