СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Лицо - природы дар и гордость человека»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Лицо - природы дар и гордость человека»

Цели:

Обучающая: развивать в детях наблюдательность и внимание к окружающим людям; обогатить речь учащихся портретной лексикой; учить через описание лица показывать внутренний мир героя, выражать своё отношение к нему;

Развивающая: Развивать исследовательские и творческие навыки, познавательную активность. 

Воспитательная: формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.

Тип урока: Урок развития речи

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация,  раздаточный материал.

Используемые технологии: технология проблемного обучения, игровые технологии, технология дифференцированного обучения

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач.

... что есть красота и почему её обожествляют люди?

                                           Сосуд она, в котором пустота,

                                                Или огонь, мерцающий в сосуде?

                                                      Н. Заболоцкий

III.Работа по теме урока.

 Беседа учителя.

Стихотворение татарского поэта Турабай  Жороева

«Глаза»

 

Под их сиянием горячим

В их чудодейственном плену,

Напрасно мы порою прячем

Свою неправду и вину.

 

Изображая гнев иль ласку.

Кривить душою здесь нельзя –

Лица искусственную маску

Невинно выдадут глаза.

Слова красивые порою,

Не дрогнув, тубы говорят,

Жужжат слова пчелиным роем.

 

Но о другом глаза горят.

Глаза кричат, смеются, плачут,

И хоть туши их не туши.

Они не могут жить иначе.

Они ведь зеркало души.

 

Учитель. Прочитанное стихотворение подскажет вам мой следующий вопрос.

Проблемный вопрос О чём, как вы думаете, мы будем говорить на уроке?

Да, на сегодняшнем уроке мы будем описывать внешность человека. Эта работа помогает развивать наблюдательность и внимание к окружающим людям. Через описание внешности можно передать внутренний мир человека, выразить своё отношение к нему.

Сформулируйте тему урока. (слайд 1)

Сегодня у  нас урок развития речи, тема которого  звучит:

«Лицо - природы дар и гордость человека». А эпиграфом нашего урока будут служить слова

 Н. Заболоцкого

                                                      ... что есть красота и почему её обожествляют люди?

                                                      Сосуд она, в котором пустота,

                                                      Или огонь, мерцающий в сосуде?

У нас не просто урок, а урок - игра.

Учитель. Вы когда-нибудь замечали, как разговаривают ученики друг с другом на переменах. Излишняя жестикуляция, бегающие, маловыразительные, не умеющие сосредоточиться глаза и непременно громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир.

С болью в сердце замечаешь, что редко кто из ребят способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя... Мы разучились смотреть в глаза друг другу.

Поэтому очень важным является разговор о внешности человека, который поможет нам быть наблюдательным и внимательным к окружающим нас людям, замечать слезы в глазах бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы и волнение в ее глазах.

С описанием внешности мы часто встречаемся в произведениях художественной литературы. Это позволяет нам живо представить героев этих произведений, иначе они были бы безлики.

На уроках литературы вы уже знакомились с понятием портрет литературного героя. Что такое литературный портрет? (Если затрудняетесь ответить, у вас на партах раздаточный материал, содержащий справочную литературу).

VI.      Викторина. (слайд 2)

Определите о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках.

 Какие элементы внешности использованы автором при описании героев?

  • «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира».

            (Г.Х. Андерсен «Снежная королева»)

 

  • «Месяц под косой блестит,

            А во лбу звезда горит,

             сама - то величава,

             Выступает будто пава,

             А как речь-то говорит,

             Словно реченька журчит»

 

            (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

  • «Покамест собирался переписать он мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как зри или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»

     (А. С. Пушкин «Станционный смотритель»)

  • « …была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у  нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел  вверх. (Настя из повести «Кладовая солнца» М. М. Пришвин.)

Беседа

-Как вы узнавали героев?  ( По портрету литературного героя.)

- Что такое литературный портрет?  ( Одно из средств  характеристики  героя. Описание черт лица, фигуры, выражение лица, мимики, позы, походки, жестов, одежды, общего впечатления и индивидуальных особенностей, в которых проявляется характер.

- Для чего он вводится в художественное произведение? (Помогает увидеть внешность литературного героя, понять его переживания, особенности характера, представить его положение в обществе. В портрете проявляется отношение автора к своему герою).

- Можно ли по портрету судить, как автор относится к своим героям? (В последнем тексте: Курочка, ножки, носик   чистенький – уменьшительно-ласкательные слова;  отливали золотом – метафора,  ср.:  желтые  волосы.)

V.Глаза - зеркало души4.

VI.Физминутка  (слайд 3)

http://www.uchportal.ru/load/147-1-0-7935

7.Кроссворд. (слайд4)

1.  Что называют «зеркалом души»? (глаза)

2.   Как называют человека с глазами коричневого цвета ? (кареглазый)

3.   Как называют человека с белокурыми волосами ? (Блондин)

4.   Как называют женщину е очень тёмными волосами ? (Брюнетка)

5.   С плодами какого дерева сравнивают волосы коричневого цвета? (Каштан)

 

 

VII.    Глаза - самая выразительная деталь на лице. (слайд 4)

Перед вами ряд слов, часто используемых в речи при описании глаз. Выпишите из них тем, которые характеризуют не цвет и форму глаз, а взгляд.

