СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема свободы в стихотворении А.С. Пушкина "Узник". Презентация к уроку литературы в 7 классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В презентации представлен частичный анализ стихотворения А.С. Пушкина  "Узник", который может быть использован на уроке литературы в 7-м классе.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема свободы в стихотворении А.С. Пушкина "Узник". Презентация к уроку литературы в 7 классе.»

Александр Сергеевич Пушкин «Узник»  (Урок литературы. 7 класс)

Александр Сергеевич Пушкин

«Узник»

(Урок литературы. 7 класс)

«Узник» (1822) Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»

«Узник» (1822)

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»

https://youtu.be/3KthrPovqLc

https://youtu.be/3KthrPovqLc

История создания Стихотворение «Узник» было написано А.С.Пушкиным в 1822г в период южной ссылки. В это время Пушкин оказывается в Кишинёве. Перемены, связанные с ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. Жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей жизни Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать.

История создания

Стихотворение «Узник» было написано А.С.Пушкиным в 1822г в период южной ссылки.

В это время Пушкин оказывается в Кишинёве. Перемены, связанные с ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта.

Жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей жизни Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать.

История создания Здесь поэт знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – всё это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы. Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.

История создания

Здесь поэт знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи.

Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – всё это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.

Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.

История создания Поэт жил в Кишинёве под присмотром наместника Бессарабии генерала Ивана Никитича Инзова . Дом (до реставрации), в котором жил Пушкин в Кишенёве Там Пушкин был назначен на должность коллежского секретаря в местной канцелярии. Это назначение свободолюбивый поэт воспринял как оскорбление, а свою жизнь в Кишенёве – как заточение.

История создания

Поэт жил в Кишинёве под присмотром наместника Бессарабии генерала Ивана Никитича Инзова .

Дом (до реставрации), в котором жил Пушкин в Кишенёве

Там Пушкин был назначен на должность коллежского секретаря в местной канцелярии. Это назначение свободолюбивый поэт воспринял как оскорбление, а свою жизнь в Кишенёве – как заточение.

История создания Сказывалось и отсутствие друзей. Окна нижнего этажа дома, где жил Пушкин, закрывались чугунными решётками. Из окон ему был виден прикованный цепью за лапу орёл. Дом (после реставрации), в котором жил Пушкин в Кишенёве Комната казалась поэту тюрьмой. Под влиянием всех этих впечатлений и настроений и родилось стихотворение «Узник».

История создания

Сказывалось и отсутствие друзей.

Окна нижнего этажа дома, где жил Пушкин, закрывались чугунными решётками. Из окон ему был виден прикованный цепью за лапу орёл.

Дом (после реставрации), в котором жил Пушкин в Кишенёве

Комната казалась поэту тюрьмой.

Под влиянием всех этих впечатлений и настроений и родилось стихотворение «Узник».

Тема Тема стихотворения – борьба за свободу . Несчастный узник сидит «за решёткой в темнице сырой» , и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю. Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за справедливость.

Тема

Тема стихотворения – борьба за свободу .

Несчастный узник сидит «за решёткой в темнице сырой» , и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.

Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за справедливость.

Тема Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жёсткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать. Лирический герой осознаёт, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; Пора, брат, пора!»

Тема

Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жёсткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать.

Лирический герой осознаёт, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов:

«Мы вольные птицы;

Пора, брат, пора!»

Тема В стихотворении орёл зовёт узника туда «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подал прошение о переводе его на службу в Одессу. Этот шаг был вызван стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор властям, нарушив их прямой приказ. Перевод в Одессу не изменил судьбу поэта – он по-прежнему жил в ссылке, но позволил ему доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью.

Тема

В стихотворении орёл зовёт узника туда «туда, где синеют морские края».

И действительно, вскоре поэт подал прошение о переводе его на службу в Одессу. Этот шаг был вызван стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор властям, нарушив их прямой приказ. Перевод в Одессу не изменил судьбу поэта – он по-прежнему жил в ссылке, но позволил ему доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью.

