СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Основы цветоведения в малярном деле».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Коррекционно-образовательная: Формировать умение различать цветовую гамму, подбирать необходимые цвета для цветовой окраски комнаты.

Систематизировать и обобщить теоретические знания о профессии маляра, материалах и инструментах, используемых в малярных работах, о видах окрасочных составов, способствовать формированию навыков подбора отделочных материалов, подсчета их количества в зависимости от помещения.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию речи учащихся; умению анализировать, сравнивать, выделять главное; развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные: формировать качества личности: аккуратность, самостоятельность, коммуникабельность; ответственное отношение к правилам техники безопасности.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Основы цветоведения в малярном деле».»

Тема урока: «Основы цветоведения в малярном деле». 

Цели урока:

Коррекционно-образовательная: Формировать умение различать цветовую гамму, подбирать необходимые цвета для цветовой окраски комнаты.

Систематизировать и обобщить теоретические знания о профессии маляра, материалах и инструментах, используемых в малярных работах, о видах окрасочных составов, способствовать формированию навыков подбора отделочных материалов, подсчета их количества в зависимости от помещения.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию речи учащихся; умению анализировать, сравнивать, выделять главное; развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные: формировать качества личности: аккуратность, самостоятельность, коммуникабельность; ответственное отношение к правилам техники безопасности.

 План урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний воспитанников.

III. Физминутка

IV. Изучение нового материала

  V. Практическая работа

VI. Домашнее задание.
VII. Подведение итогов урока.

Содержание

  1. Орг. момент: (психологический настрой):  

     1. Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь нашим гостям, давайте покажем им, чему мы научились и надеюсь, что время урока пролетит незаметно и будет для нас с  вами  приятным и полезным.

     2. Сядет тот, кто назовет малярные инструменты

(кисти, валики, краскопульт,  уровень, отвес, отбивочный шнур, дрели с насадками,).

( Учащиеся по очереди называют малярные инструменты и садятся на свои

рабочие места.)

     

II.      Актуализация опорных знаний воспитанников.

  1) Проведем упражнение на внимание, «что здесь лишнее?» 

 на экране список с названиями профессий. ( слайд № 1)

      - архитектор

    - продавец

       - каменщик

- маляр

      - штукатур

  (ответ:  профессия продавец лишняя, потому что все профессии строительные, а продавец – нет)

2) Какую работу выполняют рабочие каждой профессии?

                 (архитектор        - рисует проект дома,  

                 каменщик – складывает стены, строит дом

                 штукатур – оштукатуривает стены, потолки

                 маляр – производит окраску разных поверхностей малярными составами)

 Мы сейчас изучаем тему, учимся выполнять работу рабочего

какой профессии ?       (Ответ:  сейчас мы учимся выполнять работу маляра)        

 Мы с вами определили, что маляры занимаются окрашиванием поверхностей малярными составами.        

Сегодня на уроке мы приведём в порядок, в систему все наши знания,  повторим то, что изучили на прошлых уроках. Для этого выполним упражнение.

1) Работа по карточкам.

 какие материалы применяются в малярном деле?

 (заполнить таблицу)        (масляная краска, эмаль, лак, грунтовка, олифа)

Итог.   Выполнив эту работу, мы повторили материалы, которые используются в малярных работах.

2)  А сейчас проведем фронтальную беседу с использованием опорного конспекта.

  Мы с вами выяснили, что основная работа маляра – производить окраску.

  1. А для чего нужна окраска поверхностей, т. е. её значение?

Ответ: (Окраска поверхностей нужна для придания красоты, уюта и защиты от повреждений)

  1. По каким поверхностям можно производить окрашивание?

Ответ: (Окрашивание можно производить по деревянным, бетонными и, металлическим поверхностям)

  1. Какие существуют виды окрасочных составов?

Ответ: (Существуют окрасочные составы:

водные –это  известковые, клеевые, эмульсионные;

и неводные – масляные, эмалевые, нитро.)

  1. С какими видами окрасочных составов мы с вами уже работали? 

Ответ: (Мы уже работали с водными и  известковыми окрасочными составами).

  1. Какие существуют способы окрашивания? 

Ответ:  (Существуют ручной и механизированный способы окрашивания).

