СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Создание интерфейса проекта» в программе Delphi.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

VII Итог урока  Как запустить программу? Из каких компонентов состоит окно программы? С какими компонентами познакомились? В чем отличие невизуальных от визуальных компонентов? С помощью какого свойства меняется заголовок у компонента? Что же такое свойства и реакции на события? Проекты сохраняются в одном файле или нет? VIII Домашнее задание  Знать из каких элементов состоит окно программы.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Создание интерфейса проекта» в программе Delphi.»

Тема: «Создание интерфейса проекта»

Цели: 
- учить открывать и сохранять окно программы;
- познакомить с интерфейсом программы, с планом разработки программы;
- прививать любознательность;
- развитие логического мышления.
Оборудование: электронный учебник Delphi.

Ход урока

I Организация класса к уроку 
II Актуализация прежних знаний 
- Что вы можете сказать о среде программирования Pascal?
- Из каких элементов состоит окно программы?
- Какие операторы использовались при составлении программ?
- Как запускалась программа на выполнение?
III Сообщение темы урока 
Основы визуального программирования.
Интегрированная среда разработки Delphi

План разработки программы, №1

IV Изучение нового материала 
Визуальное программирование представляет собой процесс создания Windows-приложений, при котором возможно одновременно конструировать, изменять, отлаживать приложение, используя интегрированную среду разработки IDE (Integrated Development Environment). По сути, визуальное программирование – это единство двух взаимосвязанных процессов: наглядного конструирования типового Windows-окна приложения и написания кода.
Интегрированная среда разработки Delphi 6 представляет собой многооконную систему, определяемую настройками пользовательского интерфейса:

  • Главное окно (Delphi6 – Project I).

  • Окно Обозреватель дерева объектов (Object Tree View).

  • Окно Инспектора объектов (Object Inspector).

  • Окно Конструктора формы (Forml).

  • Окно Редактора кода (UnitI.pas).

  • и др.

Модуль служит для размещения кода программы пользователя.
Любая программа Delphi состоит из файла проекта (*.dpr), одного или нескольких модулей (*.pas).
Имена в Delphi задаются латинскими буквами, цифрами и знаком подчеркивания.
Интерфейс Delphi. Элементы интерфейса. Главное окно/ 
Главное окно осуществляет основные функции управления проектом создаваемой программы и состоит из:

Строки заголовка

Строки меню

Панели инструментов

Палитры компонентов

Внимание.
Главное окно остается открытым все время работы IDE. Закрывая его, вы тем самым закрываете Delphi и все открытые в нем окна.


Строка заголовка главного окна отображает имя открытого в данный момент проекта. 
По заголовку главного окна можно определить, в каком режиме открыт проект.


Текст заголовка

Режим работы

Delphi 6 – Project1

Редактирование

Delphi 6 – Project1 [Running]

Выполнение

Строка меню содержит команды, необходимые для разработки и тестирования приложений и используется так же, как любое стандартное Windows-меню.
Панель инструментов. Панель инструментов представляет собой набор кнопок для быстрого доступа к необходимой функции меню. На этой панели есть, в частности, кнопка сохранения проекта на диске, кнопка открытия проекта, кнопка запуска программы на выполнение.
Пользователь может изменить конфигурацию панели инструментов. Для этой цели используется окно пользовательских настроек, с помощью которого можно отображать, скрывать или менять положение на панели инструментов тех или иных инструментов. 
Окно пользовательских настроек можно открыть, щелкнув правой кнопкой мыши на панели инструментов. С помощью  появившегося контекстного меню можно произвести необходимые настройки.
Палитра компонентов устроена в виде наборов пиктограмм. На палитре компонентов, представляющей собой множественные тематические страницы, располагаются визуальные и невизуальные компоненты вашей будущей программы. Они составляют библиотеку визуальных компонентов (VCL – Visual Component Library). 
Примечание. Невизуальные компоненты видны только при проектировании приложения. 

Окно проектировщика формы

Окно проектировщика формы – главное место, где происходит сборка программы из компонентов, содержащихся в палитре компонентов. Сама форма – это уже готовая к исполнению программа. В указанное место формы будет вставлен объект - экземпляр компонента выбранного типа.




Окно инспектора объетов

Окно инспектора объектов (Object Inspector) - отображает свойства, активизированного щелчком мыши какого-либо компонента или самой формы. Имя активизированного компонента находится под заголовком окна. 
Это окно имеет две закладки – Свойства ( Properties) и События ( Еvents). 
На первой закладке ( Properties) постоянно отображаются все доступные свойства выбранного компонента. В левой колонке содержится список, а в правой – текущие значения по умолчанию. 
На второй закладке ( Events) отображаются возможные обработчики событий для выбранного компонента. В левой колонке - названия, а в правой - соответствующие свойства или процедуры. 
Что же такое свойства и реакции на события?

Каждый объект в Delphi, даже само окно разрабатываемого приложения, имеют определенные свойства: цвет, размер, отображаемый текст и т.п. 
Эти свойства можно менять еще до запуска проектируемой программы на выполнение. В зависимости от изменяемого свойства результат можно просматривать уже сразу. 
Реакции на события, это результат произошедшего системного события, например, щелчок мыши, нажатие на кнопку, открытие окна и т.п. Реакцию на событие назначают программно, указывая список действий, которые необходимо произвести. Например, если пользователь выполняет клик по кнопке, производится копирование файла.

