СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока "Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные (Астровые)"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация,  гербарии растений семейства Сложноцветные, учебники.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные (Астровые)"»


»

Поурочный план


Дата ______

Класс: 7 –ые

Предмет: биология

Тема урока Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные (Астровые) (слайд 1).

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить школьников с представителями семейства Сложноцветные, их особенностями.

Задачи урока.

Образовательные: сформировать представление об отличительных чертах растений семейства Сложноцветные; научить распознавать их и отличать от представителей других семейств;

Развивающие: продолжить развивать мышление, внимание, речь, умения работать самостоятельно в группах и в парах, сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с учебной литературой и гербарием;

Воспитательные: воспитывать наблюдательность, экологическую культуру, бережное отношению к природе.

Оборудование: презентация, гербарии растений семейства Сложноцветные, учебники.

ХОД УРОКА

Астру с прямыми ее лепестками

С давних времен называли «звездой»,

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки, совсем золотой…

В.Рождественский

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг. момент


Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте улыбнемся друг другу,

настроимся на поиск нових знаний и начнем урок.

Р

Индивид



II.

Актуализация знаний

А). Игра"Верю- не верю" (слайды № 2- 3)

  1. Верите ли Вы, что семейство Бобовые имеют стержневую корневую систему? (+).

  2. Верите ли вы, что растения семейства Крестоцветные имеют цветки с двойным 5-членным

околоцветником? (-).

  1. Верите ли вы, что на корнях бобовых растений имеются клубеньки с клубеньковыми бактериями,

которые поглощают свободный азот из воздуха и усваивают его? (+).

  1. Верите ли вы, что растения семейства Бобовые имеют соцветие головка и кисть? (+).

  2. Верите ли вы, что семена сои содержат в равном количестве белки, жиры и углеводы? (+).

  1. Верите ли вы, что характерной особенностью бобовых является расположение лепестков

крестообразно? (-).

  1. Верите ли вы, что семейство Крестоцветные имеет еще одно название – Капустные? (+).

  2. Верите ли вы, что у бобовых растений 10 тычинок? (+).

  3. Верите ли вы, что пастушья сумка и сурепка – сорные растения? (+).

Б). Рассказать:

1. Характерные признаки семейства Бобовые.

2. Значение бобовыхрастений в жизни человека.

3. Экологическая роль бобовыхрастений.

В). Игра «Угадай название растения».

Слайд № 4:

Родина Южная Америка. Сначала его возделывали как декоративное растение, украшали им прически. Многие пробовали употреблять в пищу его недозревшие зеленые ягоды, что вызывало тяжелые отравления. Сейчас это важнейшая продольственная, техническая и кормовая культура. Из его клубней получают крахмал, патоку, спирт и другие продукты, используют и для откорма скота.

(Ответ: Картофель).

Слайд № 5:

Голодный шмелик

вздыхает тяжко:

«Поесть бы кашки…»

«Да вот же – кашка!

Попробуй, шмелик,

в ней сок медовый –

шмелям и пчелам

обед готовый».

(Ответ: Клевер луговой).

Слайд № 6:

Он растет в садах, на огородах и бахчах. Это небольшое травянистое однолетние растение с белыми звездчатыми цветками цветет летом и осенью до самых заморозков. Черные, спелые ягоды съедобны, а зеленые плоды. Листья и стебли ядовиты. Цветок типичен для этого семейства.

(Ответ: Паслен черный).

Слайд № 7:

«Китайский орешек» – такое название это растение получило в Италии и Франции. А как его называем мы?

(Ответ: Арахис).

Г). Распредели растения из семейства пасленовые по группам: лекарственные, декоративные, овощные, ядовитые (слайды 8 -9):

1 вариант: Пасленовые 2 вариант: Бобовые

1. Дурман обыкновенный 13. Петуния

2. Арахис 14. Солодка

3. Донник 15. Сладкий перец

4. Физалис декоративный, 16. Клевер луговой

5. Термопсис 17. Картофель

6. Томат 18. Люпин

7. Паслен черный (недозревшие ягоды), 19. Чечевица

8. Гледичия 20. Белена черная

9. Баклажан 21. Чина

10. Верблюжья колючка 22. Табак душистый

11. Красавка белладонна 23. Фасоль

12. Паслен сладко – горький 24. Соя


Пасленовые:

Лекарственные

Декоративные

Пищевые

Ядовитые

















Бобовые

Лекарственные

Декоративные

Пищевые

Кормовые

















Коды ответов:

Пасленовые:

Лекарственные

Декоративные

Пищевые

Ядовитые

1

11

20

4

13

22

6

9

15

17

1

7

11

12

20


Бобовые

Лекарственные

Декоративные

Пищевые

Кормовые

5

14


8

18


2

23

24


3

10

16

19

21


Шкала оценивания:

Нет ошибок – оценка «5»

«1» «4» - оценка «4»

«5» - «7» - оценка «3»

Более «7» ошибок - оценка «2».

