СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: "Нервная регуляция"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Нервная регуляция" 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Нервная регуляция"»

Тема урока : «Нервная регуляция.»

Цели

усвоить строение и классификацию нервной системы;

строение нервной ткани, нейрона, серого и белого вещества, нервов, нервных узлов; сущность понятий «рефлекс», «рефлекторная дуга» и их классификацию.

Формировать понятия:  Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и формировать результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Задачи:

 показать ведущую роль нервной системы в регуляции работы органов и обеспечения единой системы организма;

сформировать представление о строении и функциях спинного мозга; показать связь понятий «рефлекс» и «функции спинного мозга»;

вырабатывать умения применять знания для объяснения явлений.

Оборудование: таблицы: схема строения нервной системы, «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги»;

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Биологический диктант.

Учащиеся дают определения понятиям с предыдущего урока.

  1. Изучение нового материала.

Рефлекс – непроизвольный акт, быстрая ответная реакция организма на действие раздражителя, осуществляемая с участием центральной нервной системы и под ее контролем. Это основная форма нервной деятельности организма многоклеточных животных, включая человека.

Из курса зоологии вам известно, что организм рождается с большим набором готовых, врожденных рефлексов. Часть рефлексов вырабатывается в течение жизни при определенных условиях действия среды. Как называются такие рефлексы (безусловные и условные соответственно).

Механизм осуществления рефлекса рассмотрим на примере коленного рефлекса. Во всех органах тела имеются рецепторы – чувствительные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервные импульсы. Имеются они и в мышце бедра. Если ударить по сухожильной связке чуть ниже колена, то мышца натягивается и в ее рецепторах возникает возбуждение, которое передается по чувствительному (афферентному) нерву на двигательный (эфферентный), тело которого находится в спинном мозге. По этому нейрону нервный импульс достигает той же мышцы (рабочего органа), и она сокращается, разгибая ногу в коленном суставе. Скопления нейронов центральной нервной системы, вызывающих определенное рефлекторное действие, называют рефлекторными центрами этих рефлексов. Коленный рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в одной области тела – рефлексогенной зоны (рецептивное поле).

Таким образом, материальной основой рефлекса является рефлекторная дуга – цепочка нейронов, образующая путь нервного импульса при осуществлении рефлекса.

Физкульт.минутка

А теперь мы с вами составим схему рефлекторной дуги



Звенья рефлекторной дуги

Функции звеньев

1. Рецептор

Преобразование раздражения в нервные импульсы

2. Чувствительный (афферентный, центростремительный) нейрон

Проведение импульса в ЦНС

3. Центральная нервная система (спинной или головной мозг) ЦНС

Анализ, обработка поступивших сигналов и передача их на двигательный нейрон

4. Исполнительный (эфферентный, центробежный) нейрон

Проведение импульса из ЦНС к рабочему органу

5. Эффектор – нервное окончание в исполнительном органе

Ответная реакция - эффект (сокращение у мышцы, секреция у железы)

2 типа рефлексов Рис. 1

Безусловные рефлексы:

  1. Генетически закрепленные

  2. Наследуемые, врожденные реакции

  3. Одинаковы у всех особей данного вида

  4. Возникают при первом появлении раздражителя

  5. Сохраняются в течение всей жизни особи

  6. Не обязательно участие КБП головного мозга

Сюда относятся слюноотделение, глотание и др.

Безусловные рефлексы:

  1. Пищевые

  2. Оборонительные

  3. Половые

  4. Ориентировочные

Условные рефлексы:

  1. Вырабатываются в течение жизни при определенных условиях

  2. Не наследуются

  3. Индивидуальны (различны у разных особей одного вида)

  4. Вырабатываются на основе безусловных рефлексов при помощи образования временных нервных связей

  5. При изменении условий могут угасать

  6. Обязательно участие КБП

5.Для закрепления нового материала, ответьте на вопросы:

Мигание, чихание, кашель - это примеры

1. условных рефлексов 2. приобретенных рефлексов 3. безусловных рефлексов

то такое рефлекс?

1 нервный импульс; 2 нервное окончание; 3 ответ на внешнее раздражение;

4. нервное возбуждение.

6. Рефлексия

Вспомните, какие цели мы ставили перед собой на уроке и что мы узнали?

(узнали о регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека посредством нервной системы; выяснили, как устроена нервная система, на какие отделы делиться; узнали, как устроен спинной мозг, его функции; углубили знания о строении рефлекторной дуги)

7.Д.З. п…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!