Урок географии в 8 классе: Тема «Гидросфера и человек»
Учитель:
Образовательные задачи:
Рассмотреть значение воды в жизни человека, сформировать понятие «водные ресурсы».
Оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве.
Сформировать представление о стихийных явлениях, связанных с водой и мерами защиты от них.
Практические умения:
Отрабатывать приемы работы с картами атласа, дополнительной информацией.
Средства обучения:
Учебник (Е.М. Домогацких), Физическая карта России, карты атласа;
Мини-сообщения обучающихся.
Домашнее задание:
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания:
Для начала давайте вспомним, что включает в себя понятие – ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ?
Как они взаимосвязаны с другими компонентами природы?
Согласны ли вы с афоризмом «Вода – это жизнь»? Каково значение воды на планете?
Изучение нового материала:
Понятие «Водные ресурсы»:
- это воды (поверхностные и подземные), которые человек использует или может использовать в быту, промышленности, в с/х, т.е. для своей жизнедеятельности)
Приведите примеры, как человек использует ресурсы воды?
ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ
РЫБОЛОВСТВО
ТРАНСПОРТНЫЕ ВОДНЫЕ УСЛУГИ
ОТДЫХ НА ВОДЕ
СНАБЖЕНИЕ ВОДОЙ
Сельского хозяйства
промышленности
населения
Примеры количества потребляемой воды:
На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды, а в год – около 110-150 м3 воды.
Для производства 1 кг сахара необходимо – 100 литров воды,
Для 1 мороженого – 5 литров воды,
Для производства ткани на 1 рубашку – 15 литров воды,
Из неплотно закрытого крана за сутки вытекает 15 литров воды.
Учитель:
Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно.
Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, водохранилищах, ледниках и подземных водах. Поскольку возобновление этих вод идет очень медленно (например, в ледниках вода задерживается на несколько веков), то их называют вековыми запасами.
А человек в основном использует речную воду, т.к. это – ежегодно возобновляемые водные ресурсы.
Наша страна богата реками:
Назовите и покажите на карте крупные реки России.
Приведите примеры речного стока рек.
Что является главным источником водных ресурсов?
Давайте сравним физическую карту (реки) с картой плотности населения. Какой вывод можно сделать?
(Несмотря на обилие рек и озер, водных ресурсов в отдельных регионах России недостаточно. На севере, где наблюдается наибольшая обеспеченность водными ресурсами, проживает намного меньше населения нежели в центре Европейской части и на юге, т.к. там суровые климатические условия, следовательно, в районах с высокой плотностью населения обычно наблюдается нехватка воды. Так на каждого жителя европейской части России приходится 8500 м3 воды в год, а в Сибири – 100 000 м3 , т. е в 12 раз больше, но эти ресурсы там не нужны в таком количестве. Дефицит воды наблюдается в южных районах России (земледельческие районы), на Урале (небольшое число рек, промышленные предприятия)).
(изменяется качество воды (загрязнение), в результате потребления, воды становится меньше)
(строить очистные сооружения, старые реконструировать; совершенствовать технологию производства на предприятиях; экономить потребление воды).
Стихийные явления, связанные с водой:
Несмотря на то, что без воды нет жизни, вода очень часто может приносить много бедствий.
Стихийные явления, связанные с водой:
Наводнения (в России – 40% от всех стихийных бедствий), цунами, снегопады, сели, лавины, ливни.
Мини-сообщения обучающихся.
(виды стихийных явлений, их география, меры защиты)
Для нашего города характерны наводнения, причем в осенний период. Наводнения вызываются рядом факторов: возникающие на Балтике циклоны с преобладанием западных ветров вызывают подъём «медленной» нагонной волны и движение её в направлении устья Невы, где она встречается с двигающимся во встречном направлении естественным течением реки. Подъём воды усиливается из-за мелководья и пологости дна в Невской губе, а также сужающегося к дельте Финского залива.
Доп.информация:
Источником питьевого водоснабжения города и пригородов является Нева. Вода с Невы очищается на 5ти водопроводных станциях. Самая первая была пущена в 1863 году. После 2х ступенчатой очистки вода подается в водопроводную сеть. Общая протяженность труб – 4250 км.
Сточные воды (канализация) идут на очистку. Она позволяет извлечь свыше 90 % различных загрязнений. Протяженность канализационной сети города свыше 6000 км, в том числе 183 км глубинных тоннельных коллекторов на глубине до 50 метров.
Водопровод и канализация города – это важные отрасли городского хозяйства. От их работоспособности и надежности зависит успешная жизнь нас, предприятий и в целом, городской среды.
Подведение итогов урока:
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с понятием «Водные ресурсы», поработали с картами атласа, выяснили значение воды в жизни человека, как и зачем необходимо охранять воду, выяснили, какие стихийные явления, связанные с водой характерны для России и Санкт-Петербурга.
Изучение нового материала Задание № 1 Понятие «Водные ресурсы»::
Задание №2 Приведите примеры, как человек использует ресурсы воды?
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ
СНАБЖЕНИЕ ВОДОЙ
Примеры количества потребляемой воды:
На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды, а в год – около 110-150 м3 воды.
Для производства 1 кг сахара необходимо – 100 литров воды,
Для 1 мороженого – 5 литров воды,
Для производства ткани на 1 рубашку – 15 литров воды,
Из неплотно закрытого крана за сутки вытекает 15 литров воды.
Задание №3 Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно.
Где сосредоточены основные запасы пресных вод?
Задание №4 Наша страна богата реками:
А) Назвать и знать расположение на карте крупных рек России.
Б) Приведите примеры речного стока рек.
В) Что является главным источником водных ресурсов?
Г) Сравнить физическую карту (реки) с картой плотности населения. Какой вывод можно сделать?
Задание №5 Что происходит с водой в результате деятельности человека?
Задание №6 Как сохранить воду чистой для нас и будущего поколения?
Задание №7 Стихийные явления, связанные с водой?
Несмотря на то, что без воды нет жизни, вода очень часто может приносить много бедствий.
Изучение нового материала Задание № 1 Понятие «Водные ресурсы»::
Задание №2 Приведите примеры, как человек использует ресурсы воды?
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ
СНАБЖЕНИЕ ВОДОЙ
Примеры количества потребляемой воды:
На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды, а в год – около 110-150 м3 воды.
Для производства 1 кг сахара необходимо – 100 литров воды,
Для 1 мороженого – 5 литров воды,
Для производства ткани на 1 рубашку – 15 литров воды,
Из неплотно закрытого крана за сутки вытекает 15 литров воды.
Задание №3 Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно.
Где сосредоточены основные запасы пресных вод?
Задание №4 Наша страна богата реками:
А) Назвать и знать расположение на карте крупных рек России.
Б) Приведите примеры речного стока рек.
В) Что является главным источником водных ресурсов?
Г) Сравнить физическую карту (реки) с картой плотности населения. Какой вывод можно сделать?
Задание №5 Что происходит с водой в результате деятельности человека?
Задание №6 Как сохранить воду чистой для нас и будущего поколения?
Задание №7 Стихийные явления, связанные с водой?
Несмотря на то, что без воды нет жизни, вода очень часто может приносить много бедствий.