  1. С помощью каких инструментов производят ручное и механизированное окрашивание?

Ответ: (Ручное окрашивание производят с помощью кистей и валиков, а механизированное окрашивание с помощью краскопульта)

Мы повторили тему «Окраска малярными составами», используя опорный конспект.

3) Проведем взаимопровепку по определению вида кисти, её названия и назначения. Оцените работу соседа.

   (Выдаю каждому учащемуся по 1 кисти).

Итог. Я вижу, что название и назначение кистей вы определили правильно.

Вы немного засиделись, сейчас мы проведем  «Гимнастику ума».

III. Физминутка

Массаж  ушей, в настоящее время известно более тысячи биологически активных точек на ухе человкка, поэтому, массируя их, можно воздействовать на весь организм.

Двумя пальцами сделать массаж ушных раковин вверх и вниз 5 раз. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их кончики, пальцами слегка постукивать по затылку до 5 раз. Такое упражнение тонизирует кору головного мозга.

   А сейчас продолжим работу.

IV. Все наши знания мы разложили по полочкам, а сейчас переходим к изучению новой интересной темы, которая называется

«Основы цветоведения в малярном деле». (Слайд №2)

Знание этой  темы очень пригодится в жизни.

Каждый человек хочет, чтобы его дом отвечал самым современным требованиям: был уютным, комфортным и в то же время соответствовал именно его вкусам и взглядам. Поэтому, начиная ремонт, крайне важно знать основные принципы создания интерьера и современные требования к внутреннему убранству дома.

Цвета, которые окружают нас, являются самыми эмоциональными элементами окружающей среды, воздействующих на нас как положительно, так и отрицательно, т. е. цвет несёт нам радость и печаль, раздражает и успокаивает, греет и холодит.

От выбора цветового решения во многом зависит, будет ли ваш дом уютным и комфортным, или, наоборот, холодным и раздражающим. «Цветоведение» - это значит знать цвета, ведать о них.

Сегодня же на уроке мы поговорим об особенностях интерьера.

Что такое интерьер? 

 (Интерьер в переводе с французского – внутренний).

Интерьер – это внутреннее пространство здания; обстановка внутри помещения..

Разберем новое для вас слово интерьер

Это слово словарное, правописание этого слова надо запомнить

В слове  ин-терь-ер – три слога
Ударение в слове: интерь`ер - падает на третий слог
Безударная гласная е во втором слоге, слышится э, пишется е, во втором слоге после буквы р ставится мягкий знак, р произносится мягко.

В слове интерьер 8 букв,  7 звуков, мягкий знак не образует звука.

Повторим все вместе два раза ИН-ТЕРЬ-ЕР

Интерьер можно легко изменить, если он надоест, т. е. перед ремонтом человек всегда продумывает, какого цвета будут стены, потолок, полы.

Вот какая важная задача стоит перед маляром.

Поэтому, чтобы не ошибиться в своём выборе, малярам необходимо знать основы теории цвета.

Подведу итог сказанному.

Мечта многих – жить в уютной и красивой квартире, но сделать капитальный ремонт бывает не всем по карману. Как же можно изменить свой дом, не прибегая к большим расходам? Одним из самых логичных ответов будет – создать цветовое оформление.

(Слайд № 3) Русский художник и писатель Кузьма Петров-Водкин писал:

«Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один подле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения»

(Слайд № 4) Свет имеет волновую природу. Это является основой восприятия цвета через органы зрения.

       В темноте мы ничего не видим, но когда в глаз попадают солнечные лучи, у нас возникает ощущение цвета.

В солнечном свете содержатся все цветовые волны. При разложении луча мы видим все цвета радуги.

(Слайд № 5)  Начало исследованиям, ставшим основой современной науки о цвете, положил Исаак Ньютон. Он первым выделил спектральные цвета – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый

(Слайд № 6) Исаак Ньютон определил, что белый цвет является смешением всех цветов.

 (Слайд № 7) Солнечные лучи, преломляясь в каплях дождя, грани стекла, разлагаются. При разложении луча мы видим все цвета радуги.

(Слайд № 8) Правильно использовать цвет помогает знание основных положений цветоведения и наш урок продолжит загадка

Разноцветные ворота
На лугу построил кто - то,
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три - 
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?