Бесцветные, искромётные, блестящие, задумчивые, заспанные, голубовато-серые, удивлённые, беззаботные, светлые, большие.

Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз их выражение.

Познакомьтесь с отрывком из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Что можно сказать об этом герое?

Да, на долю этого героя выпало много испытаний. Но жизнь не стоит на месте, она продолжается. Плохое сменяется хорошим, грустное - счастливым.

VIII. Мысленно представьте себе, что мы сейчас находимся в картинной галерее. Перед нами портреты русских женщин.   (слайд 5)

 

У русских женщин есть такие лица:

к ним надо приглядеться не спеша.

Чтоб в их чертах тебе могла открыться Красивая и гордая душа.

Такая в них естественность, свобода.

Так строг и ясен росчерк их бровей.

Они, как наша русская природа,

Чем дольше смотришь, тем ещё милей.

 

                                                                                                              М. Пляцковекий

Задание: Составить диалог для двух лиц на тему «В картинной галерее». Предлагается поделиться друг с другом впечатлениями, которые на вас произвели картины известных художников.

 

XI. Приятно, когда человек улыбается, его глаза светятся счастьем. А помните ли вы своих любимых мам в минуту радости  (ответы учащихся).

Самостоятельная работа учащихся по созданию набросков к творческой работе (написание сочинения-миниатюры «Моя мама в минуту радости»).

Учитель. Если у вас возникнут трудности, можете обратиться к раздаточному материалу, содержащему справочную литературу

XII. Прослушивание и редактирование творческих работ.

Учитель. Молодцы. Каждый из вас нашел красивые слова для своей мамы. Никогда не обижайте своих близких. Пусть их глаза всегда светятся радостью, и на губах играет улыбка.

XIII. Рефлексия.

«Лицо - природы дар и гордость человека»- так звучала тема нашего урока

Что нового ты узнал на уроке?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились на уроке?

Кто и как тебе помогал(и) на уроке?

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

XIV. Оценивание.

XV. Дифференцированное домашнее задание.

1)Напишите сочинение-миниатюру на выбор, описав внешность кого- либо из ваших знакомых, родных, друзей: а) в минуту радости, огорчения (во вступлении кратко расскажите о том, чем вызвано состояние героя);

б) за каким-нибудь занятием. 2. Напиши сочинение – миниатюру, описав внешность кого-либо из твоих знакомых, родных, друзей.

3. Составить кроссворд на тему «Описание внешности человека».  

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Лицо - природы дар и гордость человека»»

Тема урока: «Лицо - природы дар и гордость человека»

Цели:

Обучающая: развивать в детях наблюдательность и внимание к окружающим людям; обогатить речь учащихся портретной лексикой; учить через описание лица показывать внутренний мир героя, выражать своё отношение к нему;

Развивающая: Развивать исследовательские и творческие навыки, познавательную активность. 

Воспитательная: формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.

Тип урока: Урок развития речи

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.

Используемые технологии: технология проблемного обучения, игровые технологии, технология дифференцированного обучения


Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач.

... что есть красота и почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

III.Работа по теме урока.

Беседа учителя.

Стихотворение татарского поэта Турабай Жороева

«Глаза»

Под их сиянием горячим

В их чудодейственном плену,

Напрасно мы порою прячем

Свою неправду и вину.


Изображая гнев иль ласку.

Кривить душою здесь нельзя –

Лица искусственную маску

Невинно выдадут глаза.

Слова красивые порою,

Не дрогнув, тубы говорят,

Жужжат слова пчелиным роем.


Но о другом глаза горят.

Глаза кричат, смеются, плачут,

И хоть туши их не туши.

Они не могут жить иначе.

Они ведь зеркало души.

Учитель. Прочитанное стихотворение подскажет вам мой следующий вопрос.

Проблемный вопрос О чём, как вы думаете, мы будем говорить на уроке?

Да, на сегодняшнем уроке мы будем описывать внешность человека. Эта работа помогает развивать наблюдательность и внимание к окружающим людям. Через описание внешности можно передать внутренний мир человека, выразить своё отношение к нему.

Сформулируйте тему урока. (слайд 1)

Сегодня у нас урок развития речи, тема которого звучит:

«Лицо - природы дар и гордость человека». А эпиграфом нашего урока будут служить слова

Н. Заболоцкого

... что есть красота и почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

У нас не просто урок, а урок - игра.

Учитель. Вы когда-нибудь замечали, как разговаривают ученики друг с другом на переменах. Излишняя жестикуляция, бегающие, маловыразительные, не умеющие сосредоточиться глаза и непременно громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир.

С болью в сердце замечаешь, что редко кто из ребят способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя... Мы разучились смотреть в глаза друг другу.

