СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока "Конфликты в межличностных отношениях".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать формированию понятий "конфликт", "межличностный конфликт", объяснять причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в межличностном конфликте.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Конфликты в межличностных отношениях".»



Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»



Цель урока: способствовать формированию понятий «конфликт», «межличностный конфликт», объяснять причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации.

Задачи урока:

  • 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

  • 2.На основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения.

  • 3. Содействовать развитию культуры отношений в группе, сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; 
    проявлять терпение и доброжелательность в споре к собеседнику деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:. Получат возможность научиться допускать существование различных точек зрения, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока; анализировать ситуации, формулировать ответы.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра и сохранять достоинство в конфликте.

Регулятивные: ставить учебную задачу, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строитьсвои взаимоотношения.

Личностные УУД: проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий в парах, выражать положительное отношение к процессу познания.

Методы и формы обучения:

Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: открытия новых знаний

Основные понятия:  конфликт, конфликтная ситуация, терпение, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

План:

  1. Понятие «конфликт»

  2. Основные стадии (этапы) конфликта

  3. Виды конфликтов

  4. Способы поведения в конфликтной ситуации.

Оборудование: Учебник Обществознание 6 кл., под ред. Л.Н. Боголюбова. М.


Ход урок.

  1. Оргмомент.

  2. Определение темы урока

Учитель предлагает послушать сказ для того, чтобы определить тему нашего урока.


Учитель: Сказ:


«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, водицы испить.

- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»


Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О конфликтах)

Тема урока «Конфликты в межличностных отношениях» (1 слайд)

Записывают тему урока в тетрадь.

-Актуальна ли эта тема для вашего класса?

Тема нашего урока сегодня актуальна.

- А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?

Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?

Сегодня мы постараемся понять, что такое «конфликт» и вы получите возможность научиться выходить из конфликтной ситуации.


3.Актуализация знаний


- Как вы думаете, что ассоциируется со словом конфликт? Назовите пять синонимов к этому слову. (Спор, ссора, ругань, столкновение, разногласие…) Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? ( Слезы, обиды, злость, ненависть, несчастье, стресс, болезнь, радость, победа)


-Что же такое конфликт? На слайде слова, попробуйте дать определение этому понятию.

(2 слайд. На слайде слова: конфликт – это , позицию, столкновение (от 2 и более) участников, свою, каждый их которых, отстаивает. )

(3 слайд . Конфликт-это столкновение (от 2 и более) участников каждый из которых отстаивает свою позицию.) – записывают в тетрадь.

В учебнике в словаре есть другое определение, прочитаем его.

Проблемный вопрос:

Возможна ли жизнь без конфликта?

Учитель организует диалог с учащимися по вопросам:

- При каком виде деятельности могут возникать конфликты? ( при общении)

- Что мы называем общением?

(4 слайд. Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.) Записать в тетрадь.


4.Работа над новым материалом


- Какие правила общения тебе известны?

Могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?

К каким последствиям приводит несоблюдение этих правил?

Работа с учебником. Предлагает ученикам прочитать ситуацию, в которую попал мальчик Андрей (обсуждение рубрики "Обсудим вместе" стр.76 учебника)

Как бы ты поступил в такой ситуации?


(читают и обсуждают ситуацию с Андреем)


Выясняют причины возникновения конфликта


Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях. 

Как вы думаете, что может стать причиной конфликта? (ответы ребят).



Верно, причиной конфликта может стать какое – либо высказывание, и оно тебе кажется несправедливым, обидным, нечаянно или специально брошенное слово, противоположные желания и интересы.


Обсуждение ситуации


-Ребята, послушайте стихотворение «Ссора» и проанализируйте ситуацию, которая описана в стихотворении.

В нашем классе жили « дружно»

Стас Баранов, Тарас Тараканов.

Утром рано как-то раз

Прибежал Баранов в класс.

Боевым задирой слыл,

На Тараса « зуб точил».