Р














Р



Р
ЧП
НО
МК























Р
ЧП

НО

МК

Фронтал














Индивид



Работа в парах

























Индивид



+














+



+


























+


III.

Мотивация

Слайд 10:

Биологическая задача:

Это растение можно встретить на лесных полянах, опушках, пустырях, полях, в степях оно образует целые заросли.

Горький вкус данного растения послужило основанием дня старинной легенды о том, что она впитала в себя горечь человеческих страданий и разочарований.

Древние греки посвящали его богине охоты Артемиде. Её родителями были Зевс и Лета, а братом – близнецом – Аполлон. Эта богиня – дева увлекалась охотой, во время которой она повстречала горькое, сильно пахнущее растение и установила, что оно обладает целебными свойствами. По этой причине яко бы это растение названо травой Артемиды – артемизией. Что это за растение? (ответ: полынь).

Сегодня на уроке будем изучать семейство Сложноцветные (Астровые), представителем которых и является полынь.

Откройте и запишите тему урока в тетради: Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные (Астровые) (слайд 11) .

Цель урока: выявить признаки семейства Сложноцветные (Астровые), их особенности, представители, значении в природе и жизни человека.

Р

ЧПНО
МК





Коллект

+


IV.

Изучение н/м:

А). История происхождения Сложноцветных лайды 12 -13):

  • самым многочисленным по числу видов является семейство Сложноцветных (Астровых), которое

насчитывает около 25 тыс. видов, принадлежащих чем 1000 родов;

  • название семейства получило в честь одного из представителей его: астры;

  • слово "астра" в переводе с греческого обозначает звезда.

Б). Характеристика семейства Сложноцветные (слайд № 14):

  • жизненные формы: обычно однолетние и многолетние травянистые растения, в тропиках встречаются деревья, кустарники, полукустарники, лианы (сообщение учащихся);

  • распространены на всех континентах земного шара.

Это одно из самых широко распространенных и высоко организованных семейств. Они встречаются на всех континентах мира, во всех природных зонах: от тундры до экваториальных широт, от альпийских снегов до морских побережий. Растут сложноцветные как на плодородных почвах, так и на бесплодных песках.

Г). Работа с гербарием (растения семейства Сложноцветные: астра, ромашка, василек, пижма, одуванчик и другие).

Рассмотрите строение данных растений и допишите недостающие слова в тексте (слайд 15):

1. Корневая система - ………… (стержневая).

2. Стебель у растения - ………… (прямостоячие, часто укороченные (имеют прикорневую розетку).

3. Листья - ……… (простые, цельные или рассеченные, без прилистников).

4. Листорасположение - ……… (очередное, реже супротивное или мутовчатое).

5. Жилкование - …….. ………. (перистое).

6. В стебле и корнях имеются смоляные ходы и млечники, в которых находится млечный сок – латекс.

Проблемный вопрос:

Какой признак строения растений является важным при объединении растений в одно семейство? (Ответ: строение цветка).

Слайд 16:

Характерной особенностью сложноцветных является соцветие корзинка, которая внешне напоминает цветок. Иногда корзинки могут бать собраны в соцветие второго порядка – щиток (пижма, тысячелистник) или метелка (полынь).

Основу корзинки образует расширенное цветоложе, плоское или выпуклое. Снаружи корзинка окружена зелеными листочками - оберткой. На цветоложе размещаются отдельные цветки, количество которых может быть различным, нарпимер, у подсолнечника их может бать более тысячи), которые находяться на об щем ложе соцветие. В корзинках сложноцветных встречаются цветки четырех типов: трубчатые, язычковые, воронковидные и ложноязычковые.

Д). Строение цветка и плода растений семейства Сложноцветные (слайды 17 – 19):

Для изучения строения цветка и плода выполним лабораторную работу № 25.

Цель: познакомить школьников с особенностями сироения цветка и плода растений семейства Сложноцветные (Астровые).

Оборудование: гербарий растений Сложноцветные.

Ход работы:

Используя рисунок 108. материал на страницах 153- 154 параграфа 45 учебника под редакцией Р.Алимкуловой , слайды 16 - 17 презентации найдите ответы на вопросы, обсудите их в группах и заполните вторую колонку таблицы:

а). Строение цветка, соцветия растений семейства Сложноцветные (Астровые) (слайды 16 -17).

