СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Пчела и тутовый шелкопряд – полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Пчела и тутовый шелкопряд – полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые.»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа – интернат с. Черный Отрог.






Конспект открытого урока по биологии в 8а классе

Тема: Пчела и тутовый шелкопряд – полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые.

17.10.2018г.


Цель: сформировать у учащихся представления о полезном в хозяйственной деятельности человека насекомом – тутовый шелкопряд.



Используемые педагогические технологии: информационные, здоровьесберегающие, личностно – ориентированного и дифференцированного обучения.



Учительбиологии:

Рахматулина А.И.

Тема урока: Пчела и тутовый шелкопряд – полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые.

Задачи: сформировать у учащихся представления о полезном в хозяйственной деятельности человека насекомом – тутовый шелкопряд, обобщить и систематизировать знания о медоносной пчеле;

- корригировать мышление, посредством операций анализа –синтеза, обобщения, установления причинно - следственных связей;

- расширять и активизировать словарный запас через построение речевых высказываний (беседа, рассказ – описание по таблице, монолог – сообщение учащегося, полные ответы на поставленные вопросы);

- воспитывать мотивацию к изучению предмета.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы,таблицы, образцы ниток и ткани.

Средства обучения:  презентация: «Тутовый шелкопряд», ПК, проектор, аудио запись «Звуки насекомых».

Методы:

словесный (рассказ, беседа), наглядный (работа с таблицами, работа по слайдам), практический (работа с образцами шелковых ниток и тканей).

Тип урока: комбинированный


Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята. Рада видеть ваши жизнерадостные лица, ваши улыбки, добрые глаза.

И пусть этот урок принесет вам новые знания, радость общения друг с другом, успехов вам и удач!

2. Введение в тему урока

Ребята, предлагаю вам отправиться в волшебный мир звуков.

Прослушивание аудио записи «Звуки природы»

Вводная беседа

- Какие звуки, вы услышали? (Шум воды, пение птиц, звуки насекомых).

- Какой класс животных мы изучаем?

Вы уже знаете, что насекомые – самый распространенный и многочисленный класс животных на Земле. Можно сказать, что насекомые являются истинными хозяевами планеты. Более 2 млн. видов насекомых живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей Тропической Африки до вершин Гималаев. Они являются объектом пристального изучения многих специалистов: агрономов, медиков,  авиаконструкторов, физиков – атомщиков и т.д.

Дидактическая игра «Цепочка». Здание по цепочке назвать насекомых.

Молодцы! Много знаете насекомых. Ребята, по звуку можете узнать насекомое?

Дидактическое задание «Отгадай насекомое по звуку».

Прослушивание звуков насекомых (майского жука, комара, сверчка, кузнечика, пчел.).

Из огромного количества обитающих на земном шаре насекомых, есть насекомые, которых человек одомашнил и успешно использует в своей хозяйственной деятельности. Это медоносная пчела. Медоносная пчела собирает нектар с цветков и превращает его в мед, заодно опыляет культурные растения.

3.Повторение пройденной темы «Медоносная пчела»

Цель: повторить и закрепить материал, изученный по теме Медоносная пчела»

а). Фронтальный опрос

Какие насекомые одомашнены человеком?

Каков состав пчелиной семьи? Какую работу в семье выполняют рабочие пчелы? Как рабочие пчелы защищают улей от вторжения других насекомых?

Каково значение медоносной пчелы в природе и в жизни человека?

Почему медоносную пчелу называют одомашненным животным?Что такое пасека? Расскажите, как пчеловод ухаживает за пчелами. Что такое рой пчел и как он образуется? Назовите продукцию пчеловодства. Каково значение медоносной пчелы в природе и в жизни человека?

б ) Индивидуальный опрос

Описать внешнее строение рабочей пчелы

Внешнее строение насекомых мы с вами изучили. Покажите на экране части тела пчелы и органы, расположенные на голове и груди.

