СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова; познакомить учащихся с поэмой «Мцыри», ее художественными особенностями, исключительностью обстоятельств, в которых раскрывается характер героя, а также приемами раскрытия характера романтического героя.

Планируемые результаты:

Предметные: анализировать художественное произведение, характеризовать героя.

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Оборудование: иллюстрации к поэме, учебник, тетрадь, раздаточный материал.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».»

Урок № 23

Предмет литература

Класс 8-А

Дата 25.11

Тема урока: «Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова; познакомить учащихся с поэмой «Мцыри», ее художественными особенностями, исключительностью обстоятельств, в которых раскрывается характер героя, а также приемами раскрытия характера романтического героя.

Планируемые результаты:

Предметные: анализировать художественное произведение, характеризовать героя.

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Оборудование: иллюстрации к поэме, учебник, тетрадь, раздаточный материал.

Ход урока

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой. Приветствует учащихся, создает положительный настрой на

работу. Дарите друг другу тепло и улыбки!

Прощайте обиды, чужие ошибки.

Улыбка всесильна и стоит награды.

Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. Улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения, и я желаю вам хорошего.

2.Слово учителя.

Основным художественным принципом романтизма, которому следовал Лермонтов, является романтический индивидуализм. Не всякая личность может быть избранной. Неслучайно у Байрона – это бунтарь, высоко «возносящийся над толпой», у Гофмана –это изгой, чудак, одинокий мечтатель. Позиция романтической личности – сосредоточение на собственном «я», поэтому ей трудно жить в окружающем мире. Таким образом, возникает антитеза «личность – мир», в которой реализуется идея романтического двоемирия. Мир постоянно выталкивает личность, а личность отчуждается от мира. В результате, не найдя контактов с миром, романтическая личность отправляется на поиски своей духовной родины.

3.Определение темы и целей урока.

- К чему может привести противостояние человека и обстоятельств, как вы думаете?

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Определите цели урока.

4.Изучение нового материала.

1)История создания поэмы.

В 1837 году Лермонтов задумался написать «записки молодого монаха 17 лет…. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится». Эти записи он сделал за 8 лет до появления «Мцыри». Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой проходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835 – 1836гг. появляется поэма «Боярин Орша».

        Герой поэмы Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре и влюбившийся в барышню, также предан суду монахов, но ему удается бежать.

        В этих 2 произведениях, где большое место занимают Монологи – исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году.

        Именно в этой поэме замысел М.Ю. Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.

Действие происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал…

Еще один источник: эта песня хорошо известная в Грузии, она нашла отражение в сцене «Бой с барсом».

2)Беседа по тексту.

- Понравилось ли вам произведение?

- Прочитайте эпиграф к поэме.

«Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю».

Как вы считаете, что является медом для Мцыри?

- Что по – вашему является темой произведения М.Ю. Лермонтова?

(Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, решившегося выбраться на волю).

-  В чем заключается идея произведения?

(Идея – человек способен на всё ради личной свободы и возможности жить в родном доме, в кругу близких и родных. Поэма прославляет верность Родине, борьбу сильной личности за свободу даже в трагических условиях поражения.)

- Такой герой какого героя нам напоминает?

(Романтического)

- Докажите, что Мцыри – романтический герой?

(Романтический герой – личность исключительная...)

- Можем ли мы назвать поэму романтическим произведением?

        (Да. Необычная обстановка, события происходят среди дикой природы, Мцыри – романтический герой, бунтует против окружающей его действительности, стремится к свободе, независимости).

- Почему поэма называется «Мцыри»? Мцыри – это имя юноши?

- Давайте проследим и исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер главного героя.

        - Как Мцыри оказался в стенах монастыря?

        (Чтение 2 гл.)

- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок?

- Что оказывает влияние на формирование характера Мцыри?

- Какова причина побега?

- Как называет автор монолог Мцыри по-другому?

        (Исповедь)

- В каком значении употреблено это слово?

Исповедь дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Главная часть поэмы – это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри. Здесь показано столкновение противоречивых взглядов на жизнь.

Столкновение мировоззрений

с одной стороны

с другой стороны

Смирение
Пассивность
Боязнь потрясений и бурь
Отказ от земных радостей
Жалкое упование на рай небесный

Жажда бури, тревог, битвы, борьбы
Тяга к свободе, к сильным и вольным людям
Глубоко поэтическое восприятие природы и красоты
Стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства

- Что значит для героя «Жить»? 

        (заранее подготовленный ученик)

3)Работа по карточке

- «Для воли иль для тюрьмы на этот свет родимся мы»? 

Нашел ли Мцыри ответ на вопрос: Зачем живет человек на земле?

(Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость).

Да, мир прекрасен! – Таков смысл рассказа Мцыри об увиденном

«Человек рожден для воли»

- Мцыри ищет ответ на вопрос, и в этом ему помогает природа.

- Как природа помогает раскрыть образ Мцыри?

(романтический пейзаж, встреча с грузинкой, встреча с достойным соперником)

(День 1)

- Что символизирует образ грозы? Глава 8

(Гроза для Мцыри не кара божия, как учили в монастыре, а нечто созвучное мятежной душе).

- Какие картины природы ему открываются?

        (Природа открывает Мцыри смысл жизни: всё рождается не для тюрьмы, а для воли. Бежавшему герою природа даёт новый прилив сил, она дарит отдых, утоляет жажду, позволяет соприкоснуться со счастьем любви.)

(День 2)

Анализ эпизодов:

        Встреча с грузинкой… (гл. 12). Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:

Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.


Встреча с барсом… (гл. 16-18)

Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Именно здесь особенно упруго звенит стих. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз. Начало строфы прерывисто, что показывает остроту ситуации: паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары.
В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек.

- Какие строки являются кульминацией всего произведения?

(День 3)

- Что случилось в 3 день?

        Страшным ударом было для Мцыри возвращение к стенам монастыря.

- Найдите слова, подтверждающие его состояние.

4)Работа в группах.

- Какие художественные средства использует М.Ю. Лермонтов для раскрытия характера Мцыри?

- 1 группа – развернутые олицетворения;

- 2 группа – метафоры;

- 3 группа – сравнения.

5.Рефлексия.

- Подберите определения, характеризующие личность Мцыри. (Свободолюбивый, независимый, мятежный, непокорный, страстный, смелый, гордый…)

- Какова позиция автора поэмы в отношении вопроса «Зачем живет человек на земле?». (Человек живет для свободы, воли, а не для тюрьмы.)

- Кто должен выбирать, по какому пути идти человеку по жизни? (Человек должен сам выбирать свой путь.)

- К какому художественному направлению принадлежит произведение «Мцыри»? (Поэма «Мцыри» принадлежит к романтическим произведениям.)

-Назовите основные черты романтического произведения. (Идея разлада мечты и реальности, в центре – романтический конфликт, романтический герой резко противопоставлен обществу, резко выделяется из него, романтический мир необычен, экзотичен.)

6.Домашнее задание. Оценивание.

Выучить наизусть отрывок из поэмы на выбор:

  1. Начало поэмы стр. 230-231.

  2. 4 гл. стр. 233-234.

  3. 17 гл. стр. 243



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!