Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»
Цель урока: способствовать формированию понятий «конфликт», «межличностный конфликт», объяснять причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации.
Задачи урока:
1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
2.На основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения.
3. Содействовать развитию культуры отношений в группе, сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре к собеседнику деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:. Получат возможность научиться допускать существование различных точек зрения, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока; анализировать ситуации, формулировать ответы.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра и сохранять достоинство в конфликте.
Регулятивные: ставить учебную задачу, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строитьсвои взаимоотношения.
Личностные УУД: проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий в парах, выражать положительное отношение к процессу познания.
Методы и формы обучения:
Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.
Формы: фронтальная, групповая.
Тип урока: открытия новых знаний
Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, терпение, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.
План:
Понятие «конфликт»
Основные стадии (этапы) конфликта
Виды конфликтов
Способы поведения в конфликтной ситуации.
Оборудование: Учебник Обществознание 6 кл., под ред. Л.Н. Боголюбова. М.
Ход урок.
Оргмомент.
Определение темы урока
Учитель предлагает послушать сказ для того, чтобы определить тему нашего урока.
Учитель: Сказ:
«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.
Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:
- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?
- Да, водицы испить.
- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О конфликтах)
Тема урока «Конфликты в межличностных отношениях» (1 слайд)
Записывают тему урока в тетрадь.
-Актуальна ли эта тема для вашего класса?
Тема нашего урока сегодня актуальна.
- А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?
Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?
Сегодня мы постараемся понять, что такое «конфликт» и вы получите возможность научиться выходить из конфликтной ситуации.
3.Актуализация знаний
- Как вы думаете, что ассоциируется со словом конфликт? Назовите пять синонимов к этому слову. (Спор, ссора, ругань, столкновение, разногласие…) Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? ( Слезы, обиды, злость, ненависть, несчастье, стресс, болезнь, радость, победа)
-Что же такое конфликт? На слайде слова, попробуйте дать определение этому понятию.
(2 слайд. На слайде слова: конфликт – это , позицию, столкновение (от 2 и более) участников, свою, каждый их которых, отстаивает. )
(3 слайд . Конфликт-это столкновение (от 2 и более) участников каждый из которых отстаивает свою позицию.) – записывают в тетрадь.
В учебнике в словаре есть другое определение, прочитаем его.
Проблемный вопрос:
Возможна ли жизнь без конфликта?
Учитель организует диалог с учащимися по вопросам:
- При каком виде деятельности могут возникать конфликты? ( при общении)
- Что мы называем общением?
(4 слайд. Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.) Записать в тетрадь.
4.Работа над новым материалом
- Какие правила общения тебе известны?
Могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?
К каким последствиям приводит несоблюдение этих правил?
Работа с учебником. Предлагает ученикам прочитать ситуацию, в которую попал мальчик Андрей (обсуждение рубрики "Обсудим вместе" стр.76 учебника)
Как бы ты поступил в такой ситуации?
(читают и обсуждают ситуацию с Андреем)
Выясняют причины возникновения конфликта
Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.
Как вы думаете, что может стать причиной конфликта? (ответы ребят).
Верно, причиной конфликта может стать какое – либо высказывание, и оно тебе кажется несправедливым, обидным, нечаянно или специально брошенное слово, противоположные желания и интересы.
Обсуждение ситуации
-Ребята, послушайте стихотворение «Ссора» и проанализируйте ситуацию, которая описана в стихотворении.
В нашем классе жили « дружно»
Стас Баранов, Тарас Тараканов.
Утром рано как-то раз
Прибежал Баранов в класс.
Боевым задирой слыл,
На Тараса « зуб точил».
«Вот тебе, друг за «барана»-
Говорит Тарасу Стас.
Чуть опомнившись, Тарас,
Метит Стасу прямо в глаз.
Так «баран» и «таракан»
Взвили словно ураган.
Ты пойми, дружочек мой,
Не выход ваш кулачный бой.
Надо дружбой дорожить,
Конфликт дракой не решить.
Будь ты вежлив и терпелив,
Ищи в жизни позитив.
- Что стало причиной ссоры ребят?
- Что еще может стать причиной ссоры или конфликта?
Пример конфликта. Выяснить причину.
Ученик приходит в класс после болезни, а его место за партой занято новым учеником. Он начинает выяснять отношения.
1-ый: Сейчас же освободи мое место.
2-ой: Но я…
1-ый: Надо было сначала убедиться, что эта парта не занята, а потом занимать ее.
2-ой: Я хотел ...
1-ый: Если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужое место.
2-ой: Я не знал…
1-ый: Ты такой же бестолковый, как все новенькие.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, чем может закончиться эта ситуация? Можно ли было доводить дело до конфликта?
- Какие правила общения могли быть использованы? (выяснить спокойно, почему он сел на это место, тон)
- Правильно ли поступил ученик, который пришел в класс после болезни? Почему?
- Можно ли назвать этого ученика вежливым, воспитанным?
- Какой выход из данной ситуации предполагаете вы?
- Можно было решить этот вопрос без ссоры?
Любой конфликт можно решить, только нужно найти это решение, этот выход и обсудить все в спокойной обстановке.
Учитель: Когда люди ссорятся или конфликтуют между собой, они обижаются друг на друга, а обида – это сильное чувство, от которого не всегда легко избавиться. На душе становится неприятно, тяжело. Помочь человеку справиться с собой и улучшить свое настроение, вам поможет упражнение «Воздушный шарик»
Физминутка
1. Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Вдыхая воздух через нос, до отказа заполните легкие воздухом. Выдыхая воздух ртом, почувствуйте, как он выходит из легких.
2. Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте, как шарик наполняется воздухом и становится больше.
3.Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
4.Сделайте паузу и сосчитайте до 5.
5. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Задержите дыхание, сосчитайте до 3.
Выдохните. Почувствуйте, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.
6.Повторите еще 2 раза.
7. Остановитесь и почувствуйте, что вы полны энергии, а все напряжение пропало.
Учитель. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.
Работа со схемой учебника. (стр.76)
Возникновение конфликтной ситуации ----- осознание конфликта------ проявление конфликтного поведения------ углубление конфликта-------- разрешение конфликта.
( 5 слайд. Появляются по мере рассмотрения ступени конфликта
Ступени конфликта:
- возникновение конфликтной ситуации;
-осознание конфликта;
-проявление конфликтного поведения;
-углубление конфликта;
-разрешение конфликта).
На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его.
Возвращаемся к ступеням развития конфликта (осознание конфликта). Как вы, ребята, думаете, что происходит на этой ступени? Мы понимаем, что конфликт неизбежен и начинаем выбирать тактику, как поступить. И в этот момент мы поднимаемся на следующую ступень – проявление конфликтного поведения.
Становясь участником конфликта, возможно сами того не осознавая, мы выбираем определённый вариант поведения.
Работа с иллюстрациями учебника (стр. 79).
Варианты поведения в конфликтной ситуации. Специалисты выделяют несколько таких вариантов, рассмотрим их:
-- Сотрудничество (подобное поведение направлено на поиск такого решения, которое приведёт к примирению сторон без ущерба)
- Компромисс (он очень близок к первому варианту поведения, но разница в том, что для урегулирования разногласия необходимы уступки обеих сторон, т.е. чем-то приходится пожертвовать)
- Приспособление (если в конфликтной ситуации только одна из сторон идёт на уступки)
- Избегание (стремление выйти из конфликта, не уступая, но и не настаивая на своём, т.е. совсем его не решая, а значит, через некоторое время конфликт может возникнуть вновь).
(6 слайд . Сотрудничество
- Компромисс
- Приспособление
- Избегание ). О каждом из них читают в учебнике (стр. 79).
5. Закрепление материала
Рассмотрим на конкретных примерах.
Вам даны разные задания, необходимо прочитать и определить стратегию поведения сказочных героев в ситуации конфликта.
Индивидуальные задания: (по группам)
1. Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта.
Басня Эзопа. (задание для1 группы)
Львы боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф - падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”.(сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)
В.Г.Сутеев “Яблоко”( задание для 2 группы)
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)
Русская народная сказка “Заюшкина избушка” ( задание для 3 группы)
“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта, т.е.избегание. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).
А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке” ( задание для 4 группы)
“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(поведение – приспособление).
Самостоятельная работа
( 7 слайд. Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие.
А.“Худой мир лучше доброй ссоры” 1 компромисс
Б.“С глаз долой, из сердца вон” 2 избегание
В. “Сядем рядком да поговорим ладком” 3. сотрудничество
4. приспособление)
( 8 слайд) (Проверка.)
-Проходят ли конфликты бесследно?
-Послушайте притчу и попытайтесь ответить на этот вопрос.
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему мешок гвоздей и сказа: - "Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз когда ты потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо"
В первый день он забил 37 гвоздей. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая их изо дня в день: Понял проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец наступил тот день, когда он не забил не единого гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сообщил эту новость.
Тогда отец сказал ему: "Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда ты не потеряешь терпение". И вот настал день когда юноша смог сказать что вытащил все гвозди.
Отец отвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно вел себя, но посмотри, сколько дырок осталось в воротах! Никогда они уже не будут такими же как раньше."
- Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь воткнуть в человека нож и вынуть его, но всегда остается рана. И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощение. Рана, нанесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.
Вопросы классу:
-В чем смысл притчи?
-Оставляют ли конфликты следы? (Ответы учеников)
Когда ты с кем –то ругаешься и говоришь ему что-нибудь неприятное, злое, ты оставляешь ему раны. И будет неважно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана остается. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что физическая.
Возможно, в ходе уроков некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне. Комфортно ли им рядом со мной?»
Чтение стихотворения (читает ученик)
Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать,
Летом в озере купаться
И клубнику собирать,
На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!
-Но чтобы не было ссор и конфликтов, нужно научиться контролировать себя. Если вы чувствуете, что назревает этот конфликт, то что можно сделать, как можно контролировать себя? (ответы детей)
Попробуем сформулировать правила управления конфликтом .
ПАМЯТКА (9 слайд)
ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОГО РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА
1. Помни: "Победителя в конфликте нет!"
2. Расскажи оппоненту ВСЁ, что не устраивает тебя.
3.Постарайся понять оппонента, поставь себя на его место.
4. Думай не только о своих интересах и чувствах, но и об оппоненте.
5. Старайся угадывать истинный смысл слов и поступков оппонентов.
6. Итоги урока. Рефлексия
Вопросы учителя:
1. Какое основное понятие вы изучали?
2. Что вы делали, чтобы раскрыть смысл данного понятия?
3.Возможна ли жизнь без конфликта?
4. Конфликт – это всегда плохо?
7. Д/з Параграф 9.
Стр. 82. Задание №1 из рубрики «В классе и дома»
Вывод: Вы все должны постараться, чтобы все знания, которые вы получили на занятии, прошли через ваши мысли и были приняты сердцем, чтобы эти понятия превратились в убеждения, а убеждения в добрые и красивые поступки. Давайте сделаем нашу жизнь радостней и добрей. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают было хорошо.
Спасибо. На этом наш урок закончен.