  • Тема свободы  Лирический герой произведения несвободен, причём читатели могут трактовать его состояние и как моральные рамки, в которые человек загоняет сам себя, и как настоящее заточение, лишение вольного передвижения. Автор рисует нам романтический образ героя, не желающего находиться в заключении. Мысли о возможной свободе больше всего остального занимают персонажа, заставляют его мечтать об идеальном мире без каких-либо ограничений. 
  • Философская тема   Здесь речь пойдёт о моральной и физической свободе. Орёл, выросший в неволе, уже не может улететь, даже если он этого по-настоящему захочет. Гордая птица скована рамками своих привычек, а не значимыми физическими ограничениями. С лирическим субъектом ситуация обстоит иначе. Герой привык к свободной жизни, поэтому ему так тяжело переносить вынужденное заточение. Он «сидит за решёткой», а значит, не имеет выхода наружу. Мы видим человека, который не ставит сам себе рамок и ограничений. Лирический субъект — пример физической несвободы. 
  • Тема одиночества  Герой чувствует себя одиноко, находясь в заточении. Здесь его единственным товарищем является молодой орёл. Птица — друг по несчастью, существо, в котором можно найти хоть какую-то поддержку.  
Главные герои Главные герои – узник и орёл . Оба они узники: один сидит «за решёткой в темнице сырой» , другой – «под окном» , там, где не может находиться вольная птица. Потому и называет его узник «своим грустным товарищем» . Орёл «кровавую пищу клюёт под окном» – «клюёт и бросает» , потому что эта пища не добыта им в свободной охоте, а дана хозяином и не имеет для него ценности.

Главные герои

Главные герои – узник и орёл .

Оба они узники: один сидит «за решёткой в темнице сырой» , другой – «под окном» , там, где не может находиться вольная птица.

Потому и называет его узник «своим грустным товарищем» . Орёл «кровавую пищу клюёт под окном» – «клюёт и бросает» , потому что эта пища не добыта им в свободной охоте, а дана хозяином и не имеет для него ценности.

Главные герои Главные герои – узник и орёл . Они товарищи по несчастью, и потому стремления и мечты у них общие. Орёл лишён небесного простора и свободного полёта. Силы, энергия молодого узника не могут проявиться, истощаются в бездействии.

Главные герои

Главные герои – узник и орёл .

Они товарищи по несчастью, и потому стремления и мечты у них общие. Орёл лишён небесного простора и свободного полёта. Силы, энергия молодого узника не могут проявиться, истощаются в бездействии.

Композиция Стихотворение состоит их трёх четверостиший, которые представляют собой три части . Первая – тоскливая картина: тюрьма, решётка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу. Во второй тоска развевается, орёл зовёт лирического героя сбежать, освободиться. Третья часть – полная уверенность в том, что оставить ненавистное заточение можно, на свободе героев ждут горы и море, ветер и свобода.

Композиция

Стихотворение состоит их трёх четверостиший, которые представляют собой три части .

Первая – тоскливая картина: тюрьма, решётка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу.

Во второй тоска развевается, орёл зовёт лирического героя сбежать, освободиться.

Третья часть – полная уверенность в том, что оставить ненавистное заточение можно, на свободе героев ждут горы и море, ветер и свобода.

Средства выразительности Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Антитеза Противопоставляется сырая темница – простору: «темнице сырой» – «за тучей белеет гора», синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!» Противопоставляется пленник – вольной птице: «Сижу за решёткой в темнице сырой» – «Вскормлённый в неволе орёл молодой». Таким образом, происходит некое сравнение: грустная, тоскливая несвобода и восхищающая, привлекательная воля.

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла.

Антитеза

Противопоставляется сырая темница – простору: «темнице сырой» – «за тучей белеет гора», синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!»

Противопоставляется пленник – вольной птице: «Сижу за решёткой в темнице сырой» – «Вскормлённый в неволе орёл молодой».

Таким образом, происходит некое сравнение: грустная, тоскливая несвобода и восхищающая, привлекательная воля.

Средства выразительности Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Олицетворение «… орёл молодой… зовёт меня взглядом … и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер … да я!»

