Урок № 23
Предмет литература
Класс 8-А
Дата 25.11
Тема урока: «Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова; познакомить учащихся с поэмой «Мцыри», ее художественными особенностями, исключительностью обстоятельств, в которых раскрывается характер героя, а также приемами раскрытия характера романтического героя.
Планируемые результаты:
Предметные: анализировать художественное произведение, характеризовать героя.
Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Оборудование: иллюстрации к поэме, учебник, тетрадь, раздаточный материал.
Ход урока
I. Оргмомент. Эмоциональный настрой. Приветствует учащихся, создает положительный настрой на
работу. Дарите друг другу тепло и улыбки!
Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды.
Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!
-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. Улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения, и я желаю вам хорошего.
2.Слово учителя.
Основным художественным принципом романтизма, которому следовал Лермонтов, является романтический индивидуализм. Не всякая личность может быть избранной. Неслучайно у Байрона – это бунтарь, высоко «возносящийся над толпой», у Гофмана –это изгой, чудак, одинокий мечтатель. Позиция романтической личности – сосредоточение на собственном «я», поэтому ей трудно жить в окружающем мире. Таким образом, возникает антитеза «личность – мир», в которой реализуется идея романтического двоемирия. Мир постоянно выталкивает личность, а личность отчуждается от мира. В результате, не найдя контактов с миром, романтическая личность отправляется на поиски своей духовной родины.
3.Определение темы и целей урока.
- К чему может привести противостояние человека и обстоятельств, как вы думаете?
- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
- Определите цели урока.
4.Изучение нового материала.
1)История создания поэмы.
В 1837 году Лермонтов задумался написать «записки молодого монаха 17 лет…. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится». Эти записи он сделал за 8 лет до появления «Мцыри». Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой проходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835 – 1836гг. появляется поэма «Боярин Орша».
Герой поэмы Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре и влюбившийся в барышню, также предан суду монахов, но ему удается бежать.
В этих 2 произведениях, где большое место занимают Монологи – исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году.
Именно в этой поэме замысел М.Ю. Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.
Действие происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал…
Еще один источник: эта песня хорошо известная в Грузии, она нашла отражение в сцене «Бой с барсом».
2)Беседа по тексту.
- Понравилось ли вам произведение?
- Прочитайте эпиграф к поэме.
«Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю».
- Как вы считаете, что является медом для Мцыри?
- Что по – вашему является темой произведения М.Ю. Лермонтова?
(Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, решившегося выбраться на волю).
- В чем заключается идея произведения?
(Идея – человек способен на всё ради личной свободы и возможности жить в родном доме, в кругу близких и родных. Поэма прославляет верность Родине, борьбу сильной личности за свободу даже в трагических условиях поражения.)
- Такой герой какого героя нам напоминает?
(Романтического)
- Докажите, что Мцыри – романтический герой?
(Романтический герой – личность исключительная...)
- Можем ли мы назвать поэму романтическим произведением?
(Да. Необычная обстановка, события происходят среди дикой природы, Мцыри – романтический герой, бунтует против окружающей его действительности, стремится к свободе, независимости).
- Почему поэма называется «Мцыри»? Мцыри – это имя юноши?
- Давайте проследим и исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер главного героя.
- Как Мцыри оказался в стенах монастыря?
(Чтение 2 гл.)
- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок?
- Что оказывает влияние на формирование характера Мцыри?
- Какова причина побега?
- Как называет автор монолог Мцыри по-другому?
(Исповедь)
- В каком значении употреблено это слово?
Исповедь дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
Главная часть поэмы – это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри. Здесь показано столкновение противоречивых взглядов на жизнь.
Столкновение мировоззрений
с одной стороны | с другой стороны |
Смирение Пассивность Боязнь потрясений и бурь Отказ от земных радостей Жалкое упование на рай небесный | Жажда бури, тревог, битвы, борьбы Тяга к свободе, к сильным и вольным людям Глубоко поэтическое восприятие природы и красоты Стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства |
- Что значит для героя «Жить»?
(заранее подготовленный ученик)
3)Работа по карточке
- «Для воли иль для тюрьмы на этот свет родимся мы»?
Нашел ли Мцыри ответ на вопрос: Зачем живет человек на земле?
(Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость).
Да, мир прекрасен! – Таков смысл рассказа Мцыри об увиденном
«Человек рожден для воли»
- Мцыри ищет ответ на вопрос, и в этом ему помогает природа.
- Как природа помогает раскрыть образ Мцыри?
(романтический пейзаж, встреча с грузинкой, встреча с достойным соперником)
(День 1)
- Что символизирует образ грозы? Глава 8
(Гроза для Мцыри не кара божия, как учили в монастыре, а нечто созвучное мятежной душе).
- Какие картины природы ему открываются?
(Природа открывает Мцыри смысл жизни: всё рождается не для тюрьмы, а для воли. Бежавшему герою природа даёт новый прилив сил, она дарит отдых, утоляет жажду, позволяет соприкоснуться со счастьем любви.)
(День 2)
Анализ эпизодов:
Встреча с грузинкой… (гл. 12). Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:
Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.
Встреча с барсом… (гл. 16-18)
Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Именно здесь особенно упруго звенит стих. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз. Начало строфы прерывисто, что показывает остроту ситуации: паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары.
В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек.
- Какие строки являются кульминацией всего произведения?
(День 3)
- Что случилось в 3 день?
Страшным ударом было для Мцыри возвращение к стенам монастыря.
- Найдите слова, подтверждающие его состояние.
4)Работа в группах.
- Какие художественные средства использует М.Ю. Лермонтов для раскрытия характера Мцыри?
- 1 группа – развернутые олицетворения;
- 2 группа – метафоры;
- 3 группа – сравнения.
5.Рефлексия.
- Подберите определения, характеризующие личность Мцыри. (Свободолюбивый, независимый, мятежный, непокорный, страстный, смелый, гордый…)
- Какова позиция автора поэмы в отношении вопроса «Зачем живет человек на земле?». (Человек живет для свободы, воли, а не для тюрьмы.)
- Кто должен выбирать, по какому пути идти человеку по жизни? (Человек должен сам выбирать свой путь.)
- К какому художественному направлению принадлежит произведение «Мцыри»? (Поэма «Мцыри» принадлежит к романтическим произведениям.)
-Назовите основные черты романтического произведения. (Идея разлада мечты и реальности, в центре – романтический конфликт, романтический герой резко противопоставлен обществу, резко выделяется из него, романтический мир необычен, экзотичен.)
6.Домашнее задание. Оценивание.
Выучить наизусть отрывок из поэмы на выбор:
Начало поэмы стр. 230-231.
4 гл. стр. 233-234.
17 гл. стр. 243