СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Тема. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения.»

Урок русского языка

Учитель русского языка и литературы: Балкаева Полина Павловна

Тема. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения: соединительные отношения (однородность, перечисление, одновременность, последовательность; соединительные союзы и, также, тоже, да); противительные отношения (противоположность, несовместимость, противительные союзы а, но, да, однако, зато); разделительные отношения (выбор, несовместимость, чередование, взаимоисключение; разделительные союзы либо, или, то…то, не то…не то).

Цели:

- деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

- содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уметь определять (находить) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в ССП, при анализе давать интерпретацию языковых явлений, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами. Исправлять пунктуационные ошибки.

Оборудование: учебник, таблица «Сочинительные союзы, три группы сочинительных союзов: соединительные, противительные и разделительные».

Учебник: Русский язык 9 класс, учеб. общеобразоват. организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова / Просвещение, 2016 г.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Сценарий урока

Мотивационный этап

«Брейн-сторлинг» (мозговой штурм). «Классификация».

Работа с карточками.

Учащиеся получают рабочие карточки, на которых размещены разные признаки смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения, опираясь на собственный опыт и похожесть, учащиеся должны сгруппировать их по определенным признакам или критериям.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

Работа в парах

Проанализировать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения и способы их выражения.

Соединительные союзы могут объединять:

- различные явления, происходящие одновременно: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью. (Г. Бакланов). В таких предложениях изменение последовательности частей предложения не имеет смысла;

- явления, происходящие последовательно: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (А.С. Пушкин). В этом случае перестановка предложений невозможна.

Простые предложения в составе сложносочиненного могут обозначать: - временные отношения: Капитан остановил пароход, и все стали проситься погулять. (В. Бианки);

- причинно-следственные отношения: Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться. (К. Симонов);

- результат того, о чем говорилось в первом предложении: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили. (А. Пушкин).

В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек. (М. Горький).

В сложносочинённых предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце!... (М. Горький).

С помощью союза однако передается оговорка к ранее сказанному: Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть своё торжество, ей удалось однако довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид. (М. Лермонтов).

Союзы зато, но зато указывают на возмещение того, о чем говорилось в первом предложении: Лось ушел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом. (Б. Полевой); Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнет. (М. Салтыков - Щедрин).

В значении противительных союзов употребляются частицы же, только: Голова ещё болела, сознание же было ясное, отчетливое. (В. Катаев); Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне. (Г. Бакланов).

Комментарий учителя: Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

На этом мы акцентируем внимание на следующих занятиях.


Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

Внутренняя смысловая связь между частями внешне выражается сочинительными союзами, которые, являясь средством связи частей, одновременно выступают как показатели смысловых отношений между ними.


Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

«Проблемная ситуация»

Упражнение 66


Первичное закрепление нового знания

Игра «Грамматическая разминка»

Внимание! В нашем бизнес-клубе появилась возможность использовать обновленные в памяти теоретические знания на практике: от фирмы «Синтаксис» получен срочный заказ на обработку серии грамматических материалов.

Работа с карточками.


Самостоятельная работа и проверка по эталону

Выполнение упражнения 64 со взаимопроверкой в сменных парах.


Включение в систему знаний и умений

«Свои примеры».

Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.

Класс может быть разбит на группы, и каждой дано своё задание.



Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.



«Опрос - итог»

- Какие предложения называются сложносочиненными?

- Чем они отличаются от сложноподчиненных предложений? От бессоюзных сложных?

- Назовите союзы, с помощью которых соединяются части в сложносочиненном предложении

- Дайте ответы на вопросы в форме сложносочиненных предложений со следующей смысловой связью:

Что происходит ранней осенью в лесу? (одновременность)

Что можно услышать в поле или в лесу? (последовательность).

«СВЕТОФОР»

Красный – Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.

Желтый – Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.

Зеленый – Я полностью справился с заданиями самостоятельно.



Домашнее задание

§13, §14, §15.

Составить опорный конспект (схему, …) по изученной теме урока, как составляющую ранее сговоренного проекта (см. урок 26)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!