СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока "Города и сельские поселения. Урбанизация"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребятам интересно сравнивать городской и сельский стиль жизни, они очень спорят друг с другом, доказывая где лучше жить.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Города и сельские поселения. Урбанизация"»

8 класс. Урок 16. Дата ____ Тема урока: Города и сельские поселения. Урбанизация Цели урока:

· раскрыть особенности основных типов поселений;

· сформировать представление об урбанизации и её влиянии на окружающую среду;

· познакомить с типами городов России, их функциями;

· выявить функции сельской местности. Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний и представлений о городах и сельских поселениях, их типах и функциях, урбанизации и городских агломерациях.

Метапредметные: формирование умений:

1) осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

2) осуществлять проектную деятельность;

3) строить логическое рассуждение и делать выводы;

4) работать с текстом;

5) создавать таблицу для решения учебной задачи;

6) работать индивидуально и в группе.

Личностные: осознание факта, что города и сельские поселения являются феноменом культуры; развитие эстетического сознания на основе знакомства с культурой, архитектурой городов и сельских поселений; осознание необходимости сохранения качества окружающей среды в городах и сельских поселениях. Основное содержание: городские и сельские поселения, урбанизация, влияние урбанизации на окружающую среду, городская агломерация, функции сельской местности. Деятельность обучающихся: определять типы поселений России и своего региона; характеризовать различия городского и сельского образа жизни; определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным; выявлять особенности урбанизации в России (темпы, уровень урбанизации) по статистическим данным; определять территории России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации по тематической карте; подготавливать и проводить презентации о влиянии урбанизации на окружающую среду; определять типы городов России по численности населения, функциям, роли в жизни страны; определять типы городов своего региона; наносить на контурную карту крупнейшие города и городские агломерации России; обсуждать социально-экономические и экологические проблемы крупных городов страны; определять типы сельских населённых пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны. Ценностный компонент урока: города и сельские поселения как феномен культуры, эстетическое значение городских и сельских поселений, отношение населения к проблемам города, экологическое состояние окружающей среды города. Оборудование: диаграмма «Число городов различной людности», схема «Функции и людность городов». Тип урока: изучение нового материала. Ход урока

I. Проверка знаний

1. Установите регион России с низкой плотностью населения: а) Московская область; б) Магаданская область; в) Нижегородская область; г) Краснодарский край.

2. Выберите верное утверждение: а) основная зона расселения и хозяйственного освоения занимает 60% территории Сибири; б) основная зона расселения и хозяйственного освоения занимает около 35% территории России; в) основная зона расселения и хозяйственного освоения занимает 10% территории юга России. 3. Выберите верные ответы. На размещение населения не влияет(ют):

а) история заселения территории;

б) природные условия;

в) национальный состав населения;

г) половозрастной состав населения.

4. Выберите верный ответ. Неравномерность размещения населения России связана:

а) с концентрацией населения в крупных городах;

б) с миграцией населения; в) с историческим заселением территории.

5. Объясните, какие факторы и как влияют на размещение населения.

6. Расскажите об особенностях очагового и сплошного заселения территории России.

7. Какие изменения и почему происходят в размещении населения страны?

8. Как вы думаете, с какими проблемами сталкиваются города в связи с резким ростом населения в них?

II. Изучение нового материала

Изучение нового материала осуществляется в процессе беседы, работы с текстом § 13.

Как правило, большинство населения в России проживает в поселениях — компактно застроенной территории, включающей жилые дома, инфраструктуру, предприятия, обеспечивающие трудовую деятельность, условия самореализации людей. В ходе обсуждения вопроса о типах поселений учащиеся составляют схему. Учитель должен обратить внимание учеников на то, что между городскими и сельскими типами поселений не существует чётких границ. Формулируя определение понятия «урбанизация», учитель отмечает, что XX век в полной мере называют веком урбанизации. По таблице 1 (см. Приложение, с. 231—233 учебника) обучающиеся устанавливают самый урбанизированный регион России и определяют долю городского населения в нём. Наибольшая доля городского населения в России — в Магаданской (95%) и Мурманской (91,3%) областях. Она высока и в других районах с экстремальными природными условиями, где очень трудно заниматься сельским хозяйством, например в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. Доля горожан велика также в наиболее урбанизированных промышленных районах, например в Ярославской области. Причины, порождающие урбанизацию, её признаки, а также проблемы, возникающие в процессе урбанизации, поможет понять следующая схема:

Схема 2

Типы поселений Городские Сельские Города Посёлки Деревни сельскохозяйственного типа

(численность населения не менее 12 тыс. чел.) (численность населения 3–12 тыс. чел) Далее обучающиеся читают текст «Каковы типы городов России?» (с. 52 учебника), отмечая их функции и величину по числу жителей.

После изучения данного фрагмента текста ученикам предстоит ответить на следующие вопросы: 1. Существует ли, на ваш взгляд, зависимость между географическим положением городов, их функцией, людностью? Свою точку зрения обоснуйте. 2. Каковы недостатки и преимущества жизни в крупном городе? Одинаково ли они оцениваются пожилыми людьми и молодёжью? 3. Как вы считаете, справедлив ли тезис: «Города — это точки роста, от которых начинаются важные изменения в ландшафте»? Обоснуйте свой ответ. Домашнее задание: 1) изучить § 13; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!