Тема урока: «Лицо - природы дар и гордость человека»
Цели:
Обучающая: развивать в детях наблюдательность и внимание к окружающим людям; обогатить речь учащихся портретной лексикой; учить через описание лица показывать внутренний мир героя, выражать своё отношение к нему;
Развивающая: Развивать исследовательские и творческие навыки, познавательную активность.
Воспитательная: формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.
Используемые технологии: технология проблемного обучения, игровые технологии, технология дифференцированного обучения
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач.
... что есть красота и почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
III.Работа по теме урока.
Беседа учителя.
Стихотворение татарского поэта Турабай Жороева
«Глаза»
Под их сиянием горячим
В их чудодейственном плену,
Напрасно мы порою прячем
Свою неправду и вину.
Изображая гнев иль ласку.
Кривить душою здесь нельзя –
Лица искусственную маску
Невинно выдадут глаза.
Слова красивые порою,
Не дрогнув, тубы говорят,
Жужжат слова пчелиным роем.
Но о другом глаза горят.
Глаза кричат, смеются, плачут,
И хоть туши их не туши.
Они не могут жить иначе.
Они ведь зеркало души.
Учитель. Прочитанное стихотворение подскажет вам мой следующий вопрос.
Проблемный вопрос. О чём, как вы думаете, мы будем говорить на уроке?
Да, на сегодняшнем уроке мы будем описывать внешность человека. Эта работа помогает развивать наблюдательность и внимание к окружающим людям. Через описание внешности можно передать внутренний мир человека, выразить своё отношение к нему.
Сформулируйте тему урока. (слайд 1)
Сегодня у нас урок развития речи, тема которого звучит:
«Лицо - природы дар и гордость человека». А эпиграфом нашего урока будут служить слова
Н. Заболоцкого
... что есть красота и почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
У нас не просто урок, а урок - игра.
Учитель. Вы когда-нибудь замечали, как разговаривают ученики друг с другом на переменах. Излишняя жестикуляция, бегающие, маловыразительные, не умеющие сосредоточиться глаза и непременно громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир.
С болью в сердце замечаешь, что редко кто из ребят способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя... Мы разучились смотреть в глаза друг другу.
Поэтому очень важным является разговор о внешности человека, который поможет нам быть наблюдательным и внимательным к окружающим нас людям, замечать слезы в глазах бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы и волнение в ее глазах.
С описанием внешности мы часто встречаемся в произведениях художественной литературы. Это позволяет нам живо представить героев этих произведений, иначе они были бы безлики.
На уроках литературы вы уже знакомились с понятием портрет литературного героя. Что такое литературный портрет? (Если затрудняетесь ответить, у вас на партах раздаточный материал, содержащий справочную литературу).
VI. Викторина. (слайд 2)
Определите о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках.
Какие элементы внешности использованы автором при описании героев?
«Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира».
(Г.Х. Андерсен «Снежная королева»)
«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
сама - то величава,
Выступает будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит»
(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
«Покамест собирался переписать он мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как зри или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»
(А. С. Пушкин «Станционный смотритель»)
« …была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. (Настя из повести «Кладовая солнца» М. М. Пришвин.)
Беседа
-Как вы узнавали героев? ( По портрету литературного героя.)
- Что такое литературный портрет? ( Одно из средств характеристики героя. Описание черт лица, фигуры, выражение лица, мимики, позы, походки, жестов, одежды, общего впечатления и индивидуальных особенностей, в которых проявляется характер.
- Для чего он вводится в художественное произведение? (Помогает увидеть внешность литературного героя, понять его переживания, особенности характера, представить его положение в обществе. В портрете проявляется отношение автора к своему герою).
- Можно ли по портрету судить, как автор относится к своим героям? (В последнем тексте: Курочка, ножки, носик чистенький – уменьшительно-ласкательные слова; отливали золотом – метафора, ср.: желтые волосы.)
Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз их выражение.
Познакомьтесь с отрывком из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».
Что можно сказать об этом герое?
Да, на долю этого героя выпало много испытаний. Но жизнь не стоит на месте, она продолжается. Плохое сменяется хорошим, грустное - счастливым.
VIII. Мысленно представьте себе, что мы сейчас находимся в картинной галерее. Перед нами портреты русских женщин. (слайд 5)
У русских женщин есть такие лица:
к ним надо приглядеться не спеша.