Работа учащегося у экрана./Тело пчелы состоит из головы, груди и брюшка. На голове расположены глаза, усы и ротовой аппарат. На груди, с брюшной стороны, располагается три пары членистых ног, на спинной части груди имеются крылья. По бокам брюшка расположены мелкие отверстия – дыхальца.

Рассказать о развитии медоносной пчелы по таблице

По таблице рассказать о составе пчелиной семьи.

в) Индивидуальная работа по карточкам

Задание 1. Вставьте недостающие слова в текст о жизни пчелиной семьи.

Пчелы живут большими______. В природе они поселяются в______, а на пасеках в _______. Рабочие пчелы из _________делают в ульях _________.В них ________откладывают яйца, из которых выводятся белые червеобразные ____________. Рабочие пчелы-кормилицы вначале кормят их молочком, а потом почти все они получают смесь _______и__________. Рабочие пчелы (сборщицы) собирают с цветков_________и___________. В ульях пчелы приемщицы помещают добычу в свободные__________. В них нектар превращается в ____________.

Пчелы в природе полезны тем, что при сборе с цветков нектара и пыльцы они осуществляют__________растений.

Слова для справок: семья, дупла, ульи, воск, соты, матка, личинка, нектар, пыльца, мед, опыление.

Вывод по повторению: повторили строение и стадии развития медоносной пчелы, обобщили знания о значение пчеловодства для хозяйственной деятельности человека.

Динамическая пауза

4. Изучение нового материала:

Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы продолжим изучение насекомых, полезных в хозяйственной деятельности человека.

Тема урока: Пчела и тутовый шелкопряд – полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Мы изучим особенности строения, развития тутового шелкопряда и значение шелководства в хозяйственной деятельности человека.

Отгадайте загадку

В поле я над белой кашкой вдруг заметила ромашку

Я сорвать ее хотела, Но ромашка улетела (бабочка).

Все ли бабочки летают?

Объяснение новой темы словесным методом в виде беседы с использованием ИКТ, раздаточного и наглядного материала.

Для получения шелка человек одомашнил тутовый шелкопряд.

Тутовый шелкопряд — бабочка с крыльями желтоватого цвета. В природе тутовый шелкопряд не встречается. Это одомашненное животное. Одомашнен тутовый шелкопряд был давно, около 4500 лет назад в Древнем Китае. Одомашненные бабочки тутового шелкопряда утратили способность летать. У бабочек нет хоботка, и они не питаются. Бабочка откладывает яйца (грены) на листья тутового дерева. Живут бабочки недолго. Вскоре после откладки яиц погибают.

Из отложенных яиц выходят гусеницы. Гусеницы тутового шелкопряда питаются исключительно листьями тутовника (шелковицы), они поедают листья без остановки и днём и ночью, из-за чего очень быстро растут. Гусениц тутового шелкопряда выкармливают листьями тутового дерева на специальных полках в особых помещениях. Здесь они усиленно питаются и быстро растут.

За свою жизнь гусеница тутового шелкопряда линяет 4 раза. После четвертой линьки гусеница выглядит уже весьма внушительно: длина ее тела составляет около 8 см, толщина – около 1 см, а масса – 3–5 г.

Под нижней губой есть маленький бугорок, из которого сочится клейкое вещество, которое при соприкосновении с воздухом тут же застывает и превращается в шелковую нить.

Через месяц после выхода из яиц гусеницы окукливаются. Им в это время ставят пучки сухих веток. Гусеницы перебираются на ветки и опутывают себя шелковой нитью, которая образуется из застывающей на воздухе жидкости, выделяемой гусеницами. Получается кокон, на изготовление которого гусеница затрачивает около 1500 метров шелковой нити. Внутри кокона гусеница превращается в куколку.

Для получения шелка коконы обрабатывают горячим паром. Затем их высушивают и разматывают на специальных станках. Отдельные шелковые нити скручивают в шелковые волокна, а из них затем ткут шелковые ткани. Из одного килограмма коконов получается 100 грамм шелка.