(Ответ воспитанников:   - Радуга)

- Да, именно радуга объединяет все цвета и оттенки, существуюшие в природе.

(Слайд № 9)    Для правильного выбора цвета пользуются цветовым кругом. Он дает более полную возможность при составлении необходимых сочетаний 

(Слайд № 10)  Цветовой круг был придуман как геометрический порядок множества цветов.

В центре круга – расположены:

 основные цвета – красный, синий, жёлтый

    - это цвета первичные, на основе которых составляют все  

      остальные цвета путём смешивания.

  Дальше в круге расположены составные цвета.

 вторичные – это цвета, которые получаются путём смешивания двух первичных

 третичные – это цвета, которые получаются путём смешивания двух вторичных.        

 (Слайд № 11)  Три основных цвета (красный, синий, жёлтый)  расположены в треугольнике.

(Слайд № 12)  На его сторонах построены треугольники

 составных цветов (зеленый, оранжевый, фиолетовый).

Цвета, расположенные рядом, называются родственными или близкими.

(Слайд № 13) Цвета делятся на теплые и холодные. 

Верхнюю половину круга образуют тёплые цвета (от красного до жёлтого). Нижнюю половину – холодные цвета (от зелёного до фиолетового).

(Слайд № 14)  Цвета красно–желтой части спектра создают ощущение тепла, поэтому их называют теплыми.

 (Слайд № 15 Цвета голубовато-синей части спектра называются  холодными.)

(Слайд № 16) У каждого цвета есть 3 основных свойства:

- цветовой тон

- насыщенность

- светлота

(Слайд № 17)  Цветовой тон – это то, что позволяет глазу воспринимать цвет (красный, зеленый, синий…) и зависит от его места  в спектре.

(Слайд № 18) Насыщенность цвета  - способность сохранять свой цветовой тон при введении в его состав различных количеств серого цвета, равного ему по светлости. Чем больше серого цвета, тем меньше насыщенность.

(Слайд № 19) Светлота. Любые цвета и оттенки можно сравнить по светлоте, определить, какой цвет темнее или светлее,

  (например:  синий + белый = голубой )

Светлотные отношения называют тональными. (Слайд № 20)

(Слайд № 21) Гармонические цветовые  сочетания 

  • (Слайды  №  22;  23) Однотоновые – создаются на основе одного из цветов цветового круга и к нему добавляют белый, а затем черный пигмент.

  • 2. Родственные – это уравновешенная гамма без противопоставления оттенков. В цветовом круге  таких 4 группы: а) желто-красная,б) желто-зеленая, в) зелено-синяя, г) сине-красная. (Слайд № 24)

  • 3. Родственно-контрастные  - выбирают цвета, расположенные по линиям хордового деления цветового круга . (Слайды № 25; 26)

Мы познакомились с  основами  теории цвета, а сейчас игра с мячом (я кидаю мяч воспитаннику и называю цвет, он должен ответить тёплый или холодный).

Мы с вами узнали, что существует 3 основных цвета, при смешивании которых можно получить множество разных оттенков, поэтому не обязательно иметь краски всех цветов.

  • (Слайд № 27)  Цвет краске придают пигменты –это цветные сухие порошки, из которых готовят колеры. Малярный окрасочный состав (колер) предназначен для колеровки водных и масляных красок, эмалей, лаков, побелочных составов и шпатлёвок, затирок для штукатурок

  • (Слайд № 28)  Колеры по их восприятию  делятся на следующие;

1.   Желтый  –  светлый, теплый,                ,
2.   Оранжевый  -  энергичный,        
3.   Розовый -  тонизирующий,                
4.   Фиолетовый - утончённый,                        
5.   Голубой  -   прохладный
6.   Зеленый  -  успокаивающий,
7.   Коричневый –  будничный,
8.   Белый   –   чистый

V. Практическая работа.

Сейчас мы с вами немного поэкспериментируем, на несколько минут превратимся в маляров.        Перед началом работы вспомним  правила безопасности

1.   Перед началом работы нужно одеть спецодежду.

