СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Деепричастие

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наглядная тема по Деепричастию с заданиями

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Деепричастие»

Деепричастие  как часть речи

Деепричастие как часть речи

Цели урока: дать понятие о деепричастии; познакомить с глагольными и наречными признаками деепричастий; со значением деепричастий, способами их словообразования.  Задачи урока: вырабатывать умение находить деепричастия в тексте и предложении; выявить особенности употребления деепричастий; формировать орфографические умения и навыки.

Цели урока:

  • дать понятие о деепричастии;
  • познакомить с глагольными и наречными признаками деепричастий; со значением деепричастий, способами их словообразования.

Задачи урока:

  • вырабатывать умение находить деепричастия в тексте и предложении;
  • выявить особенности употребления деепричастий;
  • формировать орфографические умения и навыки.
Орфографическая  разминка  Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Укажите части речи.  Св..сающие гирлянды, отр..жающий наступление, пр..сутствовавшие на собрании, пр..ехавший тро(л, лл)ейбус, вышедший на те(р, рр)асу, пр..одолевая трудности. Преодолевая – деепричастие

Орфографическая разминка

Запишите слова, вставляя пропущенные

буквы. Укажите части речи.

Св..сающие гирлянды, отр..жающий наступление, пр..сутствовавшие на собрании, пр..ехавший тро(л, лл)ейбус, вышедший на те(р, рр)асу, пр..одолевая трудности.

Преодолевая – деепричастие

Понятие о деепричастии Сравните предложения. Назовите основы предложений. В каком предложении выделенные слова обозначают равноправные действия, а в каком – неравноправные: одно основное, а другое добавочное? Лунные тени постепенно теряли голубой свет и бесследно таяли .  Лунные тени, постепенно теряя голубой свет, бесследно таяли .

Понятие о деепричастии

Сравните предложения.

Назовите основы предложений.

В каком предложении выделенные слова обозначают

равноправные действия, а в каком – неравноправные:

одно основное, а другое добавочное?

Лунные тени постепенно теряли голубой свет и бесследно таяли .

Лунные тени, постепенно теряя голубой свет, бесследно таяли .

Лингвисты о деепричастии   Гвоздев  Александр Николаевич  Ученый-лингвист,  член-корреспондент  АПН РСФСР. 1892 - 1959 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/631858aa-db12-4b13-9f51-cda5f7f0c1bc/%5BRUS7_141%5D_%5BTD_350%5D.htm

Лингвисты о деепричастии

  Гвоздев

Александр Николаевич

Ученый-лингвист,

член-корреспондент АПН РСФСР.

1892 - 1959

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/631858aa-db12-4b13-9f51-cda5f7f0c1bc/%5BRUS7_141%5D_%5BTD_350%5D.htm

Сравни предложения  Деепричастие, обозначая добавочное действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим.  Равноправные действия Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.  Белочка, распушив хвост, прыгала по веткам .  Белочка распушила хвост, прыгая по  веткам. Основное  Добавочное  Основное  Добавочное

Сравни предложения

Деепричастие, обозначая добавочное действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим.

Равноправные действия

Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.

Белочка, распушив хвост, прыгала по веткам .

Белочка распушила хвост, прыгая по веткам.

Основное

Добавочное

Основное

Добавочное

Образование деепричастий Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов крич а , гляд я выскочи в замахну вши сь испёк ши   -а (-я) -в -вши -ши

Образование деепричастий

Деепричастия образуются от глаголов с

помощью суффиксов

крич а , гляд я

выскочи в

замахну вши сь

испёк ши

-а (-я)

-вши

-ши

Общее значение  Глагол Основное действие Добавочное действие  Относится к тому же слову, что и основное действие Деепричастие Что делая? Что сделав?

Общее значение

Глагол

Основное действие

Добавочное действие

Относится к тому же слову,

что и основное действие

Деепричастие

Что делая?

Что сделав?

Значение деепричастий http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f63e344d-2a69-438f-b171-174b57de9753/%5BRUS7_141%5D_%5BIA_353%5D.swf

Значение деепричастий

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f63e344d-2a69-438f-b171-174b57de9753/%5BRUS7_141%5D_%5BIA_353%5D.swf
Грамматические признаки деепричастий Наречные Глагольные Неизменяемость Синтаксическая роль  Образуются только от глаголов (улыбаться – улыбаясь, глядеть - глядя) Вид (выглядывая – несов.в.; выглянув – сов.в.) Имеют зависимые слова (падать на землю – падая на землю)  Рассказывает улыбаясь   Рассказывает с улыбкой  Как? Как?

Грамматические признаки

деепричастий

Наречные

Глагольные

  • Неизменяемость
  • Синтаксическая роль
  • Образуются только от глаголов (улыбаться – улыбаясь, глядеть - глядя)
  • Вид (выглядывая – несов.в.; выглянув – сов.в.)
  • Имеют зависимые слова (падать на землю – падая на землю)

Рассказывает улыбаясь

Рассказывает с улыбкой

Как?

