СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока:  Формулы двойного аргумента

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

Предмет: математика

Преподаватель: Амирханова А. К.

Дата проведении:­­­­­­­­­­­­­­­__________

Тема урока:  Формулы двойного аргумента

 

 

Цель: рассмотреть формулы кратных аргументов.

Ход уроков

I. Сообщение темы и цели уроков

 

II. Повторение и закрепление пройденного материала

1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).

2. Контроль усвоения материала (письменный опрос).

Вариант 1

1. Напишите формулы sin(x + у), cos(x - у).

2. Упростите выражение:

Вариант 2

1. Напишите формулы sin(x - у), cos(x + у).

2. Упростите выражение:

 

III. Изучение нового материала

1. Формулы двойного аргумента (угла)

Пример 1

Выведем формулу (8).

В формуле  положим х = у. Получим:    или  Аналогично получается формула (9).

 

Пример 2

Упростим выражения:

 

 

 Пример 3

Пусть  Найдем sin2a, cos2a, tg2a.

Сначала найдем cos а. Получим:  откуда   (учтено, что  и cos a < 0). Теперь найдем требуемые величины:

Из соотношений (8), (9) легко получить формулы понижения степени, которые очень часто используются при решении задач:

 

Пример 4

Докажем формулу (11).

Преобразуем правую часть равенства:  Были учтены формулы (1) и (9). Аналогично доказывается и формула (10).

 

Пример 5

Найдем наибольшее и наименьшее значения выражения 

Воспользуемся соотношением (10):  Теперь проведем оценки:  тогда  откуда  Итак, -1 ≤ А ≤ 3.

 

2. Формулы тройного аргумента

Эти формулы применяются гораздо реже, чем формулы двойного аргумента. Но тем не менее в некоторых задачах их использование полезно.

 

Пример 6

Выведем формулу для sin 3x.

Используем формулу для синуса суммы аргументов (7) и функций двойного аргумента (8)—(9) и получим: 

 

Пример 7

Вычислим 

Обозначим а = arccos 3/5, тогда cos a = 3/5 и  Надо вычислить  Сначала найдем  затем 

Формулы могут быть использованы и при решении более сложных задач.

 

 

 

Пример 8

Найдем sin 18°.

Используя формулы приведения, преобразуем sin 36° = sin(90° - 54°) = cos 54° или sin36° = cos 54°, или sin 2a = cos 3a (где a = 18°). Далее применим формулы кратных углов  Так как cos a ≠ 0, то получим:  или 4 sin2 a + 2 sin a - 1 = 0. Введем новую переменную x = sin a = sin 18° и решим квадратное уравнение 4х2 + 2х - 1 = 0. Его корни и  Учитывая, что х > 0, получим: 

 

 

 

3. Связь тригонометрических функций с тангенсом половинного аргумента

В ряде случаев полезны следующие формулы:

 

Пример 9

Получим формулу для tg x.

Используем формулы (8)-(9) для функций двойного аргумента:

  

Разделим числитель и знаменатель дроби на  и получим:

При этом возникают ограничения. Выражение  имеет смысл (тогда 

 

Пример 10

Решим уравнение 

Используем вторую из приведенных формул и получим:

Введем новую переменную  и придем к рациональному уравнению  Избавимся от знаменателя и получим:  Это уравнение имеет единственный корень у = - 1. Вернемся к старой неизвестной и получим простейшее тригонометрическое уравнение  откуда 

 

IV. Контрольные вопросы (фронтальный опрос)

1. Формулы двойного аргумента.

2. Формулы тройного аргумента.

3. Связь тригонометрических функций с тангенсом половинного аргумента.

 

V. Задание на уроках

§ 21, № 1 (а, в); 2 (б); 3 (а, б); 5 (а); 9; 11 (а); 12 (б); 14 (а, б); 18 (а); 21 (в, г); 25 (а, г); 27 (а); 28 (б); 29 (а, б); 31 (а); 34 (б); 35 (а); 38 (б).

 

VI. Задание на дом

§ 21, № 1 (б, г); 2 (г); 3 (в, г); 5 (б); 10; 11 (б); 12 (а); 14 (в, г); 18 (б); 21 (а, б); 25 (б, в); 27 (б); 28 (в); 29 (в, г); 31 (б); 34 (а); 35 (б); 38 (а).