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла.

Олицетворение

«… орёл молодой… зовёт меня взглядом … и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер … да я!»

Средства выразительности Пушкин использует художественные приёмы, характерные для романтизма: небольшой объём стихотворения, романтические образы героев и природы. Эпитеты Поэты выбирает яркие эпитеты: «в темнице сырой», «орёл молодой», «вольная птица».

Средства выразительности

Пушкин использует художественные приёмы, характерные для романтизма: небольшой объём стихотворения, романтические образы героев и природы.

Эпитеты

Поэты выбирает яркие эпитеты:

«в темнице сырой», «орёл молодой», «вольная птица».

Средства выразительности Особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюёт, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляет . Благодаря этому создаётся динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.

Средства выразительности

Особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюёт, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляет . Благодаря этому создаётся динамика, ритмичность.

Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.

Идея – человек должен быть свободен и духовно, и физически! Никакие решетки не смогут ограничить свободу творчества, мысли.

Идея – человек должен быть свободен и духовно, и физически!

Никакие решетки не смогут ограничить свободу творчества, мысли.

Использованные ресурсы: 1. http://museum-nmsk.ru/wp-content/uploads/2020/06/img-03-8-768x1117.jpg  2. https://www.hermitagemuseum.org/wps/wcm/connect/3f6a730c-d78c-4955-82d5-d005b44540f9/WOA_IMAGE_1.jpg?MOD=AJPERES&685e0d82-e5af-4c57-b921-e76b966a4794  3. https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s98d274bbc4258c32/image/i32f23e5c36082cde/version/1591705543/image.jpg  4. https://na5.club/wp-content/auploads/908703/pushkin_yuzhnoy_ssylke.jpg  5. http://pngimg.com/uploads/eagle/eagle_PNG1214.png  6. https://proza.ru/pics/2014/02/03/1035.jpg  7. https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/112/574/112574321_large_ukeng.png  8. https://www.rewizor.ru/files/17543590be.jpg  9. https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0410/0006f567-0de5a119/img9.jpg  10. https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/084e/000d75cd-a905fab7/img19.jpg 11. https://pngicon.ru/file/uploads/orel-png.png  12. https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/prisoner/uznik1.jpghttps://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/prisoner/uznik1.jpg  13. http://abload.de/img/manzara-resimleri-temg2upf.png  14. https://img-fotki.yandex.ru/get/9/155524994.b3/0_7892b_8afff310_L.jpg  15. http://150.r.photoshare.ru/01501/00e51d346e1df94bf6cc8d562fbe8ca4f24292e1.jpg

Использованные ресурсы:

1. http://museum-nmsk.ru/wp-content/uploads/2020/06/img-03-8-768x1117.jpg

2. https://www.hermitagemuseum.org/wps/wcm/connect/3f6a730c-d78c-4955-82d5-d005b44540f9/WOA_IMAGE_1.jpg?MOD=AJPERES&685e0d82-e5af-4c57-b921-e76b966a4794

3. https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s98d274bbc4258c32/image/i32f23e5c36082cde/version/1591705543/image.jpg

4. https://na5.club/wp-content/auploads/908703/pushkin_yuzhnoy_ssylke.jpg

5. http://pngimg.com/uploads/eagle/eagle_PNG1214.png

6. https://proza.ru/pics/2014/02/03/1035.jpg

7. https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/112/574/112574321_large_ukeng.png

8. https://www.rewizor.ru/files/17543590be.jpg

9. https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0410/0006f567-0de5a119/img9.jpg

10. https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/084e/000d75cd-a905fab7/img19.jpg

11. https://pngicon.ru/file/uploads/orel-png.png

12. https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/prisoner/uznik1.jpghttps://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/prisoner/uznik1.jpg

13. http://abload.de/img/manzara-resimleri-temg2upf.png

14. https://img-fotki.yandex.ru/get/9/155524994.b3/0_7892b_8afff310_L.jpg

15. http://150.r.photoshare.ru/01501/00e51d346e1df94bf6cc8d562fbe8ca4f24292e1.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!