Как?

Выводы Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом. Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. В предложении деепричастие является обстоятельством.

Выводы

  • Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом.
  • Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
  • В предложении деепричастие является обстоятельством.
Употребление деепричастий  в речи http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ac8a5789-5662-4d0f-82f0-1600858f72c6/%5BRUS7_141%5D_%5BQS_360%5D.html  Функция деепричастия в речи – дописывать, дорисовывать основное действие. Прочитайте отрывок из сказки-были М.М.Пришвина. Какими средствами языка создается яркое, образное описание сросшихся деревьев?

Употребление деепричастий в речи

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ac8a5789-5662-4d0f-82f0-1600858f72c6/%5BRUS7_141%5D_%5BQS_360%5D.html

Функция деепричастия в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.

Прочитайте отрывок из сказки-были М.М.Пришвина.

Какими средствами языка создается яркое, образное описание сросшихся деревьев?

Среди данных слов найдите деепричастия Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся.  Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается.  Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая.

Среди данных слов найдите

деепричастия

  • Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся.
  • Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается.
  • Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая.
Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастия Мать сидела, откинувшись в кресле. Брат склонил голову и писал что-то. Я открыл окно и залюбовался видом. Выйдя из дома, человек направился к машине. Человек, вышедший из дома, направился к машине. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом. Разложив игры, дети сели в кружок.

Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастия

  • Мать сидела, откинувшись в кресле.
  • Брат склонил голову и писал что-то.
  • Я открыл окно и залюбовался видом.
  • Выйдя из дома, человек направился к машине.
  • Человек, вышедший из дома, направился к машине.
  • Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.
  • Разложив игры, дети сели в кружок.
Найдите лишнее деепричастие Нахлынув, растаяв, колдуя, загоревшись. Нахмурившись, встречаясь, приняв, заблудившись. Гуляя, взлетая, касаясь, посвятив.

Найдите лишнее деепричастие

  • Нахлынув, растаяв, колдуя, загоревшись.
  • Нахмурившись, встречаясь, приняв, заблудившись.
  • Гуляя, взлетая, касаясь, посвятив.
Собери пословицы, укажи в них деепричастия Не зная броду, Трус хвастает уходя, Не замочив руки, Зная сердце змеи, Говорить не думая – Кто не подумав говорит, Не развязав мешок, не умоешься. не узнаешь, что в нем. тот вечно вздор твердит. что стрелять не целясь. не суйся в воду. а смелый – возвращаясь. бог лишил её ног.

Собери пословицы, укажи в них деепричастия

  • Не зная броду,
  • Трус хвастает уходя,
  • Не замочив руки,
  • Зная сердце змеи,
  • Говорить не думая –
  • Кто не подумав говорит,
  • Не развязав мешок,

не умоешься.

не узнаешь, что в нем.

тот вечно вздор твердит.

что стрелять не целясь.

не суйся в воду.

а смелый – возвращаясь.

бог лишил её ног.

Можно ли так говорить? Идя из школы, пошел дождь.  Возвращаясь домой, меня застала гроза.  Включив телевизор, он показывал футбольный матч.  Открывая книгу, из неё выпал листок. Основное действие и добавочное действие относятся к одному и тому же лицу.

Можно ли так говорить?

  • Идя из школы, пошел дождь.
  • Возвращаясь домой, меня застала гроза.
  • Включив телевизор, он показывал футбольный матч.
  • Открывая книгу, из неё выпал листок.

Основное действие и добавочное действие относятся к одному и тому же лицу.

Итоги урока  Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется … Деепричастие отвечает на вопросы … Деепричастие образуется от … с помощью … Деепричастие имеет признаки … и признаки … Подчеркивается в предложении … Вопрос к деепричастию задается от …

Итоги урока

  • Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется …
  • Деепричастие отвечает на вопросы …
  • Деепричастие образуется от … с помощью …
  • Деепричастие имеет признаки … и признаки …
  • Подчеркивается в предложении …
  • Вопрос к деепричастию задается от …
Использованная литература Богданова Г.А. Уроки русского языка: 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987 Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку. – М.: Экзамен, 2007 Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост.Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2012 http://school-collection.edu.ru/ http://elenaranko.ucoz.ru/ http://i55.carguru.ru/37/14/41437/8/1136808/6.png

Использованная литература

  • Богданова Г.А. Уроки русского языка: 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987
  • Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку. – М.: Экзамен, 2007
  • Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост.Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2012
  • http://school-collection.edu.ru/
  • http://elenaranko.ucoz.ru/
  • http://i55.carguru.ru/37/14/41437/8/1136808/6.png


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!