Поэтому очень важным является разговор о внешности человека, который поможет нам быть наблюдательным и внимательным к окружающим нас людям, замечать слезы в глазах бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы и волнение в ее глазах.

С описанием внешности мы часто встречаемся в произведениях художественной литературы. Это позволяет нам живо представить героев этих произведений, иначе они были бы безлики.

На уроках литературы вы уже знакомились с понятием портрет литературного героя. Что такое литературный портрет? (Если затрудняетесь ответить, у вас на партах раздаточный материал, содержащий справочную литературу).

VI. Викторина. (слайд 2)

Определите о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках.

Какие элементы внешности использованы автором при описании героев?

  • «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира».

(Г.Х. Андерсен «Снежная королева»)

  • «Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

сама - то величава,

Выступает будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит»

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

  • «Покамест собирался переписать он мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как зри или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»

(А. С. Пушкин «Станционный смотритель»)

  • « …была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у  нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел  вверх. (Настя из повести «Кладовая солнца» М. М. Пришвин.)

Беседа

-Как вы узнавали героев?  ( По портрету литературного героя.)

- Что такое литературный портрет?  ( Одно из средств  характеристики  героя. Описание черт лица, фигуры, выражение лица, мимики, позы, походки, жестов, одежды, общего впечатления и индивидуальных особенностей, в которых проявляется характер.

- Для чего он вводится в художественное произведение? (Помогает увидеть внешность литературного героя, понять его переживания, особенности характера, представить его положение в обществе. В портрете проявляется отношение автора к своему герою).

- Можно ли по портрету судить, как автор относится к своим героям? (В последнем тексте: Курочка, ножки, носик   чистенький – уменьшительно-ласкательные слова;  отливали золотом – метафора,  ср.:  желтые  волосы.)

V.Глаза - зеркало души4.

VI.Физминутка  (слайд 3)

http://www.uchportal.ru/load/147-1-0-7935

7.Кроссворд. (слайд4)

1. Что называют «зеркалом души»? (глаза)

2. Как называют человека с глазами коричневого цвета ? (кареглазый)

3. Как называют человека с белокурыми волосами ? (Блондин)

4. Как называют женщину е очень тёмными волосами ? (Брюнетка)

5. С плодами какого дерева сравнивают волосы коричневого цвета? (Каштан)




VII. Глаза - самая выразительная деталь на лице. (слайд 4)

Перед вами ряд слов, часто используемых в речи при описании глаз. Выпишите из них тем, которые характеризуют не цвет и форму глаз, а взгляд.

Бесцветные, искромётные, блестящие, задумчивые, заспанные, голубовато-серые, удивлённые, беззаботные, светлые, большие.

Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз их выражение.

Познакомьтесь с отрывком из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Что можно сказать об этом герое?

Да, на долю этого героя выпало много испытаний. Но жизнь не стоит на месте, она продолжается. Плохое сменяется хорошим, грустное - счастливым.

VIII. Мысленно представьте себе, что мы сейчас находимся в картинной галерее. Перед нами портреты русских женщин. (слайд 5)

У русских женщин есть такие лица:

к ним надо приглядеться не спеша.

Чтоб в их чертах тебе могла открыться Красивая и гордая душа.

Такая в них естественность, свобода.

Так строг и ясен росчерк их бровей.

Они, как наша русская природа,

Чем дольше смотришь, тем ещё милей.

М. Пляцковекий

Задание: Составить диалог для двух лиц на тему «В картинной галерее». Предлагается поделиться друг с другом впечатлениями, которые на вас произвели картины известных художников.

XI. Приятно, когда человек улыбается, его глаза светятся счастьем. А помните ли вы своих любимых мам в минуту радости (ответы учащихся).

Самостоятельная работа учащихся по созданию набросков к творческой работе (написание сочинения-миниатюры «Моя мама в минуту радости»).

Учитель. Если у вас возникнут трудности, можете обратиться к раздаточному материалу, содержащему справочную литературу

XII. Прослушивание и редактирование творческих работ.

Учитель. Молодцы. Каждый из вас нашел красивые слова для своей мамы. Никогда не обижайте своих близких. Пусть их глаза всегда светятся радостью, и на губах играет улыбка.

XIII. Рефлексия.

«Лицо - природы дар и гордость человека»- так звучала тема нашего урока

Что нового ты узнал на уроке?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились на уроке?

Кто и как тебе помогал(и) на уроке?

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

XIV. Оценивание.

XV. Дифференцированное домашнее задание.

1)Напишите сочинение-миниатюру на выбор, описав внешность кого- либо из ваших знакомых, родных, друзей:
а) в минуту радости, огорчения (во вступлении кратко расскажите о том, чем вызвано состояние героя);

б) за каким-нибудь занятием.
2. Напиши сочинение – миниатюру, описав внешность кого-либо из твоих знакомых, родных, друзей.

3. Составить кроссворд на тему «Описание внешности человека».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!