Окно редактора кодов



По ходу работы система формирует в окне Редактора кодов текст программы на языке Object Pascal, связанной с формой. 
После загрузки Delphi это окно спрятано за окном формы, и его можно увидеть, щелкнув на кнопке Toggle Form/Unit в панели инструментов. 

На момент первого запуска это окно имеет заголовок Unit1
В редакторе кода могут быть открыты сразу несколько файлов. Каждый открытый файл размещается на отдельной странице, а его название отображается на вкладке в верхней части. 
Если в вашей программе три окна, то они будут взаимодействовать в процессе работы с тремя так называемыми модулями (Unit). Все эти модули и отображаются в редакторе.
В окне кода программист непосредственно пишет текстовую часть программы.
Текстовая часть разбивается на несколькие части, называемые процедурами и функциями, которые работают отдельно одна от другой. 
Пользователь может дополнять текст программы самостоятельно или по предложению системы в момент размещения объектов в форме.
Внимание! 
Никогда не изменяйте текст, который уже написан. Можно только добавлять текст программы, но остерегайтесь изменять уже существующий...

План разработки программы, №1

Открыть новый проект.

Разместить в форме следующие компоненты: метку Label и две кнопки Button

  • Выделить кнопку Button2, перейти в Object Inspector на страницу Properties (свойства), найти Caption (заголовок) и изменить заголовок Button2 на заголовок Выход.

  • Перейти на страницу Events (события) Object Inspector, найти событие OnClick, справа от него дважды щелкнуть мышкой. Оказавшись в коде программы, точнее, в заготовке процедуры кнопки Button2, надо написать лишь одну команду: 

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
begin
  Close;
end;

обязательно поставить точку с запятой после Close.

Сохранить проект под именем, например, Unit1.pas и Pr1.dpr.

Запустить программу, затем закрыть окно проекта кнопкой Выход.

Выделить форму, в Object Inspector в свойстве Caption заменить слово Form1 на Проект-1. Это и будет заголовком основного окна программы. 

Выделить кнопку Button1, найти в Object Inspector свойство Caption и заменить слово Button1 на название копки Приветствие. При необходимости увеличить длину кнопки.

Перейти на страницу Events (события) Object Inspector и найти OnClick, справа от него дважды щелкнуть мышкой. Попав в код программы, но теперь в процедуру кнопки Button1, надо написать следующий код:

Label1.Caption:=‘Первые успехи!’;

Сохранить проект окончательно, запустить и протестировать его.

VII Итог урока 
Как запустить программу?
Из каких компонентов состоит окно программы?
С какими компонентами познакомились?
В чем отличие невизуальных от визуальных компонентов?
С помощью какого свойства меняется заголовок у компонента?
Что же такое свойства и реакции на события?
Проекты сохраняются в одном файле или нет?


Краткое описание плана разработки программы, №1

В этом разделе показано, как можно кратко описать план разработки программы. 
Для краткости в дальнейшем будем использовать этот способ записи.

1. Открыть новый проект.

2. Разместить в форме следующие компоненты: метку Label и две кнопки Button.




3. Выполнить следующие действия: 


Выделенный объект

Вкладка окна
Object Inspector

Имя свойства/
Имя события

Значение/Действие

Button2

Properties

Caption

 Выход

 

Events

OnClick

Close;

4. Сохранить проект под именем, например, Unit1.pas и Pr1.dpr.

5. Запустить программу, затем закрыть окно проекта кнопкой Выход.

6. Выполнить следующие действия:


Выделенный объект

Вкладка окна
Object Inspector

Имя свойства/
Имя события

Значение/Действие

Form1

Properties

Caption

Проект-1

Button1

Properties

Caption

Приветствие

 

Events

OnClick 

Label1.Caption:=‘Первые успехи!’;

7. Сохранить проект, запустить и протестировать его.
Задание для самостоятельного выполнения

 

Задание

Подсказка

1

Сделать шрифт выводимой реплики "Первые успехи!" отличным от стандартного по виду, цвету и размеру.

В Object Inspector дважды щелкнуть справа от названия свойства Font.

2

Заменить вид кнопки Выход на более привлекательный.

Для замены кнопки надо удалить существующую, а другую найти в палитре компонентов на вкладке Additional. Она самая левая, называется BitBtn. Затем изменить ее вид с помощью свойства Kind.

3

Сделать так, чтобы после нажатия кнопки Приветствие на экране  появлялось сообщение "Первые и не последние!". 

Изменить значение свойств Caption метки Label1 при реакции кнопки Button1 на событие OnClick.

4

Запустить исполняемый файл Pr1.exe не в среде Delphi, а в Windows.

Запустить исполняемый файл Pr1.exe не в среде Delphi, а в Windows.

Листинг программы, №1 
Для самоконтроля ниже приводится базовый текст программы.


unit Unit1;

interface

uses
Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,
StdCtrls, Buttons;

type
TForm1 = class(TForm)
Label1: TLabel;
Button1: TButton;
BitBtn1: TBitBtn;
procedure Button1Click(Sender: TObject);
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;

var
Form1: TForm1;

implementation

{$R *.DFM}

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
Label1.Caption:='Первые и не последние!';
end;

end.

VII Итог урока 
Как запустить программу?
Из каких компонентов состоит окно программы?
С какими компонентами познакомились?
В чем отличие невизуальных от визуальных компонентов?
С помощью какого свойства меняется заголовок у компонента?
Что же такое свойства и реакции на события?
Проекты сохраняются в одном файле или нет?
VIII Домашнее задание 
Знать из каких элементов состоит окно программы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!