2.   Краски и эмали должны храниться в специальном помещении вдали от    отопительных приборов.
3.    При окраске поверхностей проветривать помещение.
4.    Не касаться загрязненными в краске руками лица и предметов одежды.
5.    Не бросать в помещении пропитанные в краске тряпки.
6.    Не наклонять лицо близко к емкости с краской.
7.    По окончании работы старательно мыть руки с мылом.

ИНСТРУКЦИЯ по выполнению лабораторно-практической работы по теме:

Основы цветоведения в малярном деле». 

 В комплект входит:

Лист лабораторно-практической работы;

ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ:

1. Флакон с жёлтой краской;

2. Флакон с красной краской;

3. Флакон с синей краской;

4. Пустые стаканы - 6 штук;

5. Мензурка для дозирования;

6. Палочка для перемешивания;

7. Салфетки.

ХОД РАБОТЫ

Заполнить лист лабораторно-практической работы (ф.и.о. воспитанника, класс, дата проведения);

Опыт № 1: "Зелёный цвет".        (Слайд № 29)

  1. Взять флакон с жёлтой краской, налить в мензурку до риски (30 мл.).

  2. Перелить жидкость жёлтого цвета из мензурки в пустой стакан.

  3. Взять флакон с синей краской, налить в мензурку до риски (30 мл.).

  4. Перелить жидкость синего цвета из мензурки в стакан с жёлтой жидкостью.

  5. Перемешать полученную жидкость.

  6. Записать полученный результат в лабораторно-практическую работу.

Опыт № 2: "Оранжевый цвет".    (Слайд № 30)

  1. Взять флакон с жёлтой краской, налить в мензурку до риски (30 мл.).

  2. Перелить жидкость жёлтого цвета из мензурки в пустой стакан.

  3. Взять флакон с красной краской, налить в мензурку до риски (30 мл.).

  4. Перелить жидкость красного цвета из мензурки в стакан с жёлтой жидкостью.

  5. Перемешать полученную жидкость.

  6. Записать полученный результат в лабораторно-практическую работу.

Опыт № 3: "Фиолетовый цвет".      (Слайд № 31)

  1. Взять флакон с красной краской, налить в мензурку до риски (30 мл.).

  2. Перелить жидкость красного цвета из мензурки в пустой стакан.

  3. Взять флакон с синей краской, налить в мензурку до риски (30 мл.).

  4. Перелить жидкость синего цвета из мензурки в стакан с красной жидкостью.

  5. Перемешать полученную жидкость.

  6. Записать полученный результат в лабораторно-практическую работу.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

по теме:   «Основы цветоведения в малярном деле». 

" Дата проведения "_____" __________________ 2014 г.

  Воспитанники (Ф.И.О.) ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Класс  10

№ опыта

Основные цвета




Промежуточный цвет
(результат)


цвет № 1

количество
в мл.

цвет № 2

количество
в мл.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: ________________________________________________

Оценка: "_____" (________________________)

Подпись учителя ___________________

(Слайд № 32)  Мы с вами доказали, что имея всего 3 основных цвета, можно получить другие цвета (вторичные).

На следующих уроках мы с вами попробуем получить третичные цвета.

- Остался ещё один очень интересный и важный момент, который мы  должны вспомнить - это действие цвета на здоровье и самочувствие человека. Вы знаете, что каждый цвет по - своему влияет на человека,  в одной и той же комнате в зависимости от её окраски можно испытывать ощущение уюта или дискомфорта.

Сейчас мы послушаем об этом.  Было дано домашнее задание – приготовить короткое сообщение о влиянии на человека цвета, его подготовила Усманова Гульдар

Красный цвет    (Слайд № 33)

Красный цвет избавит от плохого настроения. Если ты устал, хочешь спать и никак не можешь взяться за уроки, нужно украсить комнату чем - нибудь красным, быстро уйдёт раздражительность, а мысли придут в порядок.

Оранжевый цвет    (Слайд № 34)

Повесь в комнате оранжевые занавески или постели на стол оранжевую скатерть и ты почувствуешь, как все беды отступают назад. В древности верили - кто владеет оранжевым цветом, тот владеет своей судьбой.

Жёлтый цвет       (Слайд № 35)

Жёлтый цвет контролирует вес, укрепляет нервную систему. Этот цвет энергичных людей, он дарит радость и веселье.