«Вот тебе, друг за «барана»-

Говорит Тарасу Стас.

Чуть опомнившись, Тарас,

Метит Стасу прямо в глаз.

Так «баран» и «таракан»

Взвили словно ураган.

Ты пойми, дружочек мой,

Не выход ваш кулачный бой.

Надо дружбой дорожить,

Конфликт дракой не решить.

Будь ты вежлив и терпелив,

Ищи в жизни позитив.


- Что стало причиной ссоры ребят?

- Что еще может стать причиной ссоры или конфликта?


Пример конфликта. Выяснить причину.


Ученик приходит в класс после болезни, а его место за партой занято новым учеником. Он начинает выяснять отношения.

1-ый: Сейчас же освободи мое место.

2-ой: Но я…

1-ый: Надо было сначала убедиться, что эта парта не занята, а потом занимать ее.

2-ой: Я хотел ...

1-ый: Если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужое место.

2-ой: Я не знал…

1-ый: Ты такой же бестолковый, как все новенькие.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы думаете, чем может закончиться эта ситуация? Можно ли было доводить дело до конфликта?

- Какие правила общения могли быть использованы? (выяснить спокойно, почему он сел на это место, тон)

- Правильно ли поступил ученик, который пришел в класс после болезни? Почему?

- Можно ли назвать этого ученика вежливым, воспитанным?

- Какой выход из данной ситуации предполагаете вы?

- Можно было решить этот вопрос без ссоры?

Любой конфликт можно решить, только нужно найти это решение, этот выход и обсудить все в спокойной обстановке.



Учитель: Когда люди ссорятся или конфликтуют между собой, они обижаются друг на друга, а обида – это сильное чувство, от которого не всегда легко избавиться. На душе становится неприятно, тяжело. Помочь человеку справиться с собой и улучшить свое настроение, вам поможет упражнение «Воздушный шарик»


Физминутка

1. Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Вдыхая воздух через нос, до отказа заполните легкие воздухом. Выдыхая воздух ртом, почувствуйте, как он выходит из легких.

2. Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте, как шарик наполняется воздухом и становится больше.

3.Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

4.Сделайте паузу и сосчитайте до 5.

5. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Задержите дыхание, сосчитайте до 3.

Выдохните. Почувствуйте, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.

6.Повторите еще 2 раза.

7. Остановитесь и почувствуйте, что вы полны энергии, а все напряжение пропало.


Учитель. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.

Работа со схемой учебника. (стр.76)

Возникновение конфликтной ситуации ----- осознание конфликта------ проявление конфликтного поведения------ углубление конфликта-------- разрешение конфликта.


( 5 слайд. Появляются по мере рассмотрения ступени конфликта

Ступени конфликта:

- возникновение конфликтной ситуации;

-осознание конфликта;

-проявление конфликтного поведения;

-углубление конфликта;

-разрешение конфликта).


На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его.


Возвращаемся к ступеням развития конфликта (осознание конфликта). Как вы, ребята, думаете, что происходит на этой ступени? Мы понимаем, что конфликт неизбежен и начинаем выбирать тактику, как поступить. И в этот момент мы поднимаемся на следующую ступень – проявление конфликтного поведения.

Становясь участником конфликта, возможно сами того не осознавая, мы выбираем определённый вариант поведения.

Работа с иллюстрациями учебника (стр. 79).


Варианты поведения в конфликтной ситуации. Специалисты выделяют несколько таких вариантов, рассмотрим их:

  • -- Сотрудничество (подобное поведение направлено на поиск такого решения, которое приведёт к примирению сторон без ущерба)

  • - Компромисс (он очень близок к первому варианту поведения, но разница в том, что для урегулирования разногласия необходимы уступки обеих сторон, т.е. чем-то приходится пожертвовать)

  • - Приспособление (если в конфликтной ситуации только одна из сторон идёт на уступки)

  • - Избегание (стремление выйти из конфликта, не уступая, но и не настаивая на своём, т.е. совсем его не решая, а значит, через некоторое время конфликт может возникнуть вновь).


