Александр Сергеевич Пушкин
«Узник»
(Урок литературы. 7 класс)
«Узник» (1822)
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»
https://youtu.be/3KthrPovqLc
История создания
Стихотворение «Узник» было написано А.С.Пушкиным в 1822г в период южной ссылки.
В это время Пушкин оказывается в Кишинёве. Перемены, связанные с ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта.
Жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей жизни Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать.
История создания
Здесь поэт знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи.
Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – всё это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.
Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.
История создания
Поэт жил в Кишинёве под присмотром наместника Бессарабии генерала Ивана Никитича Инзова .
Дом (до реставрации), в котором жил Пушкин в Кишенёве
Там Пушкин был назначен на должность коллежского секретаря в местной канцелярии. Это назначение свободолюбивый поэт воспринял как оскорбление, а свою жизнь в Кишенёве – как заточение.
История создания
Сказывалось и отсутствие друзей.
Окна нижнего этажа дома, где жил Пушкин, закрывались чугунными решётками. Из окон ему был виден прикованный цепью за лапу орёл.
Дом (после реставрации), в котором жил Пушкин в Кишенёве
Комната казалась поэту тюрьмой.
Под влиянием всех этих впечатлений и настроений и родилось стихотворение «Узник».
Тема
Тема стихотворения – борьба за свободу .
Несчастный узник сидит «за решёткой в темнице сырой» , и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.
Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за справедливость.
Тема
Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жёсткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать.
Лирический герой осознаёт, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов:
«Мы вольные птицы;
Пора, брат, пора!»
Тема
В стихотворении орёл зовёт узника туда «туда, где синеют морские края».
И действительно, вскоре поэт подал прошение о переводе его на службу в Одессу. Этот шаг был вызван стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор властям, нарушив их прямой приказ. Перевод в Одессу не изменил судьбу поэта – он по-прежнему жил в ссылке, но позволил ему доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью.
- Тема свободы Лирический герой произведения несвободен, причём читатели могут трактовать его состояние и как моральные рамки, в которые человек загоняет сам себя, и как настоящее заточение, лишение вольного передвижения. Автор рисует нам романтический образ героя, не желающего находиться в заключении. Мысли о возможной свободе больше всего остального занимают персонажа, заставляют его мечтать об идеальном мире без каких-либо ограничений.
- Философская тема Здесь речь пойдёт о моральной и физической свободе. Орёл, выросший в неволе, уже не может улететь, даже если он этого по-настоящему захочет. Гордая птица скована рамками своих привычек, а не значимыми физическими ограничениями. С лирическим субъектом ситуация обстоит иначе. Герой привык к свободной жизни, поэтому ему так тяжело переносить вынужденное заточение. Он «сидит за решёткой», а значит, не имеет выхода наружу. Мы видим человека, который не ставит сам себе рамок и ограничений. Лирический субъект — пример физической несвободы.
- Тема одиночества Герой чувствует себя одиноко, находясь в заточении. Здесь его единственным товарищем является молодой орёл. Птица — друг по несчастью, существо, в котором можно найти хоть какую-то поддержку.
Главные герои
Главные герои – узник и орёл .
Оба они узники: один сидит «за решёткой в темнице сырой» , другой – «под окном» , там, где не может находиться вольная птица.
Потому и называет его узник «своим грустным товарищем» . Орёл «кровавую пищу клюёт под окном» – «клюёт и бросает» , потому что эта пища не добыта им в свободной охоте, а дана хозяином и не имеет для него ценности.
Главные герои
Главные герои – узник и орёл .
Они товарищи по несчастью, и потому стремления и мечты у них общие. Орёл лишён небесного простора и свободного полёта. Силы, энергия молодого узника не могут проявиться, истощаются в бездействии.
Композиция
Стихотворение состоит их трёх четверостиший, которые представляют собой три части .
Первая – тоскливая картина: тюрьма, решётка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу.
Во второй тоска развевается, орёл зовёт лирического героя сбежать, освободиться.
Третья часть – полная уверенность в том, что оставить ненавистное заточение можно, на свободе героев ждут горы и море, ветер и свобода.
Средства выразительности
Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла.
Антитеза
Противопоставляется сырая темница – простору: «темнице сырой» – «за тучей белеет гора», синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!»
Противопоставляется пленник – вольной птице: «Сижу за решёткой в темнице сырой» – «Вскормлённый в неволе орёл молодой».
Таким образом, происходит некое сравнение: грустная, тоскливая несвобода и восхищающая, привлекательная воля.
Средства выразительности
Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла.
Олицетворение
«… орёл молодой… зовёт меня взглядом … и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер … да я!»
Средства выразительности
Пушкин использует художественные приёмы, характерные для романтизма: небольшой объём стихотворения, романтические образы героев и природы.
Эпитеты
Поэты выбирает яркие эпитеты:
«в темнице сырой», «орёл молодой», «вольная птица».
Средства выразительности
Особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюёт, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляет . Благодаря этому создаётся динамика, ритмичность.
Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.
Идея – человек должен быть свободен и духовно, и физически!
Никакие решетки не смогут ограничить свободу творчества, мысли.
Использованные ресурсы:
1. http://museum-nmsk.ru/wp-content/uploads/2020/06/img-03-8-768x1117.jpg
2. https://www.hermitagemuseum.org/wps/wcm/connect/3f6a730c-d78c-4955-82d5-d005b44540f9/WOA_IMAGE_1.jpg?MOD=AJPERES&685e0d82-e5af-4c57-b921-e76b966a4794
3. https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s98d274bbc4258c32/image/i32f23e5c36082cde/version/1591705543/image.jpg
4. https://na5.club/wp-content/auploads/908703/pushkin_yuzhnoy_ssylke.jpg
5. http://pngimg.com/uploads/eagle/eagle_PNG1214.png
6. https://proza.ru/pics/2014/02/03/1035.jpg
7. https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/112/574/112574321_large_ukeng.png
8. https://www.rewizor.ru/files/17543590be.jpg
9. https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0410/0006f567-0de5a119/img9.jpg
10. https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/084e/000d75cd-a905fab7/img19.jpg
11. https://pngicon.ru/file/uploads/orel-png.png
12. https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/prisoner/uznik1.jpghttps://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/prisoner/uznik1.jpg
13. http://abload.de/img/manzara-resimleri-temg2upf.png
14. https://img-fotki.yandex.ru/get/9/155524994.b3/0_7892b_8afff310_L.jpg
15. http://150.r.photoshare.ru/01501/00e51d346e1df94bf6cc8d562fbe8ca4f24292e1.jpg