1. Какой околоцветник: простой или двойной?

2. Подсчитайте количество чашелистиков, если они есть.

3. Рассмотрите венчик. Подсчитайте количество лепестков.

4. Подсчитайте число тычинок. Все ли они одинаковы по длине?

5. Подсчитайте число пестиков.

6. Какие соцветия у данного семейства?

Подводим итоги и выводим формулу цветка по диаграмме.

б). Рассмотрите строение плода (слайд 18).

в). Заполните таблицу (слайды 19 – 20):

Признаки

Семейство Сложноцветные

Цветок:

Ч0 Л(5)Т(5)П1

чашелистики

Чашечка не развивается, либо представлена щетинками или волосками, образующими хохолками

лепестки

5 сросшихся лепестков

тычинки

5, пыльниками они срастаются в трубку

пестик

1 с двухлопастным рыльцем

Околоцветник

двойной

Опыление

насекомыми – пчелами, осами, шмелями

Соцветие

корзинка

Плоды

семянка

Плод сложноцветных — семянка. У одуванчика семянка с летучкой, которая позволяет ей далеко

разноситься ветром. У других же видов на конце семянки развиваются два или три шипика с зубцами (как у череды), при помощи которых семянки прицепляются к шерсти животных или одежде человека и таким образом разносятся на далёкое расстояние.

г). Вывод: почему подсолнечник, одуванчик, астра относят к семейству Сложноцветные (Астровые)?


Г). Особенности строения типов цветков Сложноцветных (Астровых) (слайды 21- 26).

Используя приложение №2, материал на странице 154 параграфа 46 учебника под редакцией Р.Алимкуловой , найдите материал о предложенном типе цветков, обсудите в группах, запишите в тетрадь и выступите перед классом:

1 группа – трубчатые цветки;

2 группа – язычковые цветки;

3 группа - ложноязычковые;

4 группа – воронковидные.

Отчеты групп.

Д). Значение растений семейства Сложноцветных лайды 27 – 35):

По ходу прослушивания сообщений учащихся и просмотра сладов 27 – 35 презентации, составьте кластер на тему «Значение растений семейства Сложноцветные».

  • пищевые растения: топинамбур (земляная груша), подсолнечник, салат – латук, эстрагон (пряность);

  • кормовые растения: подсолнечник, топинамбур, лопух, одуванчик;

  • масличные культуры: подсолнечник;

  • лекарственные растения: полынь горькая, ромашка аптечная, мать-и-мачеха, череда трехцветная, тысячелистник обыкновенный, одуванчик лекарственный, календула, цикорий обыкновенный, пижма обыкновенная и др.;

  • декоративные растения: василек, маргаритка, астры, георгины, цинния, бархатцы, гербера и др.;

  • растения – медоносы: подсолнечник, одуванчик, мать-и-мачеха;

  • растения – сорняки: бодяк, осот полевой, василек, мать-и-мачеха и др.

Е). Экологическая роль растений семейства Сложноцветные.

  • растения данного семейства часто являются наиболее многочисленными в различных местообитаниях, поэтому их считают видами эдификаторами (средообразующими растениями);

  • среди них встречаются растения, реагирующие на освещенность и время, которые в полдень располагают листья ребром к свету, обращаясь сторонами листа в направлении восток –запад. Такие растения называют компасными;

  • по типу поведения некоторых растений сложноцветных люди издревле предсказывают погоду,

например, если корзинка одуванчика или осота в ясный день не раскрывается, нужно ждать дождя. Поэтому такие растения могут служить своеобразными барометрами.

Р

ИП

ЧП



Р

ИП

ПП






Р

ПП

ЧП

НО

МК

















Р

ИП

НО




































Р

ЧП

ИП

НО

МК




Р

ИП
ПП

НО

МК










Р

ИП

Коллект





Индивид








Работа в парах




















Работа в парах





































Работа в группах






Индивид














Индивид

+





+








+





















+






































+








+














=









V.

Закрепление






А). Дополни схему названиями растений, которые вы знаете из сложноцветных (слайд 36).









Сложноцветные











Б). Выбери признаки, характерные для Сложноцветных (слайды 37 -38):

1. Имеют крупный красочный одиночный цветок.

2. Плоды – семянки, имеют хохолки.

3. Мелкие цветки собраны в соцветия – корзинки.

4. В соцветии головка все цветки одинаковые.

5. Самое крупное семейство покрытосеменных растений.

6. Соцветия состоят из различных цветков: язычковых, трубчатых, воронковидных, ложноязычковых.

7. Пестиков в цветке много.

8. Пестик один с двухлопастным рыльцем.

9. Венчик состоит из 4 лепестков.