(6 слайд . Сотрудничество

- Компромисс

- Приспособление

- Избегание ). О каждом из них читают в учебнике (стр. 79).


5. Закрепление материала

Рассмотрим на конкретных примерах.

Вам даны разные задания, необходимо прочитать и определить стратегию поведения сказочных героев в ситуации конфликта.

Индивидуальные задания: (по группам)

1. Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта.


Басня Эзопа. (задание для1 группы)

Львы боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф - падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”.(сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)


В.Г.Сутеев “Яблоко”( задание для 2 группы)

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.  (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)


Русская народная сказка “Заюшкина избушка” ( задание для 3 группы)


“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака. 
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла. 
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта, т.е.избегание. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).


А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке” ( задание для 4 группы)

“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку, 
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?” 
“…Смилуйся, государыня рыбка, 
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(поведение – приспособление).


Самостоятельная работа


( 7 слайд. Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие.


А.“Худой мир лучше доброй ссоры” 1 компромисс

Б.“С глаз долой, из сердца вон” 2 избегание

В. “Сядем рядком да поговорим ладком” 3. сотрудничество

4. приспособление)

( 8 слайд) (Проверка.)

А

Б

В

3

2

1


-Проходят ли конфликты бесследно?

-Послушайте притчу и попытайтесь ответить на этот вопрос.

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему мешок гвоздей и сказа: - "Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз когда ты потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо"

В первый день он забил 37 гвоздей. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая их изо дня в день: Понял проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец наступил тот день, когда он не забил не единого гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сообщил эту новость.

Тогда отец сказал ему: "Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда ты не потеряешь терпение". И вот настал день когда юноша смог сказать что вытащил все гвозди.

Отец отвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно вел себя, но посмотри, сколько дырок осталось в воротах! Никогда они уже не будут такими же как раньше."

- Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь воткнуть в человека нож и вынуть его, но всегда остается рана. И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощение. Рана, нанесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.

Вопросы классу:

-В чем смысл притчи?

-Оставляют ли конфликты следы? (Ответы учеников)


Когда ты с кем –то ругаешься и говоришь ему что-нибудь неприятное, злое, ты оставляешь ему раны. И будет неважно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана остается. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что физическая.

Возможно, в ходе уроков некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне. Комфортно ли им рядом со мной?»



Чтение стихотворения (читает ученик)

Чем ругаться и дразниться, 
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться, 
Песни петь и танцевать,
Летом в озере купаться
И клубнику собирать,
На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!


-Но чтобы не было ссор и конфликтов, нужно научиться контролировать себя. Если вы чувствуете, что назревает этот конфликт, то что можно сделать, как можно контролировать себя? (ответы детей)


Попробуем сформулировать правила управления конфликтом .


ПАМЯТКА (9 слайд)



ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОГО РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

1. Помни: "Победителя в конфликте нет!"

2. Расскажи оппоненту ВСЁ, что не устраивает тебя.

3.Постарайся понять оппонента, поставь себя на его место.

4. Думай не только о своих интересах и чувствах, но и об оппоненте.

5. Старайся угадывать истинный смысл слов и поступков оппонентов.




6. Итоги урока. Рефлексия

Вопросы учителя:

1. Какое основное понятие вы изучали?

2. Что вы делали, чтобы раскрыть смысл данного понятия?

3.Возможна ли жизнь без конфликта?

4. Конфликт – это всегда плохо?


7. Д/з Параграф 9.

Стр. 82. Задание №1 из рубрики «В классе и дома»


Вывод: Вы все должны постараться, чтобы все знания, которые вы получили на занятии, прошли через ваши мысли и были приняты сердцем, чтобы эти понятия превратились в убеждения, а убеждения в добрые и красивые поступки. Давайте сделаем нашу жизнь радостней и добрей. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают было хорошо.

Спасибо. На этом наш урок закончен.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!