Оставшиеся после разматывания коконов и погибшие от горячего пара куколки идут на корм животным. Часть коконов оставляют для разведения бабочек. Бабочки выходят из куколок через две – три недели после окукливания. Они выделяют изо рта жидкость, которая растворяет шелковые нити кокона, прорывают оболочку кокона и выходят наружу. Спустя некоторое время самки откладывают новые яйца.

Получением яиц (грены) занимаются на специальных станциях. Здесь в помещениях грену сохраняют до весны. Со станции яйца отправляют в хозяйства, занимающиеся шелководством.

Физминутка для глаз

Шелковая ткань, изготовленная из нитей коконов тутового шелкопряда, высоко ценится за легкость, прочность и красоту.

Разведением тутового шелкопряда начали заниматься в Китае около 5 тыс. лет назад.

Практическая работа с образцами шелковых нитей и ткани

Рассматривание шелковой нити, образцов шелковой ткани.

Сообщение учащегося

Интересные факты о шелке

1. Натуральный шелк производят из нитей только одного насекомого, которое не умеет летать и к тому же является слепым. Шелковые нити очень крепкие.

2.Скорость с которой шелкопряд вырабатывает свою нить может составлять 15 м в минуту. Гусеница шелкопряда сплетает свой кокон за 3 – 4 дня.

3.Для производства 1м шелковой ткани нужно около 3000 коконов шелкопряда. Чтобы создать шелковую нить достаточную для ткани на 1 платье шелкопрядам нужно съесть около 70 кг листьев.

4.Производство натурального шелка — трудоемкий и дорогой процесс.

5. Китай – занимает первое место по производству шелка.

6. Шелк особого плетения используется для пошива бронежилетов.

7. 16 слоев шелковой ткани могут удержать пулю.

8. В странах Азии после использования коконов тысяч тонн куколок зажаривают, засахаривают и употребляют в пищу как богатый белками деликатес.

5.Закрепление изученного материала: 1). Беседа по вопросам

Почему бабочку назвали тутовым шелкопрядом? Для чего разводят тутовый шелкопряд? Какие изменения произошли с тутовым шелкопрядом в процессе одомашнивания? Как выращивают гусениц тутового шелкопряда?Каково значение разведения тутового шелкопряда для хозяйственной деятельности человека?

2).Самостоятельная работа по карточкам

Задание 1. Дополните сведения о тутовом шелкопряде

У бабочек тутового шелкопряда нет развитого ____________ и они не ________________ .

Их гусеницы питаются ______________ тутового дерева. Перед окукливанием гусеницы опутывают себя ______________________________. Образуется _________. Для получения шелковых нитей коконы обрабатывают ________________. Затем их высушивают и ____________ на специальных станках. Из скрученных нитей ткут шелковые _____________.

Задание 2. Напишите стадии развития тутового шелкопряда.

3). Работа в тетрадях: записать стадии (этапы) развития тутового шелкопряда.

4). Индивидуальная работа с Сухановой Е. по таблице.

Задание 1. Показать бабочку тутового шелкопряда. Рассказать о развитии тутового шелкопряда.

6. Итог урока

Какие насекомые одомашнены человеком? Для чего разводят пчел? Назовите продукты пчеловодства? Для чего разводят тутовый шелкопряд? Каково значение медоносной пчелы и тутового шелкопряда в природе и в жизни человека? Почему медоносную пчелу и тутового шелкопряда называют одомашненным насекомыми?

7. Домашнее задание стр. 35 -37, рис. 24.


8. Рефлексия


9.Оценки





























Приложение по теме: Пчела и тутовый шелкопряд – полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые.



Интересные факты о шелке


1. Натуральный шелк производят из нитей только одного насекомого, которое не умеет летать и к тому же является слепым. Шелковые нити очень крепкие.


2.Скорость, с которой шелкопряд вырабатывает свою нить может составлять 15 м в минуту. Гусеница шелкопряда сплетает свой кокон за 3 – 4 дня.


