СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ. РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у учащихся знаний о населении мира. Ввести понятия: «раса», «этнос». Доказать на конкретных примерах, что население планеты - калейдоскоп народов с их особенностями быта и культуры, этнического самосознания. 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ. РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ»»

Тема урока: «СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ. РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ»

Цель:

Создать условия для продолжения формирования у учащихся знаний о населении мира. Ввести понятия: «раса», «этнос». Доказать на конкретных примерах, что население планеты - калейдоскоп народов с их особенностями быта и культуры, этнического самосознания. Познакомить учащихся с расовым и этническим составом населения мира. Выяснить как различаются люди, по каким признакам, какие между ними взаимоотношения 

ХОД УРОКА:

Население мира  отличается по расовому, этническому признакам, состав его пестр,  большинство  народов сохраняют национальные традиции в быту, поведении, питании, работе.  Благодаря  исследовательским работам ученых  географов, этнографов, антропологов были выявлены особенности и проблемы расового, этнического  состава населения мира. Эти особенности важны для эффективного размещения хозяйственных объектов и производств, рационального и грамотного использования трудовых ресурсов. Половозрастной состав населения зависит как от процессов рождаемости и смертности (от типов воспроизводства населения), так и от миграционных процессов. Структура населения — это деление населения на группы по половому составу, возрастному составу и другим показателям. Различия в половом составе населения мира невелики. Во всём мире мальчиков рождается на 5 % больше, чем девочек. Возрастной состав населения – это распределение населения по возрастным группам, которые характеризуются численностью выделенных групп и их соотношением между собой.

Схема возрастного состава населения

Дети 0 – 14 лет 34%;      Взрослые 15 – 64 года 58% ;       Пожилые с 65лет – 8%;

Возрастной состав: влияет на трудовые ресурсы.

Три типа возрастной структуры населения:

Прогрессивная – с большой долей детей.

Стационарная – равновесная по возрастам.

Регрессивная: малая доля детей и большая – людей старших возрастов. Возраст является главным критерием при определении основной производительной части населения – трудовых ресурсов. Народ (этнос) — исторически сложившаяся общность людей, ха­рактеризующаяся совокупностью признаков: языка, генетического ко­да, общностью территории, традициями, культурой и самосознанием. - В мире насчитывается 3 – 4 тыс. этносов, но только у 310 этносов численности превышает 1 млн. чел. Естественно при таком количестве этносов необходима их классификация. Чаще всего используется деление народов по численности. Самый многочисленный – китайский (1,3 млрд. человек) до племён Бразилии или стран Африки, насчитывающих несколько десятков человек.

Выделяют три стадии формирования этносов: племя, народность, нация.

В ходе развития человечества процессы этнического разъединения сменялись процессами этнического объединения. Наиболее интенсивно процессы объединения развивались с появлением государств.

Специалистами выделяются 2 вида объединения:  А) консолидация — процесс объединения родственных этносов и образование более крупных (из родственных славянских племен сформировались русская, украинская, белорусская нации),  Б) ассимиляция — поглощение более крупными и развитыми этносами менее крупного. Происходит исчезновение малых народов в результате ассимиляции. Историк и этнограф Л.П. Шапошникова в 70-х годах 20-го века изучала в джунглях Индии  австралоидные племена, живущие до сих пор в каменном веке. Именно труднодоступность их территории уберегла  малый народ от исчезновения и ассимиляции. Ассимиляция бывает  насильственная и ненасильственная ( до революции в России царизм насильственно русифицировал другие народности, проявлялось в насаждении русского языка, православия, русской письменности).

Сейчас происходит: Межэтническая интеграция - постепенное объединение далеких в этническом отношении народов. 

Этносы возникают не по воле людей, а в результате объективных исторических процессов. Этнос — носитель культуры. В этносе аккумулируются и ощущение человеком своего происхождения, и близость к соплеменникам, и связь с родным языком и родной территорией. Страны мира отличаются по национальному составу населения и подразделяются на   однонациональные страны, если национальные границы  совпадают с политическими ( Польша, Япония, Египет); двунациональные страны (Бельгия, Канада, Турция); многонациональные государства (Великобритания, Испания, Бразилия, США, Эфиопия, Нигерия); Преобладают многонациональные государства. Отличительный признак этноса — язык. По степени родства  языки объединяют в языковые группы, которые входят в состав языковых семей: индоевропейская семья — 11 групп, китайско- тибетская, афразийская, алтайская, дравидская, австралонезийская, уральская, кавказская. Всего 36 семей. Известно не менее 5500 языков, из 4200 изучено 500, 1500- непризнанные, отмирающие.

Каждый этнос имеет свои неповторимые стереотипы и нормы поведения, которые негласно существуют во всех областях жизни и быта. Соприкасаясь с другой нормой поведения в другом этносе, люди удивляются «чудачествам» другого народа.

Этнические черты образа жизни: существует ряд различий в орудиях труда, жилищах, одежде, пище…

пища : рыба — китайцы —не едят  сырой, а японцы- едят сырую рыбу; монголы, зулусы- не едят рыбу;

мясо — индийцы — не едят говядину, мусульмане — свинину;

бытболгары кивают при произношении «Нет», «Да» крутят головой отрицая.  Американцы по- иному кладут ногу на ногу (щиколоткой), англичане- не умываются под текущей струей воды, как русские.

В Исландии — есть лишь имя и отчество, а фамилия встречается редко.


Расы – исторически сложившиеся группы людей, объединенные по схожим признакам (цвет кожи, волос и т.д.) внешнего облика. Антропогенные признаки формируются в результате адаптации в течение длительного времени к определенным природным условиям. - Какие расы известны? (европеоидная, монголоидная и негроидная) - Эти расы делятся на ветви. В главном — в чувствах и мыслях, в способностях и возможностях — люди разных рас равны и едины.


Государственный язык —  язык конституции данного  государства.

Языки — изолят — нивхский, бурушаски, кусунда, нахали,берта, нара. Всего -13 языков.

Языки мира — китайский, испанский, английский, хинди, русский на 8 месте.  Языки бывших метрополий являются официальными в странах- колониях. Например, английский язык является официальным языком в 76 странах, французский — в34 странах, испанский — в 21 стране, португальский — в 8.

Языки, используемые в ООН - английский, французский, испанский, русский, китайский, арабский — официальные и рабочие языки.

Вывод: язык — главная особенность народа, распространенные языки -английский, китайский, испанский . Классификация  народов основана на языковом принципе, языки объединяются в языковые группы, которые входят в соств языковых семей. Наблюдается многообразие языков. Сколько языков — столько и народов.

Общий вывод: В современную эпоху во многих регионах и странах все более актуальными становятся проблемы межнациональных отношений, которые приводят к конфликтам. Нас волнует ситуация в мире. Мы пока не можем решить государственные проблемы, но мы должны относится друг другу толерантно, уважительно к взглядам, идеям  различных рас и народов. Различают следующие категории лиц наемного труда: (золотые воротнички - научный и проектно-конструкторский персонал; белые воротнички - инженерно-технические работники и конторские служащие; серые воротнички - работники отраслей социальной сферы; синие воротнички - рабочие, занятые физическим трудом. Бледные воротнички обобщенное название лиц наемного труда, ставших безработными.)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:- Что такое этнос? Этнос (народ) – исторически сложившееся сообщество людей, обладающих единым национальным сознанием, объединённых на основе единого языка, территории, характера хозяйства и культуры.
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!