СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.»

Тема. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. 

Урок изучения нового материала;

Цели урока: - организовать работу обучающихся по изучению и первичному закреплению способов подчинения в СПП с несколькими придаточными;

- организовать деятельность обучающихся по применению знаний о СПП с несколькими придаточными и умению определять способы подчинения в них;

- развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Задачи:

совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме; учить опознавать СПП с несколькими придаточными в тексте и определять способы подчинения в них; формировать умение строить СПП с несколькими придаточными;

обогащение речевой практики учащихся на основе использования синтаксической конструкции СПП с несколькими придаточными.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. 1. Словарный диктант.

Большая тер(..)итория, узнать о в..кансии, сильное чу(..)ство, серебря..ый браслет, пр..екты работ, путевой обхо..чик,  п..ссимизм,  уютная гости..ая,   ра..тратить средства, активный о..дых, выпекать в духо..ке, лёгкое пр..косновение, ст..реть пятно.

- Подчеркните вставленные буквы, выпишите их на отдельной строчке. Прочитайте слово, получившееся из вставленных букв.

РАВНОДЕНСТВИЕ

Весеннее равноденствие приходится на 20 или 21 марта, осеннее – на 22 или 23 сентября

Зимнее и летнее солнцестояние


2. Беседа.

- Что такое синтаксис?

Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.

- Что изучает пунктуация?

-Понятия сложное предложение и осложненное предложение - одно и то же?

- Какие предложения называются сложноcочиненными?

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

- Назовите виды сложноподчиненных предложений.

3. Исключить третье лишнее предложение, ответить почему?

1.Равнодушие – это ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма.

2.Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.

3. У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал свое сердце. (Придаточные определительные, лишнее 2 предложение.)

3. Давайте посмотрим на то, как выглядит сложноподчиненное предложение.

Устная работа с карточкой (у каждого ребенка индивидуальная карточка)

Соедините стрелочками номера предложений и соответствующие им схемы. Найдите четвертое лишнее.

  1. [ ],( )


  1. ( ) , [ ]


  1. [ ,( ), ]



  1. Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием.

  2. Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.

  3. Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.

  4. Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.




- Почему третье предложение не соответствует ни одной из схем?

- Как вы думаете, для чего включено в задание это предложение? (ребята определяют новую тему урока)

ТЕМА: Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

  • 8. Вернемся к «лишнему» предложению из первого задания. Запишем его и определим способ подчинения.

  • Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.

- Можем ли мы прямо сейчас грамотно выполнить задание ОГЭ по этой теме и обосновать ответ? Почему? (нет, не знаем способы подчинения придаточных предложений)

Значит, наша задача выявить особенности способов подчинения в СПП с несколькими придаточными.

Работа по рядам.

У вас есть листы самостоятельной работы. ( приложение 1)

1 ряд – 1 способ анализирует; 2 ряд – 2 способ; 3 ряд- 3 способ.

Задача: выявить особенности подчинения в СПП с несколькими придаточными.

- Что вам нужно делать, для решения этой задачи?

1) проанализировать предложение;

2) составить схему предложения;

3) восстановить теорию, заполнив пробелы.



Работа с учебником. Теперь обратимся к теории учебника и посмотрим, удалось ли вам самостоятельно решить поставленную задачу

( соотносим теорию учебника с полученным результатом)

(в это время каждому раздаются карточки-подсказки) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

8. Вернемся к «лишнему» предложению из первого задания. Запишем его и определим способ подчинения.

Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.

9. Конструирование предложений

Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Определить вид подчинения. Начертить схему.

  1. Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни (когда …, который …).

  2. Выполните задание ЕГЭ

  3. VІІ. Итог урока.







ЛИСТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Словарный диктант.

Большая тер(..)итория, узнать о в..кансии, сильное чу(..)ство, серебря..ый браслет, пр..екты работ, путевой обхо..чик,  п..ссимизм,  уютная гости..ая,   ра..тратить средства, активный о..дых, выпекать в духо..ке, лёгкое пр..косновение, ст..реть пятно.


Приложение 1

А) [ ],( ).

Б) ( ) , [ ]

В) [ ,( ), ]


  1. Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием

  1. Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.


  1. Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.


  1. Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.


Придожение 2

Проанализируй предложения.

1 способ.

2 способ.

3 способ.


  1. Кучер сказал моему отцу, что лошади устали, что мы не доедем засветло.

  2. Слышно было, как в саду шагал садовник, как скрипела его тачка.

  1. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.

  2. Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней, которых выловил без меня.

  1. Нам сказали, что розы будут цвести все лето, если мы правильно срежем цветы.

  2. Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почетная профессия на шахте.

Восстанови теорию, заполнив пробелы необходимыми сведениями

При первом способе подчинения придаточные относятся к _______________ главному предложению, отвечают на ____________ вопрос и являются ________________________по значению.

Такое подчинение называется _______________________


При втором способе подчинения придаточные отно­сятся к одному главному, но отвечают на ______________ вопросы и являются _______________ по значению.

Такое подчинение называется _______________________ .

При третьем способе подчинения первое придаточное относится к ___________________ предложению и называется придаточным первой степени, второе придаточное относится к ____________________ _______________________________ и называется прида­точным второй степени и т.д..

Такое подчинение называется ________________

ПРИМЕЧАНИЕ

Будьте внимательны: в пределах одного СПП, имеющего более двух придаточных, могут встречаться разные способы подчинения. Такое подчинение называется комбинированным.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!