Зелёный цвет     (Слайд № 36)

Зелёный цвет успокаивает. Если ты испытываешь нерешительность - закрой глаза и представь зелёный цвет - верное решение будет найдено.

Голубой цвет

Сколько людей страдают от бессонницы и не знают, что спать нужно под голубым абажуром, тогда твой сон будет спокойным и глубоким. Голубой цвет хорошо расслабляет.

Синий цвет      (Слайд № 37)

Синий цвет успокаивает, снижает головные боли.

Фиолетовый цвет     (Слайд № 37)

Фиолетовый цвет успокаивает нервы, полезен при усталости и болях в глазах.

Цвет в интерьере имеет свои особенности:

Помещения, окрашенные в тёплые цвета, выглядят тёплыми и гостеприимными, но меньшими по размеру.

- Помещения, окрашенные в холодные цвета, становятся на вид более просторными и холодными.)

- Вы прослушали очень интересную информацию, которая поможет вам правильно выполнить домашнюю работу, которая называется: «Подбор цветовой окраски для комнаты».

   Создание цвета имеет большое практическое значение

Для выполнения  творческого задания я хочу вам дать некоторые рекомендации.

 Помещения, выходящие окнами на север, окрашивают в тёплые цвета, выходящие на юг – в холодные цвета.

   Запомните:   СЕВЕР – ТЁПЛЫЕ

                      ЮГ – ХОЛОДНЫЕ

 В практике очень редко применяют яркие цвета, в основном краски готовят на белой основе.

 При подборе цвета нужно брать во внимание назначение помещения

 (гостиная – более яркие цвета, спальная – более спокойные и т. д.)

Мы будем учиться подбирать цветовое оформление в гостиную комнату, спальную комнату с окнами, выходящими на юг, т.е. будет  каждому своё задание.

- Как узнать, сколько материала вам необходимо купить в магазине, чтобы

покрасить потолок в комнате?   Что для этого нужно знать?

                         Необходимо знать площадь потолка..

Как ее можно посчитать?

                          Длину умножить на ширину, узнаем площадь потолка.

Сколько нужно купить водоэмульсионной краски, чтобы покрасить потолок комнаты размером 5*6 м, если расход краски 150 граммов на 1 квадратный метр ?

                      Ответ:  5*6 = 30м2 * 150гр = 4500гр = 4,5кг

VII. Подведение итогов урока.

Вопросы для повторения:

  1.  Что такое интерьер?

(Интерьер - это внутреннее оформление помещения)

2.   Возьмите воздушные шарики и образуйте две группы цветов; вспомните название этих групп, объясните, почему они так называются и перечислите цвета, входящие в эти группы.

(- Первая группа - это тёплые цвета, к ним относятся красный, оранжевый, жёлтый; они похожи на солнце, огонь.

Вторая группа - это холодные цвета, к ним относятся зелёный, синий, фиолетовый; они напоминают снег, сосульки, холодную воду.)

3.  При помощи чего можно объединить обе группы цветов?

Ответ (Объединить обе группы цветов можно при помощи цветового круга.

4.  Что вы узнали о цвете в интерьере и особенностях его использования.

(Ответ- Помещения, окрашенные в тёплые цвета, выглядят тёплыми и гостеприимными, но меньшими по размеру.

- Помещения, окрашенные в холодные цвета, становятся на вид более просторными и холодными.)

5.  Вы узнали, что при помощи цветового круга, можно подбирать разнообразные цветовые сочетания для интерьера, как называются эти сочетания?

(Ответы: 1 - сочетание тон в тон; 2 - сочетание цветов одной цветовой области; 3 - сочетание цветов, лежащих в цветовом круге напротив друг друга.)

- С заданием все справились, молодцы, мы можем продолжать работу по этой теме.

Расскажите каждый о своём настроении, если вам понравился урок, поднимите смайлик улыбающийся. Если не понравился, то поднимите грустный смайлик.

На следующих уроках мы будем ещё подбирать интересные сочетания цветов, будем учиться делать нашу жизнь красивой.

Сегодня мне было очень приятно с вами работать.

Спасибо всем за работу.

         А теперь тихо встаньте, все свободны.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!