 

VII. Подведение итогов уроков

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока:  Формулы двойного аргумента»

План урока

Предмет: математика

Преподаватель: Амирханова А. К.

Дата проведении:­­­­­­­­­­­­­­­__________

Тема урока:  Формулы двойного аргумента

 



Цель: рассмотреть формулы кратных аргументов.

Ход уроков

I. Сообщение темы и цели уроков

 

II. Повторение и закрепление пройденного материала

1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).

2. Контроль усвоения материала (письменный опрос).

Вариант 1

1. Напишите формулы sin(x + у), cos(x - у).

2. Упростите выражение:

Вариант 2

1. Напишите формулы sin(x - у), cos(x + у).

2. Упростите выражение:

 

III. Изучение нового материала

1. Формулы двойного аргумента (угла)

Пример 1

Выведем формулу (8).

В формуле   положим х = у. Получим:     или   Аналогично получается формула (9).

 

Пример 2

Упростим выражения:

 

 

 Пример 3

Пусть   Найдем sin2a, cos2a, tg2a.

Сначала найдем cos а. Получим:   откуда    (учтено, что   и cos a 

Из соотношений (8), (9) легко получить формулы понижения степени, которые очень часто используются при решении задач:

 

Пример 4

Докажем формулу (11).

Преобразуем правую часть равенства:   Были учтены формулы (1) и (9). Аналогично доказывается и формула (10).

 

Пример 5

Найдем наибольшее и наименьшее значения выражения 

Воспользуемся соотношением (10):   Теперь проведем оценки:   тогда   откуда   Итак, -1 ≤ А ≤ 3.

 

2. Формулы тройного аргумента

Эти формулы применяются гораздо реже, чем формулы двойного аргумента. Но тем не менее в некоторых задачах их использование полезно.

 

Пример 6

Выведем формулу для sin 3x.

Используем формулу для синуса суммы аргументов (7) и функций двойного аргумента (8)—(9) и получим: 

 

Пример 7

Вычислим 

Обозначим а = arccos 3/5, тогда cos a = 3/5 и   Надо вычислить   Сначала найдем   затем 

Формулы могут быть использованы и при решении более сложных задач.

 

 

 

Пример 8

Найдем sin 18°.

Используя формулы приведения, преобразуем sin 36° = sin(90° - 54°) = cos 54° или sin36° = cos 54°, или sin 2a = cos 3a (где a = 18°). Далее применим формулы кратных углов   Так как cos a ≠ 0, то получим:   или 4 sin2 a + 2 sin a - 1 = 0. Введем новую переменную x = sin a = sin 18° и решим квадратное уравнение 4х2 + 2х - 1 = 0. Его корни  и   Учитывая, что х 0, получим: 

 

 

 

3. Связь тригонометрических функций с тангенсом половинного аргумента

В ряде случаев полезны следующие формулы:

 

Пример 9

Получим формулу для tg x.

Используем формулы (8)-(9) для функций двойного аргумента:

   

Разделим числитель и знаменатель дроби на   и получим:

При этом возникают ограничения. Выражение   имеет смысл (тогда 

 

Пример 10

Решим уравнение 

Используем вторую из приведенных формул и получим:

Введем новую переменную   и придем к рациональному уравнению   Избавимся от знаменателя и получим:   Это уравнение имеет единственный корень у = - 1. Вернемся к старой неизвестной и получим простейшее тригонометрическое уравнение   откуда 

 

IV. Контрольные вопросы (фронтальный опрос)

1. Формулы двойного аргумента.

2. Формулы тройного аргумента.

3. Связь тригонометрических функций с тангенсом половинного аргумента.

 

V. Задание на уроках

§ 21, № 1 (а, в); 2 (б); 3 (а, б); 5 (а); 9; 11 (а); 12 (б); 14 (а, б); 18 (а); 21 (в, г); 25 (а, г); 27 (а); 28 (б); 29 (а, б); 31 (а); 34 (б); 35 (а); 38 (б).

 

VI. Задание на дом

§ 21, № 1 (б, г); 2 (г); 3 (в, г); 5 (б); 10; 11 (б); 12 (а); 14 (в, г); 18 (б); 21 (а, б); 25 (б, в); 27 (б); 28 (в); 29 (в, г); 31 (б); 34 (а); 35 (б); 38 (а).

 

VII. Подведение итогов уроков





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!