3.Для производства 1м шелковой ткани нужно около 3000 коконов шелкопряда. Чтобы создать шелковую нить достаточную для ткани на 1 платье шелкопрядам нужно съесть около 70 кг листьев.


4.Производство натурального шелка — трудоемкий и дорогой процесс.


5. Китай – занимает первое место по производству шелка.


6. Шелк особого плетения используется для пошива бронежилетов.

7. 16 слоев шелковой ткани могут удержать пулю.


8. В странах Азии после использования коконов тысяч тонн куколок зажаривают, засахаривают и употребляют в пищу как богатый белками деликатес.

Дополнительный материал по теме «Насекомые».

Без них существование нашей планеты оказалось бы под угрозой. Не менее 80% всех растений нуждаются в насекомых – опылителях. Уничтожение животных и растительных остатков – тоже дело насекомых. Определённые группы насекомых, быстро уничтожают мёртвые стволы деревьев, навоз, трупы животных, поддерживая круговорот веществ в природе. Многие шестиногие обитают на живых растениях.поедая их листья, стебли, стволы, корни. Однако следует помнить, что множество деревьев образуют значительно больше листьев, чем это нужно. Примерно каждый четвёртый лист как бы запасной. Поэтому в нормальных условиях насекомые не наносят растениям существенного ущерба. Зато за счёт их жизнедеятельности 1 га леса получает до 400 кг удобрений – равномерно рассеянного помёта. Численность многих насекомых, в основном растительноядных, регулируют их собратья – хищники и паразиты. Например, в случае массового размножения непарный шелкопряд становится лесным вредителем, но через год – другой возрастает количество хищников и паразитов. В результате вспышка размножения паразитов гасится. Некоторые виды насекомых превратились в постоянных паразитов теплокровных животных - вши, блохи.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что каждый класс, вид, животное в науке имеет название на латинском языке. В переводе с него насекомые – это «разделённые на членики», «покрытые насечками». Поэтому русское название класса - насекомые. Тело насекомых состоит из отдельных сегментов, особенно заметных на брюшке.

Пчеловодство.

Это очень древнее занятие. Участок, на котором стоят ульи, называется пасекой.

От одной пчелиной семьи за лето получают около 100 кг.меда. Для того чтобы в улье образовалось 100 г меда, рабочая пчела должна посетить около 100 0000 цветков. Мед – ценный питательный продукт. Кроме меда, пчелы дают воск, у них берут пчелиный яд, который используют в медицине. Прополис - пчелиный клейуза — тёмное смолистое вещество, вырабатываемое пчелами  для замазывания щелей и изоляции от посторонних предметов в улье. Прополис — это клейкие вещества, которые пчёлы собирают с весенних почек деревьев и изменяют своими ферментами. Пчелы приносят большую пользу, они опыляют растения.

Человек получает от пчел не только мед и воск, но и яд, маточное молочко, прополис (клей, которым пчелы замазывают щели в улье), которые широко используются в медицине. Но самое главное значение пчел в том, что они опыляют цветки растений.



Шелководство.

Для получения шелка человек одомашнил тутовый шелкопряд.

Тутовый шелкопряд — белая бабочка средней величины. Ее гусеницы перед окукливанием плетут коконы из шелковой нити, которая образуется при застывании жидкости, выделяемой на нижней губе из шелкоотделительной железы. Тутовый шелкопряд и его развитие

Разведением тутового шелкопряда начали заниматься в Китае около 5 тыс. лет назад.

В процессе одомашнивания из поколения в поколение для разведения оставляли бабочек, которые откладывали много яиц и имели слаборазвитые крылья. В результате длительного отбора самки тутового шелкопряда перестали летать, что облегчало их содержание. Отбор крупных коконов привел к тому, что нить их стала длинной — до 1000 м и более.

Распространение шелководства связано с местами произрастания тутового дерева, или шелковицы, листьями которого питаются гусеницы тутового шелкопряда. За последние десятилетия выведены различные породы тутового шелкопряда, отличающиеся величиной коконов, их окраской, длиной и прочностью нити.










9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!