СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.»

Словарный диктант.   Большая тер(..)итория, узнать о в..кансии, сильное чу(..)ство, серебря..ый браслет, пр..екты работ, путевой обхо..чик,  п..ссимизм,   уютная гости..ая,   ра..тратить средства, активный о..дых, выпекать в духо..ке, лёгкое пр..косновение, ст..реть пятно.

Словарный диктант.

  • Большая тер(..)итория, узнать о в..кансии, сильное чу(..)ство, серебря..ый браслет, пр..екты работ, путевой обхо..чик,  п..ссимизм, 
  • уютная гости..ая,   ра..тратить средства, активный о..дых, выпекать в духо..ке, лёгкое пр..косновение, ст..реть пятно.

РАВНОДЕНСТВИЕ

РАВНОДЕНСТВИЕ

Исключить третье лишнее предложение, ответит обосновать. 1. Равнодушие – это ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма. 2. Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена. 3. У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал свое сердце .

Исключить третье лишнее предложение, ответит обосновать.

1. Равнодушие – это ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма.

2. Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.

3. У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал свое сердце .

Выразительно прочитайте предложения. Соедините стрелочками номера предложений и соответствующие им схемы. Найдите четвертое лишнее. А. [ ],( ) В. ( ) , [ ] Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием. Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях. Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно. Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов. С. [ ,( ), ]

Выразительно прочитайте предложения. Соедините стрелочками номера предложений и соответствующие им схемы. Найдите четвертое лишнее.

А. [ ],( )

В. ( ) , [ ]

  • Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием.
  • Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.
  • Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.
  • Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.

С. [ ,( ), ]

Выразительно прочитайте предложения. Соедините стрелочками номера предложений и соответствующие им схемы. Найдите четвертое лишнее. А. [ ],( ) В. ( ) , [ ] Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием. Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях. Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно. Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов. С. [ ,( ), ]

Выразительно прочитайте предложения. Соедините стрелочками номера предложений и соответствующие им схемы. Найдите четвертое лишнее.

А. [ ],( )

В. ( ) , [ ]

  • Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием.
  • Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.
  • Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.
  • Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.

С. [ ,( ), ]

Сложноподчиненные предложения с нескольким придаточными.

Сложноподчиненные предложения

с нескольким придаточными.

Запишите предложение. Определите вид подчинения. Составьте схему. Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.

Запишите предложение. Определите вид подчинения. Составьте схему.

Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.

Кучер сказал моему отцу, что лошади устали, что мы не доедем засветло.  Слышно было, как в саду шагал садовник, как скрипела его тачка.
  • Кучер сказал моему отцу, что лошади устали, что мы не доедем засветло.
  • Слышно было, как в саду шагал садовник, как скрипела его тачка.
 Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. 2. Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней, которых выловил без меня.
  • Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.

2. Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней, которых выловил без меня.

1. Нам сказали, что розы будут цвести все лето, если мы правильно срежем цветы. 2. Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почетная профессия на шахте.

1. Нам сказали, что розы будут цвести все лето, если мы правильно срежем цветы.

2. Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почетная профессия на шахте.

Способы подчинения в СПП.  1 Однородное 2 Неоднородное 3 Последовательное соподчинение соподчинение подчинение  (параллельное)  [ ], ( ), ( ). ( ), [ ], ( ). [ ], ( ), ( ).   1. Доброта – это язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слушать  2. Что бы ни делал человек, его дела ничего не стоят, если он не выполнит своего долга перед родителями.  3. Предполагалось ,что яхта перед выходом в открытый океан остановится в одном из портовых городов, чтобы пополнить запасы воды.

Способы подчинения в СПП.

1 Однородное 2 Неоднородное 3 Последовательное

соподчинение соподчинение подчинение

(параллельное)

[ ], ( ), ( ). ( ), [ ], ( ). [ ], ( ), ( ).

1. Доброта – это язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слушать

2. Что бы ни делал человек, его дела ничего не стоят, если он не выполнит своего долга перед родителями.

3. Предполагалось ,что яхта перед выходом в открытый океан остановится в одном из портовых городов, чтобы пополнить запасы воды.

Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.

Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.

[ Самый медленный человек, ( если у него есть цель ) , идет быстрее того ] , ( который бежит бесцельно ) . [ − (если …) = ], ( который …) .

[ Самый медленный человек,

( если у него есть цель ) , идет быстрее того ] , ( который бежит бесцельно ) .

[ − (если …) = ], ( который …) .

Конструирование предложений Хлынул дождь.  Мы бросились к сараю.  Сарай стоял на краю деревни

Конструирование предложений

  • Хлынул дождь.
  • Мы бросились к сараю.
  • Сарай стоял на краю деревни
Конструирование предложений. Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.

Конструирование предложений.

  • Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.
13 задание ОГЭ по русскому языку: Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных . Запишите номер этого предложения.  (1) Ольга Ивановна тоже готовилась к приходу жильца. (2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила:

13 задание ОГЭ по русскому языку:

  • Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных . Запишите номер этого предложения. 
  • (1) Ольга Ивановна тоже готовилась к приходу жильца. (2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила: "Терпеть не могу, когда в доме чужие люди!" (3) Но потом стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями пропадает в своей больнице. (4) И вообще, жилец - временный. (5) Ольга Ивановна отошла и весь остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком. (Ю.Яковлев)

По схеме определите виды подчинения в предложениях.  1. [ , ( 1 ) , ] , ( 2 )   2. [ , ( 1 ) , ] , ( 2 )   3. ( 1 ) , [  ] , ( 2 ), ( 3 )    4. ( 1 ), ( 2 ), [ , ( 3 ) , ] , ( 4 )

По схеме определите виды подчинения в предложениях.

1. [ , ( 1 ) , ] , ( 2 )

2. [ , ( 1 ) , ] , ( 2 )

3. ( 1 ) , [ ] , ( 2 ), ( 3 )

4. ( 1 ), ( 2 ), [ , ( 3 ) , ] , ( 4 )

Закончите предложение: Хотя я устал, но к концу урока я доволен тем, что….

Закончите предложение:

  • Хотя я устал, но к концу урока я доволен тем, что….


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!