Тема. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Урок изучения нового материала;
Цели урока: - организовать работу обучающихся по изучению и первичному закреплению способов подчинения в СПП с несколькими придаточными;
- организовать деятельность обучающихся по применению знаний о СПП с несколькими придаточными и умению определять способы подчинения в них;
- развивать орфографические и пунктуационные навыки.
Задачи:
совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме; учить опознавать СПП с несколькими придаточными в тексте и определять способы подчинения в них; формировать умение строить СПП с несколькими придаточными;
обогащение речевой практики учащихся на основе использования синтаксической конструкции СПП с несколькими придаточными.
Ход урока:
Организационный момент
1. Словарный диктант.
Большая тер(..)итория, узнать о в..кансии, сильное чу(..)ство, серебря..ый браслет, пр..екты работ, путевой обхо..чик, п..ссимизм, уютная гости..ая, ра..тратить средства, активный о..дых, выпекать в духо..ке, лёгкое пр..косновение, ст..реть пятно.
- Подчеркните вставленные буквы, выпишите их на отдельной строчке. Прочитайте слово, получившееся из вставленных букв.
РАВНОДЕНСТВИЕ
Весеннее равноденствие приходится на 20 или 21 марта, осеннее – на 22 или 23 сентября
Зимнее и летнее солнцестояние
2. Беседа.
- Что такое синтаксис?
Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.
- Что изучает пунктуация?
-Понятия сложное предложение и осложненное предложение - одно и то же?
- Какие предложения называются сложноcочиненными?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Назовите виды сложноподчиненных предложений.
3. Исключить третье лишнее предложение, ответить почему?
1.Равнодушие – это ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма.
2.Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.
3. У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал свое сердце. (Придаточные определительные, лишнее 2 предложение.)
3. Давайте посмотрим на то, как выглядит сложноподчиненное предложение.
Устная работа с карточкой (у каждого ребенка индивидуальная карточка)
Соедините стрелочками номера предложений и соответствующие им схемы. Найдите четвертое лишнее.
[ ],( ) ( ) , [ ] [ ,( ), ] | Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием. Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях. Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно. Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов. |
- Почему третье предложение не соответствует ни одной из схем?
- Как вы думаете, для чего включено в задание это предложение? (ребята определяют новую тему урока)
ТЕМА: Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
8. Вернемся к «лишнему» предложению из первого задания. Запишем его и определим способ подчинения.
Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.
- Можем ли мы прямо сейчас грамотно выполнить задание ОГЭ по этой теме и обосновать ответ? Почему? (нет, не знаем способы подчинения придаточных предложений)
Значит, наша задача выявить особенности способов подчинения в СПП с несколькими придаточными.
Работа по рядам.
У вас есть листы самостоятельной работы. ( приложение 1)
1 ряд – 1 способ анализирует; 2 ряд – 2 способ; 3 ряд- 3 способ.
Задача: выявить особенности подчинения в СПП с несколькими придаточными.
- Что вам нужно делать, для решения этой задачи?
1) проанализировать предложение;
2) составить схему предложения;
3) восстановить теорию, заполнив пробелы.
Работа с учебником. Теперь обратимся к теории учебника и посмотрим, удалось ли вам самостоятельно решить поставленную задачу
( соотносим теорию учебника с полученным результатом)
(в это время каждому раздаются карточки-подсказки) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
8. Вернемся к «лишнему» предложению из первого задания. Запишем его и определим способ подчинения.
Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.
9. Конструирование предложений
Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Определить вид подчинения. Начертить схему.
Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни (когда …, который …).
Выполните задание ЕГЭ
VІІ. Итог урока.
ЛИСТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Словарный диктант.
Большая тер(..)итория, узнать о в..кансии, сильное чу(..)ство, серебря..ый браслет, пр..екты работ, путевой обхо..чик, п..ссимизм, уютная гости..ая, ра..тратить средства, активный о..дых, выпекать в духо..ке, лёгкое пр..косновение, ст..реть пятно.
Приложение 1
А) [ ],( ). Б) ( ) , [ ] В) [ ,( ), ] | Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием |
Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях. |
Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно. |
Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов. |
Придожение 2
Проанализируй предложения. | 1 способ. | 2 способ. | 3 способ. |
| Кучер сказал моему отцу, что лошади устали, что мы не доедем засветло. Слышно было, как в саду шагал садовник, как скрипела его тачка. | Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней, которых выловил без меня. | Нам сказали, что розы будут цвести все лето, если мы правильно срежем цветы. Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почетная профессия на шахте. |
Восстанови теорию, заполнив пробелы необходимыми сведениями | При первом способе подчинения придаточные относятся к _______________ главному предложению, отвечают на ____________ вопрос и являются ________________________по значению. Такое подчинение называется _______________________ | При втором способе подчинения придаточные относятся к одному главному, но отвечают на ______________ вопросы и являются _______________ по значению. Такое подчинение называется _______________________ . | При третьем способе подчинения первое придаточное относится к ___________________ предложению и называется придаточным первой степени, второе придаточное относится к ____________________ _______________________________ и называется придаточным второй степени и т.д.. Такое подчинение называется ________________ |
ПРИМЕЧАНИЕ | Будьте внимательны: в пределах одного СПП, имеющего более двух придаточных, могут встречаться разные способы подчинения. Такое подчинение называется комбинированным. |