Чтоб в их чертах тебе могла открыться Красивая и гордая душа.
Такая в них естественность, свобода.
Так строг и ясен росчерк их бровей.
Они, как наша русская природа,
Чем дольше смотришь, тем ещё милей.
М. Пляцковекий
Задание: Составить диалог для двух лиц на тему «В картинной галерее». Предлагается поделиться друг с другом впечатлениями, которые на вас произвели картины известных художников.
XI. Приятно, когда человек улыбается, его глаза светятся счастьем. А помните ли вы своих любимых мам в минуту радости (ответы учащихся).
Самостоятельная работа учащихся по созданию набросков к творческой работе (написание сочинения-миниатюры «Моя мама в минуту радости»).
Учитель. Если у вас возникнут трудности, можете обратиться к раздаточному материалу, содержащему справочную литературу
XII. Прослушивание и редактирование творческих работ.
Учитель. Молодцы. Каждый из вас нашел красивые слова для своей мамы. Никогда не обижайте своих близких. Пусть их глаза всегда светятся радостью, и на губах играет улыбка.
XIII. Рефлексия.
«Лицо - природы дар и гордость человека»- так звучала тема нашего урока
Что нового ты узнал на уроке?
Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились на уроке?
Кто и как тебе помогал(и) на уроке?
Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
Где ты применишь полученные знания?
В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
XIV. Оценивание.
XV. Дифференцированное домашнее задание.
1)Напишите сочинение-миниатюру на выбор, описав внешность кого- либо из ваших знакомых, родных, друзей:
а) в минуту радости, огорчения (во вступлении кратко расскажите о том, чем вызвано состояние героя);
б) за каким-нибудь занятием.
2. Напиши сочинение – миниатюру, описав внешность кого-либо из твоих знакомых, родных, друзей.
3. Составить кроссворд на тему «Описание внешности человека».
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Лицо - природы дар и гордость человека»»
Тема урока: «Лицо - природы дар и гордость человека»
Цели:
Обучающая: развивать в детях наблюдательность и внимание к окружающим людям; обогатить речь учащихся портретной лексикой; учить через описание лица показывать внутренний мир героя, выражать своё отношение к нему;
Развивающая: Развивать исследовательские и творческие навыки, познавательную активность.
Воспитательная: формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.
Используемые технологии: технология проблемного обучения, игровые технологии, технология дифференцированного обучения
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач.
... что есть красота и почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
III.Работа по теме урока.
Беседа учителя.
Стихотворение татарского поэта Турабай Жороева
«Глаза»
Под их сиянием горячим
В их чудодейственном плену,
Напрасно мы порою прячем
Свою неправду и вину.
Изображая гнев иль ласку.
Кривить душою здесь нельзя –
Лица искусственную маску
Невинно выдадут глаза.
Слова красивые порою,
Не дрогнув, тубы говорят,
Жужжат слова пчелиным роем.
Но о другом глаза горят.
Глаза кричат, смеются, плачут,
И хоть туши их не туши.
Они не могут жить иначе.
Они ведь зеркало души.
Учитель. Прочитанное стихотворение подскажет вам мой следующий вопрос.
Проблемный вопрос. О чём, как вы думаете, мы будем говорить на уроке?
Да, на сегодняшнем уроке мы будем описывать внешность человека. Эта работа помогает развивать наблюдательность и внимание к окружающим людям. Через описание внешности можно передать внутренний мир человека, выразить своё отношение к нему.
Сформулируйте тему урока. (слайд 1)
Сегодня у нас урок развития речи, тема которого звучит:
«Лицо - природы дар и гордость человека». А эпиграфом нашего урока будут служить слова
Н. Заболоцкого
... что есть красота и почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
У нас не просто урок, а урок - игра.
Учитель. Вы когда-нибудь замечали, как разговаривают ученики друг с другом на переменах. Излишняя жестикуляция, бегающие, маловыразительные, не умеющие сосредоточиться глаза и непременно громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир.
С болью в сердце замечаешь, что редко кто из ребят способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя... Мы разучились смотреть в глаза друг другу.
Поэтому очень важным является разговор о внешности человека, который поможет нам быть наблюдательным и внимательным к окружающим нас людям, замечать слезы в глазах бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы и волнение в ее глазах.
С описанием внешности мы часто встречаемся в произведениях художественной литературы. Это позволяет нам живо представить героев этих произведений, иначе они были бы безлики.