10. Медоносы семейства Сложноцветные: донник, чина, клевер.

11. кормовые культуры семейства Сложноцветные: подсолнечник, топинамбур, лопух, одуванчик.


Коды ответов: 2, 3, 5, 6, 8, 11.


Шкала оценивания:

Нет ошибок – оценка «5»

«1» - «2» - оценка «4»

«3» - «4» - оценка «3»

Более «4» ошибок - оценка «2».

Р









Р

ЧП





Индивид









Индивид




+









+



VI.

Подведение итогов:

Учащиеся, работая в группах, самостоятельно делают выводы урока.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Р

Индивид



VII. Д/З:

Слайд 39:

§ 46

Творческое задание на выбор:

найти пословицы, поговорки, высказывания, стихи о растениях семейства Сложноцветные, составить рецепт «Природная аптека растений Сложноцветные».

Р

Индивид



VII. Рефлексия

Слайд 40:

Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений:

  • Сегодня на уроке мне…

  • Меня особенно удивило то, что…

  • До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….

  • Было бы хорошо, если бы…

  • Мне не понравилось…

Р

Индивид




Литература и Интернет – источники:

  1. Р.Алимкулова. Биология. 6 класс. Алматы «Атамұра», 2015, 224с.

  2. В.А.Корчагина. Биология. 6-7 классы, М. «Просвещение», 1988, 256с.

  3. Т.И.Серебрякова. Биология. М., «Просвещение», 1999, 224с.

  4. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815с.

  5. В.Рохлов. Занимательная ботаника, М, «АСТ-ПРЕСС», 1998, 432с.

  6. А.А.Калинин. Поурочные разработки по биологии. 6(7)класс.»ВАКО» М. 2005, 352с.

  7. Ж. Курмангалиева. Биология. Часть II. 6 класс.Алматы, 2015г, 36с.

  8. yandex.kz/images› рисунки  о растениях семейства Сложноцветные

  9. Infourok.ru…animacii…biologii…rasteniya_6_klass

  10. infourok.ru›sbornik-legendi-o-cvetah-klassi…

  11. infourok.ru›sbornik-zadaniv…gramotnos…biologii…



Приложение №1:

Древесные виды встречаются, как и бобовые, в основном в тропиках, в основном на островах, многие из которых являются эндемиками (виды растений или животных, которые встречаются на ограниченной территории). Например, на Мадагаскаре распространено дерево брахилена, достигающее в высоту 40м и диаметр ствола 1м.

Разнообразие жизненных форм сложноцветных велико:

  • в горах Африки встречаются столбовидные неветвящиеся деревья до 7 м высокой с обширной розеточной кроной на верхушке;

  • в горных областях Новой Зеландии растут подушковидные формы сложноцветных до 60 см высотой и диаметром до 2м;

  • в тропических лесах встречается несколько видов лиан;

  • в пустынях и полупустынях Африки – суккуленты;

  • встречаются среди них и водные виды, например, южноамериканская котула.


Приложение № 2:

Трубчатые цветки.

Их лепестки в нижней части срастаются в трубочку, их число можно определить только по количеству зубкиков венчика.

Цветок правильный, обачно обеполый. Формула цветка: 0Л(5)Т(5)П1. 5 тычинок срастаются пыльниками в трубочку, через которую

проходит 1 пестик. Рыльце его возвышается над тычинками. Такие цветки имеют бодяк полевой, пижма обыкновенная, чертополох.

Язычковые цветки.

У них лепестки внизу образуют трубочку, но очень короткую, а выше все 5 срастаются в одной плоскости и получается вырост, похожий на

Язичок, на конце котрого четко можно раз личить 5 зубчиков. Цветок неправильный, обоеполый. Формула цветка: 0Л(5)Т(5)П1. Такие цветки

имеют одуванчик.

Ложноязычковые цветки.

У них, в отличие от язычковые цветков, венчик образован лишь тремя лепестками. Цветки такого типа часто бывают женскими (пептичного типа).

Формула цветка: 0Л(3)Т0П1

Воронковидный цветок.

Их лепестки в нижней части срастаются в трубочку, которая в верхней части расширяется в виде воронки. Формула цветка: ^или0Л(5)Т0П0

Цветок бесполый, крупный. Цветок не имеют ни тычинок, ни пестиков. Поэтому они лишь привлекают насекомых.

Обычно у Сложноцветных корзинки содержат разные типы цветков, например:

  • у ромашки, мать-и-мачехи, астры: внутри трубчатые, по краям – язычковые;

  • у василька : внутр. - трубчатые, по краям- воронковидные;

  • у подсолнечника – внутри – трубчатые. По краям - ложноязычковые.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!