Словарный диктант.
- Большая тер(..)итория, узнать о в..кансии, сильное чу(..)ство, серебря..ый браслет, пр..екты работ, путевой обхо..чик, п..ссимизм,
- уютная гости..ая, ра..тратить средства, активный о..дых, выпекать в духо..ке, лёгкое пр..косновение, ст..реть пятно.
РАВНОДЕНСТВИЕ
Исключить третье лишнее предложение, ответит обосновать.
1. Равнодушие – это ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма.
2. Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.
3. У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал свое сердце .
Выразительно прочитайте предложения. Соедините стрелочками номера предложений и соответствующие им схемы. Найдите четвертое лишнее.
А. [ ],( )
В. ( ) , [ ]
- Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием.
- Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.
- Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.
- Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.
С. [ ,( ), ]
Выразительно прочитайте предложения. Соедините стрелочками номера предложений и соответствующие им схемы. Найдите четвертое лишнее.
А. [ ],( )
В. ( ) , [ ]
- Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием.
- Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.
- Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.
- Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.
С. [ ,( ), ]
Сложноподчиненные предложения
с нескольким придаточными.
Запишите предложение. Определите вид подчинения. Составьте схему.
Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.
- Кучер сказал моему отцу, что лошади устали, что мы не доедем засветло.
- Слышно было, как в саду шагал садовник, как скрипела его тачка.
- Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.
2. Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней, которых выловил без меня.
1. Нам сказали, что розы будут цвести все лето, если мы правильно срежем цветы.
2. Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почетная профессия на шахте.
Способы подчинения в СПП.
1 Однородное 2 Неоднородное 3 Последовательное
соподчинение соподчинение подчинение
(параллельное)
[ ], ( ), ( ). ( ), [ ], ( ). [ ], ( ), ( ).
1. Доброта – это язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слушать
2. Что бы ни делал человек, его дела ничего не стоят, если он не выполнит своего долга перед родителями.
3. Предполагалось ,что яхта перед выходом в открытый океан остановится в одном из портовых городов, чтобы пополнить запасы воды.
Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.
[ Самый медленный человек,
( если у него есть цель ) , идет быстрее того ] , ( который бежит бесцельно ) .
[ − (если …) = ], ( который …) .
Конструирование предложений
- Хлынул дождь.
- Мы бросились к сараю.
- Сарай стоял на краю деревни
Конструирование предложений.
- Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.
13 задание ОГЭ по русскому языку:
- Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных . Запишите номер этого предложения.
- (1) Ольга Ивановна тоже готовилась к приходу жильца. (2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила: "Терпеть не могу, когда в доме чужие люди!" (3) Но потом стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями пропадает в своей больнице. (4) И вообще, жилец - временный. (5) Ольга Ивановна отошла и весь остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком. (Ю.Яковлев)
По схеме определите виды подчинения в предложениях.
1. [ , ( 1 ) , ] , ( 2 )
2. [ , ( 1 ) , ] , ( 2 )
3. ( 1 ) , [ ] , ( 2 ), ( 3 )
4. ( 1 ), ( 2 ), [ , ( 3 ) , ] , ( 4 )
Закончите предложение:
- Хотя я устал, но к концу урока я доволен тем, что….