На уроках литературы вы уже знакомились с понятием портрет литературного героя. Что такое литературный портрет? (Если затрудняетесь ответить, у вас на партах раздаточный материал, содержащий справочную литературу).
VI. Викторина. (слайд 2)
Определите о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках.
Какие элементы внешности использованы автором при описании героев?
«Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира».
(Г.Х. Андерсен «Снежная королева»)
«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
сама - то величава,
Выступает будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит»
(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
«Покамест собирался переписать он мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как зри или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»
(А. С. Пушкин «Станционный смотритель»)
« …была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. (Настя из повести «Кладовая солнца» М. М. Пришвин.)
Беседа
-Как вы узнавали героев? ( По портрету литературного героя.)
- Что такое литературный портрет? ( Одно из средств характеристики героя. Описание черт лица, фигуры, выражение лица, мимики, позы, походки, жестов, одежды, общего впечатления и индивидуальных особенностей, в которых проявляется характер.
- Для чего он вводится в художественное произведение? (Помогает увидеть внешность литературного героя, понять его переживания, особенности характера, представить его положение в обществе. В портрете проявляется отношение автора к своему герою).
- Можно ли по портрету судить, как автор относится к своим героям? (В последнем тексте: Курочка, ножки, носик чистенький – уменьшительно-ласкательные слова; отливали золотом – метафора, ср.: желтые волосы.)
V.Глаза - зеркало души4.
VI.Физминутка (слайд 3)
http://www.uchportal.ru/load/147-1-0-7935
7.Кроссворд. (слайд4)
1. Что называют «зеркалом души»? (глаза)
2. Как называют человека с глазами коричневого цвета ? (кареглазый)
3. Как называют человека с белокурыми волосами ? (Блондин)
4. Как называют женщину е очень тёмными волосами ? (Брюнетка)
5. С плодами какого дерева сравнивают волосы коричневого цвета? (Каштан)
VII. Глаза - самая выразительная деталь на лице. (слайд 4)
Перед вами ряд слов, часто используемых в речи при описании глаз. Выпишите из них тем, которые характеризуют не цвет и форму глаз, а взгляд.
Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз их выражение.
Познакомьтесь с отрывком из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».
Что можно сказать об этом герое?
Да, на долю этого героя выпало много испытаний. Но жизнь не стоит на месте, она продолжается. Плохое сменяется хорошим, грустное - счастливым.
VIII. Мысленно представьте себе, что мы сейчас находимся в картинной галерее. Перед нами портреты русских женщин. (слайд 5)
У русских женщин есть такие лица:
к ним надо приглядеться не спеша.
Чтоб в их чертах тебе могла открыться Красивая и гордая душа.
Такая в них естественность, свобода.
Так строг и ясен росчерк их бровей.
Они, как наша русская природа,
Чем дольше смотришь, тем ещё милей.
М. Пляцковекий
Задание: Составить диалог для двух лиц на тему «В картинной галерее». Предлагается поделиться друг с другом впечатлениями, которые на вас произвели картины известных художников.
XI. Приятно, когда человек улыбается, его глаза светятся счастьем. А помните ли вы своих любимых мам в минуту радости (ответы учащихся).
Самостоятельная работа учащихся по созданию набросков к творческой работе (написание сочинения-миниатюры «Моя мама в минуту радости»).
Учитель. Если у вас возникнут трудности, можете обратиться к раздаточному материалу, содержащему справочную литературу
XII. Прослушивание и редактирование творческих работ.
Учитель. Молодцы. Каждый из вас нашел красивые слова для своей мамы. Никогда не обижайте своих близких. Пусть их глаза всегда светятся радостью, и на губах играет улыбка.
XIII. Рефлексия.
«Лицо - природы дар и гордость человека»- так звучала тема нашего урока
Что нового ты узнал на уроке?
Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились на уроке?
Кто и как тебе помогал(и) на уроке?
Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
Где ты применишь полученные знания?
В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
XIV. Оценивание.
XV. Дифференцированное домашнее задание.
1)Напишите сочинение-миниатюру на выбор, описав внешность кого- либо из ваших знакомых, родных, друзей: а) в минуту радости, огорчения (во вступлении кратко расскажите о том, чем вызвано состояние героя);
б) за каким-нибудь занятием. 2. Напиши сочинение – миниатюру, описав внешность кого-либо из твоих знакомых, родных, друзей.
3. Составить кроссворд на тему «Описание внешности человека».